Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организаций и получающих выражение в заявляемых организациями ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Есть три уровня познания организационной культуры:
1. Поверхностный:
-технология
-архитектура
наблюдаемые образцы поведения.
2. Средний уровень:
-ценностные ориентации
-верования (проверяемые в физическом окружении, проверяемые только через социальный консенсус).
3. Глубинный уровень (базовое предположение):
- отношения с природой
- понимание реальности времени и пространства
- отношение к человеку
- отношение к работе.
10 основных характеристик организационной культуры:
1. Осознание себя и своего места в организации.
2. Коммуникационная система и язык общения.
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе.
4. Что и как едят люди, привычки и традиции в этой области.
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование.
6. Взаимоотношения между людьми (по возрасту, полу, статусу, власти, мудрости, опыту…)
7. Ценности как набор ориентиров. Что такое хорошо? Что такое плохо?
Нормы, как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения.
8. Вера во что-либо и отношение, и расположение к чему-то (идеалы, вера в свои силы).
9. Процесс развития работника и наущению. Бездушное или осознанное отношение к выполняемой работе. Интеллект – сила… Крайности.
10. Трудовая этика и мотивирование. Отношение к работе, ответственность, качество работы, чистота на рабочем месте, оценка работы, привычки.
Составляющие и факторы организационной культуры.
1. Философия – задающая смысл существования организации и ее отношение к сотрудникам и клиентам.
2. Доминирующие ценности – на которых базируется организация и которые относятся к целям ее существования, либо к средствам достижения этих целей.
3. Нормы, разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации.
4. Правила, по которым ведется «игра» в организации.
5. Климат, существующий в организации и проявляющийся в том, какая существует атмосфера в организации, и как члены организации взаимодействуют с внешними лицами.
6. Поведенческие ритуалы – проведение в организациях определенных церемоний, использование определенных выражений, знаков.
Группы проблем, требующих формирования организационной культуры.
Организационная культура формируется как реакция на решение двух групп проблем.
1. группа:
Проблемы интеграции внутренних ресурсов и усилий.
Примеры:
· создание общего языка и единой терминологии
· установление границ группы, включение и исключение из группы
· создание механизма наделения властью и лишения прав
· установление норм, регулирующих неформальные отношения между лицами разного пола
· выработка оценок, касающихся того, что в поведении сотрудников желательно, а что нет
Многие проблемы решаются руководителем.
2. группа:
Проблемы, которые приходится решать организации в процессе взаимодействия с внешней средой. Это широкий круг проблем связанный с выработкой миссии, целей средств их достижения.
Факторы, определяющие формирование организационной культуры.
5 первичных и 5 вторичных факторов эффективного взаимодействия с внешней средой.
Первичных факторов:
1. Точки концентрации внимания высшего руководства (выбор миссии, стратегии, распределение прав и обязанностей внутри организации).
2. Реакция руководства на критические ситуации в организации.
3. Отношение к работе и стиль поведения руководителей (как руководитель относится к своей работе, так к ней относится и подчиненный)
4. Критериальная база поощрения сотрудников.
5. Критериальная база:
· Отбора
· Назначения
· Продвижения
· Увольнения сотрудников организации.
5 вторичных факторов:
1. Структура организации.
2. Система передачи информации и организационные процедуры.
3. Внешний и внутренний дизайн и оформление помещений, в которых располагаются организации.
4. Мифы и истории о важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации.
5. Формализованное положение о философии и смысле существования организации.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.