Микроэкономика: предприятия в условиях разгосударствления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как известно, предприятия — это ячейки народного хозяйства. Именно в них создаются материальные и нематериальные блага и услуги. Поэтому экономика предприятий, их взаимоотношения с центром и между собой, с банками и другими кредитными учрежде­ниями должны стать объектами пристального внимания теории и практики переходного периода. Однако, чтобы повысить эффективность деятельности предприятий, необходимо изменить их статус: с государственного предприятия со строгим регламентом работы на сравнительно большую самостоятельность. Полезней можно достичь лишь при достаточно энергичной политике разгосударствле­ния.

Пути и формы разгосударствления. Наиболее сложным делом в ходе разгосударствления предприятий является не только определе­ние форм и методов разгосударствления (акционирование, приватиза­ция, передача в аренду и т.п.), но и выработка механизма взаимоотно­шений предприятий с государственными и местными органами управления. В 1990 г. государству принадлежало 90—95% производ­ственных фондов. С 1992 г. посредством политики разгосударствления, приватизации и принятия пакета законов о конкуренции и ограничении монополистической деятельности можно ожидать некоторого сниже­ния доли предприятий государственного подчинения. Вместе с тем механизм взаимоотношения «центр — предприятие» оказывается не так просто выработать, как это вначале представлялось.

В самом деле, если десятки лет указания из центра воспринимались как закон, и вся экономическая жизнь предприятия строилась на благословении центральной власти, а инициатива была практически всегда наказуемой, то изменить ситуацию в пользу предприятий не так-то просто. Проблем оказалось значительно больше, чем ожида­лось. Среди них: проблемы управленческих кадров и материально-технического снабжения, монополий производителей.

По некоторым расчетам специалистов, успех любого дела на 85—95% зависит от уровня подготовки персонала. Особенная роль здесь принадлежит управленческим кадрам. Речь прежде всего идет о способности управленцев работать, во-первых, в условиях самостоя­тельности, когда сам и только сам руководитель должен принимать решения, во-вторых, в условиях необходимости постоянных инициатив своих подчиненных, опровергая тем самым доморощенный принцип о наказуемости инициативы, в-третьих, в условиях рынка, когда выпуск продукции еще не гарантирует сбыта. Таких руководителей за год — два, разумеется, не подготовить, ибо не только система обучения пока не срабатывает, но и уклад всей нашей жизни, характер хозяйственных связей и личных взаимоотношений должны также измениться, чтобы начал работать четкий механизм рынка.

Децентрализация материально-технического снабжения предпола­гает переход прежде всего к оптовой торговле средствами производств а. От жесткого централизованного распределения необходимо перейти к двусторонним связям типа «предприятие — предприятие», к продаже товаров через товарно-сырьевые биржи, а также к свободному поиску партнеров. Конечно, какая-то часть товаров все же останется для централизованного распределения (электроэнергетика, железные дороги, военное про­изводство), но пропорции уже будут значительно более подвижными, чем это было до сих пор.

Высокая степень монополизации производства, которая оказалась результатом ошибочного представления о важности небольшого коли­чества специализированных предприятий, сегодня стала труднопреодо­лимым препятствием. Официальные данные показывают, что среднее число занятых на одном предприятии в 1987 г. в промышленно развитых странах составило 86 чел., в Венгрии — 186, в Болгарии — более 504, в СССР — 813 чел. 70—80% числа хозяйственных органи­заций в развитых странах Запада — мелкие и средние предприятия. Так, в США такие фирмы производят 50% ВНП страны, создают более половины рабочих мест. В СССР удельный вес предприятий с числом занятых до 200 чел. составлял примерно 50% производ­ственных организаций страны, но их доля в промышленном производ­стве около 5,3%.

Как видим, степень монополизации производства в нашей стране очень высока. Не будет видимо, ошибочным утверждение, что практи­чески любой вид производства в той или иной степени монополизиро­ван. Безусловно, такое положение дел создает и еще создает немало трудностей в ходе разгосударствления и демонополизации. Поэтому роль центра в проведении этой политики исключительно высока: центр, изменяясь сам, должен делать постепенные и последовательные шаги в сторону увеличения роли малых и средних предприятий. Процесс будет неоднозначным, трудным и долгим в силу как субъективных, так и объективных причин. Сказывается недостаток нужных кадров, а также и складывавшийся долгие годы характер взаимосвязей в обществе вообще и в -производстве, в частности. Однако в этом нет оснований для пессимизма, напротив, знание и понимание проблем лишний раз подтолкнут общество к более решительным действиям.

Предприятие и его связи в условиях перехода к рынку. Новый характер взаимоотношений начинает складываться между предприя­тиями. На смену обязательному разрешению центра приходят самостоятельные контакты, основанные на взаимном интересе и взаимной выгоде. Это нормальные экономические отношения. В нашем случае они, конечно, не так просты, учитывая, что, во-первых, далеко не всегда у предприятий есть выбор, во-вторых, власть центра еще необходима для определенных гарантий (госзаказ, традиции и т.п.). По мере развертывания политики разгосударствления и демонополиза­ции, формирования рыночных структур взаимоотношения между предприятиями будут становиться более стабильными, товары во взаимных поставках более качественными, ибо у обеих сторон будет появляться больше выбора.

Постепенно меняются отношения между предприятиями и банка­ми. Это очень серьезная проблема, если учитывать, что банки еще в недавнем прошлом не играли серьезной роли в экономике. Не имея самостоятельности, банки не могли распоряжаться кредитами так, как этого требовал статус самих банков как кредитных учреждений, Например, кредиты выдавались предприятиям, заранее известным как неплатежеспособные заемщики. Нередко в кредитной политике использовался командный стиль, когда вышестоящие руководители просто приказывали выдавать кредит, не требуя его обеспечения.

Ныне формируется совершенно новая для России банковская система. Ее элементами становятся коммерческие банки, функционирующие на основе самостоятельности, самоокупае­мости, с повышенным риском в кредитной политике вплоть до банкротства банков. Теперь уже банк выдает кредит предприятию на свой страх и риск, поэтому, прежде чем предоставить кредит, банк должен четко представлять экономическое и финансовое положение клиента. Союзный закон о банках и банковской деятельности в СССР положил начало для современной банковской деятельности. В даль­нейшем появились свои законы, регулирующие банковскую деятельность, в государствах, входивших ранее в СССР.

Новые отношения формируются у предприятий с государственным бюджетом. Здесь серьезно меняются источники финансирования предприятий: от преимущественно бюджетных инъекций (без возвра­та) деньги все больше покупают как кредиты (с возвратом, оплатой и в срок). Теперь предприятие должно рассчитывать на себя, памятуя о том, что деньги уже не только можно получить, но и нужно возвра­тить в срок, оплатив процент за пользование ими. В таких взаимоотно­шениях совершенно новая роль появляется у страховых учреждений. Наряду с Госстрахом начинают появляться новые страховые компании, которые, как и банки, работают на свой коммерческий риск. Если степень риска высока, банк может, например, предложить предприятию застраховать кредит, перекладывая свой риск на страховую компанию. Получается как бы двойной контроль:

банк и страховая компания совместно оценивают платежеспособность предприятия, изучают целевое назначение кредита и затем принимают решения. Если страховая компания отказывается страховать этот коммерческий риск, то уже дело банка — выдавать кредит или отказать в нем.

Короче говоря, новая роль банков и страховых компаний призвана поднять планку ответственности предприятий по своим обязателствам, более тщательно продумывать и взвешивать свои планы. В свою очередь, сами предприятия также повышают требования к качеству услуг, предоставляемых банками и страховыми компаниями. Напри­мер, точность, оперативность и своевременность банковских операций обеспечивает необходимое качество предпринимательских сделок. В этих условиях страховые компании могут увеличить сумму взятого на себя риска и понизить плату за него

Внешнеэкономические связи

Важным фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Для некоторых стран внешняя торговля — это единственная возможность получить тот или иной товар, отсутствавший в ее пределах. Однако для «больших экономик», как в США и России, это не очень существенно. Но благодаря между­народному разделению труда каждая страна может сосредоточиться на производстве тех товаров, которые она может производить эффективнее и дешевле по сравнению с другими.

Опора на собственные силы! Это — политика, при которой какое-либо государство стремится не допускать превышение импорта над экспортом, жестко контролируя движение товаров, услуг или капита­лов через свою границу. Такой политики, как правило, придержива­ются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан. Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может попасть в зависимость от высокоразвитой, если не будет ограничивать себя, исходя из имеющихся ресурсов. В последнем, видимо, есть рациональное зерно. В конце концов, каждая страна должна жить и развиваться, опираясь на свои средства. Но все же ни одна страна не сможет достичь сколько-нибудь серьезных положи­тельных результатов в экономическом и социальном развитии, если она не будет прибегать к помощи иностранных кредитов.

Например, Россия в принципе может идти по пути опоры на собственные силы, если иметь в виду наличие в ее недрах практически всех элементов таблицы Менделеева. Можно, конечно, сохранять нефть, газ и другие важнейшие ископаемые для внутреннего пользова­ния, но тогда будут резко ограничены количество и ассортимент импортируемых из других стран товаров и услуг, которыми так богат мировой рынок. Продавая сырье, в обмен можно получить не только потребительские товары, но и новую технику и современные техноло­гии. Видимо, пора отказаться от устарелого представления о том, что страны, вывозящие сырье, якобы считаются слаборазвитыми, полуко­лониями и т.д. США, Австралия, Великобритания, Норвегия и другие высокоразвитые страны являются экспортерами сырья и импортерами современной техники и технологии, имея при этом экономику и уро­вень жизни такие же, как Япония, которая ввозит все сырье и вывозит технологии.

Разумеется, не следует упрощать проблему зависимости, например, от вывоза сырья или ввоза техники, технологии и потребительских товаров. Теперь уже очевидно, что степень остроты проблемы зависи­мости определялась глобальным противостоянием сверхдержав — СССР и США. Поскольку такое противостояние, видимо, кануло в Лету, перед странами встает необходимость разработки разумной внешнеэкономической политики, опирающейся на соответствующее законодательство своих стран. Например, нет ничего страшного в том, что развитая страна может построить в менее развитой стране какой-либо промышленный объект, если законодательство последней предусматривает защиту интересов своего населения по экологическим параметрам, социальное развитие, контроль за уплатой налогов и вывозом прибылей.

Кроме этого, выгода от внешней торговли и в том, что она позволя­ет .сравнить экономические уровни стран, как бы подстегивая их затем к развитию. При этом одни страны освобождаются от напряжения перепроизводства, а другие слаборазвитые получают внешний импульс для экономического прогресса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает, что она не должна быть объектом государственного регулирования.

Государственное регулирование внешней торговли. Развитая внешняя торговля обостряет конкуренцию между товаропроизводите­лями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда и т.п. Поэтому, хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то видов производства может ухудшаться. Начнется давление на правительство страны с требованием создания барьеров, ограничивающих движение товаров через границу. Правительству же, образно говоря, из двух зол нужно выбрать наименьшее. Поскольку выигрыш от свободной торговли больший, чем потери, следует выработать механизм компенсации последних (пособия по безработице; программы профессионального переобучения и повышения квалификации и т.п.).

Разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит объективный характер. Но этот процесс требует тщательного продумывания и взвешенного подхода. Например, теоретически можно предположить, что в ходе разгосударствления, когда идет ломка прежних, устарелых структур управления народным хозяйством. произойдет спад производства, станут привычными кризисные явле­ния, появится или увеличится безработица, у части населения наступит апатия и неверие в будущее и т.п. В этих условиях правительство может столкнуться с дилеммой: установить высокие таможенные тарифы на импорт в целях его ограничения из-за нехватки валюты и экспортных товаров или установить квоты на ввозимые товары.

При такой ситуации тарифы (т.е. обложение импортных товаров налогом для увеличения их цены на внутреннем рынке) являются более предпочтительными, чем квоты (ограничения количества ввози­мых товаров). Во-первых, тарифы увеличивают государственные доходы, а квоты искусственно повышают цены на иностранные товары из-за сравнительно небольшого количества, что обогащает зарубежных производителей. Во-вторых, мировые и внутренние цены будут изме­няться в одну сторону При политике тарифов, тогда как внутренние цены могут сильно превышать цены мирового рынка при политике квот. Это означает, что экономические потери для народного хозяйства при тарифной политике могут как-то ограничиваться, тогда как неэффективность при политике квот может достигать огромных размеров.

В идеале рынок должен сам определять, какие продукты будут экспортироваться и какие импортироваться В этом случае нет необхо­димости в том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг, опираясь на сложившуюся к данному моменту практику. Так, на нынешней стадии для России наиболее выгодным, вероятно, будет экспортировать прежде всего энергоносители и лес, а импортировать технологии и предприятия «под ключ».

Такой подход можно считать целесообразным, если его рассматри­вать как этап на пути к высокотехнологичной экономике. При этом лучший способ обеспечить 'себе такое будущее — это использовать прибыль, полученную от сегодняшнего экспорта сырья не на закупку товаров народного потребления, а для немедленного инвестирования в технический прогресс. Эти инвестиции заложат основания будущей развитой экономики России с высоким уровнем жизни ее населения.

Система социальной защиты

Эта система предполагает совокупность взаимосвязанных эле­ментов, направленных как на облегчение тягот переходного периода к рынку, так и на стимулирование деловой активности всех слоев населения. Прежде всего, система социальной защиты предполагает обеспечить защиту наиболее уязвимой части общества: стариков, инвалидов, многодетных семей, сирот, больных. Это достигается путем индексации пенсий, пособий, раздачей различного рода талонов, обедов, других видов помощи. Важную роль для этих слоев общества могут и должны сыграть благотворительные организации и фонды, государственные и коммерческие предприятия, вклады отдельных граждан.

Во-вторых, государство призвано и обязано создать необходимые условия для развития мелких и средних предприятий, способных принять освобождающихся работников из государственного сектора.

В-третьих, государство, а позднее и предпринимательские структу­ры, должны нести определенные материальные затраты, связанные с повышением квалификации, переквалификацией или увольнением работника по причинам производственного или экономического по­рядка.

В-четвертых, государство создает систему законов, обеспечиваю­щих каждому гражданину право широкого выбора в своей жизнедея­тельности, не противоречащей нормам общечеловеческой морали, поведения и т.п.

Переходный период к рыночной экономике — серьезное испытание для каждого человека. Кто-то этот этап проходит легко, кто-то труднее, а для некоторых людей — это просто катастрофа. Но этот период для нас неизбежен, ибо нынешние трудности были заложены еще в командно-административной системе, подлежащей ныне де­монтажу.

 


 Использованная литература.

1. С.Л.Брю, К.Р.Макконелл, учебник "Экономикс" т.1

2. П.Хейне "Экономический образ мышления", 1991г.

3. Российская газета от 08.02.94г. - "Итоги социально-экономического развития России 1993г.

4. А.С. Багданов, А.Н. Голиков и др., учебник «Курс экономической теории», Киров – 1993г.

5. Известия от 12.05.94г. N 88, Финансовые известия N 21 (82), "Финансово-экономические показатели".

6. Газета "Третье сословие" - N 12 : В.Кривошеев "Порочный круг бедности"; В.Овчинский (МВД РФ) - "Открытые данные о скрытом мире"; Я.Глинский (институт социалогии РАН) - "От общего Гулага к общей "малине".

7. Е.Ф.Борисов, Экономическая теория

8. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию РФ "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики), от 24.02.94г.

 


[1] И не только люмпенских. Вообще значительной части населения нашей страны присущи патернализм («государство должно все обеспечить») и эгалитаризм (уравнительность) в его экономическом мышлении.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 167.