Научную основу становления и развития организационно управленческой мысли составляют образ жизни, система ценностей и смена парадигм социальных наук.
Образ жизни – это не только труд, общественная деятельность, семейно-бытовая сфера, досуг, но и упорядоченное взаимодействие людей, исполнение социальных ролей на основе их общественного статуса. Исполнение ролевых функций людьми в процессе их взаимодействия – жизненно необходимое условие самоорганизации общества, его функционирования как системы.
Под парадигмой понимается признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и организаций их решения.
Образ жизни и смена парадигм социальных наук, являясь основой организаторской мысли, находятся во взаимодействии, синтезе и соразвитии.
Образ жизни и система ценностей – это последующие звенья, которые являются организующими составляющими общества, соединяющими его с индивидом и поэтому становящимися главными механизмами включения человека в систему глобальной общественной организации.
Мир организационных идей складывался, формировался и развивался в течение тысячелетий. Он имеет свой специфический и довольно сложный путь, свою систему понятий, мнений, оценок, подходов, выдвинутых мыслителями различных эпох и народов.
Организация индустриальной цивилизации вызвала к жизни развитие разных школ теории организации, в основу которых закладывались производственные приоритеты. Однако кризис индустриальной системы подорвал веру в прочность основных положений господствовавшей парадигмы и подтолкнул научную мысль к активному поиску новых подходов, в которых на первое место выдвигается человек как основное звено самоорганизующейся цивилизации.
В итоге общенаучной революции в начале следующего века сформируется система взглядов, адекватных пост индустриальному обществу, в которой одно из ведущих мест будет принадлежать теории организации как всеобщей организационной науки. Закономерности такого развития организационно-управленческой мысли прослеживаются на протяжении смены этапов цивилизации.
Так, в эпоху индустриализации возникли научные школы административного управления (Тейлор, Гилберт, Файоль), приверженцы, которых развивали технико-технологические аспекты организации, мало задумываясь о социальной стороне управления. По мере исчерпания технократических резервов организации и управления все большее признание получают школы человеческих отношений (Мери Фоллет, Элтон Мэйо), в которых человеческий фактор выступает основным элементом эффективной организации. Их дальнейшем продолжением становится школа поведенческих наук, проповедующая различные аспекты социального взаимодействия в организациях.
Наиболее революционным событием в развитии организационной мысли стало появление книги А. А. Богданова «Тектология: Всеобщая организационная наука», представившей целостную картину организации мироздания и заложившей основу становления новых научных направлений организационного толка, к которым относятся общая теория систем, кибернетика, теория катастроф, теория социального управления, социальная динамика, теория коэволюции и т.п.
Исходным пунктом Теории Богданова являлась необходимость подхода природных и общественных явлений с организационной точки зрения. Тектология – это наука об организации и самоорганизации. Задачи: систематизировать организационный опыт. Основная идея Тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней от микромира до биологических и социальных систем. Богданов один из первых ввел понятие системности. Целое больше суммы своих частей. Богданов впервые использовал математические методы, при анализе организации и управлении ею.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 212.