ПРАВО НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК И БОРЬБА С НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Товарный знак и знак обслуживания — это услов­ные обозначения, способные отличит!» товары и услуги одних лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Обычно это оригинальное художественное изображение, которое помещается на изделиях. Оно призвано слу­жить целям рекламы изделий. Поэтому товарные знаки имеют большое значение в международной торговле. Хороший товарный знак способствует реализации това­ра и свидетельствует об определенном качестве изделия.

В России право на товарный знак возникает вслед­ствие его регистрации. Если товарный знак будет заре­гистрирован в РФ, то его владелец получит право исклю­чительного пользования знаком.

Никто не может использовать охраняемый в РФ то- j варный знак без разрешения его владельца. Нарушением ;

прав владельца товарного знака признаются несанкцио-,

284

нированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный обо­рот или хранение с этой целью товара, обозначенного этим знаком или обозначением, сходным с ним до степе­ни смешения в отношении однородных товаров (ст. 4 За­кона о товарных знаках, знаках обслуживания и наиме­нованиях мест происхождения товаров от 23 сентября 1992 г.).

Иностранные юридические и физические лица поль­зуются правами, предусмотренными законом РФ 1992 года, в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности. Заявки на регистрацию товарных знаков подаются иностранными заявителями, так же как и заявки на изобретения, через патентных поверен­ных, если международным соглашением, участником которого является РФ, не предусмотрен иной порядок (см. ниже). Закон о товарных знаках предусматривает, что товарный знак, зарегистрированный в РФ, должен обязательно использоваться. В случае неиспользования товарного знака в течение 5 лет действие регистрации может быть прекращено. При решении вопроса о пре­кращении действия регистрации принимаются, в част­ности, во внимание действия иностранного владельца товарного знака, направленные на осуществление его права на товарный знак в РФ (например, публикация товарного знака в газетах, журналах и рекламных мате­риалах, демонстрация экспонатов, обозначенных товар­ными знаками, на выставках и ярмарках, проводимых в РФ, и т. п.). Иными словами, действия такого рода рассматриваются как действия по использованию знака.

Споры о регистрации товарных знаков решаются в административном порядке Патентным ведомством. Так, американская фирма «Philip Morris Inc.» (США), будучи обладателем прав в СССР на товарный знак Benson and Hedges, потребовала аннулирования в СССР регистрации английской фирмой тождественного знака на идентичные товары. Госкомизобретений СССР анну­лировал свидетельство английской фирмы.

2. Защита прав иностранных фирм на товарные знаки в России обеспечивается в соответствии с положениями действующего законодательства. В соответствии с За­коном о товарных знаках нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированное изго-

285

товление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров (п. 2).

Необходимо обратить внимание на то, что владелец товарного знака в России может запретить другой фирме ввозить товар в Россию, обозначенный таким знаком или сходным с ним. В случаях незаконного использо­вания владелец знака может потребовать 1) прекраще­ния нарушения, 2) взыскания причиненных нарушением убытков, 3) удаления с товара или его упаковки незаконно используемого знака, 4) уничтожения изо­бражений знака, 5) принятия иных мер.

С охраной товарных знаков иностранцев тесно свя­зано пресечение недобросовестной конкуренции.

Основные положения, касающиеся недобросовестной конкуренции, содержатся в Законе России о конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 января 1991 г. Согласно ст. 10 Закона, в частности, не допускается:

а) распространение ложных, неточных или искажен­ных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его де­ловой репутации;

б) введение потребителей в заблуждение относитель­но характера, способа и места изготовления, потреби­тельских свойств, качества товара;

в) некорректное сравнение хозяйствующим субъек­том в процессе его рекламной деятельности производи­мых и реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;'

г) самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформ­ления товара другого хозяйствующего субъекта.

Основы гражданского законодательства 1991 года также устанавливают запрет недобросовестной конку­ренции.

Положения российского законодательства о не­добросовестной конкуренции воспроизводят ст. 10 бис Парижской конвенции по охране промышленной собст—

286

венности, участником которой является Россия (см. ниже).

Приведем пример из судебной практики, связанной с борьбой с недобросовестной конку ренцией. В конце 1992 года московский мага­зин «Люкс» продал 20 тыс. джинсов китайского производства с товар­ными знаками и другими атрибутами джинсов известной американ­ской фирмы «Леви Страусе». В рекламе по телевидению было сообще­но, что продаются джинсы последней модели производства этой фирмы. По искам потребителей к магазину «Люкс» районный суд Москвы в начале 1993 года принял решение о расторжении договора купли-продажи, возмещении убытков и компенсации за моральный ущерб, нанесенный продажей фальсифицированного товара. В сум­му, взысканную с магазина в пользу каждого покупателя, вошла стоимость настоящих джинсов «Леви Страусе» в пересчете на рубли в компенсация за моральный ущерб.

Страны СНГ осуществляют сотрудничество в выявле­нии и пресечении недобросовестной конкуренции хо­зяйствующих субъектов (ст. 2 Соглашения о согласова­нии антимонопольной политики от 12 марта 1993 г.).

3. Для того чтобы обеспечить за рубежом охрану товарных знаков на российские экспортные товары, такие знаки необходимо зарегистрировать в соответствующих государствах. Для экспортных товаров часто приме­няются специально создаваемые знаки, приобретающие большую популярность (знаки для часов, спичек, кра­бов и т. д.). Хороший товарный знак способствует про­движению отечественных товаров на внешнем рынке. От­сутствие же охраны на товарный знак может затруднить реализацию товара. Предприятия, продукция которых экспортируется за границу, регистрируют свои товарные знаки за рубежом.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 259.