Имитационные и ролевые игры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Имитационной называют игру, которая позволяет исследовать социальную систему путем эксперимента с ее моделью, воспроизводящей функционирование системы во времени. При этом имитируются взаимодействия органов управления в тех или иных хозяйственных ситуациях. Иными словами, смысл имитационной или ролевой игры заключается в исполнении участниками заранее розданных ролей. Игра помогает лучше понять сотрудникам схему работы других подразделений, что уменьшает количество конфликтов на предприятии, связанных с запросами одного отдела и возможностями другого. Также, игра может служить чисто образовательным целям, поскольку в игровом процессе вырабатываются навыки решения стандартизированных задач, соответственно применяются стандартные методы. Таким образом, появляется возможность обучить сотрудника «имитировать» действия, соответствующие определенным должностям. Несомненно, он не сможет обосновать свои действия или понять, почему надо поступать так, а не иначе: для этого необходимо специальное образование, но сможет выполнять задания, соответствующие этой должности, в повседневной рутине и более эффективно получать специальное образование.

Организация и проведение.

Игра организуется следующим образом: участники в предложенной руководителем ситуации принимают определенные решения, имитируя исполнение заранее розданных ролей, одновременно реагируя на действия соседей, исполняющих иные роли. Учитывая реакции партнеров, принимают решения. Цикл повторяется.

В завершение анализируется и обсуждается каждый игровой этап, восстанавливается порядок действий участников, оценивается правильность выбранных решений с различных точек зрения. Информация обобщается, выделяются цепочки причинно следственных связей.

Для проведения имитационной игры необходима обширная техническая документация, включающая в себя: характеристику объекта имитации, пояснительную записку, техническое задание, материалы по изучаемой проблеме, сценарий проведения игры, описание игровой обстановки, описание алгоритмов поведения участников, руководство администратору, ведущему игры, инструкции игрокам, руководство по ведению игровой обстановки, программу эксперимента, отчет о нем.

 Особенности.

Следует понимать, что в имитационных играх, в отличие от инновационных, участники имеют дело с моделями, а не с реальными ситуациями, что накладывает определенные ограничения. Например, решения, разработанные в ходе имитационной игры, носят больше теоретический характер и не могут применяться на практике без определенной адаптации.

 Ансамблевые игры.

 Цели проведения.

Другим важным аспектом выживания компании, помимо инновационного мышления персонала, является «сыгранность», сплоченность сотрудников компании. Для этого и существуют ансамблевые игры (АИ).

Вообще говоря, ансамблевые игры обязаны своим происхождением инновационным играм, а точнее их «приземляющему» постигровому эффекту. Речь идет о попытках внедрения инноваций на предприятии, и об отторжении игровых наработок персоналом, не участвовавшем в игре. Здесь встала важная проблема конструирования таких игр, в которых игровые наработки непосредственно вплетались бы в практику сразу после игры. Таким образом появились на свет ансамблевые игры. Их суть заключалась в том, чтобы решая проблемы предприятия, формировать одновременно ансамбль единомышленников из тех команд, которые приглашались на игру. В отличие от ИНИ ансамблевые деловые игры требую гораздо меньше времени на их проведение, но больше времени на их подготовку, так как проводятся с ключевыми фигурами предприятия, которые принимают важные управленческие решения прямо в игре и сами хотят проверить условия, способы и механизмы их реализации в отыгрывании «сбойных» ситуаций. Их не надо погружать в искусственно созданный мир игровых переживаний, поскольку они находятся в реальном жестком мире. Но тем не менее им необходимо показать горизонты, чтобы они смогли работать. Поэтому в АИ организация игровых процедур максимально приближена к реальным ситуациям.

Исходным в конструировании игрового ансамбля является отбор команд игроков. Господин Красовский выделяет четыре таких способа:

1. Подбор команд по принципу агрегированности: экономическая служба, кадровая служба, руководители производств и т. д.

2. Подбор командных звеньев по производствам, где 3 – 5 производственных зон, которые представлены каждая в отдельности своей командой.

3. Подбор команд таким образом, чтобы в деловой игре участвовали все руководители функциональных подразделений и подразделений производственных.

4. Объединение руководителей в команды по принципу личной взаимной заинтересованности в решении деловых проблем.

Каждый из вышеуказанных способов имеет как свои плюсы, так и минусы, поэтому в АИ отрабатываются специальные приемы, снижающие отрицательный эффект (например применяются приемы из ролевых игр: проигрывание ситуаций за других, освоение других ролей и пр.). Главным в АИ является создание такого игрового ансамбля, который мог бы стать достаточно представительным для всей организации и перенести все результаты игры на практику без особых потерь времени и серьезных ошибок. Поэтому все игровые методы направлены, прежде всего, на глубокую и масштабную проработку психологических барьеров к нововведениям (здесь особенно четко видно родство с ИНИ).

Постигровые эффекты.

После проведения игры переживания участников отслеживались по их высказываниям. Можно выделить следующие постигровые эффекты:

· «дефицит общения», когда игра окончена, но расходиться никто не хочет.

· «возврат достоинства»: «А мы лучше, чем сами о себе думали».

· «изнанка»: участники увидели себя и свою фирму такими, какие они есть.

· «голый король»: участники убедились в слабости той команды, которая казалась сильной.

· «холодный душ»: участники осознают необходимость более серьезного подхода к управлению.

· «открытые двери»: участники игры заново сблизились между собой.

· «зеркало»: участники игры увидели себя и других в деле, глубже осознав кто есть кто.

· «перенастройка»: участники осознают важность и необходимость таких предприятий.

· «эффект команды»: «Мы вместе прожили игру».

Вообще, стоит отметить схожесть постигровых эффектов у инновационных и ансамблевых игр, что еще раз говорит о родственности этих двух видов. Разница заключается в том, что в ИНИ основной эффект – проявление инновационного мышления, а в АИ – создание ансамбля единомышленников.

Итак, мы рассмотрели три вида деловых игр. У каждого из них свои цели, свои задачи, свои методы обучения. Тем не менее, очень четко прослеживается родственная связь между ними. Это объясняется тем, что все они имеют под собой игровую подоплеку. Другой важный момент заключается в том, что, несмотря на различие в целях одни игры заимствуют некоторые методы из других. Так в ансамблевых играх для более успешного формирования команды предпринимаются попытки снять психологические барьеры, используя методику инновационных игр. Таким образом, мы видим тенденцию к взаимопроникновению видов в зависимости от поставленной задачи. Такое взаимопроникновение обеспечивает более эффективное решение задачи и, соответственно, более эффективное обучение персонала.

Вообще, следует отметить, что деловые игры являются самым эффективным и перспективным методом обучения персонала, поскольку гибкая конструкция игры (мы можем подобрать подходящую игру практически на любую поставленную задачу) и сжатые сроки вкупе с интенсивностью обучения представляются наиболее оптимальными с точки зрения компании.

Другим огромным плюсом деловых игр как метода обучения является развитие в персонале умения инновационно мыслить, что является очень важным для компании для того, чтобы выжить в условиях суровой рыночной конкуренции. Деловые игры также способствуют созданию эффективных команд и интеграции персонала как такового. Степень эффективности игры оценивается нее по степени преодоления психологических барьеров к нововведениям, как это было в ИНИ, а по степени осмысления делового сотрудничества команд. Ансамблевые игры являются самым эффективным средством создания команд, обучения людей работать вместе. Прежде всего, они концентрируются на выигрышах и проигрышах, позволяя участникам включать экономическое мышление. Такие переживания формируют установки на победу, в которых успехи и неудачи оцениваются с точки зрения не только социальной психологии, но и психологии экономической. Участники учатся взвешивать риски в оценке управленческих решений, рисковать, играя на деньги.

Й день.

Зачет. Проверка усвоенной информации.

 

Капитальные затраты.

Капитальные вложения Количество Сумма:
Офисная техника:    
Базовый блок 1 12200
Монитор 1 11600
Принтер 1 14500
Мебель:    
Стол 30 27000
Стул 60 24000
Шкаф 2 5200
Реклама в СМИ о найме психолога   6214
Реклама в СМИ о найме рекрутера   6214
Аренда помещения за 2 месяца   72500
Оклад психолога   23200
Оклад рекрутера   20300
Анкеты 150 468
Итого:   223396

Для начала рассчитаем капитальные затраты, необходимые нам для начала функционирования центра обучения. Нам нужно найти специалистов по двум вакансиям: психолог и рекрутер. Для этого разместим рекламу в газете «Работа для Вас», в течение месяца будет идти просмотр и выбор кандидатов на эти должности. Необходимо арендовать помещение и купить мебель. Помещение будет простаивать около двух месяцев, в это время мы будем подбирать персонал, закупать мебель, печатать анкеты, набирать группу.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 185.