МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ ПРАВ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ И ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Основным международным соглашением, регули­рующим вопросы охраны прав на изобретения и товар­ные знаки, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности (см. гл. 2). Главная цель конвенции состоит в создании более льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов,

287

регистрации товарных знаков фирмами, организациями и гражданами одних государств в других.

Конвенция была подписана на конференции, состояв­шейся в Париже 20 марта 1883 г. В дальнейшем она пересматривалась и дополнялась на конференциях 1900, 1911, 1925, 1934 годов, а в послевоенный период в Лиссабоне (1958 г.) и Стокгольме (1967 г.). Участники конвенции образуют Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). В нем участвуют 105 государств, в частности Россия, Украина, Беларусь и др.

Для различных стран-участниц конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какая из них ратифицирована соответствующей страной. Советский Союз присоединился к Парижской конвенции во всех ее редакциях с 1 июля 1965 г., а ее стокгольмский текст был ратифицирован СССР 19 сентября 1968 г.

Парижская конвенция не предусматривает создания международного патента, который, будучи выдан в одной стране — участнице конвенции, действовал бы во всех других странах. В любой другой стране Международного союза изобретение может свободно использоваться без выплаты вознаграждения, если оно там не запатентовано. Точно так же конвенция не ставит своей задачей созда­ние международного товарного знака.

Одним из основных принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Конвенция предусматривает предоставление гражданам и фирмам любой страны — ее участницы такой же охраны про­мышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем своим гражданам законодательством данного государства (ст. 2).

Практически наиболее важным правилом Парижской конвенции является правило о конвенционном приори­тете. Введение правила о приоритете в конвенцию объясняется следующим: патент получает тот, кто пер­вым подал заявку на изобретение. Первенство в подаче заявки обеспечивает новизну изобретения, которая является необходимым условием выдачи патента. При патентовании изобретения за границей вопрос о новизне осложняется тем, что изобретение, уже запатентованное в одном государстве, не является «новым» и, следова­тельно, непатентоспособно в другой стране. Запатен-

288

товать же изобретение одновременно в ряде госу­дарств — задача очень сложная. Положение облегчается для заявителей из стран — участниц конвенции. Лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств-участников, в течение годичного срока со дня подачи первой заявки пользуется для подачи заявки в других государствах-участниках правом приоритета (ст. 4). Публикация о таком изобретении, подача заявки на него третьим лицом в течение этого срока — эти и подобные им обстоятельства не помешают выдаче патента, по­скольку приоритет и новизна будут определяться в дру­гой стране не на день фактической подачи заявки в дру­гой стране, а на момент подачи первой заявки.

Конвенционный приоритет предоставляется также при патентовании промышленных образцов (в течение б месяцев), регистрации товарных знаков (для них установлен приоритетный срок 6 месяцев).

В Парижской конвенции имеются лишь отдельные материально-правовые нормы по вопросам охраны изобретений (об обязательном осуществлении изобре­тений, о возможном использовании запатентованных устройств на кораблях и иных транспортных средствах).

Таким образом, цель этого соглашения — создание благоприятных условий для патентования изобретений иностранцами.

ВОИС подготовил проект соглашения об унификации основных положений патентного законодательства.

2. В условиях развития патентования изобретений правила Парижской конвенции во многом стали недо­статочными, особенно для стран, которые производят за­рубежное патентование в широких масштабах. Более половины общего количества заявок на изобретения, подаваемых во всех странах мира, дублируется, по­скольку заявки подаются на одни и те же изобретения, но в разные страны. Возникла потребность в углублении международного сотрудничества в этой области. В ре­зультате большой подготовительной работы 19 июня 1970 г. в Вашингтоне было заключено другое многосто­роннее соглашение — Договор о патентной кооперации (РСТ). В 1973 году договор вступил в силу. В нем участвуют 50 государств. СССР ратифицировал договор в 1977 году. Договор действует для России, Украины.

Договор о патентной кооперации предусматривает

10 Зак. № 239


289


 

возможность составления и подачи так называемой международной заявки. По такой заявке проводится поиск по выявлению предшествующего уровня техники, что имеет существенное значение для получения патен­тов. В дальнейшем такой поиск может быть проведен в одном из «международных поисковых органов». Одним из этих органов является Патентное ведомство РФ. Такой орган проводит документальный поиск по мате­риалам заявок, облегчающий затем проведение эксперти­зы в национальных ведомствах стран, куда подается заявка для патентования.

По желанию заявителя поисковый орган может не ограничиться проведением такого поиска, а осуществить и международную предварительную экспертизу. Данные экспертизы сообщаются национальным ведомствам тех стран, где заявитель хочет обеспечить охрану. Если выводы экспертов не будут противоречить требованиям национального законодательства, национальные ведом­ства вынесут решение о выдаче патента.

Таким образом, хотя, так же как Парижская кон­венция, Договор о патентной кооперации не вводит единого международного патента, он содержит в себе определенные элементы, дальнейшее развитие которых может привести к созданию такого патента. Реализация этого договора уменьшает затраты труда и средств при проведении зарубежного патентования, делает его более оперативным.

Унификация законодательств об изобретениях, а тем самым и создание единого патента предусмотрены от­дельными региональными соглашениями. Так, создание «европейского патента» предусмотрено Конвенцией о выдаче европейских патентов, подписанной на конферен­ции в Мюнхене в 1973 году, а создание единого патента для стран Общего рынка — конвенцией 1975 года. В Мюнхене (ФРГ) функционирует Европейское патент­ное ведомство.

3. Регистрация товарных знаков за рубежом осу­ществляется на основании как национального законо­дательства, так и положений международных согла­шений. В отношении товарных знаков Парижская кон­венция опирается на те же принципы, что и в отношении прав на изобретение (национальный режим, правило о конвенционном приоритете). Наряду с этим Парижская

290

конвенция устанавливает определенные требования, которые должны предъявляться к товарным знакам при их регистрации в странах-участницах (в отношении изобретений конвенция каких-либо требований не содер­жит, отсылая по всем вопросам такого рода к нацио­нальному законодательству).

Ряд стран — участниц Парижской конвенции подпи­сали в 1891 году Мадридскую конвенцию о международ­ной регистрации фабричных и товарных знаков. Ее участниками является 31 государство. СССР — участник с 1976 года. В соответствии с конвенцией в Между­народное бюро в Женеве подается заявка на товарный знак, и потом этот знак получает охрану во всех странах — участницах конвенции. Таким путем обеспе­чивается охрана товарного знака во всех странах-участ­ницах без регистрации его в каждой из этих стран. Конвенция действует для России, Украины.

12 июня 1973 г. в Вене было подписано новое между­народное соглашение по вопросам товарных знаков — Договор о регистрации товарных знаков.

Ряд новых вопросов в области охраны промышлен­ной собственности возник в связи с созданием в России и других странах СНГ совместных предприятий (см. гл. 5). Основанием возникновения прав на промышлен­ную собственность у совместных предприятий является передача таких прав предприятию его участниками, ко­торая может осуществляться как при его создании в качестве вклада, так и в процессе деятельности пред­приятия путем покупки лицензий, а также путем созда­ния изобретений его сотрудниками. В соответствии с законодательством в счет вкладов в уставный фонд совместного предприятия могут быть внесены имуще­ственные права (в том числе на использование изобре­тений и «ноу-хау»).

Права на промышленную собственность, принадле­жащую совместным предприятиям, охраняются в соот­ветствии с законодательством в форме патентов. Поря­док передачи прав на промышленную собственность совместному предприятию его участниками и совмест­ным предприятием своим участникам, а также порядок коммерческого использования этих прав и защиты их за границей определяются учредительными докумен­тами. Так, в частности, в договоре о создании совместно-

Ю*


291


 

го предприятия может быть предусмотрено, что для обозначения продукции, выпускаемой предприятием, может быть использован знак одного из участников или же совместный товарный знак.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Какие права предоставляются иностранцам на изобретение в РФ?

2. Что необходимо осуществить для обеспечения прав на отечественные изобретения за рубежом?

3. В чем сущность конвенционного приоритета?

4. Каково содержание лицензионных соглашений?

5. Как охраняются в РФ товарные знаки иностран­ных фирм?

6. Какие вопросы промышленной собственности воз­никают при создании совместных предприятий?

ГЛАВА 14

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

§ 1. Коллизионные вопросы в области семейного права. § 2. Заключе­ние брака. § 3. Расторжение брака. § 4. Правоотношения между супругами. § 5. Правоотношения между родителями и детьми. § 6. Усы­новление. § 7. Опека и попечительство

ЛИТЕРАТУРА

Перетерский И. С., КрЛлов С. Б. Международное частное право.— С. 157—172; Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особен­ная часть.— С. 441—485; Лунц Л. А., Марышева Н. И., Садиков О. Н. Международное частное право.— С. 247—260; Международное частое право / Под ред. Г. К. Матвеева.— Киев, 1985.— С. 115—151; Перга­мент А. И. Некоторые коллизионные вопросы семейного права в СССР // Вопросы международного частного права.— М., 1976.— С. 167—188; Орлова Н. В. Брак и семья в международном частном праве.— М., 1966; Матвеев Г. К. Вопросы советского коллизионного семенного права // Правоведение.— 1972.— № 2.— С. 99—105; Ки-силь В. И; Пастухов В. П. Правовой статус иностранцев в СССР.— С. 119; Городецкая И. К. Международная защита прав и интересов детей.— М., 1973.

КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

Материально-правовые нормы семейного права раз­личных государств имеют большое разнообразие, что порождает на практике возникновение коллизий при ре­шении различных вопросов правоотношений с иностран­ным элементом. Наряду с особенностями экономиче­ского строя существенное влияние на регулирование се­мейных отношений оказывают национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции. Говоря об этом, необходимо прежде всего отметить особенности нашего

293

законодательства в этой области. Согласно Конституции РФ, мужчины и женщины имеют равные права и сво­боды.

Для семейных отношений характерно полное равно­правие супругов в решении всех вопросов семейной жизни, в том числе и в отношении воспитания детей. Нормы нашего семейного права направлены на всемер­ную охрану интересов матери и ребенка. В семейных отношениях осуществляется равноправие граждан неза­висимо от их национальности, расы и отношения к рели­гии.

Для семейного права ряда государств характерно главенство мужа; во многих странах до сих пор сохра­няется неравноправное положение мужа и жены в семье. Гражданские кодексы этих государств устано­вили так называемый брачный договор, который заключа­ется до брака и закрепляет прежде всего права мужа на имущество жены.

Законодательство большинства государств исходит из единобрачия (моногамия). Однако до сих пор в отдель­ных странах Азии и Африки признается многоженство (полигамия), сохраняются архаические обычаи уплаты выкупа за невесту, установлен крайне низкий возраст для вступления женщины в брак. Все это свидетельст­вует о дискриминации женщины в семейном праве. Зако­нодательству и практике ряда стран известны расовые ограничения; не допускаются браки между людьми раз­ной расы или разного вероисповедания.

Из этих отдельных примеров видно, что при разли­чиях в семейном законодательстве в тех случаях, когда в брак вступают граждане разных государств, решение коллизионного вопроса приобретает определенное значе­ние. В государствах Запада коллизионные нормы семей­ного права отличаются большим разнообразием. Брач­ная правоспособность, то есть само право вступать в брак, отсутствие препятствий для вступления в брак — все это определяется в ряде государств личным законом каждого из супругов. В случае расторжения брака между супругами различного гражданства в ряде стран применяется законодательство страны гражданства мужа.

Брак, заключенный в одном государстве в соответ­ствии с законом места его заключения, может быть не

294

признан в другом государстве, что порождает так назы­ваемые «хромающие браки».

Имущественные отношения супругов определяются в ряде государств личным законом мужа.

Во многих государствах решается ряд коллизион­ных вопросов. Согласно § 31 Закона о международном частном праве Венгрии, материально-правовые условия действительности брака регулируются «общим личным законом» лиц, вступающих в брак. Если личные законы этих лиц разные, то брак является действительным лишь в случае, когда условия действительности «сущест­вуют согласно законам обеих сторон».

В Венгрии к форме брака применяется право места заключения брака. В КНР при вступлении в брак граж­данина КНР с иностранцем применяется закон места заключения брака, а при расторжении брака — закон места нахождения суда, принявшего дело к рассмотре­нию (ст. 147 Общих положений гражданского права 1986 г.). Основным принципом при решении вопросов расторжения брака является по законам Венгрии и бывшей Югославии, как правило, закон гражданства супругов.

В отношении защиты прав детей для России дейст­вует Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА

1. Заключение в РФ браков российских граждан с иностранцами. В современных условиях международного сотрудничества наблюдается увеличение числа браков российских граждан с иностранцами. Заключение таких браков, в свою очередь, влечет за собой увеличение числа случаев разного гражданства детей и их родителей.

В РФ регистрируются браки как между отечествен­ными гражданами и иностранцами, так и между иност­ранцами, в том числе и между гражданами различных государств. Наше законодательство не устанавливает запрета для вступления российских граждан в брак с иностранцами или необходимости получения разреше­ния на такой брак.

Браки наших граждан с иностранными гражданами, а также браки иностранных граждан между собой заклю-

295

чаются в РФ по российскому законодательству (ст. 161 Кодекса о браке и семье). Иными словами, в этой области применяется коллизионный принцип «места заключения брака». Брак заключается в форме, предусмотренной нашим законодательством, то есть регистрируется в бюро записи актов гражданского состояния (загсе) в соответ­ствии с установленными для такой регистрации прави­лами. Заключение в РФ брака по религиозному обряду не порождает юридических последствий, хотя бы отечест­венный закон и признавал такие браки.

Согласие на вступление в брак в РФ должно быть сделано лично лицами, вступающими в брак. В ряде стран (Испании, Перу и др.) допускается выдача дове­ренности представителю на заключение брака. Наш закон не допускает такого представительства.

Материальные условия вступления в брак иностран­цев также определяются не по их национальному зако­ну, а по нашему закону. Так, по российскому закону для вступления в брак требуются наличие взаимного согла­сия, достижение брачного возраста и т. д.

Кодекс о браке и семье устанавливает, что браки не могут быть заключены между лицами, если хотя бы одно из них уже состоит в другом браке, поэтому гражда­нин страны, которому его национальный закон разре­шает многоженство, не может вступить в брак в РФ, если он состоит в другом браке, заключенном вне пределов РФ.

Иностранец не вправе требовать регистрации брака, несмотря на to что закон страны его гражданства до­пускает многоженство. В некоторых мусульманских стра­нах (Турции, Ираке) полигамия не допускается.

При вступлении в брак иностранцев, так же как и при вступлении в брак наших граждан, проверяется, нет ли препятствий к заключению брака, и прежде всего не состоят ли такие лица в другом браке. Обязанность сообщать о препятствиях к вступлению в брак лежит на лицах, вступающих в брак.

Одним из доказательств того, что лицо, вступающее в брак, когда речь идет о гражданине РФ, не состоит в другом браке, является отсутствие в его паспорте штампа о регистрации брака. При регистрации браков иностранцев, в документах которых нет сведений о се­мейном положении, они должны по требованию учреж-

296

дения, регистрирующего брак, представить справку, вы­данную компетентными органами стран, гражданами ко­торых они являются, о том, что они в браке не состоят. На практике такие справки обычно выдаются посольст­вами или консульствами соответствующей страны в РФ.

Неизвестные нашему праву запреты к вступлению в брак, установленные законодательством страны граждан­ства иностранца, не могут привести к отказу в регистра­ции брака в РФ (расовые или религиозные ограни­чения, отсутствие согласия родителей на вступление в брак и т. п.; например, ст. 31 алжирского Семейного кодекса 1984 г. запрещает мусульманке выходить замуж за немусульманина). Это относится и к запретам или ограничениям, установленным законодательством другой страны для браков с иностранцем. Практически наибо­лее часто встречается не полный запрет для вступления в брак с иностранцем, а ограниченный: устанавливается необходимость получения специального разрешения ком­петентного органа страны гражданства для вступления в брак с иностранцем (в конце 80-х годов ограничения такого рода были установлены более чем в 50 государст­вах мира). Так, разрешение на вступление в брак с иностранцем требуется для всех граждан или отдельных категорий (например, направленных на учебу за границу) по законодательству Венгрии, Индии, Ирака, Италии, Норвегии, Румынии, Польши, Швеции и других стран.

При регистрации браков наших граждан с иностран­цами в ряде случаев учитывается законодательство стра­ны гражданства иностранца, что позволяет уменьшить возможность непризнания брака, заключенного по на­шим законам, в стране гражданства иностранца. Можно привести такой пример: если, согласно законодательству какой-либо страны, ее гражданин не может вступить в брак с иностранцем без разрешения, то при отсутствии такого разрешения брак может быть признан в этой стра­не недействительным. В подобных случаях наш орган загса в соответствии с действующими правилами обязан разъяснить вступающим в брак соответствующие пра­вила национального закона и выяснить, имеется ли у иностранца соответствующее разрешение на вступление в брак. Если такого разрешения нет, то по согласованию с лицами, вступающими в брак, назначается время ре­гистрации брака с таким расчетом, чтобы иностранец

297

мог в течение этого срока получить разрешение. В случае, когда в течение назначенного срока соответствующее разрешение не будет получено и лица, вступающие в брак, несмотря на это, будут настаивать на регистрации брака, орган загса произведет соответствующую регист­рацию и без указанного документа. Такой брак будет действительным по нашему закону, однако он может быть признан недействительным по национальному закону супруга-иностранца, что может привести к существен­ному ущемлению интересов нашего гражданина при его нахождении в стране супруга-иностранца.

Процедура разъяснения в случаях такого рода имеет существенное значение, поскольку наш гражданин, всту­пающий в брак с иностранцем, должен знать заранее, что не исключено, что он не будет пользоваться в госу­дарстве гражданства другого супруга, а также в третьей стране ни личными, ни имущественными правами супруга и будет ощущать ряд других отрицательных последствий, вызванных возможным непризнанием действительности брака за рубежом.

В договорах о правовой помощи, заключенных в 80-х годах с Болгарией, Вьетнамом, Венгрией, Чехо-Сло-вакией, Финляндией, предусматривается, что форма за­ключения брака определяется законодательством той страны, на территории которой заключается брак.

В отношении материальных условий заключения бра­ка специальные правила имеются в договорах о правовой помощи с Вьетнамом и Чехо-Словакией. Так, согласно ст. 23 договора СССР с Вьетнамом, этот вопрос решает­ся для каждого из будущих супругов по закону госу­дарства, гражданином которого он является. Кроме того, в отношении препятствий к' заключению брака долж­ны быть соблюдены и требования законодательства государства, на территории -которого заключается брак.

Согласно многосторонней Конвенции о правовой по­мощи стран СНГ от 22 января 1993 г., условия заклю­чения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством государства, гражданином которого он является, а для лиц без гражданства — зако­нодательством государства, являющегося их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении препятст­вий к заключению брака должны быть соблюдены требо-

298

вания законодательства государства, на территории кото­рого заключается брак.

Согласно ст. 6 Закона о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г., заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменения 1ражданства.

Изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга.

2. Консульские браки. Наше законодательство допу­скает заключение на территории РФ так называемых консульских браков, то есть браков, регистрируемых в иностранных дипломатических или консульских предста­вительствах.

Браки между иностранными гражданами, заключен­ные в РФ в посольствах или консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности дейст­вительными в РФ, если лица в момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула (ст. 161 Кодекса законов о браке и семье РСФСР). Из этого следует, что такой брак будет признан нашими органами власти действительным при условии: а) наличия взаимности, то есть если в соот­ветствующем иностранном государстве допускается ре­гистрация брака в российском посольстве или консульст­ве; б) когда оба лица, вступающие в брак, являются гражданами страны, назначившей дипломатического или консульского представителя.

Консульские конвенции, заключенные с другими стра­нами, допускают регистрацию консулом браков граждан своей страны. В большинстве таких консульских конвен­ций (с Болгарией, Румынией, ФРГ, Чехо-Словакией, Швецией и др.) предусматривается, что консул имеет право регистрировать браки согласно законодательству представляемого им государства при условии, что оба лица являются гражданами представляемого государст­ва. Лишь в отдельных соглашениях это правило сфор­мулировано несколько иным образом (например, соглас­но консульской конвенции с КНР, консул имеет право регистрировать браки «в соответствии с законодательст­вом представляемого государства и если это не противо­речит законодательству государства пребывания»). В консульских конвенциях с Кубой и Финляндией ука­зывается, что консул регистрирует браки в тех случаях,

299

когда он управомочен на это представляемым государст­вом и при условии соблюдения законодательства страны пребывания.

В консульских конвенциях предусматривается уве­домление местных органов о произведенной в консуль­стве регистрации брака, если это требуется по местным законам.

Согласно консульской конвенции с США, консулы могут регистрировать заключение и расторжение браков, когда оба лица, вступившие в брак или расторгающие его, являются гражданами представляемого государства, а также принимать заявления, касающиеся семейных отношений гражданина представляемого государства, если это не запрещается законодательством государства пребывания (п. 7 ст. 7).

3. Заключение браков российских граждан с иност­ранцами за границей. Граждане Российской Федерации могут вступать в брак с иностранцами как в РФ, так и за границей. Такие браки могут заключаться с соблюдением формы брака, установленной законом места его соверше­ния, то есть в соответствии с законодательством того государства, в котором заключается брак. Будут ли такие браки, заключенные, например, в муниципалитете, мэрии или ином органе иностранного государства или же по религиозному обряду, если заключение брака в такой форме возможно в данном государстве, впоследствии признаны в России? Наше законодательство о браке и семье отвечает на этот вопрос утвердительно.

Статья 162 Кодекса о браке и семье предусматри­вает, что, когда браки советских граждан с иностран­ными гражданами заключены вне пределов СССР с соблюдением формы брака, установленной законом места его совершения, эти браки признаются действительными в РСФСР, если к признанию нет препятствий, вытекаю­щих из ст. 15, 16 и 43 кодекса.

Иными словами, такой брак признается в РФ, если при его заключении не были нарушены материальные условия, необходимые для вступления в брак по россий­ским законам. Это правило понимается в РФ следую­щим образом: материальные условия действительности брака для лица, состоящего в нашем гражданстве, долж­ны всегда определяться по нашему праву, независимо от места совершения брака. Что же касается иностранца,

300

вступившего в брак с российским гражданином за гра­ницей, то от него нельзя требовать соблюдения всех предусмотренных российским законодательством мате­риальных условий вступления в брак; не может, напри­мер, быть признан недействительным такой брак на том основании, что применительно к иностранцу не были соблюдены условия о брачном возрасте, предусмотрен­ные нашим законом. Относительно же формы брака условия его действительности иные: брак, заключенный с соблюдением формы, установленной законом места его совершения, признается в РФ даже в том случае, если такая форма брака неизвестна советскому законода­тельству.

Так, советский гражданин Л. вступил в 1937 году в Тегеране в брак с иранской подданной Амалиеи П. Брак был совершен в русской православной церкви в Тегеране. Религиозная форма брака допускалась иранским законодательством. В 1958 году Л., к тому времени уже проживавший в Тбилиси, вступил в брак с Раисой Ш. В 1960 году Л. умер. Амалия П., претендуя на наследство, возбу­дила в суде Грузинской ССР дело о признании второго брака Л. недействительным. Дело рассматривалось в ряде судебных инстанций, и окончательное решение было вынесено в пользу истицы. Тем самым была признана действительность брака советского гражданина, заключенного за границей с соблюдением формы брака по законо­дательству места его совершения.

Если при регистрации браков российских граждан и иностранцев в местных органах за границей по законам этой страны требуется предоставление специальной справки о праве российского гражданина вступить в брак с иностранцем, то такую справку могут выдавать по просьбе вступающих в брак консулы РФ.

В то же время в консульских конвенциях, заклю­ченных с иностранными государствами, может быть предусмотрена обязанность консула вести учет браков, совершенных по законам государства пребывания кон­сула, если по крайней мере одно из лиц, вступающих в брак, является гражданином страны консула.

Консульский устав СССР не содержит препятствий к тому, чтобы советские консулы регистрировали браки советских граждан с иностранцами (как с гражданами страны пребывания консула, так и с гражданами третьей страны). Такой брак, заключенный в соответствии с на­шим законодательством, будет признан действительным в РФ. Однако он может не получить признания в стране пребывания консула, если по законам этой страны

301

не допускаются консульские браки, которые заключают­ся не между гражданами страны, назначившей консула. Это правило действует и для консулов РФ.

4. Заключение за фаницей браков между российски­ми гражданами. Браки между российскими гражданами, проживающими вне пределов РФ, заключаются в кон­сульских учреждениях РФ. Регистрация брака является одним из актов гражданского состояния. При заключе­нии брака в консульствах РФ за границей, так же как и при совершении консулом других актов гражданского состояния, применяется законодательство Российской Федерации, гражданами которой являются лица, всту­пающие в брак.

Согласно ст. 42 Консульского устава СССР, «в соот­ветствии с законодательством СССР и союзных рес­публик консул регистрирует акты гражданского состоя­ния граждан СССР». Из этого следует, что: 1) регистра­ция брака в нашем посольстве или консульстве прирав­нивается к регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния; 2) при регистрации браков кон­сулом должны соблюдаться материальные условия, необ­ходимые для заключения брака по нашему законода­тельству.

Признание такого брака в государстве пребывания консула будет иметь место, если это вытекает из мест­ного закона или предусмотрено консульской конвенцией РФ с данным государством.

5. Признание в РФ браков между иностранцами, заключенных за границей. До сих пор речь шла о заклю­чении за границей браков между нашими гражданами и так называемых смешанных браков. Что же касается браков иностранных граждан, заключенных вне преде­лов нашей страны по законам соответствующих госу­дарств, то они признаются действительными в РФ (ст. 162 Кодекса о браке и семье). Таким образом, в РФ признается действительным заключенный за грани­цей брак иностранцев во всех случаях, когда он признает­ся по одному из законодательств иностранного государст­ва, которое можно было бы применить в данном случае. Следовательно, если брак между иностранцами действи­телен по закону места его совершения либо по личному закону супругов, то он должен быть признан действи­тельным и в РФ. В какой степени это правило может

302

быть 01раничено в РФ оговоркой о публичном порядке?

Статья 169 Кодекса о браке и семье предусматривает, что «применение иностранных законов о браке и семье или признание основанных на этих законах актов граж­данского состояния не может иметь места, если такое применение или признание противоречило бы основам советского строя». В связи с этим правилом (о публич­ном порядке см. гл. 3), в частности, возникает вопрос, может ли полигамный брак, совершенный за границей в каком-либо государстве, допускающем такие браки, получить признание в России. Представляется, что такой брак не может быть объявлен в РФ недействительным. Поэтому наличие подобного брака, как и любого уже существующего, является препятствием для заключения нового брака в РФ.

6. Признание брака недействительным. К бракам, заключаемым российским гражданином и иностранцем в РФ, в полной мере применяются правила нашего законо­дательства о признании недействительными так называе­мых фиктивных браков. В прошлом на практике встре­чались случаи заключения таких браков, цель которых состояла не в создании семьи, а, например, в обходе правил выезда или въезда, действовавших в СССР.

В советском законодательстве не содержалось колли­зионных норм относительно действительности браков, заключенных с иностранцами, однако случаи признания иностранных решений об аннулировании брака имели место на практике.

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА

Дата: 2019-05-29, просмотров: 196.