Столичный институт переводчиков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Столичный институт переводчиков

факультет английского языка

 

 

курсовая работа

 

тема: парламент

и монархия

Особенности истории

 

 

Выполнила:

Научный руководитель:

 

Москва

2000


 

Британская монархия                                                                                              

Правление Тюдоров                                                                           3

Правление Стюартов                                                                          4


Ганноверская династия                                                                       8

Виндзорская династия                                                                         10

 

Британский парламент

Становление Британского парламента                                               12

Развитие Британского парламента                                                      16

Развитие системы парламентских выборов                                         18

Современный Британский парламент                                                 21

Палата общин                                                                           22

Палата лордов                                                                           40

 

 



Британская монархия

В VIII-XV веках господствующей формой государственного устройства в Европе становится монархия. В большинстве стран она пришла на смену феодальной раздробленности. Процесс укрепления государства означал для короля борьбу с сепаратизмом крупных феодалов, создание бюрократического аппарата, налоговой системы и постоянной армии. Все это было бы невозможно осуществить без надежной социальной базы, без поддержки основных сословий. Сословно-представительные учреждения возникли в результате сотрудничества королевской власти, рыцарства и горожан – сословная монархия.

Англия - страна давних гражданских свобод, старейшего парламента и еще более почтенной по возрасту монархии. В обществе, где ценятся вековые традиции, монархия является одним из популярных государственных институтов.

К VIII веку из раздробленных удельных владений на Британских островах сложилась единая держава с относительно централизованным управлением во главе с королем. С тех пор ритуал коронации сохранился до сегодняшнего дня.

С конца XIII века ведет свое начало парламент как учреждение, призванное выступать от имени королевских подданных, выражать их чаяния, не обязательно совпадающие с мнением короны.

На протяжении веков политическая обстановка в стране характеризуется отношениями складывающимися между королем и парламентом.

В течение трех-четырех столетий - до буржуазной революции середины XVII века - Парламент то являлся орудием против всевластия монарха, то использовался последним в борьбе против стремившихся утвердить свое владычество феодалов. Для Англии характерен резкий антагонизм между королевской властью и крупными феодалами. Последние из-за честолюбивых замыслов не раз доходили до насильственного устранения неугодных монархов, сажая на трон своих ставленников. Однако и монархи пытались опираться на Парламент в борьбе против властолюбивой знати.

Правление Тюдоров

Правление Тюдоров (1485-1603) - период абсолютной власти монархов - абсолютная монархия.

В период абсолютной монархии короли пренебрежительно относились к парламенту, он созывался ими только для сбора налогов, поскольку требовалось его согласие, в остальном - не интересовались его мнением.

Тюдоры в целом правили искуснее Стюартов. При них Англия встала на путь интенсивного внутреннего развития, стал складываться класс собственников, обязанных процветанием своей предприимчивости, а не родовитости. Заметно вырос политический, военный вес страны на континенте.

Генрих VIII Тюдор (1491-1547), вступивший на трон в 1509 году, покончил с засильем в стране католической церкви, возложив на себя обязанности главы Англиканской церкви.

Елизавета I Тюдор (1533-1603), занявшая престол в 1558 году, стремилась поддерживать согласие с Парламентом без использования рычагов диктаторской власти. Елизавета I превратила Англию в ведущее государство Европы, выдержав долгое противоборство с Испанией и разгромив в 1588 году ее флот у берегов Англии.

Во время правления Елизаветы I парламент окреп: члены Палаты Общин решались вести диалог с королевой на равных. В нем все громче звучали голоса представителей крайнего направления Англиканской церкви - пуритан с их требованиями очищения церкви от всех атрибутов католицизма и полного отказа от подчинения короне.

Правление Стюартов

Якову I Стюарту (1566-1625), занявшему престол в 1603 году после оставшейся незамужней и бездетной Елизаветы, понадобилось относительно мало времени, чтобы - помимо, разумеется, своей воли - довести напряженность внутри страны до точки кипения. Яков I окружил себя фаворитами-негодяями, чем был сильно недоволен Парламент.

Сменивший короля Якова I в 1625 году Карл I (1600-1649), следуя по той же роковой стезе, вверг страну в гражданскую войну. Карл I Стюарт своей авторитарностью, игнорированием парламента, религиозной нетерпимостью восстановил против себя значительную часть нации.

В мае 1625 года Карл женился на сестре французского короля Людовика XIII - Генриетте-Марии - католичке, облеченной наказом своих прелатов продвигать в Англии «истинную веру».

Карл вырос в обстановке распущенности при общем падении нравов при дворе. Он легко подпадал под влияние втиравшихся к нему в доверие фаворитов, демонстрируя свое слабоволие.

Религиозная нетерпимость Карла - вот вопрос его непримиримости с парламентом (большинство парламента поддерживало Англиканскую церковь), где Карл показал отсутствие здравомыслия, что объяснялось влиянием на него Уильяма Лода (с в 1633 года архиепископ Кентерберийский).

Требования петиции, поданной парламентом королю (упразднение Высокой комиссии, то есть, упразднение внесудебной расправы; невмешательство короля в судебную деятельность; борьба с произволом отдельных лиц правящей верхушки; требование об установлении новых налогов только с полного согласия парламента; ограничение произвола королевской юстиции - аресты должны производиться только по закону), были неприемлемы для монархии, поэтому парламент был разогнан, но вскоре Карл Стюард был вынужден вновь собрать его, поскольку Англия находилась на грани поражения в религиозной войне с Шотландией. Этот парламент получил название «Долгого парламента» (1640-1653). Он не только повторил требования предыдущего, но и расширил их требованием о роспуске парламента (распускать парламент можно только после 50-ти дней его работы; срок беспарламентского правления – 3 года). Это и послужило толчком для начала революции.

Историки считают, что у Карла имелось достаточно шансов уладить полюбовно конфликты с парламентом. Если бы он был готов оставить усилия по поддержке католицизма, то смог бы спасти и трон, и себя.

Против взбунтовавшегося парламента Карл I поднял 22 августа 1642 года восстание в Ноттингеме. Первоначально Карл контролировал значительную территорию, но с лета 1644 года армия Кромвеля стала одерживать верх. Весной 1646 года после разгрома королевских войск, Карл сдался на милость шотландцев, а те выдали его Кромвелю. В плену король содержался в комфорте, некоторые соратники Кромвеля даже целовали ему руки - казнить короля тогда никто не собирался. В сентябре 1647 года Кромвель начал переговоры с Карлом I как главой престола. Переговоры тянулись безрезультатно. Кромвель, а также большинство в парламенте пошли бы на уступки королю, если бы не нажим со стороны рядовых армии Кромвеля, принявших весной 1648 года решение о привлечении Карла к суду.

Казнь Карла I в январе 1649 года положила конец абсолютистским порядкам в стране.

Результат Английской буржуазной революции - резкое ограничение королевской власти; заложены основы конституационной монархии. Среди принятых законодательных актов:

· Великая ремонстрация – требования к королю, назначать на должностные места, только тех лиц, которые пользовались доверием парламента.

· 3-ех годичный акт (1641), устанавливал сроки полномочий английского парламента и, самое главное, то, что если король не созывал парламент в течении трех лет, то тогда его созывали шерифы короля. Если выборы не проводятся парламент начинает функционировать самостоятельно. Парламенту также дается право самостоятельно собираться для проведения заседаний.

· Акт о создании парламентской армии – создавалась парламентская армия, которая стала серьёзным конкурентом королевской армии.

Упраздняется высшая палата – Палата лордов, верховная власть окончательно переходит в руки парламента. Высший орган исполнительной власти – государственный совет, он обязан отчитываться о своих действиях парламенту. Законодательная власть закрепилась за Лорд-канцлером и парламентом. Лорд-канцлер обладал следующими полномочиями: командование войсками; война и мир; назначение должностных лиц на местах.

Парламент становится носителем верховной власти, все постановления парламента имеют высшуююридическую силу без согласия короля.

19 мая 1649 года актом парламента Англия объявляется республикой.

Успешные военные кампании Кромвеля в Ирландии, Шотландии, войны с Голландией, Испанией, захват Ямайки заставили другие страны считаться с провозглашенной в мае 1649 года республикой. Доходы от эксплуатации колоний стали главным источником для казны, стимулировали развитие капитализма. Возникла крупнопоместная буржуазия. Ее интересы в парламенте отстаивала сложившаяся к 80-м гадам группировка вигов. Ей противостояли тори - представители мелкопоместного дворянства (старая земельная аристократия).

В целом, нация не была готова к таким радикальным переменам, и это играло на руку наследнику Карлу, бежавшему на континент. Смерть Кромвеля 3 сентября 1658 года побудила его к сделке с принявшим командование армией полковником Джорджем Монком. С его подачи Карл обратился в апреле 1660 года с декларацией к англичанам, обещая всем подданным, стоявшим на стороне Кромвеля, амнистию, если они «вернутся на стезю лояльности и послушания».

Карл возвращается, но рычаги абсолютизма восстановлены не будут. Финансовая свобода монарха ограничена парламентом. Выделенной парламентом суммы Карлу явно не хватает и он получает негласные субсидии от Людовика XIV в обмен на поддержку католицизма в Англии. Однако, большинство парламентариев были едины в ревностной поддержке Англиканской церкви, что противоречило курсу короля.

Во имя личных прихотей Карл II легко жертвовал национальными интересами: в последние четыре года его правления религиозная роль в стране обострилась до крайности. В парламенте разгорелась борьба между вигами и тори.

Королевская власть была еще далека от того, чтобы играть роль «надпартийной силы». Карл II протежировал тори, видя в вигах противников его брата - католика Якова - наследника престола. После смерти Карла II 6 февраля 1685 года престол перешел к его брату - Якову (Яков II 1633-1701).

Отрекшись от протестантства, Яков II еще яростнее, чем его отец, стремился «окатоличить» Англию, что вызвало в стране недовольство. В этих условиях влиятельные деятели Англии предложили занять престол Вильгельму Оранскому - мужу дочери Якова II, которая была протестанткой и к отцу особой привязанности не питала. К нему были отправлены эмиссары от имени крупнейших земельных собственников, купцов и банкиров, высшего духовенства с просьбой о вмешательстве с целью избавления Англии от ненавистного монарха. В 1688 году Вильгельм Оранский во главе 13-тысячной армии высадился в Англии. На штандарте своих войск Вильгельм начертал девиз: «Я буду поддерживать протестантскую религию и свободы Англии». Свергнутый Яков II бежал во Францию. Его попытка с помощью французских войск дать Вильгельму бой в Ирландии кончилась крахом.

Парламент проголосовал за Вильгельма как нового монарха, а его супругу провозгласил королевой. Однако, для Англии Вильгельм III навсегда остался королем-чужеземцем.

К концу 1689 года оставшиеся спорные проблемы взаимоотношений между королевской властью и парламентом были решены в пользу последнего. В «Билле о правах» 1689 года, ставшем основой складывающихся норм законности в государстве, монарх лишался прерогатив приостанавливать действие законов, взимать налоги без разрешения парламента, держать в мирное время постоянную армию. Монарху предписывалось регулярно созывать парламент, в котором должна была царить свобода слова.

Направленный в Англию государем Всея Руси, царем Московским Алексеем Михайловичем в середине 70-х годов XVII века переводчик посольского приказа Андрей Виниус так описывал правление на Британских островах: оно «отчасти монархиально (единовластно), отчасти аристократно (правление первых людей), отчасти демократно (народоправительно)... Парламент делится на два дома... А без поведения тех двух домов король не может в великих делах никакого совершенства учинить». Принцип, определяющей взаимоотношения правительства, парламента и монарха: «Английский монарх царствует, но не управляет».

 В Билле о правах 1689 года в законодательном порядке была установлена верховная законодательная власть парламента, получила законодательное за­крепление привилегия свободы слова в парламенте.

 «Билль о правах» 1689 года, возник в результате борьбы между вигами и тори. По содержанию этот документ был актом, который закреплял лидирующее политическое положение буржуазии, был формой гарантированности прав английского парламента, гарантией прав политических партий. При вступлении на престол, король теперь обязан был выражать интересы буржуазии. Этим актом, между вигами и тори было заключено конституционное соглашение, которое выражалось в следующем: тори остаются у власти, но будут проводить политику в интересах вигов. Этот компромисс стал основой дальнейшего политического развития Англии.

В соответствии с «Актом о веротерпимости» была разрешена свобода публичного богослужения. Судебная власть добилась независимости от монарха с подчинением ее парламенту. Упорядочению государственных финансов способствовало учреждение Английского банка.

Согласно принятому в 1701 году парламентом «Акту об устроении» (закон о престолонаследии) трон переходил только к приверженцам Англиканской церкви, что исключало возврат на престол Стюартов-католиков. Акт четко разграничил полномочия монарха и правительства. Короли лишились практически всех полномочий, в том числе, права издавать нормативные акты - теперь это делали специальные министры. Принцип непосещения королём заседаний правительства сложился просто в результате многократного непосещения им заседаний.

Английские монархи могли издавать законодательные акты, но не пользовались этим правом и оно постепенно отошло к парламенту.

Была провозглашена свобода и самостоятельность судебной власти: монарх лишался права назначать и смещать с должности всех судей без каких-либо очевидных причин и согласия парламента; также монарх лишился права изменять решения судов.

К началу XVIII века период конституционной монархии в Англии завершается – начинается утверждение парламентской монархии.

Последняя из Стюартов на троне - королева Анна (1702-1714).

Спустя две недели после вступления Анны на престол, Англия объявила войну Франции в связи с начавшейся на континенте войной за испанское наследство. Полководец Анны герцог Мальборо прославил свою королеву победами на полях битв. Однако, Анна не встала на его защиту, когда тори на волне недовольства в стране затянувшимся военным конфликтом добились смещения Мальборо с поста командующего армией, начав переговоры о мире Утрехтский мир, принес Англии владение Гибралтаром, Ньюфаундлендом и некоторыми другими территориями.

Анна всегда стремилась стоять над партиями, но в проведении этого курса королева была непоследовательна. Ее симпатии были все же на стороне торийских деятелей, но предопределять исход парламентских выборов королева не могла: в 1705 году большинство мест в парламенте завоевали виги.

К концу правления Анны обострилась борьба вокруг кандидатуры ее преемника. Тори были склонны поддерживать королеву в ее стремлении передать трон сыну Якова II - католику Якову Эдуарду Стюарту (не имея детей, Анна хотела видеть после себя на престоле своего племянника), но учитывая акт 1701 года о престолонаследии и господствовавшие в стране настроения, ей пришлось отказаться от этой мысли. В результате трон занял монарх-иностранец.

Ганноверская династия

Значительную часть XVIII века и более трети XIX века престол в Англии занимали монархи Ганноверской династии (1714-1837).

Началась она с Георга-Людвига (1660-1727) - сына Софии, мать которой, Елизавета, была дочерью Якова I. Согласно акту о престолонаследии 1701 года протестантке Софии (внучке Якова I) предстояло вступить на трон после кончины Анны, но она не дожила двух месяцев до смерти королевы (супруг Софии, Эрнст-Август, умер в 1698 году). Таким образом, 54-летний немец Георг-Людвиг очутился на английском троне, став в 1714 году королем Георгом I.

При Ганноверах Англия принимала участие в шести крупных войнах, главным образом против Франции. Потеря ею 13 колоний (а также Флориды) в Северной Америке, добившихся независимости к 1783 году, была компенсирована расширением английских владений в Индии, захватом голландских колоний в Южной Африке и признанием Францией английского суверенитета над Канадой по Парижскому миру 1763 года. Промышленный переворот набирал силу - его питали доходы от заморской торговли. На авансцену выходили предприниматели-заводчики.

Отличительной чертой этой династии была их готовность предоставитьведение государственных дел министрам, а самим прожигать жизнь на отпускавшиеся парламентом субсидии. Теккерей в очерке о Георгах считал безразличие ганноверцев, особенно первых двух, к политике положительным явлением для Англии, поскольку правящие деятели располагали свободой рук в проведении желанного курса.

Георг I не знал английского языка и не старался им овладеть. Вообще Англия ему была не по душе. Правительственные бумаги он часто подписывал, не знакомясь с их содержанием, что вполне устраивало его министров-вигов.

Характерное для первой половины XVII века засилье в парламенте, в министерских кабинетах вигов подходило к концу. Из-за своей неоднородности эта партия распадалась на враждующие фракции. Тори с их базой в сельском обществе и духовенстве тоже менялись в результате притока в их ряды новых капиталистических собственников. Верх брали тори.

На протяжении XVIII-XIX веков идёт бурное развитие промышленности, появляется рабочий класс. Появляется новая рабочая партия (лейбористская), которая существенно изменила состав парламента. Старого английского крестьянства уже не существовало. Сельская община исчезла. Нужда гнала безземельных крестьян в города.

Вступивший на престол 44-летний Георг II не уступал отцу по части прожигания жизни. Нация не очень скорбела, когда в 1760 году Георг II умер.

Георг III, потеряв 13-летним подростком отца - старшего сына Георга II, Фредерика, погибшего из-за нелепой травмы на теннисном корте, с ранних лет находился под жесткой опекой деда (Георга II), осуществляемой воспитателями-вигами. Юный Георг помнил, что его отец (Фридерик) симпатизировал тори. Вступивший на трон в возрасте 22 лет, Георг III пошел против вигов.

Георг III был очень властолюбив. Чтобы обеспечить себе поддержку в парламенте, он подкупал «нужных людей», из коих возникла так называемая «партия друзей короля».

Самым серьезным испытанием для Георга III стали не увенчавшиеся успехом попытки подавления мятежей в заокеанских колониях.

Георг IV и наследовавший за ним престол третий сын Георга III, Вильгельм IV, не оставили ощутимого следа в истории страны.

Георги-ганноверы, поглощенные своими личными делами, не могли, да и не пытались играть какую-либо роль в истории страны.

Виндзорская династия

В эпоху королевы Виктории (1819-1901) британская корона засияла во всей своей красе, очистившись от накопившейся за предыдущие полтора столетия грязи.

Виктория - единственная наследница Георга IV - дочь его сына, герцога Кента.

Год 1837, когда Виктория стала королевой, был началом развертывания в стране массового рабочего движения - чартизма. 20-30-е годы XIX века были временем невиданных страданий и бедствий трудящихся масс.

Смерть Альберта, супруга королевы, в декабре 1861 года потрясла Викторию, она даже подумывала об уходе из жизни. В течение примерно 15 лет королева вела затворнический образ жизни, но свою активность в государственных делах она не снизила.

После кончины супруга, тяготевшего к миролюбию в политике, Виктория стала сторонницей имперского курса. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов королева пять раз угрожала отречением - этим самым сильным орудием монархии - если правительство не займет более воинственной позиции в отношении России.

Виктория как и многие английские монархи не играла роль «надпартийной силы». Правление либералов было ненавистно королеве из-за их лидера Гладстона (ее выводило из себя отсутствие информации о заседаниях кабинета). Утешительным для нее стало возвращение, в 1886 году к власти тори-консерваторов.

Все более импонировал королеве делавший карьеру в рядах тори Бенджамин Дизраели, ставший в 70-х года, премьер-министром, главным советником королевы и кумиром экспансионистски настроенной буржуазии. На выборах 1880 года тори потерпели поражение.

Прогрессивные реформы, осуществленные в Англии за годы правления Виктории, по праву вошли в историю: избирательное право получили широкие слои населения, выборы осуществлялись тайным голосованием, были созданы советы графств, учрежден муниципальный совет Лондона, стало бесплатным начальное образование, вышли законы об охране труда женщин и детей на производстве, об ответственности предпринимателей за увечья на предприятиях, об ограничении продолжительности рабочей недели. Это далеко не полный перечень реформ.

Виктории не стало 22 января 1901 года.

К началу XX века, пройдя через многие критические, кризисные ситуации, институт британской монархии обрел ограниченные актами Парламента рамки, в которых он действует и в настоящее время (парламентская монархия).

Старший сын Виктории Альберт (1841-1910) взошел на престол как король Эдуард VII в 1901 году.

Вскоре после коронации Эдуард VII приступил к осуществлению давно задуманного замысла сближения с Францией и Росией. Нуждаясь в деньгах, король приблизил к себе ссужавших его средствами банковских воротил, оказывавших на него сильное давление и выступавших за жесткий курс Англии в отношениях с Германией.

Гибкость, приспособляемость к переменам английской монархии наглядно воплотил в своей персоне Георг V - младший сын Эдуарда VII, ставший в 1910 году королем. Вступив на трон, он заметно изменил порядки при дворе. Прежнего блеска и развлечений не стало. В коронационной речи он удивил многих своей ортодоксальностью в поддержке протестантской церкви.

Георг V последовательно руководствовался представлением о монархии как о надпартийной силе. После отставки консервативного кабинета он обратился к лейбористам с предложением о формировании правительства. Вскоре он убедился, что лидеры лейбористов относятся к монархии не менее уважительно, чем руководство старых партий.

В условиях обострения социальной напряженности в стране Георг V добился увеличения пособий безработным. Во время всеобщей забастовки 1926 года убедил правительство воздержаться от крайних мер против рабочих.

В 1936 году престол перешел к Георгу VI (1895-1952).

Поражение консерваторов на выборах 1945 года Георг VI воспринял как трагедию, но вскоре неплохо поладил с лейбористскими лидерами, хотя считал их шаги в национализации ключевых отраслей промышленности ошибочными. Такую же позицию он занимал в отношении предоставления независимости Индии в 1947 году.

6 февраля 1952 года на престол вступила Елизавета II.

Одно из важнейших преимуществ современной английской монархии с точки зрения стабильности в стране - это изъятие вооруженных сил и других ключевых звеньев государственной структуры из сферы межпартийной, политической борьбы. Эти звенья подчинены короне, и сейчас она демонстрирует себя нейтральной государственной силой.

Принцип разделения властей и принцип гарантированности основных прав и свобод английских граждан остаются основными принципами государственного строя Англии.

Многовековой опыт подтверждает, что британская монархия в трудных ситуациях способна самосохраняться. Отстаивание «божественных» прав и прерогатив перед лицом феодальных владык; затем, с ростом капиталистических отношений, ломка порядков, позволившая короне прибегнуть к абсолютистской форме правления; противостояние между цеплявшейся за старые позиции монархией и притязавшими на верховенство хозяевами промышленных предприятий, банков, торговых фирм, приведшее к ограничению возможностей института монархии - таков путь эволюции находившихся на британском престоле династий. Эволюционное преобразование Британской монархии не уменьшило, а лишь прибавило ей популярности.

Выживаемость монархии в Великобритании объясняется также национальными чертами английского народа, его «воспитанностью» в духе компромиссов, социального согласия, выработанного за последние три столетия. Для массы британцев это - прежде всего декоративный институт, позволяющий смаковать детали быта королевской семьи, церемониалов, что для рядовых людей, живущих совсем в иной сфере, представляется чем-то похожим на живой сюжет из волшебной сказки. Вот почему королевский двор тщательно заботится о поддержании в неприкосновенности внешних атрибутов своего величия и исключительности.

Британский парламент

Британский Парламент — один из старейших парла­ментов мира. Его часто называют «праматерью» - точнее было бы говорить «праотцом» - всех парламен­тов. Со второй половины XIII века он продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.

Благодаря Парламенту Англия представляла наиболее свободную в политическом и правовом смысле страну, наиболее мощное государство всего западного мира, центр огромной колониальной империи.

Иногда термин «парламент» употребляют для обозначения обеих па­лат Парламента: верхней палаты – Палаты лордов и нижней палаты – Палаты общин, но чаще, когда говорят о верховной законодательной власти, под «парламентом» подразуме­вают его основную часть - Палату общин. Палата общин - это единственный выборный центральный орган государственной власти в стране. Члены Палаты общин именуются «членами Парламента».

Развитие Парламента

Парламент XVIII-XIX веков полностью воспринял организацию исторического английского Парламента, но в деятельности его сложилось много новых конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством и взаимоотношениями с короной.

Парламент стал более многочисленным и представительным органом. К XVIII веку количественный состав нижней палаты был постоянным (в 558 мест, в том числе, 45 от Шотландии), в XIX веке он вырос до 658 за счет Ирландии. В состав Палаты лордов к середине XIX века входило 465 светских и духовных аристократов (в т.ч. 207 епископов).

В XVII веке членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет. В XIX веке установился возрастной ценз в 21 год (тождественный гражданской правоспособности).

Члены Верхней палаты имели значительные государственные привилегии: судились только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль, касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для принятия решения достаточно было присутствия трех лордов.

С 1858 года в Палату общин мог быть избранным любой избиратель старше 21 года и отвечавший избирательным ограничениям. Не могли быть избранными в палату иностранцы; судьи высших судов; духовенство; находящиеся под следствием; чиновники графств; лица, получавшие жалование от короны и пенсии от нее (с 1718 года).

Только в начале XIX века в Парламент получили доступ католики. В 1858 году избран первый еврей - барон Ротшильд.

В XVII-XVIII веках содержание парламентских дискуссий формально оглашению не подлежало. С 1771 года вошло в практику печатание отчетов о заседаниях палат.

В XVIII веке (конце XVII века) окончательно складывается верховенство парламента. Полномочия Парламента к этому времени охватывают практически любые вопросы. Важнейшие характеристики власти Парламента: суверенность, неограниченность, неподконтрольность.

Основной формой деятельности Парламента было законодательство. С середины XVIII века принималось в среднем по 250 биллей в год. В законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств).

Но со второй половины XIX века Правительство стало оказывать все более определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881 года вошло в обиход «правило спешности», согласно которому премьер-министр был в праве предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу особой государственной важности.

С 1887 года депутаты получили право требовать прекращения прений, и такая резолюция обязательно должна была голосоваться. До этого ход прений никак не регламентировался, и их продолжительность была произвольной.

С 1783 года было признано официально право парламентского запроса к Правительству. Однако за членами кабинета также было признано право, отвечать или не отвечать на запросы. С начала XVIII века запросы были формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства, то есть, известно ли какое-либо происшествие или явление Правительству. Только в 1869 году право парламентского запроса стало важным обычаем.

Палата общин

Палата лордов

Палата лордов формируется на не­выборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты — 1195 герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов, имена которых вписаны в так на­зываемую «золотую книгу» английского дворянства. Это пэ­ры парламента. Они подразделяются на духовных и свет­ских, потомственных и пожизненных.

К числу духовных лордов относятся 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности.

Все остальные члены палаты относятся к категории свет­ских. Основную группу составляют те светские пэры, право которых быть членами палаты переходит по наследству. В палате — 789 потомственных пэров и пэресс.

В палате имеется 359 пожизненных пэров и пэресс. Большинство из них — это политические и партийные де­ятели, либо высшие военнослужащие и чиновники, вышед­шие в отставку, либо руководители крупных государственных или частных предприятий, выдающиеся ученые, проф­союзные деятели, известные актеры. Звание пэра предоставляется за заслуги в общественной и политической деятельности.

Одиннадцать членов палаты — лорды-юристы. Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должно­сти, для оказания помощи палате при решении судебных дел.

В Палате лордов, как и в Палате общин, также существует деление на партийные группы, но его влияние не столь зна­чительно, как в Палате общин.

Председатель Пала­ты лордов - лорд-канцлер. Его статус и роль в палате значитель­но отличаются от того положения, какое занимает спикер в Палате общин. Лорд-канцлер - член кабинета и назна­чается лично премьер-министром. Он является также гла­вой судебной системы страны. В Палате лордов он прини­мает участие в дебатах и голосовании.

Лорд-председатель комитетов (его заместитель) председательствуют вместо лорда-канцлера, когда палата преобразуется в заседание Комитета всей палаты. Они назначаются палатой ежегодно в начале сес­сии.

Постоянным должностным лицом Палаты лордов являет­ся клерк, полномочия которого аналогичны полномочиям клерка Палаты общин.

Каждая партия в Палате лордов имеет своего лидера. В их обязанности входит пла­нирование дебатов в палате. В Палате лордов также имеются главные «кнуты» и их помощники, выполняющие те же фун­кции, что и «кнуты» в Палате общин. Но в Палате лордов не существует никаких соглашений между «кнутами», касаю­щихся отсутствия на заседаниях равного числа членов пала­ты от правящей и оппозиционной партий.

Во время заседаний члены па­латы (за исключением духовных лордов) располагаются не по старшинству титулов, как было прежде, а соответственно на скамьях правительства и оппозиции.

Заседания проводятся с понедельника до четверга и в конце сессии — по пятницам (всего — около 160 дней в сес­сию). Заседания начинаются с краткого «часа вопросов» (эта процедура занимает около 20 мин), но вопросы разрешается задавать только после обсуждения основной повестки дня. Более половины всего времени палаты занято рассмотрени­ем правительственных биллей.

Палата лордов имеет собственные постоянные правила. Однако регламент в ней не столь строг и жесток, как в Па­лате общин. Ответственность за поддержание порядка в палате лежит на всех ее членах. В Палате лордов не существует каких-либо правил для сворачивания дебатов по законопроектам. Не имеется здесь также правил, обусловливающих преимущество правитель­ственных дел над другими делами.

Регулярно на заседаниях палаты присутствует и прини­мает участие в голосовании около трети ее состава. Часть членов палаты вообще никогда не принимает участия в ее заседаниях.

Законодательная деятельность Палаты лордов. Члены Палаты лордов обладают правом законодательной инициативы, и законо­проекты могут вноситься в Палату лордов. В качестве части верховного зако­нодательного органа Палата лордов рассматривает и прини­мает с поправками или без поправок законопроекты, приня­тые Палатой общин и переданные на ее рассмотрение. Она может отклонять законопроекты сроком на один год, то есть имеет право отлагательного вето.

Порядок прохождения законопроекта в Палате лордов в основном тот же, что и в Палате общин. Рядом особенностей отличается рассмотрение в Палате лордов финансовых законопроектов, в частности бюджета. Он становится предметом правительственного заявления в палате лордов, затем сразу же обсуждается во втором чте­нии. Непосредственно после этого происходит голосование законопроекта о бюджете в третьем чтении.

Вместе с поправками, сделанными лордами, финансовый законопроект передается в Палату общин. Послед­няя рассматривает эти поправки и, в случае несогласия с ними, вместе с обоснованием, объясняющим причины несогласия, и вновь сде­ланными поправками законопроект передается на новое рассмотрение Палаты лордов. Этот процесс обычно разрешается путем компро­мисса.

Финансо­вый законопроект, принятый Палатой общин и переданный за месяц до окончания сессии на рассмотрение в Палату лор­дов, становится законом без ее одобрения, если он не принят ею в течение одного месяца.

Контроль Палаты лордов над правительством. Прави­тельство не несет политической ответственности перед Пала­той лордов, и последняя не может заставить его уйти в от­ставку. Но она осуществляет контроль над правительством в тех же формах, что и Палата общин, но в условиях менее жесткой ре­гламентации. Процедура Палаты лордов не ограничивает продолжи­тельности времени, отводимого для вопросов пэров минист­рам.

Другая функция Палаты лордов - она выступает в качестве высшей судебной инстанции страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного суда, а по некоторым делам — суда первой инстанции. Палата лордов рассматривает апелляции на решения судов по гражданским делам на территории всей страны и на реше­ния судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии — по уго­ловным делам. Решение, которое она выносит по апелля­ции, является окончательным. Палата рассматривает около 70 судебных дел в год. Рассмотрение апелляций проводится в Комитете по апел­ляциям. В решении дел могут принимать участие только лорд-канцлер, 11 орди­нарных лордов по апелляциям и 10 пожизненных пэров, которые в течение определенного времени занимали высокие судейские должности.

 

 


 


Список литературы

 

1. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. – М.: 1980

2. Зайцев И. Средневековые сословно-представительные учреждения (Англия и Франция). - История (газета) № 24, 1998

3. Матвеев В.А. Британская монархия: искусство выживания. - Новая новейшая история (журнал) №6, 1993

4. Остапенко Г.С. Британская монархия от Эдуарда VIII до Елизаветы II. -Новая и новейшая история (журнал) № 6, 1999

 


 


Столичный институт переводчиков

факультет английского языка

 

 

курсовая работа

 

тема: парламент

и монархия

Особенности истории

 

 

Выполнила:

Научный руководитель:

 

Москва

2000


 

Британская монархия                                                                                              

Правление Тюдоров                                                                           3

Правление Стюартов                                                                          4


Дата: 2019-05-29, просмотров: 157.