Реальные взаимоотношения между Интернетом и российским государством начались лишь в 1997 г. Если в рекомендациях IV Всероссийской конференции "Проблемы законодательного регулирования в информационной сфере", проведенной в декабре 1996 г., слово "Интернет" не упоминается вовсе, то уже осенью 1997 г. в Государственной Думе проводятся слушания "Россия в Интернете: выбор будущего". Весной того же года регистрируется Российский общественный центр Интернет-технологий (РОЦИТ). Только до определенного времени государство пассивно наблюдало за событиями, происходившими в Сети. С ростом и становлением Рунета как самостоятельного явления, появилось осознание необходимости государственного участия. Тогда же стало ясно, что ни Интернет без государства, ни государство без Интернета полноценно существовать уже не могут.
Направления, по которым государство пытается упрочить свое влияние, можно условно разделить на три группы. Первое - защита информации. Второе - адресация российского Интернета. И, наконец, третье - весь комплекс правовых проблем, возникших с приходом коммерции на просторы российской глобальной Сети. Вот некоторые вехи недавней истории. Сначала роль главного идеолога вхождения России в информационное сообщество взял на себя Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации (Роскоминформ). Однако деятельность комитета ограничилась лишь подготовкой закона "О международном информационном обмене". А дальше снова возник вакуум. Затем руководящую роль пытались взять на себя общественные организации. В уставе РОЦИТа, например, содержится пункт: "участие в работах по законодательному оформлению статуса Интернета и родственных сетей в России". Но и создание общественных структур не стало решением проблемы. В конце концов активные действия по заполнению образовавшейся пустоты стало предпринимать Министерство связи, которое, в принципе, и является настоящим хозяином российского Интернета (именно это ведомство выдает провайдерам лицензии на сети персональных данных и телематические услуги). Именно Минсвязи в конце концов были приданы функции расформированного Роскоминформа. Заметную роль, особенно в последнее время, стала играть и Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ) - еще одно общественное объединение, образованное по инициативе Минсвязи России и зарегистрированное 30 августа 1994 г. В отличие от других организаций, деятельность которых посвящена глобальной Сети, членами АДЭ являются предприятия связи.
Наконец сами провайдеры заговорили о том, что в Сети должен быть порядок. А лучше и быстрее всего он может быть наведен совместными усилиями самих провайдеров, а также компетентных и заинтересованных государственных структур.
29 декабря 1999 г. на встрече Владимира Путина с Интернет-общественностью был поднят вопрос саморегулирования Интернета и создания Союза операторов Интернета (СОИ), который, по идее, станет этим вопросом заниматься. СОИ должен был стать профессиональным союзом тех, кто занимается Интернет-бизнесом. Ранее подобная структура уже была. Это Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей (РосНИИРОС). 20 января 2000 г. СОИ был создан. Его учредителями стали "Ситилайн", "Глобал Один", "Релком", "Деловая сеть", "Российская телекоммуникационная сеть (RosNet)", РОЦИТ, а также Национальная электронная библиотека (НЭБ) и РосНИИРОС. Именно СОИ теперь будет заниматься регистрацией доменов в зоне Ru., так как он в большей степени находится под контролем государства. 12 марта РосНИИРОС и СОИ обнародовали совместное информационное письмо, излагающее принципы постепенного перехода к новой системе регистрации доменных имен. Согласно этому проекту, для организации перехода стороны договорились о создании опытной зоны по развитию Института регистраторов доменного пространства Ru. 21 марта стали известны первые независимые регистраторы доменов в зоне Ru.: "Ситилайн", "ТелеРосс", "Глобал Один", "Элвис-Телеком", "ВЭБ Плас", "МТУ-Интел", "Петерлинк", "Кроникс Плюс".
В начале января и. о. президента Владимир Путин отдал спецслужбам распоряжение об усилении контроля за деятельностью в стране провайдеров Интернет-услуг ("Российская газета", 6 января 2000 г.). Пользователи серьезно опасаются, что спецслужбы уже перлюстрируют электронную почту и в ближайшее время сделают все, что в их силах, чтобы ограничить свободу слова, существующую сейчас в Сети. Эти опасения в большей степени основываются на спекуляциях, нежели на знании реального положения дел. Например, некоторые хакеры убеждены, что государство никогда не сможет тягаться с техническими ухищрениями отдельных программистов. 22-23 апреля 2000 г. в Санкт-Петербурге прошла конференция на тему "Обеспечение конституционных прав граждан при внедрении системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи". Эта система, так или иначе, затрагивает всех, кто говорит по телефону, передает или принимает факсимильные или пейджинговые сообщения. Любой здравомыслящий человек не может не понимать ее необходимости в определенных случаях. Так же как понятно и то, что такая система не должна приводить к тотальному контролю государства над частной жизнью граждан. В Законе "Об оперативно-розыскной деятельности" говорится, что она основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а проведение мероприятий допускается только на основании судебного решения. В реальности же система строится так, что граждане не гарантированы от произвола прослушивающих служб. Практически все провайдеры Интернета и операторы связи предоставляют оперативным работникам спецслужб выносные пульты, с которых можно нерегламентированно осуществлять доступ к любой информации. В связи с этим представляется целесообразным организовать конкретные мероприятия по совершенствованию сложившейся системы оперативно-розыскных мероприятий, сформулировать предложения по внесению изменений в действующие нормативные документы.
Настоящее нашествие компьютерных и телефонных мошенников обещают в ближайшие год-два российским гражданам эксперты МВД. По данным Управления "Р" (подразделения по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий), только за прошлый год количество криминальных происшествий по его части увеличилось в 12 раз. С такими темпами Россия очень скоро может превратиться в одну из самых хакерских зон. Особенно актуально такая перспектива выглядит на фоне общей компьютерной безграмотности России. Компьютеризация неизменно сопровождается ростом преступности: так, США ежегодно из-за хакеров несут около 13 млрд. долларов убытков [17]. Однако в российских условиях это, как всегда, приобретает гипертрофированные масштабы. Совсем недавно нападению подверглось РАО "Газпром". Один из сотрудников РАО с помощью хакеров смог ввести в компьютерную сеть концерна вирус типа "троянский конь". Эта операция позволила перехватить управление газовыми потоками и чуть было не привела к катастрофическим последствиям. Причинами, обусловливающими столь бурное развитие противоправной деятельности в сфере отечественных коммуникаций, специалисты называют наличие огромного и не используемого по назначению интеллектуального потенциала российских научных и инженерных кадров, а также "техническую" отсталость законодательной базы (значительная часть таких преступлений не подпадает под действие Уголовного кодекса).
Хорошо известно, что крупные корпорации подобно спецслужбам занимаются незаконным сбором информации о частных лицах. Плохое начинает быстро перенимать и Рунет. Недавнее соглашение между System.Ru. (распространение рекламы) и SpyLOG (сбор статистических данных об аудитории Интернета) многие специалисты посчитали запуском системы сбора сведений о миллионах пользователей для создания базы данных их персональных предпочтений. Цель - использование этих данных для "персональной работы" с потенциальным покупателем и приобретение возможности Интернет-коммерсантам вести своеобразные клиентские книжки или "досье" на российских "сетян".
Политикам пора всерьез и как можно быстрее повернуться лицом к проблемам Интернета, поскольку Интернет уже играет весьма важную роль на выборах. Это хорошо было видно в ходе избирательной парламентской кампании декабря 1999 г., особенно в регионах, где Интернет, как ни странно, становится особенно заметным элементом именно политического местного ландшафта. Фундаментальные изменения в хозяйственной сфере, переход от командной экономики к рыночной, развитие предпринимательства и необходимость быстрого принятия решений в динамично изменяющейся обстановке потребовали значительных изменений в информационных потоках, организационной структуре и методах обработки данных. Ситуация требует активного участия государства, направленного на создание единого информационного пространства, которое бы позволило повысить эффективность социально-экономических и организационных федеральных и региональных структур. Реализация этой политики без Интернета затруднительна. Поэтому требуется законодательная инициатива по определению представительства государства в Интернете и порядка его использования государственными органами с выделением в федеральном бюджете отдельной строки для расходов на эти цели.
Основная проблема заключается в быстром развитии веб-технологий. Наше законодательство не поспевает за их развитием. А это означает, что в сфере правового регулирования существования Интернета в России необходимо срочно подготавливать совершенно новые законы и вносить изменения и дополнения в уже существующие.
Интернет в цифрах
Российская Сеть меняется стремительно и кардинально. В 1996 г. российских пользователей было всего от 100 до 300 тысяч, русскоязычных серверов в том же 1996 г. было около пяти сотен. Сейчас, по разным оценкам, в России насчитывается от 2,5 до 6 миллионов пользователей Интернета, то есть 2-4,5% населения. Количество русскоязычных серверов приближается к 80 тысячам, а число уникальных страниц - к 17 миллионам. Каждый день в Рунете (российский сегмент Интернета) появляется примерно 200 новых сайтов.
А по результатам исследовательского проекта Web-Vector, российская аудитория web-ресурсов оценивается в 1,8 млн человек (прирост - 340 тыс.). Суммарная аудитория русскоязычного Интернета сейчас составляет 2670 тыс. человек (прирост - 32%) [29].
В стране имеется хорошо развитая национальная сеть со многими сайтами компаний, органов СМИ и политических партий. Увеличивается число пользователей-непрофессионалов. Времени в онлайне россияне также стали проводить гораздо больше. Среди пользователей за последние два года на порядок увеличилось число женщин. В общем объеме их число уже достигло 40%.
Естественно, что из всех регионов страны по количеству пользователей лидирует Москва. Здесь сейчас сосредоточена пятая часть от их общего количества, хотя эта доля постепенно сокращается. По данным агентства Rose, подавляющее большинство московской аудитории (60%) имеют возможность ничего не платить за пользование Cетью из собственного кармана, имея доступ на работе. Одновременно существует большая доля тех, кто остался пока вне интернетовского бума. При этом некоторые являются воинствующими противниками прогресса, заявляя, что Интернет - отрицательное явление. Наибольшую их часть составляют, во-первых, женщины, а во-вторых, лица с доходом от 500 до 2 000 рублей на члена семьи в месяц. В то же время у пользователей доход составляет 1 000-3 000 рублей на человека, и, думается, это заниженные цифры. Из опрошенных в январе - марте 2000 г. пользователей Сети 6% приобретали там товары, а в целом отечественную аудиторию Интернет-магазинов "Комкон" оценил в 100 тысяч человек. Сегодня в России около 6 миллионов компьютеров (в США - 140 миллионов), из которых примерно треть подключена к Cети. По данным "Комкон", в I квартале 2000 г. электронной почтой пользовалось 1,7 млн. россиян. Аудитория веб-ресурсов оценивается в 1,8 млн. человек [17]. По данным компании IBS, в текущем году российский компьютерный парк вырастет на 20%, количество пользователей Интернетом - на четверть. Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что развитие российского сегмента Интернета идет в русле мировых тенденций. При этом, далеко уступая по абсолютным цифрам Западу, мы обгоняем его по темпам роста.
Сегодня даже создатели российской электронной паутины и активные посетители российского Интернета зачастую слабо представляют его границы, содержание и степень упорядоченности. Несколько прояснить эту тему помогают материалы каталогов, собирающих и классифицирующих российские сайты, а также накапливающих статистику их посещаемости.
На конец мая 1999 г. наибольшее число сайтов - около 28000 - было зафиксировано каталогом ресурсов “Ау!-@Rus”, при этом, правда, отмечалось, что только 19500 из них были доступны. Более 25 тысяч сайтов было представлено в каталоге “List.Ru”, в котором ежедневно добавляется 30-100 новых имен. О высоком темпе роста Сети говорят и следующие факты. Поисковая система “Лица российских сайтов” в конце 1998 г. архивировала порядка 7000 сайтов, а в середине мая 1999 – около 10000. Каталог российских ресурсов – “Улитка” осенью 1998 г. насчитывал свыше 4000 домашних страниц, а к середине мая 1999 г. – почти 8000 сайтов (рисунок 4) [6].
Наконец, 1 июня 1999 г. каталог “Яндекс” сообщил, что, по итогам завершившейся переписи, русский Интернет имеет почти 33 тысячи сайтов и более 7 миллионов документов, и добавил: “…размер…вселенной русского Интернета увеличивался взрывообразно”.
Рисунок 4 - Количество сайтов, зафиксированных российскими Интернет-каталогами в мае 1999 г.
А по состоянию на 15 ноября 1999 г. в российском сегменте Интернета было зарегистрировано системой List.ru уже больше 49 тыс. сайтов (рисунок 5).
Рисунок 5 - Количество сайтов, зафиксированных российскими Интернет-каталогами в ноябре 1999 г.
На сегодняшний день число пользователей Интернета в мире составляет около 300 миллионов человек. В 1996 г. их было 40 миллионов. Ожидается, что к 2005 г. число людей, регулярно выходящих в Cеть, превысит 1 миллиард. 150 миллионов собираются подключиться уже в этом году [17].
А согласно данным Nielsen NetRatings, мировая аудитория Интернета в марте составила 129.7 млн. человек (те, кто пользуется Интернетом дома), активная аудитория составила около 80 млн. человек. На работе Интернетом пользуются 35,5 млн. человек и делают это регулярно около 30 млн. человек. Согласно этой же статистике, "клик" на баннеры дома в 1,5 раза выше, нежели на работе. То есть на работе люди ищут что-то конкретное и не отвлекаются на рекламу, а вот дома настроены более дружелюбно к рекламе. В то же время на работе в 2 раза больше проводят времени в Сети [29].
Согласно Internet Industry Almonac к концу 2000 г. количество пользователей Интернета превысит 327 миллионов [25]. Заметим, что в конце 1997 г. эта цифра равнялась всего 100 миллионам. В таблице 1 приведены данные Global Reach (агентство маркетинговых коммуникаций) об изменении количества пользователей каждые три месяца в течение 1997-2000 г.г.
Оказывается, не говорящее по-английски население Сети растет быстрее, чем англоязычное, а наиболее быстрыми темпами “размножаются” испано- и японоязычные пользователи (таблица 1 и рисунки 6 и 7).
Таблица 1 – Динамика количества пользователей Интернета
Годы | Англоговорящие пользователи млн. чел. | Не англоговорящие пользователи млн. чел. | Всего млн. чел. |
Январь '97 | 45 | 16 | 61 |
Апрель '97 | 45 | 22 | 67 |
Июль'97 | 51 | 27 | 78 |
Октябрь'97 | 51 | 32 | 83 |
Январь'98 | 72 | 38.7 | 110.7 |
Апрель'98 | 81.1 | 52.8 | 133.9 |
Июль'98 | 82.3 | 59.0 | 141.3 |
Октябрь'98 | 91 | 67 | 158 |
Январь'99 | 91 | 71.3 | 162.3 |
Апрель'99 | 103.6 | 80.2 | 183.8 |
Июль'99 | 128 | 88 | 216 |
Октябрь'99 | 140 | 108 | 248 |
Январь'00 | 145 | 120 | 265 |
Апрель'00 | 152 | 135 | 287 |
Июль'00 | 155 | 150 | 305 |
Октябрь'00 | 158 | 170 | 328 |
Источник: http://www.emedia.ru/n1/figures.asp
Рисунок 6 – Динамика аудитории Интернета в мире в октябре 1999г.
Рисунок 7 - Разноязычные аудитории Интернета в октябре 1999 г.
Источник: http://www.emedia.ru/n1/figures.asp
В настоящее время количество пользователей увеличивается за счет интенсивного роста популярности Интернета в отдельно взятых странах. Распространение более компактных и дешевых мобильных устройств (например, Интернет-пейджеров, карманных компьютеров, WAP-телефонов), имеющих возможность подключаться к Сети, способно улучшить положение. По прогнозам агентства Data Monitor, к 2005 г. 186 миллионов (69%) абонентов мобильных сетей в Европе будут пользоваться WAP-телефонами (Wireless Application Protocol - стандарт беспроводных приложений для сотовых телефонов). Мобильный доступ в Интернет через четыре года станет таким же обычным, как сейчас стационарный. По расчетам Ericsson, к 2004 г. в мире будет более 400 миллионов пользователей мобильных Интернет-устройств, а в течение ближайших пяти лет объемы передачи данных по мобильным сетям во всем мире возрастут на 70%. Рынок мобильной коммерции сейчас относительно быстро развивается и в России. В частности, опытно-коммерческую эксплуатацию сервиса WAP совсем скоро начнет "Би Лайн GSM". Правда, считают, что объем рынка мобильной коммерции в России будет невелик. Отсюда малая эффективность ее применения. В то же время компании "Вымпелком" и Morgan Stanley, проведя собственные исследования, пришли к выводу, что в 2000 г. услугами на основе WAP будут пользоваться 2-5% абонентов сети "Би Лайн GSM", в 2001-м - 20-25%, в 2005-м - уже 75-80% [17].
В России в марте 2000 г. было объявлено о начале реализации проекта по предоставлению высокоскоростного подключения к Интернету через спутник. Спутниковый Интернет обеспечивает частным пользователям невероятную скорость получения информации - до 1 Мбит/с (что в 20 раз выше скорости обычного соединения). Зона охвата - вся европейская часть России. Пользователи получат доступ ко всем мультимедийным ресурсам сети, раньше недоступным из-за низкой скорости передачи данных: видеосюжетам, интерактивному телевидению, аудио- и мультимедийным данным. Масштабная эксплуатация спутниковой системы начнется уже в мае, а к 2002 г. планируется предоставить услуги телевидения и мультимедиа более чем полумиллиону российских семей. СМИ переживают революционный период, домашняя техника переживает революционный период. Прежде чем 50 млн. человек стали пользоваться радио, оно успело просуществовать без малого 40 лет. С телевидением дело обстояло несколько иначе. Телевидению потребовалось всего 13 лет для широкого распространения. И всего 16 лет прошло с момента появления первого персонального компьютера до того времени, когда компьютерами стали пользоваться 50 миллионов человек.
Развитие сетей связи постепенно превращает мир в единое информационное и коммуникационное пространство. Так что операторов связи ситуация подводит к необходимости пересмотреть стратегию и тактику развития. До сих пор компании связи в основном развивались по национальному и территориальному принципам. Операторы обслуживали определенный регион - как правило, охватывающий территорию страны ("Бритиш телеком", "Франс телеком", "Телеком Австралия"). Нынешние же реалии таковы, что подталкивают коммуникационные компании начать широкую интеграцию с информационными системами. Это, а также все возрастающая доступность связи способствуют появлению глобальных предприятий. Совершенствование телекоммуникационных технологий открывает возможности создания виртуальных компаний, работающих вне географических границ. К 2002 г. оборот американских компаний в Интернете достигнет 350 млрд. долл., более половины корпораций будут обслуживать клиентов и выставлять счета через Cеть.
Объем продаж в российской части Интернета в 1999 г. в индивидуальном секторе составил 1-3 млн. долл., в секторе корпоративной электронной коммерции - 90 млн. По оценке американского маркетингового агентства Dataquest, эти цифры будут удваиваться каждый год. При этом число компаний, использующих Интернет для развития своего бизнеса, возросло на 80% в 1999 г. по сравнению с предыдущим годом. По мнению специалистов Dataquest, доходность операций в Интернете возрастет с 1998 г. по 2003 г. на 47%. В виртуальный мир вовлекается все больше отраслей, ранее не связанных с электронным бизнесом, в том числе и инвестиции в развитие Интернета. И если еще два года назад денег в Cети не было почти никаких, то в последний год в Рунет пришли наконец деньги инвесторов, а вслед за деньгами туда же пошли офлайновые журналисты, маркетологи, дизайнеры, производители рекламного продукта и другие специалисты. Почему до сих пор посторонних из офлайна в Интернете почти не было? Не потому, что компьютерщики не пускали их в Cеть. Просто высококлассные профессионалы требуют такой же высокой оплаты своего труда.
По мере развития Cети количество информационных услуг в ней увеличивается. Постепенно в эту среду перемещаются средства массовой информации, а с этого момента появляется и государственный интерес к Интернету как к СМИ. Часть 4-я статьи 29-й Конституции Российской Федерации предполагает свободу в распространении информации. Точно такое же определение содержится и в статье 1-й Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". При этом статья 2-я Закона "О средствах массовой информации" дает определение средства массовой информации. Это определение предоставляет возможность выбора: применить его к Сети Интернет как к средству массовой информации или нет. "За" - такие базовые понятия в определении СМИ (статья 2-я), как периодичность издания средства массовой информации и его распространение. Многие средства массовой информации присутствуют в Интернете с определенной периодичностью, совпадающей с периодичностью их выхода в печатном или другом виде. То есть СМИ в Интернете существуют и работают. А раз так, то, в соответствии с законом, возникает необходимость в регистрации средства массовой информации, то есть в осуществлении разрешительной государственной процедуры. Это тем более очевидно, что пока государство, к сожалению, смотрит на отечественный Интернет в первую очередь как на объект средства массовой информации.
Отсюда, естественно, вытекает его интерес создать такую систему, которая позволит воздействовать на Интернет-СМИ. Однако статья 13-я того же Закона определяет требования, позволяющие избежать регистрации средства массовой информации в Интернете, ведь как такового термина "тираж" в Cети просто не может быть. С другой стороны, если издатели в Cети пожелают применить по отношению к себе норму закона с точки зрения положенных для СМИ налоговых льгот, то они вынуждены будут согласиться с легальным определением называться средством массовой информации, то есть с тем, что рано или поздно государство, используя это понятие (СМИ), содержащееся в законе, попытается ввести некоторое административное регулирование в Интернете. Но нет уверенности, что кто-то захочет отказаться от этих льгот. Поэтому если данная статья Закона не будет изменена, тогда на пути свободного информационного обмена появятся барьеры в виде разрешительной системы, то есть регистрации соответствующего средства массовой информации в Сети.
Кстати, на Всероссийском совещании по вопросам информатизации налоговых органов России, прошедшем в марте сего года, представитель Минпечати высказался за регистрацию информационных сайтов в Интернете как электронных СМИ, обосновав это трудностями регулирования информационных потоков в Интернете. В связи с чем возникает серьезная коллизия во взаимоотношениях с крупнейшими провайдерами, по той же самой причине считающими, что Интернет-сайты невозможно юридически объявить средствами массовой информации и ввести на них лицензирование. Они предлагают в качестве альтернативного решения проблемы применение методов саморегулирования и уже давно следят за содержанием сайтов, расположенных на их серверах.
Понятие "сетевая пресса" определяется спецификой Сети как коммуникативной среды, а также особенностями восприятия информации с экрана монитора (например, гипертекстовые ссылки). То есть читатель имеет дело не с линейным текстом, а с расширяемым объемом информации. Сетевая пресса и Интернет в целом стали для профессиональных журналистов источником оперативной информации, а проблемы сетевой жизни - темой многочисленных публикаций бумажных газет и журналов. Высказываемые время от времени опасения, что сетевая пресса переманит читателей у печатной, кажутся совершенно надуманными. Издание делает хорошим или плохим содержание, а не форма его подачи, которую, кстати, легко поменять. Несомненно другое, а именно то, что большая часть успешных сетевых изданий в течение года будет выкуплена офлайновыми новостными корпорациями, осознавшими, что просто дать статьи в Сеть недостаточно, их нужно переложить на язык Сети, адаптировать и продавать читателю (в прямом смысле этого слова), пользуясь специфическими сетевыми приемами. Вместе с тем бумажная пресса сама себя поставила в положение догоняющей. За то время, пока ее хозяева прозревали, "вступительный взнос" в этот бизнес поднялся практически с нулевой отметки до многих десятков и сотен тысяч долларов. Уже даже в российском Интернете компании, созданные на "инвестиции" в сотни или тысячи рублей, спустя пару лет начинают стоить миллионы долларов. В апреле 2000 г. Яndex был оценен в 15 млн, Port.Ru - в 27 млн. долларов[17].
Как известно, в прошлом году в России впервые было заключено несколько сделок по покупке сетевых СМИ - например, своего владельца сменила "Газета.ru". Сетевыми изданиями в дополнение к обычным СМИ в прошлом году обзавелись и всем известные олигархи. Ряд ресурсов, например, приобрел холдинг "Медиа-Мост", а ту же "Газету.ru", по некоторым сведениям, приобрел "Роспром-ЮКОС". При этом в России, где существует острый дефицит инвестиционного капитала и практически отсутствует фондовый рынок как способ привлечения ресурсов, трудно себе представить противоположный процесс, то есть, чтобы сами Интернет-бизнесмены начали в ближайшее время скупку, как выражаются в Сети, офлайновых СМИ. Многие (по опросам Интернет-социологов, до 40%) пользователи Интернета перестали пользоваться традиционными изданиями и полностью переключились на новости онлайн.
Заключение
Исходя из теории потребительского выбора и концепции альтернативных издержек, можно сделать вывод, что Интернет-компаниям в ближайшем будущем в России не следует рассчитывать на быстрый рост Интернет-коммерции.
Платежеспособный спрос на услуги электронной торговли в данный момент весьма низок. Спрос будет расти, если Интернет-магазины предложат действительно более качественное обслуживание по сравнению с традиционной торговлей - выгодные цены, дополнительные услуги, надежную и систему оплаты покупки, быструю и недорогую систему доставки товара. Большую роль в привлечении покупателей должны сыграть различные маркетинговые и рекламные мероприятия.
Общая уверенность в дешевизне электронной сделки на практике пока является заблуждением. Цены в Интернет-магазинах обычно выше, иногда гораздо выше. Разумеется, в цену входят затраты на оплату и доставку товара. И в этом случае мы подходим к такой категории, как денежная оценка собственного времени покупателем. Каждый человек сам для себя решает, что выгоднее - переплатить 5 долл. за on-line покупку, или посетить обычный магазин, потратив на это 1-2 часа свободного от работы времени. Кроме того, важно учитывать такой психологический фактор, как соотношение собственной цены товара и издержек на совершение сделки. Человек, переплативший 5 долл. за товар ценой в 100 долл. гораздо спокойней отнесется к таким затратам, чем тот, кто купил нечто относительно дешевое (в пределах 5-10 долл.). Зачастую покупатель просто не может измерить альтернативную стоимость свободного времени и полагается на реальные цифры собственных затрат, надеясь что экономит эти злополучные 5 долл., что с точки зрения рациональной оценки неверно.
Экономика нашей страны в целом, несмотря на все прошедшие преобразования, продолжает оставаться дефицитной по деньгам. Экономика США является дефицитной по времени. “Время - деньги” - это не про нас. И хотя ситуация меняется (мы идем по тому же пути), до такой высокой оценки собственного времени, как в развитых странах, нам еще очень далеко. Как только мы начнем ценить собственное время, у нас появятся деньги, а Интернет-коммерция получит серьезный импульс к развитию.
Уровень доходов населения в России достаточно низок, особенно на периферии. Нельзя напрямую оценивать рынок Интернет-коммерции, используя данные о численности пользователей Сети. Качественный состав этих пользователей также крайне важен. В результате от 1,6-2 млн. (по различным оценкам) остается несколько десятков тысяч человек, для которых нет объективных препятствий к совершению on-line покупки. А это совершенно мизерное количество потенциальных покупателей. Для жителя США или, скажем, Германии, даже с учетом привычки экономить на всем, сумма в 5 долл. не является сколько-нибудь значимой. Средний показатель доходов на душу населения в России не превышает 60 долл. в месяц. Даже учитывая то, что пользоваться Сетью могут себе позволить не самые бедные граждане, все же не всякий может потратить десятую часть месячного заработка на оплату не совсем понятных затрат. Будет рост благосостояния населения России - будет и Интернет-коммерция.
Все вышеперечисленное вовсе не означает, что ситуация безнадежна. Это глобальный взгляд на проблемы Интернет-коммерции. Существуют рынки товаров и услуг, для которых электронная торговля значительно выгоднее традиционной торговли, а общие проблемы не столь значимы. Например, это может быть продажа информационного содержания (когда крайне важна оперативность доставки), или продажа относительно дорогих товаров (покупаемых обеспеченными людьми, скажем, автомобили или компьютеры, предметы роскоши), или торговля редкими товарами, издержки поиска и приобретения которых значительны (книги, запчасти для различной техники). Для некоторых товаров одновременно действуют несколько таких факторов (покупка или аренда жилого помещения, квартиры). Таких исключений из общих правил множество, и задача создателя Интернет-магазина заключается в их поиске и выявлении. Впрочем, это задача любого рыночного бизнеса. Практика показывает, что многие действующие в области электронной коммерции компании успешно справляются и своевременно отвечают на вызовы агрессивной рыночной среды.
Таким образом, электронная коммерция (и более узко взятая Интернет-коммерция) не является панацеей от всех проблем и бед бизнеса. Это отличный инструмент для снижения издержек и увеличения продаж. Но инструмент тонкий, требующий грамотного обращения. И очень перспективный, даже в условиях России. Интернет-коммерция способна создать собственный рынок, и Интернет-компании будут играть уже по собственным правилам.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 215.