Роль туризма в мировой практике постоянно возрастает. Являясь одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей, уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм по данным Всемирной туристской организации (ВТО) обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты. На сферу туризма приходится 6% мирового ВНП, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений[15].
Следовательно, туризм, испытывающий на себе влияние ряда внешних факторов, сам способен оказывать значительное воздействие на экономическую, экологическую, политическую, социально-культурную ситуацию тех стран и регионов где он развивается. Причем это воздействие может носить как позитивный, так и негативный характер. Ю. Ф. Волков в своей работе[16] выделяет политическое, воспитательное, культурное, общественное, биологическое и экономическое значение туризма, суть которых раскрывается ниже.
Политическое значение туризма, особенно международного, заключается во взаимном сближении, обмене мнениями и взглядами между жителями разных стран и континентов. Туризм может способствовать установлению связи между народами, закладывая основы для мирного сотрудничества, и может послужить одним из путей для укрепления мира. Иностранный туризм является лучшей формой познания какой-либо страны и ее жителей. Зачастую представление о данной стране, полученное из книг, радио, кино, телевидения, не соответствует действительности. Поэтому непосредственный контакт путем поездки в эту страну может изменить неверные понятия и предубеждения.
Воспитательное значение туризма состоит в повышении сознательности участников экскурсий, которые посещают различные районы страны и наблюдают за проявлениями общественной жизни, знакомятся с достижениями в области экономики и культуры.
Культурное значение туризма состоит в обогащении личной культуры путем знакомства с новыми городами, людьми, их обычаями и достижениями в искусстве, архитектуре, театральной жизни, литературе, музыке, с историческими памятниками, а также в совершенствовании своих знаний иностранных языков.
Общественное значение туризма выражается в росте солидарности, товарищества и взаимной доброжелательности участников туристской поездки, самостоятельности, добросовестности, чувстве дисциплины и в выработке самообладания и силы воли в любых обстоятельствах, в правильном отношении к природе, местному населению и т. д.
Биологическое значение туризма состоит в восстановлении физических сил и моральном отдыхе, пребывании в полезных климатических условиях. И как результат этого – хорошее самочувствие, повышение трудоспособности и желание работать, что в свою очередь способствует росту производительности труда и улучшению здоровья.
Особенно важным для государства является экономическое значение туризма. Туризм выступает не только в роли предоставляющего услуги, но и преимущественно как потребитель отдельных элементов обслуживания. Именно в этой двойной роли и заключается экономическое значение туризма. Такое понимание проблемы туризма позволяет ввести понятия «туристский рынок», «туристское предложение», «туристский спрос», «туристские услуги» и отметить, что туризм косвенно влияет на другие области экономической жизни. Это может проявляться в различных формах.
Большинство авторов все же останавливаются на выделении четырех аспектов воздействия туризма – экономического, социального, экологического и гуманитарного. Рассмотрим эти аспекты более подробно, опираясь на работы известных специалистов в области теории и практики туризма. При этом первостепенное значение будет отдаваться анализу основных направлений экономического и гуманитарного воздействия туризма. Экологическое и социальное воздействие туризма будет рассматриваться нами более детально в главе 11 настоящего учебника.
Как полагает Г. А. Яковлев[17], основным направлением воздействия туризма является экономика, так как туризм является катализатором экономического развития стран и регионов, и, в то же время, сам является одной из наиболее перспективных и быстрорастущих ее отраслей.
Экономическое значение туризма проявляется в первую очередь через спрос и потребление туристов. Потребности туристов принято делить на три группы – основные, специфические и дополнительные. К основным потребностям туристов относятся потребности в передвижении, размещении и питании. Специфические потребности туристов являются главной целью поездки – потребности в лечении, получении впечатлений, общении, развлечениях и т. д. Дополнительные потребности удовлетворяются предприятиями сервиса, торговли, культурными и развлекательными учреждениями.
Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или региона – увеличиваются доходы предприятий туристской сферы, стимулируется развитие сферы сервиса, повышается спрос на товары и услуги определенного региона, возрастает товарооборот. Туризм развивает местную инфраструктуру, создает дополнительные рабочие места, оказывает стимулирующее воздействие на обслуживающие отрасли. Следовательно, можно говорить о прямом и косвенном воздействии туризма на экономику.
Прямое влияние туризма на экономику страны или региона есть результат расходов туристов на покупку товаров и услуг туризма. Расходы туристов повышают доход страны и региона, обеспечивают пополнение бюджета за счет налогов, сборов и других платежей предприятий туристской индустрии.
Известно, что доход от иностранного туризма в развитых странах в два раза превышает доход от международной торговли цветными и черными металлами. Доходы от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Туристские расходы включают оплату: комплексных поездок; пакетов услуг на отдых и туры; размещения; питания и напитков; транспорта; рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности; потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий; медицинского обслуживания.
Деньги, которые туристы тратят в месте пребывания, создают доходы не только для региона, но и для страны пребывания в целом. Каждый рубль, зарабатываемый на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета предприятия. Таким образом, в результате первичных доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые доходы, но уже третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия. В итоге получается доход с приращением.
Этот процесс оказывает косвенное влияние на экономику страны (региона). Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Такое явление называется эффектом мультипликации, или мультипликатором. Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции «расходы – доходы» доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров.
Это означает, что часть доходов, полученных из выручки от продажи туристских услуг и товаров, направляется на налоги. Когда туристское предприятие покупает местные товары, то деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона. Из этих доходов выплачивается заработная плата работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и услуг. Часть денег, полученных от туристов, идет на создание фонда накопления; часть – покрывает произведенные расходы на покупку товаров, приобретенных в других регионах, то есть представляет собой утечку денег из сферы экономики туризма. Таким образом, увеличение дохода и управление производством туристского продукта усиливает мультипликацию туристского расхода. С другой стороны, чем больше товаров импортируется из других регионов, тем эффект мультипликации меньше.
Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет совокупное воздействие туризма на экономику страны или региона. Оно проявляется через воздействие туризма на платежный баланс, занятость населения и региональное развитие. Влияние туризма на платежный баланс выражается в виде разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами резидентов этой же страны за рубежом.
Платежный баланс может быть положительным или отрицательным. Положительное сальдо платежного баланса по туризму обеспечивается ростом доходов страны от туризма. В случае отрицательного баланса происходит утечка денежных средств из страны. Положительный платежный баланс характерен для стран, известных на международном туристском рынке своим природным и историко-культурным потенциалом, а также развитой туристской инфраструктурой. К таким странам относятся Испания, Италия, США, Турция, Египет, Франция, Тунис, Греция, Таиланд, Мексика, все страны Карибского бассейна и некоторые другие. Отрицательный баланс характерен для стран с высоким уровнем социально-экономического развития – Германии, Японии, Великобритании, Швеции, Канады, Норвегии, Нидерландов, Бельгии и др.
Туризм приобретает большое значение для регионального развития. Создание туристских предприятий в различных регионах способствует выравниванию и ускорению экономического развития; созданию дополнительных рабочих мест; привлечению вниманию к местному природному и культурно-историческому наследию и проблемам его охраны; повышению спроса на товары местного производства и т. д. Но наряду с позитивными моментами, выделяется еще и целый спектр отрицательных последствий развития туризма в регионах, которые будут рассмотрены нами далее.
Следует упомянуть и о том, что выделяют туризм пассивный и активный. Активный туризм основан на приеме туристов, а пассивный – на их отправке. Не менее важным моментом является и оценка туристского баланса. Так, туристский баланс бывает положительным – активный туризм превышает пассивный и отрицательным – пассивный превышает активный. Чаще всего, проигрывает отправляющая сторона, так как прием туристов, особенно зарубежных, более выгоден.
Следует также отметить, что общеэкономические факторы воздействуют на туризм как положительно, так и отрицательно. К положительным факторам относят: рост реального дохода потенциальных потребителей туристских услуг и увеличение спроса на туризм; более равномерное распределение дохода между потребителями туристских услуг; стабильное положение валюты. К отрицательным факторам относят: экономические кризисные явления; рост безработицы, сокращение заработной платы; нестабильная ситуация с валютой.
Туризм с точки зрения экономики можно рассматривать как экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными связями, процессами и отношениями и как важнейший катализатор экономического роста. В этом качестве туризм выступает каналом перераспределения ВВП между странами.
В современном мире туризм: имеет индустриальную форму; выступает в виде услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться; характеризуется высоким уровнем эффективности, быстрой окупаемостью инвестиций; является пионером хозяйственного освоения новых районов; выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия; совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.
Итак, важнейшими сферами воздействия туризма на экономику и общество являются:
· предпринимательская сфера – создание туристского предприятия приносит выгоду, поскольку оно предоставляет клиентам свои продукты и услуги; рабочим и служащим – заработную плату и другие виды выплат; акционерам и владельцам – прибыль; государству или региону – налоги и сборы.
· потребительская и доходная сферы – туризм дополнительно влияет на спрос товаров и услуг. Поэтому особенность туризма состоит в том, что он вызывает к жизни новую форму потребительского спроса – спрос приезжающих на отдых туристов, они в свою очередь влияют на производство разнообразных товаров и услуг, предложить которые призвана местная промышленность. Увеличение продажи продукции местной промышленности естественным образом увеличивает доходы города, области, где она развита. Благодаря туризму развиваются местные предприятия: культурные и развлекательные; транспортные; предприятия, изготавливающие сувениры, специальное туристское снаряжение и народный промысел, продукция которых в значительной степени ориентирована на туристов.
· валютная сфера – туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Причем поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за турпакет (тур), но и в виде обмена денег в обменных пунктах туристского центра на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и т. д.
· производственная инфраструктура – туризм создает структуру отдыха, которая может быть использована не только туристами, но и местным населением. Появление новых туристских центров сопровождается возникновением сервисных, торговых и развлекательных предприятий, строительством дорог, пляжей, что положительно влияет на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Развитая туристская инфраструктура в том или ином регионе служит показателем уровня жизни местного населения.
Туризм помогает решать общие экономические проблемы, но, учитывая многоаспектный характер туристской деятельности, он не может эффективно развиваться сам по себе. Экономическая активность туризма напрямую связана с развитием экономики страны. Экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм, в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями народнохозяйственного комплекса.
Подводя некоторые итоги, возможности экономического воздействия туризма можно представить следующим образом:
· туристское предприятие приносит прибыль;
· туризм вызывает к жизни новую форму потребительского спроса – туристский спрос;
· туризм оказывает определенное влияние на развитие отраслей, выпускающих предметы потребления;
· туризм помогает развитию развлекательного и познавательного бизнеса;
· туризм увеличивает доходы транспортных фирм и служб связи, формирует доходы от производства туристского снаряжения;
· туризм увеличивает спрос на сувенирную продукцию, изделия местных промыслов;
· туризм способствует стабилизации валютных поступлений;
· увеличение доходов туристских фирм способствует увеличению поступлений в местный и государственный бюджеты через налоги.
Социальное значение туризма для жизни общества заключается в восстановлении психофизиологических ресурсов общества и трудоспособности человека; рациональном использовании свободного времени; создании рабочих мест и обеспечении занятости населения; воздействии на культуру местных жителей; обеспечении доходов работников, занятых на предприятиях, и доходов собственников; экологической безопасности туризма и направленности его на поддержание и восстановление окружающей среды.
В Манильской декларации по мировому туризму отмечено, что социальная значимость туризма обусловлена возможностью удовлетворения одной из потребностей человека – восстановления и пополнения его физических, духовных и эмоциональных сил. Следовательно, с социальной точки зрения основной функцией туризма является восстановление сил человека, затраченных им при выполнении своих производственных обязанностей, которые нередко связаны с нервным перенапряжением и однообразием. Туристский отдых – это смена обстановки, изменение повседневного образа и ритма жизни, освобождение от усталости, возможность развлечься, ознакомиться с новой местностью, ее людьми, расширить кругозор и т. д.
Предлагая людям свои услуги, туристское предприятие привлекает их к туристскому отдыху. Туристы получают возможность провести выходной день, отпуск, каникулы рационально и с пользой. Развитие туристских клубов, способных привлечь молодежь к увлекательным путешествиям, способствует формированию здорового поколения. От выполнения туристскими предприятиями своих задач зависит моральное и физическое здоровье всего общества.
Кроме восстановления психических и физических сил, туризм включает в себя развлечения, обеспечивающие изменения характера вида деятельности и окружающих условий, активное познание новых явлений природы, культуры и пр. Контрастом производственной жизни, связанной с нервным напряжением и единообразием, является уход от постоянного места жительства и труда, и прежде всего перемещение, обеспечивающее смену обстановки и изменение обычного образа жизни, – все это может дать туризм.
Наличие развитой туристской индустрии позволяет решать проблему занятости рабочих рук – а эта проблема может быть отнесена как к группе экономических, так и к группе социальных. Туризм является одной из самых трудозатратных отраслей экономики, поэтому развитие туризма способствует уменьшению безработицы. По данным ВТО, каждое 16-ое рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. Число рабочих мест в туристской индустрии перевалило за 200 млн. человек. А это почти 8% общего количества экономически активного населения. Мировая практика показывает, что туристская индустрия привлекает дополнительные трудовые ресурсы из других регионов, увеличивая тем самым население данной местности.
Большую часть трудовых ресурсов поглощает гостинично-ресторанное хозяйство; транспортные предприятия и туристские фирмы – туроператоры и турагенты. Следует также сказать и о том, что характер труда и занятости в туризме имеет свои – ярко выраженные особенности. Так, для труда и занятости в туризме характерны – неполная занятость; ненормированный рабочий день; сезонный характер работы; значительный удельный вес неквалифицированной рабочей силы; привлечение для работы в туристской сфере студентов, молодежи, местных жителей.
Развитие туристской инфраструктуры притягивает трудовые ресурсы, вовлекая их в обслуживание туристов. Проблемы, связанные с этим это неполный рабочий день, сезонность и т. д. Для смягчения сезонности в пиковые периоды привлекают работников из других населенных пунктов (местные жители работают постоянно) для работы по совместительству. Также активно для сезонной работы в туризме привлекаются студенты и домохозяйки.
Туризм оказывает влияние на повышение уровня жизни населения. Влияние это может быть прямым и косвенным. Прямое влияние туризма выражается в увеличении доходов турфирм, прямо влияет на благосостояние их работников. Также есть возможность подработать в пиковые (высокие) сезоны людям других профессий. Косвенное влияние сводится к развитию широкой сети сервисных служб, ориентированной не только на приезжающих туристов, но и на местное население, а также к развитию инфраструктуры рекреации и туризма.
Услуги туризма по сравнению с работой в других отраслях, зачастую хорошо оплачиваются, поэтому работа в туризме имеет высокий спрос. Туризм оказывает воздействие и на семейную структуру: в силу финансовой независимости работающих изменяются отношения между родителями и детьми, а также положение женщин в семье.
Итак, социальное воздействие туризма осуществляется в следующих направлениях и реализуется в ряде функций:
· воспроизводящая функция туризма направлена на восстановление сил, затраченных при выполнении определенных производственных и бытовых функций;
· рациональное использование свободного времени – развитие производительных сил, приводит к увеличению свободного времени у трудящихся;
· обеспечение занятости – наличие достаточно развитой туристской индустрии в определенной местности позволяет решить проблему занятости многих рабочих рук, так как туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, не поддающихся автоматизации и механизации;
· рост уровня жизни трудящихся – так как туризм способен привлекать значительные трудовые ресурсы, он приносит доход и быстро окупается;
· экологическая невредность – туризм мало вреден сам по себе, необходима такая организация деятельности и налогообложения, которая будет работать на поддержание окружающей среды.
Экологическое воздействие туризма. Современный туризм имеет двоякое влияние на экологическую обстановку. С одной стороны, окружающей среде в определенной мере наносится вред. Происходит изменение естественных жизненных условий людей, животного и растительного мира. Среди факторов вредного воздействия туризма на первое место местные жители ставят загрязнение воздуха транспортом и неэкологичное использование земли (удовлетворение своих потребностей в отдыхе туристы ставят выше, чем заботу об использовании и сохранности природной среды).
С другой стороны, туризм заинтересован в поддержании экологии и рекреации, так как это является важным условием его деятельности. Эксплуатируя природные, культурные и исторические объекты, туризм заинтересован в их поддержании. Наличие ухоженных парков, скверов, памятников способствует хорошему отдыху туристов и повышает рейтинг туристского предприятия.
Тем не менее, туризм обычно нарушает природное равновесие. Показ культурных и природных объектов требует их поддержания и восстановления. Необходимо целевое продуманное использование сумм, взимаемых с турфирм в виде местного налогообложения. Целесообразно использовать их на поддержание природных богатств данного региона, памятников истории, паркового хозяйства. Кроме того, преуспевающие турфирмы способны делать благотворительные взносы, освобождаясь при этом от ряда налогов.
К отрицательным последствиям воздействия туризма на жизнь местного населения можно отнести: возрастание доли неквалифицированного труда; рост числа отклонений от общественных норм поведения (алкоголизм, хулиганство, проституция); разводы, легкое отношение молодежи к жизни; коммерциализацию культуры; потерю самобытности конкретного туристского направления; конфликты между местным населением и туристами.
Как положительные, так и отрицательные аспекты воздействия туризма на местное население проявляются на различных уровнях – международном, национальном, региональном и локальном. Ясно одно – удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб интересам населения регионов и стран посещения, культурным и историческим ценностям, окружающей среде, природным ресурсам.
Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для формирования всесторонне развитой личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет совместить отдых с познанием окружающего мира. Общепринятым в этом смысле является совмещение отдыха с изучением жизни, истории, культуры, обычаев народов России и других стран. Важное значение для туриста имеет осмотр достопримечательностей. Увиденное и услышанное на экскурсии, как правило, остается в памяти надолго. Знакомство с культурой и обычаями народов разных стран духовно обогащает человека. Профессиональное экскурсионное обслуживание детской аудитории, начиная с самого раннего возраста, помогает расширять кругозор детей, а также формировать эстетические вкусы подрастающего поколения, его отношение к обществу и окружающей природе.
Итак, гуманитарное развитие общества через туризм можно рассматривать в четырех ипостасях:
· совмещение отдыха с познанием, так как главной целью туризма является духовное обогащение и развитие личности, при помощи активизации и включения познавательных компонентов во все элементы тура.
· мирная направленность – туризм заинтересован в мире и дружбе между народами, так как это является одним из условий его деятельности; налаживанию отношений между странами способствуют международные туристские обмены.
· интеллектуальное содержание туризма и экскурсий – разнообразная тематика экскурсий (исторические, архитектурные, литературные и др.) позволяют углубленно развивать знания о мире и природе; соединение аудио- и видеоряда улучшает восприятие предложенного материала.
· воспитание подрастающего поколения – приобщение к туризму детской и школьной аудитории может иметь определенно положительное значение, так как через туризм и экскурсионную деятельность происходит обогащение внутреннего мира подрастающей личности, становление и развитие творческих и познавательных способностей.
По мнению Г. А. Яковлева, к преимуществам развития туризма относятся: увеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты; рост валового внутреннего продукта; создание новых рабочих мест; реформирование структуры отдыха, которая используется как туристами, так и местным населением; привлечение капитала, в том числе иностранного; увеличение налоговых поступлений в регионе.
К отрицательным последствиям развития туризма относятся: рост конкуренции на местные товары и услуги, природные ресурсы и недвижимость; отток денег за границу при туристском импорте; экологические и социальные проблемы, вызванные туризмом; недостаточное развитие других отраслей народного хозяйства, если туризм в регионе становится профилирующей отраслью.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 237.