Организационная структура системы управления матричного типа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организационная структура системы управления матричного типа.

В матричной организационной структуре члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает, так называемыми, проектными полномочиями. Эти полномочия могут варьировать от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до практически чистых штабных полномочий.

Руководители проектов в матричной структуре отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту. Для того чтобы они смогли добиться этого, все материальные и финансовые ресурсы по данному проекту передаются в их полное распоряжение. Руководители также отвечают за планирование проекта, за составление графика, проверяют ход выполнения проекта. Руководители функциональных отделов делегируют руководителю проекта некоторые из своих обязанностей, решают, как и где должна быть сделана та или иная работа. Руководство функциональных отделов контролирует также ход выполнения задач.

Основной недостаток матричной системы – её сложность. Очень много проблем возникает из-за наложения горизонтальных и вертикальных полномочий, что подрывает принцип единоначалия.

Матричная схема.

 

 

Матричные системы применяются в организациях, которые занимаются творческими проблемами (маркетинговые компании и т.п.). В матричной структуре усилены линейные (горизонтальные связи), единоначалие нарушается еще больше, в таких структурах значимость имеет профессионализм, квалификация и общее признание в данной сфере деятельности.

Эти структуры являются гибкими и адаптивными.

 

Понятие рационализации. Стандартизация как метод рационализации процесса управления.

К принципам рационализации относятся:

· Концептуализация (выбор концепции повышения организованности системы)

· Алгоритмизация (использование определенного предварительно разработанного алгоритма – четкой, логически выстроенной и внутренне детерминированной программы действий)

· Нормализация (нормализация условий, в которых существует и функционирует система)

· Систематизация

· Классификация

· Концентрация (основные усилия должны быть сконцентрированы на главном объекте, главной сфере и главном направлении рационализации)

· Выравнивание потенциала

· Ассоциация

· Специализация (сосредоточение на определенной области деятельности самой системы, её подсистем и элементов)

· Стандартизация

· Унификация

· Персонификация

· Регламентация.

Стандартизация

Научно обоснованная рационализация базируется на использовании системы стандартов, типовых видов организационных элементов. Стандартизация включает в себя разработку стандартов и формирование на их основе конкретных элементов конкретных организаций.

Разработка стандарта целесообразна при следующих обстоятельствах:

a. Если ярко выражена типичность соответствующих видов организационных элементов;

b. Если данные типы элементов имеют многократную повторяемость, что обеспечивает возможность многократного использования стандарта;

c. Если необходимо обеспечить единообразие по наиболее важным сторонам и свойствам данных видов организационных элементов;

d. Если необходима предварительная подготовленность к формированию соответствующих организационных элементов.

Стандарты устанавливаются субъектами управления и, как правило, на более высоком организационном уровне, чем осуществляется их использование конкретными исполнителями.

В ходе рационализации обеспечивается:

· Установление некоторых наиболее существенных и универсальных стандартов, определяющих общий уровень организованности;

· Формирование системы постоянно действующей стандартизации, которая обеспечит возможность разработки и использования стандартов в процессе устойчивого функционирования организации.

Выделяются следующие объекты стандартизации:

1. Процессы (типовая система реализации и система ориентации исполнителей, примером может послужить технологический процесс)

2. Процедуры (процедуры юридических действий)

3. Результаты (требования к получению определенного результата, обладающего заранее заданными свойствами, например, стандарт на продукцию предприятий)

4. Структуры (устанавливается только в системах, обладающих множеством однотипных структурных подразделений; на предприятии может разрабатываться типовая структура цеха, участка, отдела; в системе государственного управления – типовая структура регионального отделения федеральных органов власти)

5. Системы обеспечения деятельности (технические, материальные, энергетические, организационные, информационные, кадровые и т.д)

 Стандартность не абсолютна, а относительна. В каждом стандартизированном элементе наряду с теми свойствами и качествами, которые зафиксированы в стандарте, имеется и то конкретное, что в стандарте не предусмотрено. Соотношение стандартного и нестандартного в каждом стандартизированном элементе должно отражать и общие требования к данному элементу, и особенности реально сложившейся ситуации.

Содержание этапов организационного проектирования.

Организационное проектирование – это метод формальной организации целостных образований, как научно-практическое применение законов, закономерностей и принципов организационной теории. Это создание общей структуры системы и воспроизводство элементов и отношений внутри неё, при реализации которых возникающая целостность обладает высокой устойчивостью, надежностью и экономичностью. В структурном плане орг. проектирование направлено либо на создание новой системы, либо на частичное улучшение прежней, либо на её радикальное преобразование. Как процесс оно представляет собой взаимосвязанные этапы по созданию проекта, которые могут быть представлены тремя комплексами: Предпроектные работы, техническое и рабочее проектирование.

Разработка организационной системы – это многоплановый процесс с участием различных специалистов (по управленческим и технологическим вопросам, по системотехнике и информации, по финансам и экономике, по юридическим вопросам, маркетингу).

Процесс создания организационной системы включает в себя три стадии:

1. Предпроектная – Проведение научно-исследовательских работ (НИР), разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на создание ОС;

2. Проектирование – Разработка технического и рабочего проектов с включением современных информационных технологий;

3. Ввод в эксплуатацию – Выполнение монтажно-наладочных работ, опытную эксплуатацию и приемно-сдаточные испытания ОС.

Перечисленные стадии включают набор конкретных работ:

Перечень работ Основное содержание
Формулирование цели создания ОС. Составление общей и конкретной цели создания ОС.
Описание конкретной ситуации. Составление отчета о текущей ситуации.
Постановка проблемы. Составление описания проблемы.
Заключение договора на проведение НИР. Разработка плана работ. Подготовка и заключение договора.
Формирование экспертного совета. Подготовка и издание приказа о создании экспертного совета и его функциях.
Формализация проблемы. Выбор объекта исследования. Определение его исходного и желаемого состояния.
Проведение исследования проблемы. Формирование модели «дерева факторов» и модели объекта исследования.
Определение границ проблемного объекта. Составление схемы «фактор-деятельность-ОС». Определение границ объекта.
 Выбор границ объекта управления. Выбор организаций (подразделений) в состав объекта управления.
Проведение обследования ОУ. Сбор и анализ материалов по ОУ.
Заключение договора на создание ОС. Подготовка и подписание договора.
Разработка ТЗ на создание ОС. Выбор ОСУ и средств обеспечения ОС.
Техническое проектирование ОС. Выбор и обоснование основных проектных решений.
Рабочее проектирование ОС. Подготовка эксплуатационной документации.
Формирование аппарата управления и структурных подразделений ОС. Подготовка штатного расписания и издание приказа об образовании нового структурного подразделения.
Приобретение, монтаж и наладка КТС. Покупка и установка комплекса технических средств (КТС).
Обучение аппарата управления работе в условиях функционирования системы. Инструктаж административного персонала.
Проведение опытной эксплуатации ОС. Доводка ОС в процессе её функционирования.
Ввод ОС в эксплуатацию Издание приказа о начале эксплуатации.
Патронажное обслуживание ОС. Подписание договора о консультационном обслуживании.

 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

В общем, виде ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ включает описание реальной проблемной ситуации, ее оценку и разработку желательного состояния.

Применительно к организационной системе управления описание существующих систем управления И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. А для функционирующих организаций - необходимость проектирования новых.

 2. ВЫБОР ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Как правило, УКАЗЫВАЕТСЯ КОНКРЕТНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, улучшение деятельности которой является целью исследования.

Однако, проблема может быть сформулирована И БЕЗ ПРИВЯЗКИ К КОНКРЕТНОМУ ОБЪЕКТУ. Напри­мер, проектирование организационной структуры системы управления машиностроительным предприятием. Совершенствование системы управления гостинично-туристическим комплексом и т. д.

Выбор объекта исследования - это дальнейшая работа по ограничению области исследования.

Понятие организационная форма и организационная структура. Иерархическая структура процесса управления.35.Предварительное и детальное исследование организации при проектировании.36.Организационное моделирование системы управления.

Управление в организации.

Под «управлением» в широком смысле слова понимается «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей».

Связь в системе управления – это то, что объединяет субъект и объект управления в единое целое. Ее следует рассматривать как источник информации для выработки управляющего воздействия. Через каналы связи движутся потоки информации, напитывающиеся все подсистемы организации и обеспечивающие достижение ее целей.

Соотношение между понятиями организация и управление.

1. Управление, а точнее, управляющая система уже сама по себе ест организация, некое единое, упорядоченное целое, состоящее из различных элементов, складывающихся в определенным образом сформировавшуюся структуру. Эта структура полностью обладает системными свойствами организации.

2. Управление можно рассматривать как необходимую и важнейшую часть большинства биологических, экономических, социальных и механических систем, т.е. как часть организации, выполняющую особую функцию по поддержанию в допустимых пределах отклонений системы от заданных целей.

3. Организация как процесс по упорядочению в организованных системах выступает в виде функции управления и с этой точки зрения является составной частью управления.

Управление с одной стороны есть организация, а с другой часть организации, а сама организация является частью управления. В ней отражается системное и функциональное единство организации как состояния и процесса.

Стандартизация

Научно обоснованная рационализация базируется на использовании системы стандартов, типовых видов организационных элементов. Стандартизация включает в себя разработку стандартов и формирование на их основе конкретных элементов конкретных организаций.

Разработка стандарта целесообразна при следующих обстоятельствах:

a. Если ярко выражена типичность соответствующих видов организационных элементов;

b. Если данные типы элементов имеют многократную повторяемость, что обеспечивает возможность многократного использования стандарта;

c. Если необходимо обеспечить единообразие по наиболее важным сторонам и свойствам данных видов организационных элементов;

d. Если необходима предварительная подготовленность к формированию соответствующих организационных элементов.

Стандарты устанавливаются субъектами управления и, как правило, на более высоком организационном уровне, чем осуществляется их использование конкретными исполнителями.

В ходе рационализации обеспечивается:

· Установление некоторых наиболее существенных и универсальных стандартов, определяющих общий уровень организованности;

· Формирование системы постоянно действующей стандартизации, которая обеспечит возможность разработки и использования стандартов в процессе устойчивого функционирования организации.

Первичных факторов:

1. Точки концентрации внимания высшего руководства (выбор миссии, стратегии, распределение прав и обязанностей внутри организации).

2. Реакция руководства на критические ситуации в организации.

3. Отношение к работе и стиль поведения руководителей (как руководитель относится к своей работе, так к ней относится и подчиненный)

4. Критериальная база поощрения сотрудников.

5. Критериальная база:

· Отбора

· Назначения

· Продвижения

· Увольнения сотрудников организации.

5 вторичных факторов:

1. Структура организации.

2. Система передачи информации и организационные процедуры.

3. Внешний и внутренний дизайн и оформление помещений, в которых располагаются организации.

4. Мифы и истории о важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации.

5. Формализованное положение о философии и смысле существования организации.

Первичных факторов:

1. Точки концентрации внимания высшего руководства (выбор миссии, стратегии, распределение прав и обязанностей внутри организации).

2. Реакция руководства на критические ситуации в организации.

3. Отношение к работе и стиль поведения руководителей (как руководитель относится к своей работе, так к ней относится и подчиненный)

4. Критериальная база поощрения сотрудников.

5. Критериальная база:

· Отбора

· Назначения

· Продвижения

· Увольнения сотрудников организации.

Организационная структура системы управления матричного типа.

В матричной организационной структуре члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает, так называемыми, проектными полномочиями. Эти полномочия могут варьировать от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до практически чистых штабных полномочий.

Руководители проектов в матричной структуре отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту. Для того чтобы они смогли добиться этого, все материальные и финансовые ресурсы по данному проекту передаются в их полное распоряжение. Руководители также отвечают за планирование проекта, за составление графика, проверяют ход выполнения проекта. Руководители функциональных отделов делегируют руководителю проекта некоторые из своих обязанностей, решают, как и где должна быть сделана та или иная работа. Руководство функциональных отделов контролирует также ход выполнения задач.

Основной недостаток матричной системы – её сложность. Очень много проблем возникает из-за наложения горизонтальных и вертикальных полномочий, что подрывает принцип единоначалия.

Матричная схема.

 

 

Матричные системы применяются в организациях, которые занимаются творческими проблемами (маркетинговые компании и т.п.). В матричной структуре усилены линейные (горизонтальные связи), единоначалие нарушается еще больше, в таких структурах значимость имеет профессионализм, квалификация и общее признание в данной сфере деятельности.

Эти структуры являются гибкими и адаптивными.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 237.