3.1.1. Особенности определения и структура туристского потенциала
Необходимым условием развития туризма является наличие туристского потенциала, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и др. Под туристским потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Иногда туристским потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов, что является, по мнению автора, не совсем верным утверждением.
Очень часто, под туристским потенциалом понимается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Туристский потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена. В понятие туристского потенциала входит понятие «условия и факторы развития туристской деятельности».
Е. А. Джанджугазова употребляет понятие «туристские ценности», под которыми понимают туристские ресурсы или туристско-рекреационный потенциал территорий. По своей природе они гетерогенны, часть из них носит природный характер (аттракции), часть созданы искусственно в результате человеческой деятельности. Граница между природными и искусственными туристскими ценностями резко не очерчивается, так как имеется группа объектов аттракции, созданная как деятельностью людей, так и самой природой (например, искусственные водоемы, пляжи и др.). Однако следует подчеркнуть, что туристские ценности определяются становлением территории с туристской специализацией[40].
Структура туристского потенциала наглядно показана на рисунке 3.1., составленном авторами учебника. Сразу можно заметить, что туристский потенциал включает в себя туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру. Туристские ресурсы подразделяются на три основные группы – природные, культурно-исторические и социально-экономические. Следует отметить двойственный характер социально-экономических ресурсов. К ним относятся элементы туристской инфраструктуры, а также трудовые, информационные, материально-технические, финансовые ресурсы, элементы управления и т. д.
Рис. 3.1. Структура туристского потенциала территории
Н. И. Панов оперирует понятием «туристско-рекреационные ресурсы» и пишет, что «под туристско-рекреационными ресурсами региона надо понимать природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, научно-промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты и явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие организационно-экономическую и материальную базу для развития туризма.
Туристско-рекреационные ресурсы имеют первостепенное значение при управлении туризмом и определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе. Именно они являются основой успешного развития туристского бизнеса. Они определяют специфику развития туризма в регионе, являются исходным базисом для производства туристского продукта; при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики региона. К туристско-рекреационным ресурсам относятся природные, исторические, социокультурные, материально-технические, трудовые[41].
Аналогична и позиция А. В. Даринского, который утверждает что «туристский потенциал – это туристские ресурсы, туристская индустрия и туристская инфраструктура»[42]. В своей монографии Н. И. Панов использует понятие пропускной потенциал (экологический, туристский, социальный, бытовой), который показывает возможности любого туристского объекта в виде пропускных способностей, то есть максимальной нагрузки, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов от поездок туристов и возникновения социально-экономических проблем у населения[43].
Что необходимо учитывать при определении перспектив туристской индустрии в том или ином регионе? Ю. П. Ковалев полагает, что при проведении данных исследований методически верным является выделение следующих аспектов:
ü выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала;
ü оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала;
ü оценка современного состояния использования туристского и рекреационного потенциала;
ü оценка возможностей интенсификации использования туристского и рекреационного потенциала;
ü оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе;
ü подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристско-рекреационной сферы региона.
При этом значительное внимание уделяется употреблению понятий «туристско-рекреационный потенциал» и «туристско-рекреационная сфера». Тем не менее, использование данных понятий является не совсем методологически верным. Следует заметить, что рекреация и рекреационная деятельность (как уже было сказано выше), включает в себя туризм и туристскую деятельность. Поэтому употребление формулировки «туристско-рекреационный» не является оправданным, так как заведомо содержит в себе дублирование. Авторы рекомендуют раздельное использование данных понятий – «туристский потенциал» и «рекреационный потенциал».
Выявление имеющегося туристского и рекреационного потенциала является далеко не самой сложной задачей, так как в настоящее время практически для любой староосвоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, имеются подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т. п.
Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристского или рекреационного потенциала. Она должна учитывать: уникальность имеющихся объектов; различия в доступности объектов; различия в плотности размещения объектов в пределах региона; разнообразие и комплексность имеющихся объектов; физическое состояние объектов.
Необходимо отметить, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристско-рекреационных объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К субъектам России, потенциал которых может быть признан высоким, возможно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москва и Санкт-Петербург. Во всех других субъектах России имеются особенности, которые затрудняют его использование или ухудшают качественные характеристики, что означает и уменьшение его общей оценки.
Несмотря на сложности в использовании туристского и рекреационного потенциала, необходимо определять перспективы его использования. В этом плане одним из необходимых аспектов является разработка модели организации туристской сферы региона с выделением территорий, которые нуждаются в первоочередной концентрации усилий и средств на их развитие, резервных территорий и территорий, где развитие туристской инфраструктуры нецелесообразно.
Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разработать и применить следующие параметры его оценки: 1) количественная оценка ресурсов; 2) оценка структуры потенциала, степень использования частных потенциалов; 3) оценка возможностей использования ресурсов; 4) систематический учет состояния туристских и рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона возможны лишь при введении системы туристских и рекреационных кадастров[44].
Существует достаточно большое количество методик оценки туристского потенциала территорий. В настоящей работе не имеет смысла приводить все методики, достаточно будет лишь понять сущность и принципы оценивания туристского потенциала территорий, а также возможности практического применения указанных методик. Рассмотрим некоторые методики оценки туристского потенциала территории России ниже.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 447.