Содержание
1. Основные принципы внутреннего учета
1.1. Документирование операций
1.2. Регистры внутреннего учета
2. Бэк-офис в структуре компании
2.1. Фронт-офис и бэк-офис
2.2. Бэк-офис и Бухгалтерия
2.3. Функциональная структура бэк-офиса
3. Первичный учет сделок
3.1. Поручение на сделку
3.1.1. Принципы составления и обращения поручения на сделку
3.2. Тикет (распорядительная записка)
3.2.1. Назначение тикета
3.2.2. Форма тикета и процедура заполнения
3.2.3. Система нумерации тикетов
3.3. Подтверждение сделки
3.4. Журнал сделок
3.4.1. Назначение и ведение журнала сделок
3.4.2. Данные журнала сделок
4. Централизованные базы данных
4.1. Принципы и задачи
4.2. Файл имен и адресов
4.3. Файл ценных бумаг
4.4. Архивы
4.4.1. Архив операций
4.4.2. Архив сделок
4.4.3. Архив движения денежных средств
4.4.4. Архив движения ценных бумаг
5. Внутренний план счетов
5.1. Схема плана счетов бэк-офиса
5.2. Комментарии к Плану счетов системы учета денежных средств
6. Система учета движения денежных средств
6.1. Принципы системы учета движения денежных средств
6.2. Принципы ведения Журнала ежедневного учета денежных средств
6.3. Структура Журнала ежедневного учета денежных средств
6.4. Пример организации Журнала учета денежных средств
6.5. Структура Книги учета денежных средств
6.6. Пример организации Книги учета денежных средств
6.7. Баланс по денежным средствам
7. Журнал учета дилерских операций
7.1. Назначение журнала учета дилерских операций
7.2. Принципы ведения журнала учета дилерских операций
7.3. Структура журнала учета дилерских операций
7.3.1. Общая информация о сделках
7.3.2. Информация о портфеле
7.3.3. Рыночная переоценка портфеля
7.4. Пример организации Журнала учета дилерских операций
7.4.1. Взаимосвязь между Журналом учета дилерских операций и Журналом учета денежных средств
7.4.2. Отчетность руководству
8. Система учета ценных бумаг
8.1. Принципы Системы учета ценных бумаг
8.2. Счета Системы учета движения ценных бумаг
8.3. Принципы ведения Журнала ежедневного учета ценных бумаг
8.4. Отражение операций с ценными бумагами
8.5. Структура Журнала ежедневного учета ценных бумаг
8.6. Пример организации Журнала ежедневного учета ценных бумаг
8.7. Структура Книги учета ценных бумаг
8.8. Пример организации Книги учета ценных бумаг
8.9. Периодическая сверка наличия ценных бумаг
9. Внутренние отчеты бэк офиса
9.1. Отчет о незавершенных сделках
9.1.1. Описание полей журнала
9.1.2. Пример организации журнала незавершенных сделок
9.2. Отчет о состоянии счетов клиентов
9.3. Журнал регистрации сделок
10. Отчетность перед клиентами
10.1. Общие принципы
10.2. Отчет о состоянии счета клиента
10.2.1. Общая информация
10.2.2. Таблица операций
10.2.3. Структура портфеля ценных бумаг клиента
10.2.4. Сальдо счета денежных средств
10.2.5. Сводная таблица операций по счету клиента
10.2.6. Общая стоимость портфеля клиента
10.3. Файлы клиентов
11. Пример использования учетных регистров бэк-офиса
Документирование операций
Основанием для записей в регистрах внутреннего учета являются следующие первичные документы, фиксирующие факт совершения операции с ценными бумагами (заключения сделки, движения ценных бумаг, движения денежных средств):
· документы внутреннего учета, фиксирующие факт получения приказа клиента на совершение сделки с ценными бумагами - поручения клиентов, и факт совершения сделки с ценными бумагами - распорядительные записки (тикеты) и подтверждения сделок.
· договора, контракты, соглашения на осуществление сделки с ценными бумагами;
· платежные документы (ордера, поручения, требования и другие документы, являющиеся основанием для признания платежей согласно действующему законодательству);
· документы, удостоверяющие перерегистрацию права собственности на ценные бумаги (выписки из реестра акционеров, выписки депозитария со счета депо), передаточные распоряжения и другие документы, являющиеся необходимыми для перерегистрации права собственности на ценные бумаги согласно действующему законодательству, а также акты приема-передачи сертификатов ценных бумаг;
Документирование первичного учета сделок обеспечивается путем заполнения документа, удостоверяющего факт получения приказа клиента на совершение сделки с ценными бумагами, и документа, удостоверяющего факт совершения сделки с ценными бумагами.
Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения во внутреннем учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах бэк-офиса.
Регистры внутреннего учета
Учет операций с ценными бумагами в бэк-офисе ведется с использованием следующих журналов и ведомостей внутреннего учета:
Журнал сделок
Журнал учета дилерских операций
Журнал ежедневного учета денежных средств
Книга (ведомость) учета денежных средств
Журнал ежедневного учета ценных бумаг
Книга (ведомость) учета ценных бумаг
Журнал незавершенных операций
Журнал учета клиентских операций
Компания выбирает способ ведения журналов внутреннего учета в зависимости от объема операций и возможностей программного обеспечения:
· на бумажном носителе в виде журнала или карточек учета;
· в форме электронные таблицы;
· в виде компьютерных баз данных, являющихся частью автоматизированной системы обработки информации бэк-офиса и др.
Фронт-офис и бэк-офис
Фронт-офис включает в себя торговые подразделения компании - торговый отдел (дилинг), отдел портфельного менеджмента, отделы работы с индивидуальными и институциональными клиентами.
Главной функцией фронт-офиса является заключение сделок с ценными бумагами от имени компании и по поручению ее клиентов. При этом на фронт-офис возлагается минимум учетных и расчетных функций. Учет и исполнение сделок осуществляет бэк-офис.
Отделение фронт-офиса от расчетных, учетных и отчетных функций позволет отделу сосредоточиться на торговых функциях и работе с клиентами и является необходимым условием эффективной деятельности компании на рынке.
Более того, разделение обязанностей между фронт-офисом и бэк-офисом является одним из основных методов внутреннего контроля.
Бэк-офис и Бухгалтерия
В настоящее время во многих брокерских и дилерских компаниях расчеты по сделкам, их учет и составление отчетности осуществляются бухгалтерией. Однако, в силу особого характера деятельности брокеров и дилеров учет операций с ценными бумагами в рамках бухгалтерии не в полной мере отвечает задачам оперативного управления и принятия инвестиционных решений по ряду причин:
· Бухгалтерия ведет учет операций с ценными бумагами в рамках Плана счетов российского бухгалтерского учета, при разработке которого не учитывалась специфика операций на фондовом рынке. План счетов и Инструкция по его применению не предполагают введение дополнительных счетов, которые позволяли бы отражать специфические операции брокеров и дилеров - короткие продажи или заемные операции с ценными бумагами.
· Недостаточная гибкость правил российского бухгалтерского учета не позволяет брокерским и дилерским компаниям адаптировать бухгалтерский учет к потребностям управленческого учета.
· Деятельность бухгалтерии направлена на составление отчетности налоговым органам. Налоговая финансовая отчетность недостаточна для обеспечения руководства компании своевременной и полной информацией.
· Для целей эффективности управления и обеспечения контроля за исполнением сделки операции с ценными бумагами целесообразно отражать в учете в момент, когда они заключаются. Бухгалтерия брокерских и дилерских компаний, как правило, ведет учет операции с ценными бумагами на день оплаты (приходования средств). Начисление обязательств в момент заключения сделки может использоваться, но встречается редко по соображениям политики налогового планирования компаний.
С учетом этих факторов многие компании, так или иначе, дополняют бухгалетрский учет различными процедурами внутреннего учета.
Разделение функций между бэк-офисом и бухгалтерией строится на следующих принципах:
Бэк-офис | Бухгалтерия |
· Бэк-офис ведет управленческий учет для внутренних целей компани. | · Бухгалтерия ведет финансовый учет для целей составления внешней налоговой и финансовой отчетности. |
· Все учетные документы и регистры бэк-офиса являются внутренними и ведутся в удобной для сотрудников форме. Компания самостоятельно определяет количество, виды и формы документов и регистров учета. | · Бухгалтерия ведет все свои учетные документы в соответствии с правилами российского бухгалтерского учета с целью составления финансовой и налоговой отчетности. |
· Бэк-офис учитывает операции на момент их совершения | · Бухгалтерия, как правило, ведет учет операций на день платежа |
Бэк-офис и бухгалтерия осуществляют учет операций с ценными бумагами параллельно и независимо друг от друга. Работая независимо, бэк-офис и бухгалтерия взаимодействуют друг с другом, в частности, в управлении банковским счетом фирмы и в периодической сверке остатков по определенным счетам двух учетных систем.
Первичный учет сделок
Поручение на сделку
Первичный учет сделок является одной из важнейших частей учетной системы. От эффективной и четкой организации учета с самого момента заключения сделки напрямую зависит функционирование всей учетной системы бэк-офиса. Поэтому очень важно организовать отлаженный процесс учета сделки еще до поступления информации о ней в бэк-офис, а именно в момент поступления распоряжения на сделку от клиента во фронт-офис.
Поручение на сделку является документом, который заполняется во фронт-офисе ответственным лицом, выполняющим функции ведения счета клиента (далее "менеджером счета"). Поручение заполняется при получении распоряжения от клиента или направляется клиентом в форме, установленной в договоре, и содержит существенные условия предстоящей сделки для клиента.
Поручение на сделку является документом, на основе которого трейдер совершает сделку.
ПОРУЧЕНИЕ НА СДЕЛКУ
Просим Вас ознакомиться с условиями Вашего поручения на сделку с ценными
бумагами и подписать в случае полного согласия:
N ПОРУЧЕНИЯ
ДАТА ПРИНЯТИЯ
ЭМИТЕНТ
КОЛИЧЕСТВО
ВИД ПОРУЧЕНИЯ
МЕНЕДЖЕР
ПОДПИСЬ
Поле трейдера:
ЦЕНА ВОЗМОЖНОГО
ИСПОЛНЕНИЯ
КОММЕНТАРИИ
ТРЕЙДЕР
ПОДПИСЬ
Поле клиента:
Я подтверждаю
ПОДПИСЬ
вышеуказанные условия сделки
КЛИЕНТА
ПОДПИСЬ
МЕНЕДЖЕРА
Поле трейдера:
КОЛИЧЕСТВО
ИСПОЛНЕНИЯ
ТРЕЙДЕР
ПОДПИСЬ
3.2. Тикет (распорядительная записка)
Назначение тикета
Тикет (распорядительная записка) является основополагающим документом внутреннего учета сделки, содержащим все основные условия сделки. Тикет заполняется трейдером или иным ответственным лицом во фронт-офисе, уполномоченным совершать сделки с ценными бумагами. В дальнейшем, на основе данных тикета в бэк-офисе составляется договор.
Тикет должен содержать следующую информацию:
· стороны сделки
· наименование ценной бумаги;
· ценовые и количественные параметры сделки;
· вид сделки (покупка, продажа, дилерская, брокерская)
· условия перерегистрации и оплаты ценных бумаг;
· наименование и подпись лица, заключившего сделку;
· номер тикета, согласно принятой системе нумерации.
Тикет
№
ПРОДАЖА
ДАТА СДЕЛКИ
ВРЕМЯ
ТИП
Д
ДАННЫЕ СДЕЛКИ
НОМЕР ПОРУЧЕНИЯ
ПОКУПАТЕЛЬ
НОМЕР СЧЕТА
ПРОДАВЕЦ
НОМЕР СЧЕТА
КОЛИЧЕСТВО
НДС
ДА
НЕТ
ОПЛАТА СУММЫ СДЕЛКИ
ДАТА ПЛАТЕЖА
предоплата
после перерегистр.
СПОСОБ ОПЛАТЫ
нал.
безнал.
ОБМЕННЫЙ
на дату
на дату
ВАЛЮТА ПЛАТЕЖА
КУРС
ЦБ /ММВБ
платежа
договора
ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ
СДЕЛКУ РЕГИСТРИРУЕТ
ВЫПОЛНЯЕТ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЮ
мы
они
НОМИНАЛЬНЫЙ ДЕРЖАТЕЛЬ
ДАТА
РЕГИСТРАЦ. СБОР
КТО ПЛАТИТ
пополам
они
пополам
они
ДОГОВОР
КТО ГОТОВИТ
они
ДАТА
ПОДПИСАНО
ПОДПИСЬ
ДАТА
УПОЛНОМОЧЕН-НОГО ЛИЦА
КТО БЫЛ НА ПРОВОДЕ
СО СТОРОНЫ КОНТРАГЕНТА
ТЕЛЕФОН
Система нумерации тикетов
Для каждой дилерской сделки заполняется один тикет. В случае осуществления ряда взаимосвязанных сделок, включая посреднические, может заполняться два и более тикетов в зависимости от количества участников сделки.
Каждому тикету присваивается неповторяющийся агрегированный номер. Агрегированный номер тикета включает порядковый номер тикета за период времени (день, неделю, месяц и т.д.), информацию о дате заключения сделки и о лице, ее заключившем.
Система нумерации выбирается с целью удобства для использования. Основным требованием к системе нумерации является простота определения на базе номера тикета количества сделок, заключенных в течение каждого дня.
Система нумерации тикетов должна также предусматривать возможность идентификации тикетов, заполненных для серии взаимосвязанных сделок.
Тикеты для дилерских и брокерских операций
Компания вправе использовать разные формы тикета для дилерских и брокерских сделок. Разрешается также использовать универсальный документ для обоих видов сделок.
В случае брокерской сделки, выполняемой по поручению клиента, в тикете должен быть проставлен номер соответствующего поручения.
После того как тикет заполнен дальнейшая обработки информации и учет сделки осуществляется бэк-офисом.
Подтверждение сделки
Подтверждение сделки предназначено для информирования контрагента о параметрах сделки с целью их сверки на первоначальном этапе обработки информации о совершенной сделке, а также для информирования клиента о том, что сделка по его поручению совершена, и для сверки ее условий.
Подтверждение сделки оформляется для всех сделок с клиентами. Подтверждение сделки контрагентам готовится в случаях, предусмотренных Положением о внутренней учетной политике компании.
Подтверждение сделки готовится на основе данных тикета специалистом бэк-офиса и подписывается начальником бэк-офиса.
Информация в подтверждении сделки должна быть представлена в виде, удобном для всех участников сделки.
ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ
КТО ВЫПОЛНЯЕТ
Подпишите документ и верните, пожалуйста, обратно
ПОКУПАТЕЛЬ
Ф.И.О. лица, подписывающего контракт
Ф.И.О. лица, подписывающего контракт
На основании чего действует
На основании чего действует
Банковские реквизиты
Банковские реквизиты
Журнал сделок
Данные журнала сделок
Журнал сделок должен содержать следующую информацию о сделке:
Дата сделки
Дата подписания договора
Дата перерегистрации ценных бумаг
Дата оплаты суммы сделки (дата прихода денежных средств на счет продавца)
№ договора
Наименование продавца
№ счета продавца в системе внутреннего учета
Наименование покупателя
№ счета покупателя в системе внутреннего учета
Ценная бумага
Цена
Валюта платежа
Количество ценных бумаг
Общая сумма сделки
Брокерская комиссия
Регистрационный сбор
Итоговая сумма сделки
Принципы и задачи
Централизованные архивы бэк-офиса включают картотеку имен и адресов, картотеку ценных бумаг и Архив операций. Централизованные архивы ведутся с целью обеспечения хранения информации, необходимой для многих сделок, в удобном для доступа месте.
Картотека имен и адресов содержит информацию о всех клиентах и контрагентах компании.
Картотек ценных бумаг содержит информацию о всех ценных бумагах, с которыми компания проводит операции от собственного имени или от имени клиентов.
Архив операций содержит информацию обо всех операциях, включая сделки, получение и выплату денежных средств и движение ценных бумаг.
Картотека имен и адресов
Картотека имен и адресов клиентов содержит подробную информацию о клиентах брокерской или дилерской компании, необходимую для проведения операций на рынке. При внесении данных в картотеку имен и адресов каждому клиенту присваивается индивидуальный номер счета, который используется во всех остальных документах.
Картотека имен и адресов клиентов содержит следующую информацию, необходимую для обслуживания счета:
полное наименование клиента,
номер и тип счета,
юридический и почтовый адрес,
номера паспортов для клиентов - физических лиц,
номер лицензии на проведение операций с ценными бумагами для юридических лиц (при необходимости),
реквизиты банковского счета клиента,
инвестиционные инструкции,
налоговый статус клиента,
инструкции по осуществлению налоговых платежей от имени клиента (при необходимости),
общая финансовая информация о клиенте,
другая необходимая информация.
Информация картотеки используется для контроля правильности внесения информации о клиенте в журналы учета при осуществлении операций с клиентом.
Картотека имен и адресов является удобным инструментом для обобщения информации о клиентах. Она может быть использован бэк-офисом для отслеживания кредитоспособности и надежности клиента.
Картотека ценных бумаг
Картотека ценных бумаг предназначен для хранения справочной информации о ценных бумагах, которыми оперирует компания. По мере появления новых ценных бумаг на рынке или по мере поступления распоряжений от клиентов на сделки с новыми для компании ценными бумагами, производятся пополнения файла ценных бумаг.
Информация картотеки может использоваться как:
· Общая информация об эмитенте и/или ценных бумагах;
· Вспомогательный файл для автоматической системы обработки сделок;
Запись в картотеке ценных бумаг содержит
Название ценной бумаги,
Идентификационный номер ценной бумаги,
Символ, приписанный ценной бумаге в торговой системе,
Тип ценной бумаги (акции, корпоративные облигации, государственные облигации, муниципальные облигации, векселя и др.)
Код допуска клиринговой компании/ депозитария,
Дивиденды и проценты,
Специальная информация по облигациям:
- дата погашения,
- купонный доход
- даты выплат,
Информация о корпоративных действиях.
Архивы
Архив операций
В данном архиве содержится основная информация, относящаяся к завершенным операциям компании. Файл содержит хронологическую информацию о совершенных операциях, полученых и выплаченных денежных средствах, движениях ценных бумаг.
Конкретная форма представления пи хранения информации в файле (или группе файлов, составляющих архив) определяется компаниями самостоятельно.
Архив сделок
Архив сделок содержит основную информацию о всех завершенных сделках. Записи в архив заносятся после завершения расчетов по сделке.
Информация, содержащаяся в Архиве сделок, должна соответствовать информации Журнала сделок (см. главу 3). Помимо информации, содержащейся в Журнале сделок, архив содержит следующие данные:
Фактическую сумму оплаты по сделке,
Фактическую дату получения денежных средств,
Фактическую дату совершения перерегистрации,
Штрафы и пени уплаченные и полученные.
Архив движения ценных бумаг
Архив движения ценных бумаг содержит информацию обо всех изменениях количества или местонахождения ценных бумаг, принадлежащих компании или ценных бумаг, учитываемых брокером от имени клиентов. Эти изменения включают получение и отправку документов, необходимых для перерегистрации права собственности на ценные бумаги, получение выписок из реестра, подтверждающих осуществление перерегистрации, поставку и получение ценных бумаг, операции кредитования ценными бумагами, сделки РЕПО и обратного РЕПО, корпоративные действия и др.
Архив движения ценных бумаг аналогично другим архивам отражает завершенные опреации.
5. Внутренний план счетов
Для обеспечения своевременного и правильного учета и отчетности по операциям с ценными бумагами бэк-офис открывает и ведет счета внутреннего учета движения денежных средств и ценных бумаг. Правила и процедуры синтетического и аналитического учета по этим счетам определяются каждой компанией на базе Положения о внутренней учетной политике. Положение о внутренней учетной политике определяет основные правила учета в бэк-офисе, план счетов внутреннего учета, их корреспонденцию, нумерацию открываемых счетов и их названия. Данное положение разрабатывается специалистами бэк-офиса в зависимости от специфики деятельности компании и основывается на общепринятых принципах бухгалтерского учета, а также специальных потребностей учета компании.
Счета внутреннего учета используются только в рамках бэк-офиса. Счета внутреннего учета должны удовлетворять требованию корректного отражения сути операций с ценными бумагами. Их конкретный состав определяется компанией самостоятельно.
В рамках внутреннего Плана счетов каждому клиенту и контрагенту компании присваивается индивидуальный номер. Каждая ценная бумага в разрезе счетов также получает индивидуальный номер.
Ниже предложен образец внутреннего плана счетов, комментарии к нему и корреспонденция счетов.
5.1. Схема плана счетов бэк-офиса
¨ Счета денежных средств, доходов и расходов:
"Касса"
"Расчетный счет"
"Валютный счет"
"Затраты на перерегистрацию"
"Посреднические операции"
"Комиссионный доход"
""НДС"
"Прибыли и убытки"
"Курсовые разницы"
"Дивиденды и проценты"
Счета учета денежных средств должны быть открыты для отражения денежных средств на расчетных и валютных счетах и в кассе компании, условно выделенные из денежных средств компании в целом для целей внутреннего учета. Они предназначены для отражения информации о наличии и движении денежных средств по операциям с ценными бумагами.
Компания должна вести учет комиссионного дохода, начисленного и полученного компанией при проведении посреднических операций с ценными бумагами.
Для отражения посреднических операций компании с ценными бумагами компания ведет счет, по которому учитывается сумма сделки (без учета регистрационных сборов, комиссионных и других начислений) в корреспонденции со счетами клиентов и контрагентов, выступающих в качестве продавца и покупателя по данной сделке. НДС, начисляемый при осуществлении комиссионных и посреднических операций, рекомендуется отражать на самостоятельном счете.
Компания должна вести учет дивидендов и процентов, полученных компанией по ценным бумагам, принадлежащим компании, и дивидендов и процентов по ценным бумагам клиентов, находящимся в номинальном владении компании. Дивиденды и проценты по ценным бумагам клиентов должны быть перечислены на счета клиентов сразу после их поступления.
Компания также ведет учет прибылей и убытков, отражая в нем информацию о результатах, полученных компанией по операциям с ценными бумагами.
Компания может вести учет расходов на перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги. Компания может также учитывать регистрационные сборы, уплаченные ею от имени и за счет клиентов и контрагентов.
¨ Счета вложений в ценные бумаги:
"Ценные бумаги"
"Короткие" продажи"
"Расчеты по операциям РЕПО "
"Обязательства по операциям РЕПО
"Расчеты по обратным операциям РЕПО "
"Обязательства по обратным операциям РЕПО
Бэк-офис компании ведет счет по ценным бумагам для учета состояния портфеля компании.
Компания также ведет учет реализации ценных бумаг без покрытия ("коротких продаж"), осуществляемых от собственного имени и за собственный счет.
Во внутреннем учете также ведутся счета расчетов по операциям РЕПО и обратным РЕПО для отражения движения денежных средств по указанным операциям и счета обязательств по операциям РЕПО и обратным РЕПО для отражения движения обязательств по поставке ценных бумаг в денежном выражении по операциям РЕПО и обратным РЕПО.
¨ Счета клиентов, контрагентов и расчетов с аффилированными лицами:
"Счета клиентов"
"Счета контрагентов"
"Счета расчетов с аффилированными лицами"
Счета клиентов, контрагентов и расчетов с аффилированными лицами предназначены для обобщения информации о расчетах компании с ее клиентами и контрагентами, а также с ее сотрудниками, директорами и аффилированными лицами по операциям с ценными бумагами. Расчеты компании с ее сотрудниками, директорами и аффилированными лицами должны быть выделены на самостоятельный счет и показаны в балансе отдельной строкой.
Каждому клиенту, контрагенту и аффилированному лицу компании присваивается индивидуальный неповторяющийся номер.
¨ Счет для сведения внутреннего баланса по денежным средствам:
В целях сведения внутреннего Баланса по денежным средствам необходимо во внутреннем учете выделить денежные средства, условно предназначенные брокером или дилером под операции с ценными бумагами. Данные средства показываются в Пассиве внутреннего Баланса и призваны обеспечить равенство активов и пассивов баланса. Величина фонда средств, условно предназначенных под операции с ценными бумагами, устанавливается компанией самостоятельно и в течение отчетного периода при необходимости может быть увеличена или уменьшена.
¨ Счета Системы учета ценных бумаг
"Ценные бумаги в пути в компанию"
"Ценные бумаги в пути из компании"
"Ценные бумаги в пути по посредническим операциям"
"Реестр"
"Реестр-короткие продажи"
"Документы на перерегистрацию"
Система учета ценных бумаг использует счета группы вложений в ценные бумаги, счета клиентов и контрагентов. В рамках Системы учета ценных бумаг используются также счета местонахождения ценных бумаг. Принципы и порядок применения этих счетов описаны в главе, посвященной Системе учета ценных бумаг.
Комментарии к Плану счетов системы учета денежных средств
Пример организации Журнала учета денежных средств
Журнал учета денежных средств может быть организован в любой удобной для пользователей форме в зависимости от программного обеспечения.
Наиболее простая бумажная форма ведения журнала - это совокупность ведомостей, каждая страница (экземпляр) которой отражает операции по одному счету, причем каждая проводка записывается в две строки: первая строка соответствует дебетовой части проводки и записывается в ведомость соответствующего счета, вторая - кредитовой и записывается в ведомость корреспондирующего счета.
Другая возможная форма организации журнала - пооперационная ежедневная ведомость. Каждая проводка также может записываться в две строки, первая из которых соответствует дебетовой части проводки, а вторая - кредитовой.
Пример организации журнала:
Номер | Название | Номер | Операция |
Сальдо начальное
Дт
Кт
Сальдо конечное
Тыс.р.
Тыс.р.
Тыс.р.
Рассмотрим процедуру заполнения данного журнала на примере.
Отразим в журнале проводки, отражающие движения денежных средств, произошедшие в результате следующих действий компании Пример-Инвест.
10 июня компания Пример-Инвест купила 100 акций "Томскнефть" по $4 у компании Нева Плюс (номер контракта -1846). До10 июня Пример Инвест не имела акций "Томскнефть" на балансе.
№ | Название | Номер | Операция |
Сальдо начальное | Дт | Кт |
Сальдо конечное | ||||
счета | счета | договора | Тыс руб. | $ | Тыс руб. | $ | Тыс. руб. | $ | Тыс. руб. | $ | |
0001 | Ценные бумаги, с/c Томскнефть | 1846 | Покупка | 0 | 0 | 2,020 | 400 | 2,020 | 400 | ||
0018 | Нева Плюс | 1846 | Покупка | 0 | 0 | 2,020 | 400 | (2,020) | (400) |
В данном примере в графах "номер счета" и "название счета" используются номера и наименования счетов согласно Плану счетов бэк-офиса компании Пример Инвест.
Счет "Ценные бумаги" разбит на субсчета, каждый из которых отражает ценные бумаги конкретного эмитента. На счете "Нева Плюс" отражаются расчеты компании Пример Инвест с контрагентом Нева Плюс.
В графе "номер контракта" отражается номер контракта, на основании которого произведена операция.
В графе "операция" отражается наименование операции с точки зрения компании. Поэтому в первой и во второй строках данного примера фигурирует слово "покупка".
По условию примера компания Пример Инвест не имела акций на балансе, а у компании Нева Плюс на данный момент времени не было незавершенных расчетов с Пример Инвест. Поэтому начальное сальдо в том и другом случае нулевое.
Рассмотрим графы "Дт" и "Кт", которые используются для отражения движения денежных средств по счетам. В нашем примере сделки заключаются в долларах, которые конвертируются в рубли по соответствующему обменному курсу. Покупка отражается проводкой:
Дт Ценные бумаги
Кт Нева Плюс.
В графе "сальдо конечное" отражаются остатки по счетам, возникшие в результате произведенной проводки. В нашем примере дебетовый остаток по счету "Ценные бумаги, с/с Томскнефть" отражает тот факт, что компания Пример Инвест имеет на балансе акции "Томскнефть" на сумму 400 долларов США, кредитовый остаток по счету "Нева Плюс" отражает обязательство компании Пример Инвест по оплате в размере 400 долларов США компании Нева Плюс.
Пример организации Книги учета денежных средств
Книга учета денежных средств может быть организована следующим образом:
Остаток
Дт
Кт
Заполним Книгу на основе примера, рассмотренного в пункте 5.5.
В Книгу заносятся остатки по счетам из Журнала учета денежных средств.
Остаток | |||||
Номер | Название счета | Дт | Кт | ||
счета | $ | Тыс. руб. | $ | Тыс. руб. | |
0001 | Ценные бумаги, с/с Томскнефть | 400 | 2,020 | ||
0018 | Нева Плюс | 400 | 2,020 |
АКТИВЫ
Денежные средства
Касса
Расчетный счет
Валютный счет
Вложения в ценные бумаги
Ценные бумаги
Расчеты и прочие активы
Расчеты по операциям РЕПО
Обязательства по обратным операциям РЕПО
Расчеты с клиентами - дебеторами
Расчеты с контрагентами - дебеторами
Расчеты с аффилированными лицами - дебеторами
Убытки
Итого активов
ПАССИВЫ
Расчеты и прочие пассивы
Расчеты по обратным операциям РЕПО
Обязательства по операциям РЕПО
Расчеты с клиентами - кредиторами
Расчеты с контрагентами - кредиторами
Расчеты с аффилированными лицами - кредиторами
Прибыль
Итого пассивов
Общая информация о сделках
Данный раздел содержит основные параметры сделки, которые вводятся из тикета или журнала сделок:
Дата сделки
Код операции (номер контракта)
Валютный курс на день совершения операции
Количество купленных или проданных бумаг
Цена одной бумаги
Основная сумма сделки
Информация о портфеле
В данном разделе содержатся основные показатели, характеризующие балансовую стоимость портфеля и прибыль, реализованную в процессе покупки/ продажи.
Ценные бумаги на балансе
Стоимость ценных бумаг на балансе подсчитывается нарастающим итогом путем прибавления количества купленных ценных бумаг или вычитания количества проданных ценных бумаг. Отрицательное значение показателя означает короткую позицию.
Прибыль и убыток по сделке
Прибыль/ убыток рассчитывается отдельно по каждой сделке.
При продаже: как разность между ценой продажи одной бумаги и ее средневзвешенной стоимостью, умноженная на количество проданных акций.
При откупе короткой продажи: как разность между ценой откупа одной бумаги и ее средневзвешенной стоимостью, умноженной на количество откупленных акций.
Если сделка заключается на количество ценных бумаг, превышающее количество бумаг на балансе в данный момент времени, то учет сделки ведется раздельно в части, которая рассматривается как обычная продажа или закрытие короткой позиции на количество бумаг, имеющихся на балансе или короткой позиции, и в части, которая рассматривается как короткая продажа или обычная покупка.
Пример организации Журнала учета дилерских операций
Журнал учета дилерских операций может быть организован следующим образом:
Общая информация о сделках
Покупка
Продажа
Цена
Сумма сделки
Цена
Сумма сделки
Балансовые показатели | ||||||||
Кол-во бумаг на балансе |
Средневзвешенная стоимость |
Балансовая стоимость |
Операционная прибыль/убыток |
Сумарная прибыль/убыток | ||||
шт. | тыс.руб. | $ | тыс.руб. | $ | тыс.руб. | $ | тыс.руб. | $ |
Рассмотрим использование Журнала учета дилерских операций на примере, рассмотренном в описании Журнала учета денежных средств:
10 июня компания Пример-Инвест покупает 100 акций "Томскнефть" по $4 у компании Нева Плюс (номер контракта - 1846).
Для наглядности, дополним данный пример следующей операцией.
13 июня компания Пример Инвест продает 250 акций "Томскнефть" по $5 компании Арбат (номер контракта 1847). Предположим, что обменный курс 10 и 13 июня был равен 5,050 руб. за доллар.
Как известно, на балансе у Пример Инвест имеется только 100 акций, т.е. 150 акций продаются "в короткую" - с предположение докупить их в ближайшее время.
Для удобства разобьем данную операцию на две:
1. Обычная продажа 100 акций.
2. Короткая продажа 150 акций.
Заполним Журнал учета дилерских операций.
Общая информация о сделках | |||||||||||||
Курс |
Покупка |
Продажа | |||||||||||
Дата | Код | $/ | Коли- |
Цена |
Сумма сделки | Коли- |
Цена |
Сумма сделки | |||||
сделки | руб. | чество | тыс.руб. | $ | тыс.руб. | $ | чество | тысруб. | $ | тысруб. | $ | ||
10.06 | 1846 | 5,050 | 100 | 20.2 | 4* | 2,020 | 400* |
| |||||
13.06 | 1847 | 5,050 | 100 | 25.25 | 5* | 2,525 | 500 | ||||||
13.06 | 1847 | 5,050 | 150 | 25.25 | 5* | 3,787 | 750 | ||||||
Балансовые показатели | |||||||||
Кол-во бумаг на балансе |
Средневзвешенная стоимость |
Балансовая стоимость |
Операционная прибыль/убыток |
Сумарная прибыль/убыток | |||||
шт. | тыс.руб. | $ | тыс.руб | $ | тыс.руб | $ | тыс.руб | $ | |
100 | 20.20 | 4 | 2,020 | 400 |
| ||||
0 | 20.20 | 4 | 505 | 100 | 505 | 100 | |||
(150) | 25.25 | 5 | (3,787.5) | (750) |
| 505 | 100 | ||
Рассмотрим заполнение первой строки Журнала (покупка 100 акций).
В графу "цена, $" вносистся цена покупки ($4), отмеченная звездочкой, для того, чтобы показать, что данная сделка производилась в долларах. Информация в графе "цена, руб." получена с использованием обменного курса (4 x 5,050 = 20,200). Данные графы "сумма сделки" получены умножением цены на количество ценных бумаг.
Так как до данной сделки акций на балансе не было, средневзвешенная стоимость равна цене, балансовая стоимость равна сумме сделки. В результате данной операции не возникло прибыли или убытка, поэтому соответствующие строки остаются свободными.
Рассмотрим заполнение второй строки Журнала (продажа 100 акций).
Данные в графу "продажа" вносятся аналагично предыдущей строке. Количество ценных бумаг на балансе после данной операции стало нулевым, средневзвешенная стоимость не изменилась (не произошло покупки), балансовая стоимость стала равной нулю. В результате данной продажи образовалась прибыль, которая считается как разность между ценой продажи одной бумаги и ее средневзешенной стоимостью, умноженная на количество проданных ценных бумаг:
($5 - $4) x 100 = $100;
100 x 5,050 = 505,000 руб.
Так как до этого момента прибыли или убытков не было, суммарная прибыль равна операционной.
Заполним третью строку (короткая продажа 150 акций).
В графу "количество ценных бумаг на балансе" вносится записть -150. Балансовая стоимость равна сумме сделки, средневзвешенная стоимость рассчитывается как частное от деления балансовой стоимости на количество акций на балансе:
-$750/(-150) = $5;
$5 x 5,050 = 25,250.
Прибыль по данной сделке образуется при откупе короткой продажи (пример приведен в приложении), поэтому на данном этапе графа "операционная прибыль/убыток" остается свободной, суммарная прибыль остается прежней.
Отчетность руководству
Ежедневные или еженедельные данные, отражающие общую операционную прибыль/убытки, изменение стоимости портфеля и потенциальную прибыль/убыток по каждому виду ценных бумаг, должны отражаться в отчетности руководству. Решения о будущих инвестициях, торговые лимиты для трейдеров и оценка их работы осуществляются на основе анализа статей Журнала (наряду с пробным балансом, отчетами о движении денежных средств и ценных бумаг).
Система учета ценных бумаг
Пример организации Журнала ежедневного учета ценных бумаг
Журнал ежедневного учета ценных бумаг может быть организована следующим образом:
Номер счета | Название счета | Операция | Номер контракта | Начальное сальдо | Дебет | Кредит | Конечное сальдо |
Рассмотрим использование Журнала на примере, рассмотренном выше.
Согласно условию примера 10 июня компанией Пример Инвест были куплены 100 акций у компании Нева Плюс. Данная операция будет отражена в Журнале следующим образом:
Номер счета | Название счета | Операция | Номер контракта | Начальное сальдо | Дебет | Кредит | Конечное сальдо |
0001 | Ценные бумаги | покупка | 1846 | 100 | 100 | ||
0018 | Нева Плюс | покупка | 1846 | 100 | (100) |
Дебетовая проводка по счету "Ценные бумаги" означает поступление акций на счет компании Пример Инвест, кредитовая проводка по счету "Нева Плюс" означает возникновение обязательств у компании Нева Плюс по поставке акций в Пример Инвест.
Пример организации Книги учета ценных бумаг
Книга учета ценных бумаг может быть организована следующим образом:
Номер счета | Название счета | Дата последней операции | Дебет | Кредит |
Заполним Книгу на основе данных из рассмотренного выше Журнала ежедневного учета денежных средств, для этого внесем в Книгу счета с ненулевыми остатками:
Номер счета | Название счета | Дата последней операции | Дебет | Кредит |
0001 | Ценные бумаги | 10.06.96 | 100 | |
0018 | Нева Плюс | 10.06.96 | 100 |
Из примера видно, что Книга позволяет в любой момент времени определить местонахождение и принадлежность ценных бумаг, находящихся в компании.
Внутренние отчеты бэк офиса
Описание полей журнала
В журнале отражены все "открытые" сделки, существуюшие на данный момент времени.
В целях получения наиболее полной картины обо всех открытых сделках предлагается объединить в одном журнале покупки и продажи, так как стадии расчетов по ним одинаковы, но осуществляются в другой очередности. При возрастании объема операций компания может предпочесть отслеживать открытые покупки и открытые продажи раздельно .
При начальном занесении в отчет данных об открытой сделке заполняются следующие поля:
· дата сделки;
· номер контракта;
· тип сделки (покупка/продажа);
· номер счета клиента/ контрагента;
· количество ценных бумаг;
· код ценной бумаги;
· наименование ценной бумаги;
· итоговая сумма сделки.
Данные для перечисленных выше полей поступают из тикета. Итоговая сумма калькулируется в журнале сделок.
Каждое из последующих пяти полей журнала отражает стадию расчетов по сделке:
· подготовка контракта (составление и заполнение характеристик сделки);
· документы для перерегистрации (даты подготовки и отправки контрагенту пакета документов, необходимых для перерегистрации права собственности в реестре, или даты получения этих документов от контрагента в зависимости от того, кто из сторон осуществляет перерегистрацию);
· перерегистрация ценных бумаг (сторона сделки, ответственная за перерегистрацию ценных бумаг);
· оплата итоговой суммы сделки (сторона сделки, осуществляющая оплату итоговой суммы сделки);
· оплата регистрационного сбора (сторона сделки, ответственная за оплату полной суммы регистрационного сбора в реестр).
Каждое из вышеперечисленных полей, соответствующих стадиям расчетов по сделкам, подразделяется на три части, содержащие следующие данные:
· сторона, ответственная за осуществление данной стадии;
· плановая дата осуществления данной стадии в соответствии с условиями сделки;
· дата фактического исполнения данной стадии расчетов.
Пример организации журнала незавершенных сделок
Журнал незавершенных сделок может быть организаван следующим образом:
Подготовка
Контракта
Документы |
Перерегистрация |
Оплата | ||||||
Для перерегистрации |
Ценных бумаг |
Суммы сделки | ||||||
Кто/действие | План | Факт | Кто | План | Факт | Кто | План | Факт |
Рассмотрим заполнение журнала на примере, использованном ранее:
10 июня компания Пример-Инвест покупает 100 акций "Томскнефть" по $4 у компании Нева Плюс (№ контракта - 1846). Перерегистрацию акций осуществляет компания Нева Плюс. Компания Пример-Инвест предполагает подготовить контракт 11 июня, перерегистрация планируется на 13 июня, оплата суммы сделки - на 15 июня.
Рассмотрим Журнал незавершенных сделок компании Пример-Инвест.
Подготовка | |||||||
Дата | N | Тип | Эмитент | N счета |
Контракта | ||
сделки | контракта | сделки | контрагента | Кто | План | Факт | |
10.06. | 1846 | покупка | TOMG | 0018 | они | 11.06 |
Документы |
Перерегистрация |
Оплата | ||||||
Для перерегистрации |
Ценных бумаг |
Суммы сделки | ||||||
Кто/действие | План | Факт | Кто | План | Факт | Кто | План | Факт |
N/A | они | 13.06 | мы | 15.06 |
Название счета
Номер счета
Журнал регистрации сделок
Журнал регистрации сделок ведется для целей государственной регистрации сделок с ценными бумагами компанией, являющейся инвестиционным институтом.
Требования по ведению данного Журнала определяются действующим законодательством (см. Приложение 2 к Письму Министерства Финансов Российской Федерации № 53 от 6 июля 1992 г.).
Отчетность перед клиентами
Общие принципы
Брокерская или дилерская компания ведет счета клиентов, по которым отражается следующая информация: денежные остатки по счетам (дебиторская или кредиторская задолженность клиентов), количество ценных бумаг, которые брокерская или дилерская компания должна поставить клиенту, или ценных бумаг, принадлежащих клиенту и находящихся в номинальном владении брокерско-дилерской компании. Вся информация о движении денежных средств или ценных бумаг по счету клиента вводится на основе данных документов и журналов учета брокерско-дилерской деятельности на дату совершения сделки.
Общая информация
В раздел общей информации включены следующие статьи:
· Наименование и адрес клиента
· Номер и валюта счета клиента
· Офис, где осуществляется обслуживание счета клиента
· Имя менеджера счета или финансового консультанта
· Отчетный период
При составлении отчета клиенту используется Файл имен и адресов, являющийся основным источником справочной информации о клиенте. Данные об имени и адресе клиента, номере и валюте его счета, а также его банковских реквизитов берутся из Файла имен и адресов непосредственно.
При открытии клиентом счета в брокерско-дилерской фирме фиксируется дата его открытия и назначается менеджер счета. Во всех отчетах указывается также название офиса, осуществляющего обслуживание счета клиента. Предполагается, что имя менеджера счета и реквизиты офиса брокерско-дилерской фирмы используются клиентом как контактные координаты.
Отчет о состоянии клиентского счета подготавливается и рассылается Расчетным отделом.
Таблица операций
В таблице операций показаны проводки по счету клиента, отражающие его операции с ценными бумагами и денежными средствами.
По каждой совершенной операции в таблице операций предоставляется следующая информация: дата совершения операции, соответствующая проводка по счету клиента, сумма операции, краткое описание операции. Для сделок с ценными бумагами также указываются такие подробности, как покупка/продажа, количество ценных бумаг, наименование ценных бумаг и цена покупки/продажи.
При поступлении денежных средств счет клиента кредитуется, при их использовании — дебетуется.
Проводки по счету клиента осуществляются на дату совершения операции.
Источником данных по совершенным сделкам является Журнал операций. Из Журнала операций извлекается следующая информация по каждому клиенту: тип ценной бумаги, количество ценных бумаг, цена, сумма сделки, величина налога на операции с ценными бумагами и регистрационного сбора, а также порядок уплаты последних.
Незавершенные сделки должны быть выделены особо. Информация о их завершении поступает из Отчета о незавершенных сделках.
Проводки по счету клиента, отражающие движение денежных средств по его счету, поступают в таблицу операций по получении соответствующих уведомлений о совершении/получении платежа. Информация о таких операциях поступает из системы учета движения денежных средств. Проводки по счету клиента, отражающие движение ценных бумаг по его счету, поступают в таблицу операций из Журнала учета ценных бумаг.
Файлы клиентов
Брокерская или дилерская компания должна хранить основную информацию и переписку с каждым клиентом в специальных папках или файлах. Такая папка обычно содержит следующее:
Пример использования учетных регистров бэк-офиса
Рассмотрим использование учетных регистров бэк-офиса на следующим примере:
1. 10 июня компания Пример-Инвест покупает 100 акций "Томскнефть" по $4 у компании Нева Плюс (номер контракта - 1846). До этого Пример-Инвест не имела акций "Томскнефть" на балансе. Перерегистрацию акций осуществляет компания Нева Плюс. Выписка из реестра о перерегистрации акций на имя Пример-Инвест получена 13 июня. Компания Пример-Инвест произвела оплату купленных акций 14 июня. (Начальная сумма на рублевом счете - 10 млн. руб.)
2. 13 июня компания Пример-Инвест продает 250 акций "Томскнефть" по $5 компании Арбат (номер контракта - 1847). При этом, 150 акций были проданы без покрытия (короткая продажа). Перерегистрацию осуществляет компания Арбат. Документы на перерегистрацию отправлены в компанию Абрат 13 июня. Выписка из реестра о перерегистрации получена 18 июня. Банковская выписка о получении денег по сделке получена 19 июня.
3. 14 июня компания Пример-Инвест покупает 360 акций "Томскнефть" по $4.5 у компании Уральский Брокер (номер контракта - 1848). Акции перерегистрирует Уральский Брокер. Выписка о перерегистрации акций на имя Пример-Инвест получена 18 июня. Компания Пример-Инвест произвела оплату купленных акций 19 июня.
Ниже представлены следующие журналы и регистры бэк-офиса компании Пример-Инвест:
· журнал учета денежных средств;
· книга учета денежных средств (на 14.06);
· журнал учета дилерских операций;
· журнал учета ценных бумаг;
· книга учета ценных бумаг;
· отчет о незавершенных сделках;
· отчет о состоянии клиентского счета (составлен за другой период времени, т.к. данных этого примера недостаточно).
Условия сделок:
· Контракт заключается в валюте;
· Оплата производится в рублях по курсу на день заключения контракта;
· Оплата производится после перерегистрации;
· Регистрационный сбор не рассматривается.
Курс рубля к доллару:
10 июня 5050
13 июня 5050
14 июня 5060
19 июня 5060
Содержание
1. Основные принципы внутреннего учета
1.1. Документирование операций
1.2. Регистры внутреннего учета
2. Бэк-офис в структуре компании
2.1. Фронт-офис и бэк-офис
2.2. Бэк-офис и Бухгалтерия
2.3. Функциональная структура бэк-офиса
3. Первичный учет сделок
3.1. Поручение на сделку
3.1.1. Принципы составления и обращения поручения на сделку
3.2. Тикет (распорядительная записка)
3.2.1. Назначение тикета
3.2.2. Форма тикета и процедура заполнения
3.2.3. Система нумерации тикетов
3.3. Подтверждение сделки
3.4. Журнал сделок
3.4.1. Назначение и ведение журнала сделок
3.4.2. Данные журнала сделок
4. Централизованные базы данных
4.1. Принципы и задачи
4.2. Файл имен и адресов
4.3. Файл ценных бумаг
4.4. Архивы
4.4.1. Архив операций
4.4.2. Архив сделок
4.4.3. Архив движения денежных средств
4.4.4. Архив движения ценных бумаг
5. Внутренний план счетов
5.1. Схема плана счетов бэк-офиса
5.2. Комментарии к Плану счетов системы учета денежных средств
6. Система учета движения денежных средств
6.1. Принципы системы учета движения денежных средств
6.2. Принципы ведения Журнала ежедневного учета денежных средств
6.3. Структура Журнала ежедневного учета денежных средств
6.4. Пример организации Журнала учета денежных средств
6.5. Структура Книги учета денежных средств
6.6. Пример организации Книги учета денежных средств
6.7. Баланс по денежным средствам
7. Журнал учета дилерских операций
7.1. Назначение журнала учета дилерских операций
7.2. Принципы ведения журнала учета дилерских операций
7.3. Структура журнала учета дилерских операций
7.3.1. Общая информация о сделках
7.3.2. Информация о портфеле
7.3.3. Рыночная переоценка портфеля
7.4. Пример организации Журнала учета дилерских операций
7.4.1. Взаимосвязь между Журналом учета дилерских операций и Журналом учета денежных средств
7.4.2. Отчетность руководству
8. Система учета ценных бумаг
8.1. Принципы Системы учета ценных бумаг
8.2. Счета Системы учета движения ценных бумаг
8.3. Принципы ведения Журнала ежедневного учета ценных бумаг
8.4. Отражение операций с ценными бумагами
8.5. Структура Журнала ежедневного учета ценных бумаг
8.6. Пример организации Журнала ежедневного учета ценных бумаг
8.7. Структура Книги учета ценных бумаг
8.8. Пример организации Книги учета ценных бумаг
8.9. Периодическая сверка наличия ценных бумаг
9. Внутренние отчеты бэк офиса
9.1. Отчет о незавершенных сделках
9.1.1. Описание полей журнала
9.1.2. Пример организации журнала незавершенных сделок
9.2. Отчет о состоянии счетов клиентов
9.3. Журнал регистрации сделок
10. Отчетность перед клиентами
10.1. Общие принципы
10.2. Отчет о состоянии счета клиента
10.2.1. Общая информация
10.2.2. Таблица операций
10.2.3. Структура портфеля ценных бумаг клиента
10.2.4. Сальдо счета денежных средств
10.2.5. Сводная таблица операций по счету клиента
10.2.6. Общая стоимость портфеля клиента
10.3. Файлы клиентов
11. Пример использования учетных регистров бэк-офиса
Основные принципы внутреннего учета
Специфика деятельности брокерских и дилерских компаний определяет особые требования, предъявляемые руководством таких компаний к получению внутренней финансовой информации - информации о наличии денежных средств и ценных бумаг в портфеле компании и клиентов в любой момент времени.
Для получения подобной информации недостаточно данных бухгалтерии, деятельность которой ориентирована, в основном, на подготовку финансовой и налоговой отчетности регулирующим органам.
В связи с этим возникает необходимость в осуществлении внутреннего учета операций с ценными бумагами, направленного, в первую очередь, на предоставление финансовой информации руководству для принятия инвестиционных решений и планирования операций.
Главными задачами внутреннего учета являются:
· формирование полной, достоверной и оперативной информации об операциях с ценными бумагами
· подготовка документов для совершения сделок с ценными бумагами
· составление регулярной внутренней отчетности руководству
· подготовка регулярной отчетности клиентам.
Брокерские и дилерские компании осуществляют внутренний учет операций с ценными бумагами отдельно и в дополнение к бухгалтерскому учету их финансово-хозяйственной деятельности для целей более точного отражения специфических операций, проводимых этими компаниями на рынке ценных бумаг.
Основными принципами внутреннего учета операций с ценными бумагами являются:
· отражение всех операций с ценными бумагами в ведомостях внутреннего учета на день совершения операции, т.е. не позднее конца рабочего дня, когда операция была совершена. В случае, если компания получает информацию о факте совершения операции с ценными бумагами позднее конца рабочего дня, когда операция была совершена, то указанная операция отражается в ведомостях внутреннего учета не позднее конца рабочего дня, когда информация о совершении операции была получена;
· разделение во внутреннем учете собственных денежных средств и ценных бумаг и денежных средств и ценных бумаг своих клиентов. Система внутреннего учета предполагает открытие и ведение отдельных счетов по ценным бумагам и счетов аналитического учета по денежным средствам для каждого клиента и контрагента компании. Каждому счету клиента или контрагента присваивается уникальный номер в соответствии с внутренними принципами нумерации счетов в системе учета;
· предоставление регулярной отчетности клиентам компании по результатам операций с ценными бумагами, которые были совершены для данного клиента. Отчетность клиентам отражает все операции, произведенные для клиента с использованием его средств и ценных бумаг, а также остаток денежных средств и ценных бумаг на счете клиента согласно данным внутреннего учета.
Документирование операций
Основанием для записей в регистрах внутреннего учета являются следующие первичные документы, фиксирующие факт совершения операции с ценными бумагами (заключения сделки, движения ценных бумаг, движения денежных средств):
· документы внутреннего учета, фиксирующие факт получения приказа клиента на совершение сделки с ценными бумагами - поручения клиентов, и факт совершения сделки с ценными бумагами - распорядительные записки (тикеты) и подтверждения сделок.
· договора, контракты, соглашения на осуществление сделки с ценными бумагами;
· платежные документы (ордера, поручения, требования и другие документы, являющиеся основанием для признания платежей согласно действующему законодательству);
· документы, удостоверяющие перерегистрацию права собственности на ценные бумаги (выписки из реестра акционеров, выписки депозитария со счета депо), передаточные распоряжения и другие документы, являющиеся необходимыми для перерегистрации права собственности на ценные бумаги согласно действующему законодательству, а также акты приема-передачи сертификатов ценных бумаг;
Документирование первичного учета сделок обеспечивается путем заполнения документа, удостоверяющего факт получения приказа клиента на совершение сделки с ценными бумагами, и документа, удостоверяющего факт совершения сделки с ценными бумагами.
Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения во внутреннем учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах бэк-офиса.
Регистры внутреннего учета
Учет операций с ценными бумагами в бэк-офисе ведется с использованием следующих журналов и ведомостей внутреннего учета:
Журнал сделок
Журнал учета дилерских операций
Журнал ежедневного учета денежных средств
Книга (ведомость) учета денежных средств
Журнал ежедневного учета ценных бумаг
Книга (ведомость) учета ценных бумаг
Журнал незавершенных операций
Журнал учета клиентских операций
Компания выбирает способ ведения журналов внутреннего учета в зависимости от объема операций и возможностей программного обеспечения:
· на бумажном носителе в виде журнала или карточек учета;
· в форме электронные таблицы;
· в виде компьютерных баз данных, являющихся частью автоматизированной системы обработки информации бэк-офиса и др.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 266.