Понятийно-терминологический аппарат
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Системы наук о туризме

 

В последней редакции Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (от 5 февраля 2007 года) приводится толкование следующих туристских терминов:

 

туризм временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания
туристская деятельность туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий
туризм внутренний туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации
туризм выездной туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну
туризм въездной туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации
туризм международный туризм выездной или въездной  
туризм социальный туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей
туризм самодеятельный туризм, организуемый туристами самостоятельно  
турист лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания
туристские ресурсы природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил
туристская индустрия совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников
туристский продукт комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта
туроператорская деятельность деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее – туроператор)
турагентская деятельность деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – турагент)
заказчик туристского продукта турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста
формирование туристского продукта деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие)
продвижение туристского продукта комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое)
реализация туристского продукта деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором
туристская путевка документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности
экскурсант лицо, посещающее страну или место временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика
экскурсовод (гид) профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания
гид-переводчик профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания
инструктор-проводник профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов

 

Туристская терминология в настоящее время переживает активный период своего становления, характеризуется разительной быстротой изменений и является предметом многолетних споров ведущих теоретиков и практиков туризма. Это доказывает и то, что в тексте Федерального Закона (1996 г.) было 18 определений туристских терминов, а сейчас их стало 23. Дефиниции большинства понятий были уточнены и дополнены.

Для концептуального определения терминологического аппарата туристской науки следует установить сущность и границы туризма, определить и описать сферу его деятельности. А для этого необходимо выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.

Ø туристы – люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности;

Ø организации, предоставляющие туристам товары и услуги – предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке;

Ø местные органы власти, которые рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет;

Ø принимающая сторона, то есть местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения; важным также является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.

Основным субъектом туризма является в первую очередь человек – турист. На Конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963 г.) было предложено использовать понятие «посетитель». Под посетителем понимается любое лицо, путешествующее в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.

Понятие «посетитель» охватывает две категории лиц: туристов и экскурсантов. Турист есть временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии, находящийся в данной местности не менее чем 24 ч, но не более 6 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения, путешествующий ради удовольствия или с познавательными, развлекательными, лечебно-оздоровительными, гостевыми, профессионально-деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника. Экскурсант есть временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта, территории или другой страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма не более 24 ч.

Потребление в туризме определяется как стоимость туристских продуктов (товаров и услуг), используемых для непосредственного удовлетворения потребностей туриста или экскурсанта. Сюда относятся расходы посетителя на пакет услуг (турпродукт) или отдельные расходы на размещение, питание и напитки, транспорт, досуг, отдых культурные, спортивные, экскурсионные и другие мероприятия, а также на покупки в месте пребывания и прочие расходы.

Под туристским продуктом понимается совокупность вещественных (товара) и невещественных (услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия (поездки) и вызванных именно этим путешествием.

Под туристским товаром понимается продукт труда производственных сфер деятельности, созданный для продажи и предназначенный для использования преимущественно туристами или экскурсантами. Туристская услуга определяется как деятельность предприятий, организаций, учреждений или граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей посетителей в путешествиях, отдыхе или экскурсиях. Туристские товары и услуги включают комплексные поездки – пакеты услуг (туры), услуги размещения, питания, транспортные услуги, культурные, спортивные, рекреационные, экскурсионные и другие, в том числе специальные услуги, туристские товары и сувениры, потребляемые в месте пребывания (карты, схемы, очки от солнца, рюкзаки и т. д.).

Пакеты услуг (туры) состоят из: услуг размещения; услуг питания (включая напитки); услуг транспорта; трансфера (встречи, проводы, поднос или подвоз багажа и туриста до места проживания); организации и оказания экскурсионных, рекреационных, культурных и спортивных услуг; услуг по организации посещения магазинов; прочих услуг (оформление паспортов, виз, медицинских и ветеринарных сертификатов, проката автомобилей, страхования и др.). Туристские услуги при этом делятся на основные (включенные в договор и оплаченные посетителем) и дополнительные (оплачиваемые в момент потребления во время путешествия или в месте пребывания).

Под туром понимается комплексная туристская услуга, путешествие, поездка, организуемая на индивидуальной или коллективной основе по определенному маршруту и программе с предварительным бронированием и приобретением проездных билетов, гостиничных, транспортных, экскурсионных услуг и услуг питания, оформлением виз, страховки и т. д. Как правило, тур является первичной продажной единицей туристского продукта на туристском рынке, при этом на рынке находят также спрос и отдельные туристские услуги. Наиболее распространены следующие виды туров: инклюзив-тур и инсентив-тур.

Инклюзив-тур – путешествие, продаваемое туристскими фирмами в виде полного комплекса (пакета) услуг, включающего получение визы, перевозку, размещение в гостинице, питание, трансфер, экскурсионное обслуживание по маршруту путешествия. Инсентив-тур представляет собой поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, помощь в обучении персонала и т. д.). Пэкидж-тур – пакет услуг, включающий не менее двух из следующих компонентов – перевозку и размещение, а также прочие услуги, не связанные с первыми двумя.

Под групповым (коллективным) путешествием обычно понимается совместная поездка нескольких лиц по единому маршруту и на одинаковых для всех условиях. Объединение путешественников в одну группу обусловливается общностью интересов и целей поездки, а также сравнительно более низкими ценами на туры по сравнению с индивидуальными путешествиями в связи с предоставлением групповых скидок. По международным нормам групповым путешествием считается совместная поездка 15 человек и более.

В тех случаях, когда в стоимость группового тура включаются расходы путешественников, связанные с проездом от места формирования группы до первого на маршруте средства размещения, а также от последнего на маршруте средства размещения обратно, тур иногда называют транстуром.

Туры делятся по целям на познавательные, рекреационные, оздоровительные, лечебные, развлекательные, любительские, специализированные (конгрессные, научные, деловые, фольклорные, археологические, шоппинговые, спортивные, приключенческие, экстремальные, экологические и др.), ознакомительные (рекламные) и др.

Индивидуальное путешествие представляет собой независимое путешествие одного или нескольких лиц и связано с обслуживанием, носящим персональный характер, как правило, с более высокими ценами. В международной практике индивидуальными путешествиями считаются поездки с численностью группы менее 15 человек. В любом случае путешествия (пребывания, поездки, туры) проводят по заранее выбранным маршрутам и программам пребывания, и они имеют определенную продолжительность и цель.

Маршрут – путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте.

Тур должен быть подкреплен соответствующей программой обслуживания. Туристское обслуживание – это совокупность видов деятельности, обеспечивающих туристам различные удобства при покупке и потреблении услуги товаров во время путешествия и пребывания вне постоянного места жительства. Программа туристского путешествия (пребывания) – план мероприятий с указанием дат и времени пребывания в пунктах остановки на маршруте, в гостинице, посещений мест туристского интереса с целью их осмотра (экскурсии), питания, а также перемещения на маршруте с помощью указанных в программе внутримаршрутных транспортных средств.

Документально тур оформляется в виде ваучера (инвойса) – официального документа, подтверждающего оплату предусмотренных программой обслуживания услуг и являющийся основанием для их получения туристом или группой туристов. Наиболее распространенной разновидностью ваучера является туристская путевка.

Туристская индустрия – совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, создание материально-технической базы туризма.

Она включает в себя: организаторов туризма; предприятия размещения; предприятия питания; производственные туристские предприятия; экскурсионные организации; транспортные предприятия; предприятия торговли; предприятия досугово-развлекательной сферы; учреждения самодеятельного туризма; органы управления туризмом; учебные, научные и проектные учреждения и многое другое.

Туристской деятельностью называется деятельность, связанная с организацией всех форм выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов или в профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в местах временного пребывания. Особая роль в осуществлении такой деятельности принадлежит туристским предприятиям – туроператорам и турагентам. Соответственно, различаются туроператорская и деятельность турагентская.

Как утверждает М. Б. Биржаков, производство туристского продукта базируется на целевом и рациональном использовании туристских ресурсов. Основой этого процесса являются туристский интерес и туристское впечатление, дефиниции которых и определяет специалист[38].

Туристским интересом является перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, априори частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.

К объектам туристского интереса относятся достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребности туристских услуг и/или туристского продукта и/или тура, адекватно прямым или спутным целям тура. Основными характеристикам объектов туристского интереса являются: привлекательность (аттрактивность), познавательная ценность, рекреационная ценность, известность, экзотичность, уникальность, выразительность, сохранность, месторасположение.

Под туристским впечатлением следует понимать комплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг (работ), приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта.

Туристские ресурсы – 1) природные, исторические и социокультурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил; 2) природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма.

На базе имеющихся туристских ресурсов существуют и развиваются туристские центры и центры туризма. Центром туризма является город, местность или объект, где на базе рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания. Туристским центром является местность, располагающая помимо туристских ресурсов соответствующей инфраструктурой (транспорт, предприятия размещения, питания, сервисного обслуживания, развлечения и т. д.) для обслуживания значительных туристских контингентов, а также привлекающая туристов в силу наличия специфических рекреационных ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем.

Освоение и использование туристских ресурсов требует соответствующей материально-технической базы и инфраструктуры туризма. Под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма. Материально-технической базой туризма является совокупность средств труда (здания, сооружения, транспорт, оборудование и др.), предназначенных для обслуживания туристов.

2.4. Туристское образование и наука[39]

 

Рыночные отношения как основная форма ведения хозяйства и процессы демократизации государственного устройства существенным образом повлияли на экономико-финансовую и социальную сферы российского общества, в том числе на практику туризма, спорта, на ведомственные системы образования. Туризм как составная часть национальной системы физической культуры в свое время был включен как обязательный норматив в физкультурный комплекс ГТО на всех его ступенях и рассматривался в качестве средства организованного досуга населения. Сегодня разнообразие видов туристской деятельности представляет собой динамично развивающуюся практику социальной работы, формирования культуры личности, большого объема финансово-хозяйственной деятельности.

Вместе с тем в недавнем прошлом туризм относился к познавательно-образовательному сектору общественных услуг. По мере интеграции России в мировое социально-экономическое сообщество, отечественный туризм начинает приближаться к стандартам обслуживания населения, принятым в индустриально развитых странах мира и в странах, где финансовый оборот от туризма составляет значительную часть национального бюджета. Увеличение объема финансового оборота в сфере туризма, который, к сожалению, способствует вывозу значительных финансовых средств из России, свидетельствует об интересе населения к познанию культурных ценностей, организованному отдыху и развлечениям в комфортных условиях, использованию турпоездок для решения личных финансовых проблем.

Выявлено также и то, что наряду с широко распространенными формами основной туристской деятельности – туроператорской, турагентской и деятельностью по обслуживанию туристов в местах пребывания на маршруте, в процессах путешествий (гостинично-ресторанное и экскурсионное обслуживание) – в последние годы сформировались направления сопутствующей туристской деятельности, обеспечивающей условия для организации и осуществления путешествий (анимационная деятельность), разработки программ регионального развития туризма, создания принципиально новых туристских продуктов и продвижения их на отечественный и международный рынок. Последнее особенно актуально для современных российских условий. Пока еще наблюдается существенное нарушение баланса в туристских потоках в пользу выезда за рубеж в ущерб развитию въездного и внутреннего туризма.

Не требует доказательств, что улучшение туристского сервиса в России увеличит приток туристов, создаст дополнительные рабочие места. Однако решение подобного рода задач требует создания программно-методических основ туризма в регионах России, существенного расширения номенклатуры специальностей и масштаба подготовки кадровых ресурсов.

В начале XXI в. обучение специалистов с высшим образованием для сферы туризма и гостеприимства осуществляется в рамках 16 специальностей: «География», «Мировая экономика», «Менеджмент организации», «Маркетинг», «История», «Физическая культура и спорт» и др. Но самая массовая подготовка кадров для туризма проводится сегодня в рамках специальностей «Социально-культурный сервис и туризм», учрежденной в высшей школе в 1994 г. Около 300 высших учебных заведений России ведут обучение студентов по ее различным специализациям.

Итак, лишь две специальности – 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» и 230800 «Туризм», образовательный потенциал которых ориентирован преимущественно на обеспечение деятельности кадров в инфраструктуре обслуживания туристов, занимаются подготовкой кадров для сферы сервиса и туризма.

В мировой практике сложилось четыре типа профильных специальностей, обслуживающих туризм: менеджеры по туризму, обеспечивающие общее руководство деятельностью турпредприятий; далее – экономисты, или финансовые менеджеры, которые занимаются исключительно коммерческой деятельностью туристской фирмы. Третья категория профессиональных работников – аниматоры, предметом труда которых является досуг туристов, в том числе туристско-спортивный оперейтинг с его широким набором функций социально-экономического эффекта обеспечения туристско-спортивных мероприятий, и четвертая категория специалистов, которые разрабатывают и реализуют туристские программы общегосударственного, регионального и местного уровней.

Туристское образование в России обеспечивает подготовку кадровых ресурсов лишь первых двух вышеуказанных категорий специалистов, тогда как в ряде стран мира не только создана и действует нормативно-правовая основа туристско-спортивной и анимационной деятельности, но и организована подготовка специалистов всех четырех профилей. Сложившаяся ситуация актуализирует проблему подготовки специалистов, способных предоставлять различные виды туристско-спортивных услуг с учетом жизненно важных интересов населения.

Формирование содержания профессионального туристского образования зависит от требований государственных образовательных стандартов и запросов рынка труда, отраженных в профессионально-квалификационной структуре в виде квалификационных требований к кадрам специалистов данного квалификационного уровня, данной специальности и туристской специализации в частности.

Тенденции формирования содержания профессионального туристского образования в новых социально-экономических условиях определяются общими рамками реформы образования, в ходе которой, в частности, происходит смена поколений Государственных образовательных стандартов. Новое поколение образовательных стандартов предоставляет образовательным учреждениям больше возможностей самим формировать содержание регионального (вузовского) компонента, элективных курсов и блока дисциплин специализации учебных планов. Эти тенденции – формирование разнообразных образовательных программ – прогрессивны, однако, как показали наши педагогические наблюдения, для реализации многопрофильного обучения в рамках одного учебного плана – недостаточны.

В России сформировалась отраслевая, во многом отличная от зарубежной, система образования со своими положительными сторонами узкопрофильной подготовки. Она ориентирована на подготовку обучаемого к сложившейся структуре хозяйственного механизма, характеру и иерархии производственных связей. Образовательные структуры в том виде, в котором они существуют в настоящее время, не обеспечивают полноценной социализации личности, поскольку особенности взаимодействия людей в конкретном производстве, психология поведения и педагогика общения в ряде специальностей не получали необходимого обеспечения в процессе профессиональной подготовки. В последние годы в российскую систему образования уже внесены существенные изменения, введены соответствующие разделы образования с целью воздействия на нравственные характеристики личности, ее культуру, физическое состояние человека.

К настоящему моменту выпуск специалистов туристской сферы ведется только по одной специальности – 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Поэтому основное внимание при написании данного параграфа уделялось, и будет уделяться именно этой специальности. Подготовка студентов ведется также и в рамках специальностей 061100 «Менеджмент организации» (специализация «Гостиничный и туристический бизнес») и «Экономика и управление на предприятиях» (специализация «Экономика и управление на предприятиях туристской сферы»). Однако данные специализации предполагают очень узкий круг изучаемых профессиональных дисциплин, явно недостаточный для успешной работы будущих выпускников в сфере сервиса и туризма.

Качественно новый этап в подготовке кадров для туризма начался в 2004 г. с выходом приказа Министерства образования Российской Федерации «Об эксперименте по созданию новой специальности «Туризм» и Совета по туристскому образованию». Приказ завершает длительный путь в совершенствовании учебного процесса подготовки кадров для туризма и индустрии гостеприимства – от первой в учебном плане дисциплины «Туризм» на факультетах физического воспитания педагогических институтов до специальности 100201 «Туризм» с учебным планом, общий объем часов теоретического обучения которого составляет более 7600.

В 2005 году высшие учебные заведения, участвующие в эксперименте по внедрению нового образовательного стандарта, набирали студентов, желающих получить знания по специальности «Туризм». Стандарт создан совместными усилиями теоретиков и практиков. В процессе работы над документом отрасли была организована специальная рабочая группа, в которую вошли и представители французской школы VATEL. Новый стандарт предусматривает фундаментальность, практическую направленность туристского образования и изучение как минимум двух иностранных языков. Теперь практические занятия начинаются после второго курса, и количество часов, отведенных на них, гораздо больше. Будущие специалисты имеют опыт работы во всех сферах индустрии путешествий и отдыха. В стандарте прописан и мощнейший блок спецдисциплин – 2,5 тыс. часов. В итоге студенты изучают 50 обязательных предметов и столько же – по выбранной специализации.

Курс обучения будущих специалистов по туризму составляет четыре-пять лет на базе среднего образования и два года на базе высшего. Образовательные программы предусматривают углубленное изучение географии, истории мировой культуры и иностранных языков. Уже со второго курса студентам читают лекции по профильным дисциплинам. Перечень предметов, с которыми должен быть знаком любой выпускник, следующий: введение в специальность, виды и тенденции развития туризма, туристские ресурсы, география туристских центров, бизнес-план предприятия туризма и маркетинг туристского рынка, а также правовое обеспечение туризма, технологии выездного, въездного и внутреннего туризма, психология продаж туристических услуг, реклама в туристской отрасли, безопасность в туризме, бухучет и налогообложение, менеджмент и планирование хозяйственной деятельности, системы бронирования в туризме, гостиничный бизнес, питание и транспортное обслуживание клиентов, статистические методы моделирования и прогнозирования в туризме.

На данный момент сложилась ситуация, при которой наибольших успехов добиваются компании, использующие при создании, продвижении и реализации турпродукта новейшие информационные технологии и Интернет. Следовательно, одним из важнейших моментов подготовки высококвалифицированных специалистов в области туризма являются и такие дисциплины, как информатика, информационные технологии в туризме, программное обеспечение, компьютерный бухучет и электронные системы бронирования.

В эксперимент по подготовке студентов данной специальности были включены всего 28 вузов страны: Московский государственный университет сервиса; Институт туризма и гостеприимства МГУС; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Тольяттинский государственный институт сервиса; Уфимский государственный институт сервиса; Омский государственный институт сервиса; Южно-Уральский государственный университет; Санкт-Петербургская государственная академия экономики и сервиса; Сочинский государственный университет туризма и курортного дела; Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса; Московский государственный университет; Российская международная академия туризма; Кабардино-Балкарский государственный университет; Саратовский государственный социально-экономический университет; Костромской государственный технологический университет; Московская академия туризма и гостинично-ресторанного бизнеса; Кубанский социально-экономический институт; Российский новый университет; Калининградский государственный университет; Астраханский государственный технический университет; Ивановская государственная текстильная академия; Пензенский государственный университет; Майкопский государственный технологический университет; Дагестанский государственный технический университет; Санкт-Петербургский институт экономики и управления; Университет Натальи Нестеровой; Ростовский государственный университет; Московский государственный лингвистический университет.

Интересно будет проанализировать и географию подготовки туристских кадров. Авторы проанализировали современный рынок подготовки специалистов для сферы сервиса и туризма и сделали следующие выводы, представленные ниже:

 

Основные центры подготовки кадров Высшие учебные заведения
Москва § Российская международная академия туризма; § Московский государственный университет сервиса; § Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса; § Московский институт гостиничного менеджмента и туризма; § Российский новый университет; § Российский университет дружбы народов; § Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; § Московский государственный лингвистический университет; § Университет Натальи Нестеровой; § Государственный университет управления; § Московский городской институт международного туризма; § Московский государственный университет путей сообщения; § Московский психолого-социальный институт; § Российская экономическая академия и др.
Санкт-Петербург § Балтийская академия туризма и предпринимательства; § Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов; § Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет; § Санкт-Петербургская государственная академия экономики и сервиса; § Санкт-Петербургский институт экономики и управления; § Санкт-Петербургский государственный университет и др.
Саратов § Саратовский государственный технический университет; § Институт бизнеса и делового администрирования СГТУ; § Саратовский государственный социально-экономический университет; § Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Сочи § Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Уфа § Уфимский государственный университет сервиса; § Башкирский институт физической культуры
Тольятти § Тольяттинский государственный университет сервиса
Омск § Омский государственный университет сервиса
Барнаул § Алтайский государственный технический университет
Смоленск § Смоленский гуманитарный университет
Таганрог § Таганрогский государственный радиотехнический университет
Владивосток § Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; § Дальневосточный государственный университет
Иваново § Ивановская государственная текстильная академия
Хабаровск § Тихоокеанский государственный университет; § Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Пермь § Пермский государственный университет
Краснодар § Кубанский государственный университет; § Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; § Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента; § Южный институт менеджмента; § Краснодарский институт управления и экономики; § Кубанский социально-экономический институт и др.
Челябинск § Южно-Уральский государственный университет
Шахты § Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса
Екатеринбург § Уральский государственный педагогический университет
Новосибирск § Новосибирский государственный технический университет; § Сибирский государственный университет путей сообщения; § Сибирский университет потребительской кооперации
Орел § Орловский государственный университет; § Орловский государственный технический университет
Ростов-на-Дону § Ростовский государственный университет; § Ростовский государственный университет путей сообщения

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 269.