Уровни творческой деятельности инженера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инженерное творчество подчиняется логике точных наук, экономических знаний и доступно большинству людей с определенными личностными характеристиками. Деление по уровням принято исходя из наблюдаемой различной психологической организации мышления инженеров при различной успешности развития НТТ. Это деление подчинено признакам деления психологической организации мышления и предполагает развитие логичности мышления, отход от интуитивности при движении от первого к пятому уровню. Вернее, интуитивность мышления будет присутствовать на всех уровнях, однако в сочетании с другими формами мышления.

Начальный инженерный уровень. Его можно характеризовать как интуитивный. Специалист объективно наблюдает за техникой, явлениями и процессами, но на первой стадии своей деятельности дает чаще субъективную оценку всему происходящему, мышление предпочтительно интуитивное, личностные характеристики развиты слабо. Специалист выполняет задачи производства по образцу, т.е. в условиях раскрытия руководителями производства алгоритма действий. Как правило, на этом этапе практически не создается общественно-значимого продукта мышления. Оценка действий эмоциональная и часто необоснованная.

Начально-исследовательский уровень. Этот уровень предпочтительно интуитивного мышления характеризуется суб-ъективными взглядами на результаты наблюдений, но появляются и объективные оценки явлений, процессов, механизмов. Уровень характеризуется низкой логичностью и субъективностью, высокой интуитивностью и объективностью наблюдений и оценок. Личностные характеристики развиты ниже среднего уровня.

Аналитический уровень. Этот уровень характеризуется полуинтуитивный уровнем организации мышления, выражающимся в среднем уровне логичности, интуитивности, объективности наблюдений и субъективности оценок. Личностные характеристики имеют среднее значение. Уровень предполагает умение решать творческие задачи, выходящие за рамки знаний специальной подготовки, использовать научно-техническую информации в целях создания новых продуктов творческой деятельности. На аналитическом уровне творчество инженера заключается в умении «свернуть» информацию, обобщить и представить для обсуждения и предложении новых технических решений. Уровень характеризуется самостоятельностью в решении задач поиска новых ТР.

Целевой уровень.  Этот уровень является логическим. Логичность в рассуждениях предпочтительна, интуитивность незначительна. Объективность наблюдений - ниже средней, а субъективность в оценке - высокая. Предполагает целевое накопление знаний, самостоятельную формулировку целей и задач поиска новых технических решений. Личностные характеристики достаточно высоко сформированы. Специалисты в своих действиях опираются на знания, навыки, умеют разрешать противоречия между новыми и имеющимися техническими решениями, устанавливать взаимосвязи между явлениями и процессами, выделять рациональное и доводить идею, найденную в процессе поиска новых технических решений, до воплощения в разработках. В своих действиях специалист использует только эвристические предписания действий.

Высший творческий уровень. Это логический уровень, который характеризуется очень высокой логичностью и низкой интуитивностью в психологической организации мышления, низкой объективностью наблюдений и очень высокой субъективностью оценок. Этот уровень предполагает создание специалистами принципиально новых продуктов мыслительной деятельности, обладающих оригинальностью и общественной значимостью. Творческая деятельность специалиста может быть охарактеризована в сочетании с уровнями и направлениями, дополнительно описывавшими состояние НTT.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 215.