Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, оно требует постоянной оценки и переоценки принятых решений. В противном случае могут сложиться статистические, бюрократические и технологические иллюзии, которым не суждено осуществиться на практике. При всех существующих различиях и деталях принятые в банках англосаксонских стран модели управления рисками являются образцом для организации такого управления.
Важнейшими элементами систем управления рисками являются:
- четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии;
- создание специальных групп управления рисками, не зависимых от коммерческих подразделений банка; руководитель подразделения, ведающего рыночными рисками, отчитывается перед исполнительным директором банка ("Chief Executive Officer"), руководитель подразделения кредитных рисков -перед директором по кредитам ("Cief Credit Officer"), т.е. перед членами высшего руководства банка;
- установление лимитов рыночных и кредитных рисков и контроль за их соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по отдельным банковским продуктам, контрагентам и регионам;
- определение периодичности информирования руководства банка о рисках. Как правило, такая информация представляется ежедневно, особенно по рыночным рискам;
- для всех типов рисков создаются специальные немногочисленные группы по управлению, не зависимые от коммерческих подразделений банка;
- все элементы системы контроля и управления рисками регулярно проверяются аудиторами, не зависящими от коммерческих служб банка.
В целом система управления рисками в банках англосаксонских стран не только не вытеснила классический контроль, но существенно дополнила и усилила его.
В последнее время примеру этих банков последовали швейцарские банки, добившиеся в этой области определенных успехов. Разработанные в швейцарских банках стандарты могут служить ориентиром и для других европейских банков.
Следует, однако, помнить, что никакое, даже самое совершенное управление рисками полностью не избавляет от убытков и потерь, что должно уберечь управляющих банками от самоуспокоенности. Разработка новых, более гибких и совершенных моделей и методов управления рисками должна продолжаться постоянно.
Крупные банки обычно имеют два комитета по управлению рисками: КОМИТЕТ ПО КРЕДИТНОМУ РИСКУ и КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ БАНКА.
Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по кредитному риску, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами.
В состав первого комитета обычно входят: руководитель банка ( председатель комитета), руководители кредитного и операционного отделов бухгалтерии, главный экономист или руководитель научно- исследовательского отдела, руководитель подразделения по анализу кредитных рисков, два или более других руководителей банка высшего уровня.
ТАБЛИЦА 3
ФУНКЦИЯМИ ДАННОГО КОМИТЕТА ЯВЛЯЮТСЯ: |
Þразработка и мониторинг состояния политики кредитов; Þразработка политики рейтинга кредитов; Þразработка критериев для получения новых кредитов; Þделегирование полномочий по выдаче кредитов; Þустановление ограничений на ссуды; Þрегулярная оценка риска всего портфеля кредитов, в т.ч. риска убытков по ссудам, перегруженности одного сектора, ликвидности портфеля; Þразработка политики списания невозвращенных ссуд; Þразработка политики отслеживания всех ссуд; Þразработка политики возврата ненадежных ссуд; Þразработка политики замораживания кредитов; Þразработка стандартов кредитной документации; Þпересмотр согласия на выдачу кредита; Þпересмотр согласия на выдачу кредита; Þпересмотр политики определения стоимости кредитов; Þпересмотр внутрибанковских инструкций в соответствии с юридическими нормами; Þразработка политики расширения и сужения кредитов, повышения их качества, в том числе обеспечения большей надежности, улучшения практики страхования, предоставления аккредитивов и гарантий, определения величины процентной маржи; Þразработка критериев оценки работы ссудной администрации. |
В состав второго комитета включаются:
руководитель банка ( председатель комитета), руководители операционного и кредитного отделов, главный экономист или руководитель научно- исследовательского отдела, руководители службы финансового контроля и бухгалтерии, еще несколько руководителей высшего уровня.
ТАБЛИЦА 4
ФУНКЦИЯМИ ДАННОГО КОМИТЕТА МОГУТ БЫТЬ: |
Þразработка ограничений по финансовым рискам; Þразработка процентной политики; Þразработка ограничений по валютным рискам; Þразработка ограничений и политики по рискам забалансовых операций; Þразработка политики рисков, связанных с ценными бумагами; Þопределение основных источников финансирования банка; Þопределение основных источников финансирования банка; Þуправление рисками структуры капитала банка; Þконтроль за соблюдением банком законодательства в отношении рисков; Þразработка критериев оценки эффективности работы по управлению активами и пассивами банка и др. |
Названные комитеты должны:
Þсоздавать внутрибанковские инструкции по управлению рисками;
Þопределять цели политики управления рисками и доводить их до сведения коллектива банка;
Þпри необходимости делегировать полномочия по реализации этой политики и контролю подразделениям и отдельным работникам банка;
Þразрабатывать ограничения и стандарты на объемы, зоны, виды рисков, методы их оценки и регулирования.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 193.