На основе концептуального проектирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инновационный потенциал основан на результатах первых двух этапов инновационного цикла, т.е. на результатах фундаментальных и прикладных исследований. Эти результаты могут быть выражены в разных видах - от идеи, характеризующей саму возможность практического применения, до опытных образцов, обеспеченных чертежно-технической документацией, технологией производства, испытанных и апробированных на производстве.

Апробированный результат научно-исследовательской работы (НИР) и научно-исследовательской опытно-конструк-торской работы (НИОКР) является предпочтительным для применения на предприятиях, так как дает возможности развития предприятия при определенных рисках. Первый вид испытанных научных результатов (идея НИР) является основой инновационного потенциала и отличается высокими рисками, которые практически оценить очень сложно. Поэтому такие результаты имеют развитие приоритетно на основе государственного управ-ления, которое выступает венчурным капиталистом.

Результаты научных исследований, которые планируются к переходу в стадию инновационной диффузии, являются основой для новой стадии исследований, которая характерна актуальностью выполнения НИР технико-технологических и инновационных исследований.

Инновационные исследования определяют пути перехода от результатов НИР к инновационной диффузии и включают организационно-экономические исследования, выбор предприятий и организаций для внедрения в производство новшеств, нововведений и инноваций.

Таким образом, к особенностям инновационного развития относятся вопросы, характерные для ранних стадий проектирования технических объектов и систем в техновещественном развитии отраслей жизнедеятельности общества. Второй составляющей инновационного развития является инновационное исследование, определенное выбором предприятия и формированием партнерских отношений его с научной организацией, университетом, т.е. с разработчиком новшества, нововведения, инновации.

В таком подходе к организации управления инновационным развитием в условиях региона обеспечивается неразрывность инновационного цикла как необходимого условия для развития инновационной деятельности.

Моделирование на ранних стадиях проектирования призвано решать задачу концептуального проектирования, т.е. определять и использовать такие технико-технологические решения, которые в дальнейшем могут обеспечивать конкурентные преимущества создаваемому техническому объекту, системе, предприятию, отрасли и территории (региону).

Концептуальное моделирование имеет особенности, характерные для ранних стадий проектной деятельности (включая идею) и завершая эскизным проектированием, что определяет создание новых и перспективных технико-технологических решений, обеспечивающих инновационный потенциал конкурентными преимуществами.

Результирующими от созданной идеи могут быть: 1) проект; 2) программа; 3) направление научной и опытно-конструк-торской работы. Создание на основе полученного технико-технологического решения проекта определяет возможности бизнес-планирования, т.е. получение обоснованного организационно-экономического плана работы. Программа включает процесс исследований, результатом которых является комплекс взаимоувязанных инновационных проектов. Достижение организационно-экономической эффективности по программе осуществляется поэтапно на основе согласованного выполнения комплекса проектов. Отличительной особенностью инновационного направления является большая доля научных исследований, направленных на изыскание таких технико-технологиче-ских решений, которые могут обеспечить конкурентные преимущества предприятию в его развитии. Направление включает программы и проекты.

Ведение проектных работ по каждому из трех направлений опирается на интеллектуальный потенциал профессионалов, использующих методы научно-технического творчества, и требует в современных условиях поддержки на основе информационных технологий для решения неформализованных научно-технических задач.

Концептуальное проектирование, включающее поиск идей, отличается планированием целевых показателей, параметров, индикаторов создаваемого технического объекта или системы. С позиции инноваций при проектировании отрицательный результат, имеющий даже научную ценность, рассматривается как неудача. Согласно когнитивной психологии, каждый проектировщик, конструктор имеет свою персональную когнитивную карту, которая определяет схему его видения образа объекта проектирования и процесса его реализации, поэтому задачей является выбор инновационного образа технического проектирования объекта.

Процесс работы связан с наличием у разработчика некоторой мыслительной модели, которая имеет текущее состояние и постоянно меняется в процессе познания, что и является процессом концептуального проектирования с инструментальным использованием когнитивных моделей (лат. cognition - знание, познание). В исследованиях технической направленности эти модели находят применение в качестве имитационных, которые ориентированы на прогнозирование поведения оператора при взаимодействии его со сложными техническими системами.

Концептуальное проектирование характерно целесообразностью использования методов опосредованного познания, т.е. моделирования. Характеризуя модели, используемые на ранних стадиях проектирования, отметим приоритетность внимания к особенностям построения иерархических структур моделирования, имеющих место информационных процессов, а также на принятии решений.

Исследование задачи структурного и параметрического синтеза в процессе проектирования на ранних стадиях с когнитивных позиций в сложных технических системах показывает два явно выраженных этапа: 1) этап структурного синтеза и 2) этап параметрического синтеза описании функционирования. Этапы включают существенные звенья познавательной направленности. Когнитивное моделирование при компьютерной поддержке повышает эффективность проектирования. Задачи структурирования, компоновки изделия и параметризации представляются наиболее перспективными с позиции когнитивного моделирования.

Например, при создании дизеля структура изделия может меняться несущественно и основные трудности будут связаны с параметрическим синтезом. Обратная ситуация - при создании продуктов питания нового поколения и примерно равнозначная значимость структурного и параметрического синтезов - для сферы строительства. При этом могут быть исключения для каждой из указанных отраслей по соотношению задач структурного и параметрического синтеза, что определяется созданием гибкой производственной системы.

Формирование структуры осуществляется эвристическим путем (методы научно-технического творчества), или структура выбирается из набора решений. Моделировать структурные и параметрические (функциональные) этапы в единой модели одновременно весьма сложно и может частично решаться только при компьютерной поддержке в системе «человек-машина». При этом параметрический этап (функционирования) отличается использованием теории анализа и подобия. Создание теории функционирования для сложных технических систем возможно лишь для отдельных аспектов.

На ранних стадиях проектирования находят применение грубые промежуточные компоновочные чертежи и подобные модели (вербальные, на основе последовательного приближения).

Содержательные модели представляют собой словесные постановки задачи, программы и планы развития систем, «деревья» целей, управления, проектирования и др., которые широко используют системный подход, опирающийся на понятия системы, подсистемы, элемента структуры, иерархии, свойства (параметров), цели, функции и т.п. Это позволяет выявить специфику и закономерности сложных систем, разбить на подсистемы и организовать их взаимодействие с учетом влияния внешней среды. Далее проявляется возможность перехода к использованию формализованных методов.

Рассматривая модели, используемые при решении задач проектирования, можно выделить:

- иерархическое описание и стратегии его формирования;

- теоретико-множественные модели;

- модели представления знаний: например: продукция как форма предоставления знаний; фреймы; сценарии; предикатные модели; модели представления данных.

При проектировании под сценарием понимается система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза, строится план (тоже сценарий) осуществления чего-либо. Сначала разрабатывается базовый сценарий, который показывает наиболее вероятное воздействие всех событий на показатели благополучия и параллельно строится пессимистический сценарий. Далее, чтобы помочь руководителю принять адекватное решение, разрабатываются две стратегии упреждающих действий:

- в отношении событий, поддающихся контролю, намечаются действия, направленные на то, чтобы желательные события происходили, а нежелательные - нет;

- в отношении событий, не поддающихся контролю, намечаются действия, которые усиливают благоприятные последствия и смягчают неблагоприятные.

Результатом такой проработки является так называемый «форсированный сценарий». Имеются примеры удачного использования сценариев при проектировании для описания действий пользователя с несколькими уровнями наглядного объяснения. Результаты позволяют продемонстрировать, насколько детально должна быть представлена информация, предназначенная для использования в адаптивных интерфейсах. Сценарии являются способом представления информации и удобны для представления стереотипных знаний, определяющих типичные ситуации конкретной предметной области. В интеллектуальных системах сценарии используются в процедурах понимания естественно-языковых текстов, планирования поведения, принятия решения, повышения эффективности обучения.

Такой подход к проектированию на ранних стадиях с позиции когнитивного моделирования обеспечивает саму возможность ведения стратегии инновационного развития. При этом удается оттеснять стратегию развития по имитационной модели, которая развита в российском обществе. При создании компьютерной поддержки процесса концептуализации необходимо активнее использовать интеллектуальный потенциал профессионалов из разных сфер знаний, научных организаций, предприятий, отраслей.

Когнитивное моделирование технико-технологических объектов и систем определяет возможность комплексной увязки в информационную технологию трех компонентов: 1) концептуализации; 2) структурирования и 3) параметризации. Концептуализация должна быть целенаправленной, что предполагает применение категориального анализа и теории парадигмы.

При когнитивной направленности структурирования определяется возможность порождения новых инвариантных структур.

На основе вербальных моделей через создание блок-схем процесс проектирования выходит на компоновку, которую выполняет специалист, и он должен быть обеспечен персонифицированной системой поддержки. Для параметризации компонентов изделия характерны интеграционные работы, что определяет целесообразность использования когнитивной компьютерной графики. Концептуальное проектирование носит коллективный характер, что определяет особенности информационной технологии поддержки этой деятельности.

Следует отметить, что чем более ранняя стадия проектирования (стадия идеи) рассматривается, тем более конкурентной может быть создаваемое изделие, технический объект или система, технология.

Подходы, модели, используемые при создании технических систем, могут быть использованы в аналитической системе управления не только для разработки технико-технологических решений, но и для выработки решений системного управления инновационным развитием организации, предприятия, отрасли, региона.

Развитию инновационного потенциала характерна система «университет - промышленность», так как необходимо совмещение знаний этих двух сфер знаний.

Основные понятия, классификация

И характеристика инноваций

Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате научных работ, инновационной деятельности. На основе этого продукта, новых знаний формируются инфраструктуры, производящие товар, которые имеют экономическую результативность, определяющую социальное развитие отраслей жизнедеятельности общества. Достижения научно-технической сферы имеют существенное значение в процессах развития, которые основываются на новшествах, нововведениях, инновациях.

Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новаторство) понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги. Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которое не было известно ранее. Это новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Инновация - материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом. Результат инновационной деятельности можно назвать также инновационным продуктом.

Понятие «инновация» в официальной терминологии - инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

С термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, созданные человеком. Под открытием подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует получение выгоды.

В инновационном развитии общества, современной экономике роль инноваций значительно повышается. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию. Только продукция, имеющая высокую степень наукоемкости и новизны, позволяет создать положительные экономические результаты.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения Й. Шумпетер сформулировал еще в 1911 году. Позднее, в 30-е годы, он ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. [15].

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. В рыночной экономике инновации направлены на повышение конкурентоспособности предприятий (организаций) на соответствующих сегментах рынка, оцениваемой через конкурентоспособность их продукции или услуг.

Для вузов профильными рынками являются рынок образования, рынок труда и рынок научно-технической продукции или услуг (рынок технологий). Классификация инноваций осуществляется с целью оптимизации инновационных циклов и диффузии инновационной продукции. Систематизированное изучение инноваций позволяет планировать пути их использования и развития, разрабатывать стратегию инновационных процессов и управлять ими. Следует отличать инновации от несущественных видоизменений продукции.

К несущественному изменению относятся:

- эстетическое изменение цвета или формы изделия;

- незначительные технические или внешние изменения в продукции при постоянстве конструктивного исполнения и не изменяющие заметно параметры изделия, его свойства, стоимость, а также стоимость входящих материалов и компонентов;

- расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства предприятием, которое уже известно на рынке продукции и которое позволяет предприятию удовлетворить сектор рыночного спроса и получить доходы.

Классификация инноваций осуществляется по новизне, которая оценивается технологическими параметрами и спросом на эту продукцию потенциального потребителя на рынке.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В таблице 2 предложен классификатор инноваций, использование которого позволяет оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них.

Таблица 2

Классификация инноваций

 

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
Области применения инноваций Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.
Этапы НТП, результатом которых стали инновации Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
Степень интенсивности инноваций «Бум», равномерная, слабая, массовая
Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
Результативность инноваций Высокая, низкая, стабильная
Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства, новые технологии.

По типу новизны для рынка инновации делятся: на новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия или группы предприятий.

По стимулу появления, источнику выделяют инновации: связанные с развитием науки и техники; вызванные потребностями производства; обусловленные потребностями рынка.

По месту в системе на предприятии выделяют инновации:  на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);  на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

В зависимости от глубины вносимых изменений инновации подразделяются:  

- на радикальные (базисные), которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;  

- улучшающие, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

- модификационные (частные), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

Существуют и другие варианты классификации инноваций, предлагаемые отечественными и зарубежными авторами. Известна и расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления. [23, 35,37]

Другая классификация, предложенная чешским экономистом Ф. Валентой [15], позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого к более высокому уровню:

- инновации нулевого порядка - регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

- инновации первого порядка - изменение количественных свойств системы;

- инновации второго порядка - перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

- инновации третьего порядка - адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

- инновации четвертого порядка - новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящие за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются - происходит некоторое улучшение их полезных свойств (например, дооснащение существующего измельчителя новыми скоростными режимами);

- инновации пятого порядка - новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);

- инновации шестого порядка - новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (например, возникновение бесчелночного ткацкого станка);

- инновации седьмого порядка - новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономиче-ской среды, в которой он функционирует и развивается. Инновационный процесс может быть описан следующей фазовой схемой (рис. 3).

 

Фазовая схема инновационного процесса

Анализ  /инициирование Конкретизация Перемещение (трансферт) Применение
     
анализ состояния; поиск идей; изучение проблемы исследование (НИР); разработка (ОКР); прототип (образец) подготовка производства; подготовка сбыта (распределение); сертификация (испытания) производство; поступление продукта на рынок; распределение продукции; расширение производства; эксплуатация

 

Рис. 3. Фазовая схема инновационного процесса

 

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) (ПСНТ). ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей.

Цель ФИ - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию.

На современном историческом этапе ускорение социально-экономического развития, подъем производительных сил, постоянный рост производительности труда и эффективности производства базируются на научно-техническом прогрессе.

Научно-технический прогресс - существенный фактор производства продукции, обеспечивающий за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира, повышение производительности труда [35]. В свою очередь, научно-технический прогресс должен питаться непрерывным потоком фундаментальных научных идей, приводящих к принципиально новым видам техники и технологии.

Фундаментальные научные идеи должны широким потоком входить в технику и производство, через новейшие технологии и оригинальные инженерные решения воплощаться в новые машины, оборудование и приборы высшего технического уровня. В цепочке интенсивной экономики «наука - технология - производство» ведущим звеном является наука, порождающая и новейшие технологии, и новые принципы производства.

Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе организации науки и техники. Если раньше фундаментальная наука развивалась в основном независимо от производства, то теперь она становится неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического прогресса, истоком этого единого процесса. В современных условиях наука выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсивный путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны опережать потребности техники и производства.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход фундаментальных исследований (ФИ) в мировой науке составляет лишь 5 %.

Фундаментальные исследования (ФИ) являются основой инновационного процесса. Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР - завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.

 Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий (Ос), которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства. На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы по опытной базе науки. Их цель - изготовление и отработка опытных образцов новых продуктов и технологических процессов.

После стадии освоения начинается процесс промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т.е. были бы реализованы потребителю.

Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и включает в себя последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом (рис. 4).

 

 


         
   

 


 


 

 


Рис. 4. Жизненный цикл инновационного процесса

 

Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.

Научно-инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвести-ционной деятельностью [35].

Инновационная деятельность предполагает целый комп-лекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть:

- подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

- предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

- маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию;

- приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

- приобретение овеществленной технологии - машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на инновационных предприятиях (ИП) продуктовых или процессных инноваций;

- производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций.

При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий предприятиями, находящимися независимо от организационно-пра-вовой формы и форм собственности на территории страны. Объектами инноваций могут быть все сферы деятельности современного университета: новые структуры и формы административного и коллегиального управления научной и образовательной деятельностью вуза, обновление содержания и номенклатуры основных и дополнительных образовательных программ, новые образовательные технологии, изменение уровней и форм получения образования, механизмы взаимодействия с рынком труда и работодателями, формы довузовской подготовки и профориентационной работы со школьниками, новые формы экспорта образовательных услуг, механизмы привлечения инвестиций и многое другое.

Субъекты инновационной деятельности - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор - автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

Инновационный университет - это вуз предпринимательского типа, который постоянно создает и внедряет инновации с целью повышения своей конкурентоспособности и устойчивого развития. Безусловно, что все инновации должны быть экономически выгодны, т.е. окупаемы для всех участников инновационного цикла при коммерциализации новых знаний и продвижении инновационной продукции на соответствующие рынки. Для инновационного университета внедрение нового не является самоцелью, как правило, это необходимые, тщательно спланированные и ресурсообновленные системные изменения в вузе, принятые на основе комплексного анализа изменений во внешней среде (рис. 5).



Инновации

Виды деятельности

НИР

ОКР

Применение

Эксплуатация

Результаты деятельности Фундаментальные Прикладные Технико-технологические Коммерческие Производство Потребление Совершенствование Модификация
Этапы инновационного процесса

Научный

Технический

Технологический

Эксплуатационный

Типы инноваций

 

Оценка инноваций

 

 

                 

 


Рис. 5. Характеристики процесса осуществления инноваций


Инновационное предпринимательство - это процесс создания и коммерческого использования технико-технологиче-ских нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем инновации не сами по себе, а направленный организационный поиск новшеств, постоянный интерес предпринимательских структур.

На рис. 5 представлены важнейшие характеристики процесса осуществления инноваций [15]. Как видно, общим для различных типов инноваций (базовых, прикладных, модификационных, несущественных) является то, что все они включают стадию успешного использования нового продукта (технологии) с обязательной коммерческой выгодой для производителя.

Успешные инновации базируются на суммарных эффектах в продукт (продуктовые инновации) и технологии (технологические инновации). При этом, по некоторым данным, в НИОКР, связанные с продуктовыми инновациями, вкладывается в среднем в 4 раза больше средств, чем в НИОКР, связанные с технологическими процессами. Из всех технических инноваций наиболее радикальное воздействие на экономику оказывают базовые инновации, т.е. связанные с фундаментальными исследованиями.

Решающим фактором успеха инновационной деятельности является время на инновации. Это характерная для конкретных участников инновационной деятельности потребность во времени, необходимого для превращения инновационных идей в реализованные идеи. Решающим при этом является время, затраченное на инновацию, и ее преимущество во времени по сравнению с конкурирующими организациями и предприятиями.

Инновационная деятельность невозможна без создания развитой инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, технопарков и т.д. В формируемой новой научно-промышленной и инновационной среде технопарки представлены на достаточно широкой организационной основе с различной научно-производственной специализацией и инновационными ориентирами.


     
 
Рис. 6. Участники научно-инновационной деятельности  университета и их потребности


Технопарки - это значительные территории, на которых созданы и функционируют сотни малых производственных и инновационных компаний, университеты, банки, научные организации, предприятия и фирмы инфраструктурной поддержки.

Технопарки - это ограниченные специализированные комплексы для решения целевых задач в области логистики, туризма, рекреации, экспортных поставок; это индустриальные и промышленные парки, научные и технологические парки, многофункциональные парки. Технопарки - это крупные научно-производственные площадки, создаваемые на базе академических центров и научных учреждений РАН (академические парки).

 Технопарками называют промышленные округа и зоны, промышленные и инновационные кластеры и другие территориальные научно-производственные системы. Типология технопарков представлена в таблице 3.










Таблица 3

Типология технопарков

 

Типология технопарков

Индустриальные: индустриальные логистические промышленные бизнес-парки
Университетские: университетские экотехнопарки IT-парки технопарки по ТВЗ
Многофункциональные: академические многофункциональные агротехнопарки научно-технологические индустриальные

 

Участники инновационной деятельности и их интересы не могут быть определены с четким разграничением: заинтересованные лица могут одновременно принадлежать к нескольким группам (например, администрация в качестве инвестора, сотрудник в качестве кредитора). Кроме того, разные интересы не всегда однородные в пределах одной группы. Однако чаще всего существует общая заинтересованность в сохранении университета и его стабильного финансового положения, что постоянно облегчает равновесие интересов среди участников деятельности.

В своей деятельности университет рассматривает участвующих лиц (группы лиц) как потенциал достижения цели или удовлетворения потребностей. Лица или группы лиц участвуют в союзе до тех пор, пока сумма полученных преимуществ будет восприниматься большей, чем вклады, вносимые в деятельность университета (начало коалиции).

В качестве связей между участниками инновационной деятельности следует понимать в действительности существующие связи. Например, в виде поступлений факторов производства от субподрядчиков, в виде передачи комплекта конструкторско-технологического документа в производство и т.д. Предметом связей могут быть информация, услуги, финансы. Кроме того, существуют связи с общественностью и экосферой, административной системой государства.

Примерный и далеко не полный перечень заказчиков, сил, факторов и прочих заинтересованных лиц представлен на рис. 6.

Необходимо отметить, что общие потребности и ожидания всех групп потребителей для каждого конкретного университета должны быть детализированы и переведены в конкретные качественные и количественные параметры, конкретные требования к фундаментальным и прикладным исследованиям, опытно-конструкторским работам, содержанию и процессу предоставления научных услуг.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 требует от организации определения требований потребителей по каждому виду своей деятельности, в том числе:

- требования, установленные потребителями к номенклатуре и качеству проводимых научно-инновационных работ, срокам поставки и поддержке разработанной продукции;

- незапланированные требования потребителей к продукции и прогнозируемые требования;

- регламентирующие и законодательные требования;

- любые дополнительные требования, определяемые конкретным университетом с учетом его ресурсов, региональных и местных факторов.

Анализ идентифицированных требований потребителей необходимо совместить с дополнительными требованиями внутреннего характера. Порядок согласования определен пунктом 7.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Требования основных потребителей, использующих результаты научно-инновационной деятельности университета. Главной составляющей интегрального результата инновационной деятельности российского технико-технологического вуза являются результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской, инновационной деятельности. Самым крупным заказчиком НИОКР для университета остается государство в лице Минобрнауки РФ, государственных научных фондов - РГНФ и РФФ. Основным механизмом, позволяющим регулировать отношения между участниками научной деятельности, является участие исполнителей в открытых конкурсах на право заключения государственных контрактов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках целевых научно-технических программ.

Правовое регулирование. Отношения, возникающие между участниками конкурса в процессе проведения конкурсов на размещение государственного заказа на выполнение работ по конкурсным темам, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» в части, дополняющей Федеральный закон Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах о предотвращении коррупции и сокращении бюджетных расходов при организации и закупке продукции для государственных нужд».

Организация и проведение конкурсов осуществляет создаваемая заказчиком конкурсная комиссия по организации и проведению конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В своей деятельности конкурсная подкомиссия руководствуется федеральными законами, другими нормативными актами Российской Федерации, а также положением о конкурсной подкомиссии. При всем разнообразии положений о порядке проведения конкурсного отбора есть общие правила, которыми следует руководствоваться всем участникам конкурсов.

Требования конкурсного отбора. Требования для определения победителей открытого конкурса работ по конкурсным темам устанавливаются государственным заказчиком. Основные из них следующие:

1. Направления исследований должны соответствовать «Приоритетным направлениям науки и техники РФ», «Перечню критических технологий», утвержденным Указом Президента РФ от 30 марта 2002 года.

2. К признакам научной новизны проекта относятся: постановка новой научной проблемы; введение новых научных категорий и понятий, развивающих представление о конкретной отрасли знания; раскрытие новых закономерностей развития естественных и общественных процессов; применение новых методов, инструментов, аппарата исследования; разработка и научное обоснование предложений об обновлении объектов, процессов и технологий, используемых в экономике и управлении; развитие научных представлений об окружающем мире, природе, обществе.

3. Уровень достижения научно-технического прогресса, предложенный в проекте, характеризуется степенью использования развития науки и техники, передовых научно-технических знаний. Технический уровень - мера использования достижений технического прогресса для удовлетворения конкретных потребностей, степень технического совершенства продукции, новизны и прогрессивности конструкторско-технологических решений. Технический уровень продукции - относительный показатель - определяется на основе сравнения параметров и характеристик предлагаемого в проекте продукта с показателями базового образца соответствующего уровня, имеющегося в стране и за рубежом.

4. Полученные результаты исследования должны иметь межотраслевой и межрегиональный характер, должен быть раскрыт механизм использования результатов исследования другими предприятиями, отраслями и регионами.

5. Научно-технический потенциал исполнителя проекта должен соответствовать имеющиеся в его распоряжении кадровой, производственно-технической, опытно-экспериментальной, приборной базе, уровню и сложности решаемых задач.

6. Результатом реализации проекта должно быть создание и организация производства инновационного продукта при наличии в субъекте РФ предприятий, организаций, готовых реализовать проект, наличие платежеспособного рынка.

7. Патентоспособность результатов научно-исследователь-ских, опытно-конструкторских и технологических работ определяется наличием объекта интеллектуальной собственности и его идентификация.

8. В проекте определяются возможности снижения негативных последствий на окружающую среду, ресурсосберегающая эффективность предлагаемых технологий.

9. Результаты исследований должны отвечать требованиям, предъявляемым к производственной, эксплуатационной и ремонтной технологиям, обеспечивающим достижение заданных показателей качества при минимальных затратах на изготовление, техническое обслуживание и ремонт, а также требованиям технической рациональности, системных, схемных и конструктивных решений. Использование прогрессивных технологических процессов, применение унифицированного и типового оборудования, технологической оснастки в процессе производства, эксплуатации и ремонта.

10. При установлении цены проекта предлагают размеры финансирования из средств федерального бюджета, а также механизм и объемы привлекаемых средств внебюджетных источников и бюджета региона.

11. Должна быть определена направленность проекта на создание новых рабочих мест и увеличение занятости, улучшение качества жизни населения, создание здоровьесберегающих технологий, использование новых знаний в образовании, решении природоохранных проблем.

Требование технического задания. Основанием для выполнения работ служит информация, содержащаяся в извещении о проведении конкурса. При формировании технического задания проекта указывается следующее:

1. Исполнитель и соисполнители работ. Указывается численный состав участников исследования, их должности, ученые звания, стаж работы по специальности.

2. Цель, задачи и исходные данные для проведения работы. Краткая, конкретная формулировка сути исследования, которая видится в решении основной проблемы и обеспечивает внесение значительного вклада в теорию и практику. В соответствии с основной целью следует выделить 3-4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения цели исследования.

3. Основное содержание работы. Приводятся данные, отражающие сущность и методику исследования:

- выбор направления исследования, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения НИР;

- процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определения характера и содержания исследования, методы исследования, методы расчета, принципы действия разработанных объектов, их характеристики;

- обобщение и оценка результатов исследований, включающих оценку полноты решений поставленной задачи, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ.

4. Перечень этапов, сроки выполнения этапов, стоимость работы (этапов). Содержание и сроки выполнения основных этапов работ определяются календарным планом, составляющим неотъемлемую часть заявки. Предусматриваются отдельные этапы, раскрывающие содержание работы, сроки их завершения (промежуточные сроки), финансовые, организационно-экономические и другие условия.

5. Результаты работы. Оценивается полнота решения поставленных задач, разрабатываются рекомендации по конкретному использованию результатов исследования, оценивается технико-экономическая эффективность освоения результатов исследования, оцениваются данные научно-технического уровня.

По окончании работ исполнитель представляет заказчику акт сдачи-приемки научно-технической продукции, прилагает к нему следующие основные документы: научно-технический отчет, выполненный в соответствии с ГОСТ 7.32-2001; комплект научной, технической и другой документации, предусмотренный техническим заданием.

Порядок выполнения, сдачи и приемки работ, права сторон на результаты работы должны соответствовать общим требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.

Реальным устойчивым источником финансирования за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов инновационной деятельности становится государственный «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Целевые программы фонда успешно реализуются и стали важным фактором стимулирования малого научно-технического предпринимательства. Программы фонда представлены в таблице  4.

Механизм взаимодействия участников инновационной деятельности определяется условиями и требованиями программ. Основная цель программы «Старт» - содействие ученым, преподавателям, студентам, инженерно-техническим работникам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологии, услуги).

Основные требования программы «Старт»:

- наличие научно-технического результата;

- права на интеллектуальную собственность или соглашение по их использованию в следующих областях научно-технической деятельности: информационные технологии, программный продукт, телекоммуникационные системы, медицина, фармакология, биотехнология для медицины, химия, химическая технология, новые материалы, строительство, электроника, приборостроение, машиностроение, биотехнология, сельское хозяйство, пищевая промышленность;

- заявитель в течение года создает компанию, являющуюся малой в соответствии с российским законодательством;

- фонд осуществляет финансовую поддержку компании в течение 3-х лет, к концу третьего года число работников должно составить 5-20 человек, объем реализации продукции 30 млн руб.;

- заявители сами определяют и согласовывают с фондом, какие действия им необходимо осуществить для исследований, разработки образца, испытаний, патентования, составления бизнес-плана.

Таблица 4

 

Действующие программы «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»

 

Название программы Назначение программы

Основные:

«Старт» Для результатов, которые целесообразно коммерциализировать через стартующие «spin-off» компании
«Темп» Для результатов, которые целесообразно лицензировать существующим малым компаниям
«ПУСК» Для складывающегося партнерства малого предприятия и вуза, когда вуз готовит для компании пакет - новую технологию со специально под нее подготовленными кадрами
Конкурс Традиционная программа для любых малых инновационных компаний

Дополнительные:

Ползуновские гранты Студенты, аспиранты, молодые специалисты в малом бизнесе
«УМНИК» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса») Поддержка молодежи, стремящейся к самореализации через инновационную деятельность
Научное приборостроение Разработка и производство приборов малыми предприятиями для университетов
Учебный курс  Разработка в университетах новых учебных курсов под заказ малых предприятий

 

Главная задача программы «Темп» - способствовать коммерциализации интеллектуальной собственности, которая есть прежде всего в государственных научных институтах и университетах, выполняющих научные исследования, причем фундаментального характера. В программе «Темп» каждый занимается своим делом: ученые в институтах и университетах генерируют новые идеи и, получая научные результаты, создают интеллектуальную собственность, а малые компании (не обязательно только инновационные) эти результаты лицензируют, осваивая производство продукта на базе научных идей.

Программа «Пуск» («Партнерство университетов с компаниями») в отличие от других программ основывается на партнерстве не только ради технологий, но и для сопровождения новой технологии кадрами, т.е. университет готовит и передает предприятию (компании) технологии с кадровым сопровождением.

Для фонда наличие трех названных программ - это существование разных механизмов содействия коммерциализации научных разработок. Если компания предпочитает самостоятельно коммерциализировать свои разработки, используется  программа «Старт»; хочет лицензировать свой продукт - программа «Темп»; существует необходимость в получении технологии вместе с обученными кадрами - программа «Пуск».

Значительная часть финансовых средств в университет поступает от хозяйствующих субъектов (предприятий различных форм собственности) по хозяйственным договорам. Оформление отношений с этой группой потребителей, их запросы и требования всегда индивидуальны и многообразны. Основные требования сводятся к следующему:

- наличие конструкторско-технологической документации;

- защита прав интеллектуальной собственности;

- возможность оказания консалтинговых услуг;

- техническое сопровождение продукта (технологии) в ходе освоения;

- устойчивый спрос на новый продукт.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие творческого, эвристического мышления молодежи - основная задача вуза на современном этапе. Известно, что неудовлетворенность качеством образования имеет глобальный характер, так как, принимая во внимание тот факт, что удвоение совокупного объема знаний в мире в начале ХХ века происходило за два года, а в начале ХХI века - за несколько месяцев, знания, полученные студентами в аудитории, априори устаревают к моменту их выпуска. Поэтому формирование навыков решения учебных и профессиональных задач эвристическим, творческим способом позволит новому поколению быть востребованными в инновационном секторе экономики.

Особенность творческой деятельности заключается в том, что она всегда проблемно обусловлена. Творческий поиск протекает с достаточной долей интенсивности только при наличии мощного стимулирующего фактора, способного перерасти в устойчивый внутренний мотив.

Взяв на вооружение перспективы, предлагаемые авторами, представляется возможным, по крайней мере, в условиях вуза создать педагогическую систему, формирующую творческое мышление будущих специалистов на всех этапах обучения, выходом которой будет являться специалист, подготовленный для работы в инновационной сфере экономики.

 

 

СОКРАЩЕНИЕ СЛОВ

ВИНИТИ - Всероссийский институт научной и технической информации

ГПНТБ - Государственная публичная научно-техническая библиотека

УДК - Универсальная десятичная классификация

ТП - технологический процесс

НИР - научно-исследовательская работа

НТТ - научно-техническое творчество

ТР - техническое решение

ДВС - двигатель внутреннего сгорания

ТО - технический объект

ТС - техническое средство

МКВ - метод контрольных вопросов

ИКР - идеальный конечный результат

АРИЗ - метод алгоритма решения изобретательских задач

КПД - коэффициент полезного действия

САПР - система автоматизированного проектирования

НИОКР - научно-исследовательская опытно-конструктор-ская работа

НТП - научно-технический прогресс

ПСНТ - процесс создания новой техники (технологии)

ФИ - фундаментальные исследования

ПИ- прикладные исследования

ОКР - опытно-конструкторская работа

Ос - освоение промышленного производства новых изделий

ПП - промышленное производство

НИД - научно-исследовательская деятельность

ИП - инновационное предприятие

РАН - Российская Академия наук

РГНФ - Российский государственный научный фонд

РФФ - Российский федеративный фонд

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986. - 200 с.

2. Аренков И.А. Маркетинговые исследования. Основы теории и методики: Учеб. пособие. - СПб, 1992.

3. Аренс В.Ж. Азбука исследователя. - Москва «Интермет инжиниринг», 2006. - 211 с.

4. Баркан Д.И., Ходяченко В.Б. Поймем наш бизнес: как сегментировать рынок и изучить потребителя. - Л.: Аквилон, 1991.

5. Беляевский И.К. Использование матриц в разработке стратегии маркетинга // Экономика и коммерция. - 1994. - № 3. - С. 109-121.

6. Буш Г.Я. Методологические основы научного управления изобретательством. - Рига: Лиесма, 1974. - 167 с.

7. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Нововведения и мы. - М.: Наука, 1990.

8. Васильцова В.М. Особенности сбора первичной информации в инновационном маркетинге // Инновации. - 1996. -№ 1. - С. 44-45.

9. Х Всероссийский инновационный форум. Томск. 2009. - Тверской ИнноЦентр ТвГУ, 2008. - 412 с.

10. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 160 с.

11. ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

12. Гореликова Г.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Г.А. Гореликова; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. 2003. - 56 с.

13. Дворянкин А.И., Половинкин А.И., Соболев А.Н. Методы синтеза технических решений. - М.: Наука, 1977. - 104 с.

14. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Пер. с англ. - 2-е изд., доп. - М.: Мир, 1986. - 326 с.

15. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение. - M.: Дело, 2005. - 496 с.

16. Карпов В. Маркетинговое исследование рынка: Методы получения информации и ее анализ // Маркетинг. - 1994. -   № 2. - С. 78-88.

17. Козлов Л.А. Когнитивное моделирование на ранних стадиях проектной деятельности: Учебное пособие. - 3-е изд. перераб. и доп. / Алт. гос. университет им. И.И. Ползунова. - Барнаул: АлГТУ, 2001. - 247 с.

18. Лазарев Е.Н., Ким В.П. Организация научно-исследо-вательской работы студентов: Учеб. пос. - ЛИСТ, 1984. - 30 с.

19. Лобанова Е.Н. Прогнозирование с учетом факторов цикличности // Вестник Академии Наук СССР. Серия экономическая. - 1991. - № 3. - С. 62-72.

20. Максименко А.А. Инновационные технологии Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова / А.А. Максименко, С.В. Новосёлов; под ред. В.В. Евстигнеева; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. - 112 с.

21. Маюрникова Л.А. Основы научной деятельности и перспектива роста исследователя // Техника и технология пищевых производств: сб. научных работ; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2006. - С. 21-24.

22. Методы поиска новых технических решений / Под ред. д.т.н., проф. А.И. Половинкина. - Йошкар-Ола: Марийское книжн. изд-во, 1976. - 192 с.

23. Методические рекомендации по проведению патентных исследований. - М.: ВНИИПИ, 1988.

24. Моисеева Н.К. Выбор технических решений при создании новых изделий. - М.: Машиностроение, 1980. - 320 с.

25. Новосёлов С.В., Маюрникова Л.А. Менеджмент научно-инновационной деятельности технико-технологического уни-верситета: проблемы и решения : монография / АлтГТУ им. И.И. Ползунова, КемТИПП. - Кемерово, 2007. - 197 с.

26. Новосёлов С.В. Организация инновационной деятельности на основе процессов развития // Ползуновский вестник № 1, Управление в социальных и экономических системах: Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, Барнаул, 2006. - С.176-180.

27. Новосёлов С.В. Основы аналитической системы управ-ления инновационным развитием в региональных условиях Алтая / Материалы Х Всесибирского инновационного форума с международным участием. 10-12 октября 2007 г.; под ред. В.И Зинченко, Е.А. Лурье; Администрация Томской области, Тверской Инновацентр, Минобрнауки РФ. - г. Томск, 2008. - С. 297-304.

28. Новосёлов С.В. Инновационный менеджмент в стратегии развития экономики, «основанной на знаниях»: Учебное пособие для слушателей программы «Мастер делового администрирования» МВА / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул, Изд-во АлтГТУ, 2004. - 126 с.

29. Новосёлов А.Л., Новосёлов С.В., Новосёлов А.А. Научно-техническое творчество / Алт. гос. техн. ун-т. им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2003. - 126 с.

30. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

31. Поспелов Д.А. Эвристика. - БСЭ, 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1978. - Т. 29. - 559 с.

32. Скорняков Э.П. Маркетинговые исследования на основе патентной информации. - М.: ВНИИПИ, 1996.

33. Татаркин Е.Ю., Маков А.М., Ситников А.А. Методы творчества: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та им. И.И. Ползунова, 1998. - 84 с.

34. Твисс Брайан. Управление научно-техническими нововведениями / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.

35. Терминологический словарь по вопросам управления инновационными проектами / Сост.: И.А. Липанова, И.С. Терентьева. - СПб., 2004. - (Серия «Инновационная деятельность», Вып. 28). - 66 с.

36. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. К.Ф. Пузыня. - М.: Экономика, 1989. - 271 с.

37. Формирование инновационно-ориентированной тематики НИОКР вузов: материалы семинара-совещания // Инновации. - 2008. - № 2. - С. 3-8.  

 

 

Словарь терминов и понятий

 

Абстрагирование - выделение существенных признаков и свойств конкретного предмета или явления, отвлечение от несущественных.

Автореферат диссертации - состоит из общей характеристики работы, заключения.

Адаптация - процесс и способность приспособления к условиям существования (взаимодействию со средой).

Аксиома - исходное положение (принятое без доказательств) теории.

Алгоритм - система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая приводит к решению поставленной задачи.

Алгоритм решения изобретательских задач - система анализа и решения изобретательских задач путем выявления противоречий.

Аналогия - соответствие элементов, совпадение ряда свойств между объектами, дающее основание для переноса информации, характеризующей один объект, на менее изученный.

Аннотация - краткая характеристика работы, излагающая ее содержание и дающая иногда ее оценку.

Ассоциация - свойство человека связывать различные явления как стимул для размышления над конкретным явлением, предметом, образом.

Аудит - ревизия проектов или компаний, оценка состояния предприятия.

Введение - изложение общих начал или общего взгляда по поводу выполненной работы. Введение должно вызвать интерес к работе и содержит обоснование актуальности темы, изложение целевой установки, освещение общей методики исследования.

Внешнее проектирование - часть технического задания, определяющая качественные и количественные характеристики продукта, процесса.

Внутреннее проектирование - технический рабочий проект, который решает задачи определения оптимальных параметров технологии.

Выбор - процедура отбора вариантов.

Гипотеза - хорошо продуманное предложение, выраженное в форме научных понятий и восполняющее проблемы эмпирического знания; предложение, которое пока не может быть доказано, но объясняет явления, не имеющие научного обоснования.

Диалектика - искусство вести беседу, спор; учение о наиболее общих закономерностях, связях, развитии бытия, познания и основанных на этом учении методов творческого мышления.

Диверсификация - порождение разнообразия.

Диссертация - научно-квалифицированная работа. Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Доказательство - прием, к которому прибегают, чтобы убедить в правильности тезиса, достоверности познания.

Зависимость - связь между предметами и явлениями.

Задача - то, что нужно решить.

Закон - объективно существующая, необходимая, устойчивая и существенная связь предметов и явлений.

Закономерность - закон в конкретных условиях.

Заключение - или выводы работы - итог, формулирование конечного результата исследования; должно содержать новые знания, а также иллюстрации их ценности и новизны.

Знание - результат процесса познания.

Инвестиция - долгосрочное вложение, помещение капитала в какое-либо производство, предприятие, дело.

Инжиниринг - оказание проектных, консультационных, наладочных, пусковых работ на коммерческой основе.

Интеллект - общая способность мыслить рационально, действовать целесообразно и эффективно.

Классификация - распределение предметов, явлений, процессов на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам по их сходству.

Критерий - существенный признак при оценке (сравнении) чего-то.

Метод - способ познания, исследования чего-то; путь исследования, совокупность приемов и операций в практической и теоретической деятельности в познании нового.

Методология - совокупность правил действия исследователя для выявления конкретных закономерностей, с помощью которых даются конкретные рекомендации и прогнозируется поведение в конкретных обстоятельствах

Модель - воображаемая, знаковая или материально реализуемая реальная система, создаваемая в целях исследования объекта.

Моделирование - метод исследования реальных объектов и процессов с помощью их моделей; различают математическое, физическое, имитационное и др. моделирование.

Мотивация - процесс, инициирующий и направляющий деятельность человека.

Наблюдение - сбор данных путем выявления и регистрации фактов и событий.

Научный метод - суть размышления, определение проблемы, выдвижение гипотезы, ее теоретическая и экспериментальная проверка и построение тории.

Обобщение - логический прием, с помощью которого производится мысленное выделение каких-либо отличительных черт, принадлежащих данному классу предметов или явлений, и формирование вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет.

Обоснование - оценка различных знаний с точки зрения их применимости в конкретной работе.

Оптимизация - нахождение оптимального значения какой-либо функции, выбор наилучшего варианта из множества возможных.

Положение - основной результат (утверждение), доказываемое автором.

Понятие - представление в однозначном выражении с определенными существенными свойствами и обладающими всеобщими признаками.

Прототип - модель как пример.

Процесс - 1) ход какого-либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития; 2) совокупность последовательных действий для достижения результата.

Свойство - отличительный признак, то, что присуще какому-либо предмету и составляет его конкретное существование, например, качество.

Система - объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое; (целое, составное из частей, соединение) множество элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность, единство. В исследованиях различных объектов система является одним из ключевых философско-методологических понятий. Общее определение системы описывает ее как набор объектов (со своими свойствами) и набор связей между объектами и их свойствами.

Системный подход - направление методологии, в основе которого лежит исследование объектов как системы. Как правило, система является сложной структурой - изменение одной переменной ведет к изменению другой, т.е. системе присуща нелинейность. В исследовании крупную систему делят - на подсистемы, что упрощает ее исследование.

Способ - процесс выполнения действий над материальными объектами.

Сравнение - установление сходства и различия явлений, предметов.

Творчество - мышление, выходящее за пределы известного; деятельность, порождающая нечто новое; работа по нахождению качественно нового.

Тезис - утверждение, основная мысль.

Теорема - утверждение, истинность которого доказана.

Теория - результат научных исследований, научное единство знаний, в котором факты и гипотезы связаны в единое доказываемое целое.

Терминология - система терминов, употребляемых в различных науках.

Техническое задание - исходный документ для разработки и проектирования технической системы, содержащий технико-экономическое обоснование, маркетинговые исследования, список требований, качественное и количественное описание новшества.

Эксперимент - проверка, опыт.

 

Приложение

Контрольные вопросы и задания

 

Тема 1

1. Цели и задачи научного исследования.

2. Объект и предмет научного исследования.

3. Объекты исследования.

4. Особенности фундаментальных исследований.

5. Особенности прикладных исследований.

6. Разработки и их значение в технических науках.

7. Взаимосвязь структурных единиц научного направления.

8. Псевдопроблемы и причины их возникновения.

9. Основные требования к теме научного исследования.

10. Оценка экономической эффективности темы исследования.

11. Темы научных исследований.

 

Тема 2

1. Классификация научных документов в зависимости от способа предоставления информации.

2. Отличия первичных документов от вторичных.

3. Виды первичных и научных документов и их особенности.

4. Виды периодических и продолжающихся изданий.

5. Виды опубликованных и неопубликованных документов.

6. Виды вторичных научных документов и их особенности.

7. Кумулятивность научной информации.

8. Организация работы с научной литературой.

9. Последовательность работы с читательскими библиотечными каталогами.

10. Последовательность составления собственной библиографии.

 

Тема 3

1. Основные источники научной информации.

2. Суть подготовки к сбору информации в организации.

3. Выбор объектов исследования: качественные и количественные требования.

4. Выбор показателей, подлежащих сбору.

5. Разработка методик получения отдельных показателей.

6. Этапы обработки и анализа материалов, собранных в организациях, их последовательность.

7. Порядок документального оформления полученных данных.

8. Статистическая обработка информации экономического характера.

9. Обоснование выводов и практических рекомендаций.

10. Экономическое обоснование предложений, примеры прямого эффекта, косвенных и социальных эффектов.

 

Тема 4

Дата: 2019-04-23, просмотров: 235.