Основы графической визуализации вычислений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основы графической визуализации вычислений



Особенности графики системы MATLAB

· Построение графика функций одной переменной

· Построение графиков точками и отрезками прямых

· Графики в логарифмическом и полулогарифмическом масштабе

· Гистограммы и диаграммы

· Графики специальных типов

· Создание массивов данных для трехмерной графики

· Построение графиков трехмерных поверхностей, сечений и контуров

· Средства управления подсветкой и обзором фигур

· Средства оформления графиков

· Одновременный вывод нескольких графиков

· Управление цветовой палитрой

· Окраска трехмерных поверхностей

· Двумерные и трехмерные графические объекты

Основные отличительные черты графики MATLAB

· существенно улучшенный интерфейс графических окон;

· введение новой панели инструментов Camera для интерактивного изменения условий видимости объекта;

· расширенные возможности форматирования графики;

· возможность создания графики в отдельных окнах;

· возможность вывода нескольких графических окон;

· возможность перемещения окон по экрану и изменения их размеров;

· возможность перемещения области графики внутри графического окна;

· задание различных координатных систем и осей;

· высокое качество графики;

· широкие возможности использования цвета;

· легкость установки графических признаков - атрибутов;

· снятие ограничений на число цветов;

· обилие параметров команд графики;

· возможность получения естественно выглядящих трехмерных фигур и их сочетаний;

· простота построения трехмерных графиков с их проекцией на плоскость;

· возможность построения сечений трехмерных фигур и поверхностей плоскостями;

· функциональная многоцветная и полутоновая окраска;

· возможность имитации световых эффектов при освещении фигур точечным источником света;

· возможность создания анимационной графики;

· возможность создания объектов для типового интерфейса пользователя.

Построение графика функций одной переменной

 

В режиме непосредственных вычислений доступны практически все возможности системы. Широко используется построение графиков различных функций, дающих наглядное представление об их поведении в широком диапазоне изменения аргумента. При этом графики строятся в отдельных масштабируемых и перемещаемых окнах.

 


Рассмотрим простейший пример - построение графика синусоиды. MATLAB строит графики функций по ряду точек, соединяя их отрезками прямых, т. е. осуществляя линейную интерполяцию функции в интервале между смежными точками. Зададим интервал изменения аргумента x от 0 до 10 с шагом 0.1. Для построения графика достаточно вначале задать вектор х=0:0.1:10, а затем использовать команду построения графиков plot (sin(x)).

Вектор x задает интервал изменения независимой переменной от 0 до 10 с шагом 0.1. Функция plot строит не истинный график функции sin(x), а лишь заданное числом элементов вектора x число точек. Эти точки затем просто соединяются отрезками прямых, т. е. осуществляется кусочно-линейная интерполяция данных графика. При 100 точках полученная кривая глазом воспринимается как вполне плавная, но при 10 - 20 точках она будет выглядеть состоящей из отрезков прямых.

MATLAB строит графики в отдельных окнах, называемых графическими окнами. В главном меню окна команды пункта меню Tools (Инструменты), позволяют вывести или скрыть инструментальную панель. Средства этой панели позволяют легко управлять параметрами графиков и наносить на них текстовые комментарии в любом месте.


Графическая функция fplot

 

MATLAB имеет средства для построения графиков и таких функций, как sin(x)/x, которые имеют устранимые неопределенности. Это делается, с помощью другой графической команды –

 

fplot: fplot('f(x)', [xmin, xmax])

 


Она позволяет строить функцию, заданную в символьном виде, в интервале изменения аргумента х от xmin до xmax без фиксированного шага изменения х. Хотя в процессе вычислений предупреждение об ошибке (деление на 0) выводится, график строится правильно, при х=0 sinx/x=1. Команда grid on (сетка)- включает отображение сетки, которая строится пунктирными линиями.

 

>> fplot('sin(x)/x', [-15,15]); grid on


Столбцовые диаграммы

 

Столбцовые диаграммы широко используются в литературе, посвященной финансам и экономике, а также в математической литературе. Ниже представлены команды для построения таких диаграмм.

· bar(x, Y) — строит столбцовый график элементов вектора Y (или группы столбцов для матрицы Y) со спецификацией положения столбцов, заданной значениями элементов вектора х, которые должны идти в монотонно возрастающем порядке;

· bar(Y) — строит график значений элементов матрицы Y так же, как указано выше, но фактически для построения графика используется вектор х=1:m;

· bar(x,Y,WIDTH) или bar(Y,WIDTH) — команда аналогична ранее рассмотренным, но со спецификацией ширины столбцов (при WIDTH > 1 столбцы в одной и той же позиции перекрываются). По умолчанию задано WIDTH = 0.8.

Возможно применение этих команд и в следующем виде: bar(.... 'Спецификация') для задания спецификации графиков, например типа линий, цвета и т. д., по аналогии с командой plot. Спецификация 'stacked' задает рисование всех n столбцов в позиции m друг на друге.

Пример построения столбцовой диаграммы матрицы размером 12x3 приводится ниже:

>> %Столбцовая диаграмма

>> subplot(2,1,1), bar(rand(12,3),stacked'), colormap(cool)

 

 

Помимо команды bar(...) существует аналогичная ей по синтаксису команда barh(...), которая" строит столбцовые диаграммы с горизонтальным расположением столбцов.

 

>> subplot(2,1,1), barh(rand(5,3), 'stacked'),colormap(cool)


 

Какое именно расположение столбцов выбрать, зависит от пользователя, использующего эти команды для представления своих данных.


Построение гистограмм

 

Классическая гистограмма характеризует числа попаданий значений элементов вектора Y в М интервалов с представлением этих чисел в виде столбцовой диаграммы. Для получения данных для гистограммы служит функция hist, записываемая в следующем виде:

· N=hist(Y) — возвращает вектор чисел попаданий для 10 интервалов, выбираемых автоматически. Если Y — матрица, то выдается массив данных о числе попаданий для каждого из ее столбцов;

· N=hist(Y,M) — аналогична вышерассмотренной, но используется М интервалов (М- скаляр);

· N=hist(Y,X) — возвращает числа попаданий элементов вектора Y в интервалы, центры которых заданы элементами вектора X;

· [N,X]=HIST(...) — возвращает числа попаданий в интервалы и данные о центрах интервалов.

Команда hist(...) с синтаксисом, аналогичным приведенному выше, строит график гистограммы. В следующем примере строится гистограмма для 1000 случайных чисел и выводится вектор с данными о числах их попаданий в интервалы, заданные вектором x:


 

>> x=-3:0.2:3;

>> y=randn(1000,1);

>> hist(y,x)

>> h=hist(y,x)

h =

Columns 1 through 9

0 0 3 7 8 9 11 23 33

Columns 10 through 18

43 57 55 70 62 83 87 93 68

Columns 19 through 27

70 65 41 35 27 21 12 5 6

Columns 28 through 31

3 2 1 0

Нетрудно заметить, что распределение случайных чисел близко к нормальному закону. Увеличив их количество, можно наблюдать еще большее соответствие этому закону.


Установка титульной надписи

 

После того как график уже построен, MATLAB позволяет выполнить его форматирование или оформление в нужном виде. Соответствующие этому средства описаны ниже. Так, для установки над графиком титульной надписи используется следующая команда:

· title( 'string') — установка на двумерных и трехмерных графиках титульной надписи, заданной строковой константой 'string'.

Установка осевых надписей

Для установки надписей возле осей х, у и z используются следующие команды:

 

 

xlabel('String')

ylabel ('String')

zlabell ('String')

 

Соответствующая надпись задается символьной константой или переменной 'String'. Пример установки титульной надписи и надписей по осям графиков приводится ниже:

 

>> surfl(X,Y,Z)

>> [X,Y]=meshgrid(-3:0.15:3);

>> Z=sin(X)./(X.^2+Y.^2+0.3);

>> surfl(X,Y,Z)

>> colorbar

>> colormap(gray)

>> shading interp

>> xlabel('Axis X')

>> ylabel('Axis Y')

>> zlabel('Axis Z')

>> title('Surface graphic')

Разбиение графического окна

 

 

Бывает, что в одном окне надо расположить несколько координатных осей с различными графиками без наложения их друг на друга. Для этого используются команды subplot, применяемые перед построением графиков:

· subplot — создает новые объекты класса axes (подокна);

· subplot(m,n, p) или subplot(mnp) — разбивает графическое окно на тхп подокон, при этом m — число подокон по горизонтали, n — число подокон по вертикали, а p— номер подокна, в которое будет выводиться текущий график (подокна отсчитываются последовательно по строкам);

· subplot(H), где Н — дескриптор для объекта axes, дает альтернативный способ задания подокна для текущего графика;

· subplot( 'position',[left bottom width height]) — создает подокно с заданными нормализованными координатами (в пределах от 0.0 до 1.0);

· subplot(lll) и clf reset — удаляют все подокна и возвращают графическое окно в обычное состояние.

Следующий пример иллюстрирует применение команды subplot:

 

>> x=-5:0.1:5;

>> subplot(2,2,1), plot(sin(x), cos(x))

>> subplot(2,2,2), plot(sin(5*x), cos(2*x+0.2))

>> subplot(2,2,3), plot(sin(4*x), cos(2*x))

>> subplot(2,2,4), plot(cos(2*x))

 

В этом примере последовательно строятся четыре графика различного типа, размещаемых в разных подокнах.

Для всех графиков возможна индивидуальная установка дополнительных объектов, например титульных надписей, надписей по осям и т. д.

Изменение масштаба графика

 

Для изменения масштаба двумерных графиков используются команды класса zoom:

· zoom — переключает состояние режима интерактивного изменения масштаба для текущего графика;

· zoom (FACTOR) устанавливает масштаб в соответствии с коэффициентом FACTOR;

· zoom on — включает режим интерактивного изменения масштаба для текущего графика;

· zoom off — выключает режим интерактивного изменения масштаба для текущего графика;

· zoom out — обеспечивает полный просмотр, т. е. устанавливает стандартный масштаб графика;

· zoom xon или zoom yon — включает режим изменения масштаба только по оси x или по оси у;

· zoom reset — запоминает текущий масштаб в качестве масштаба по умолчанию для данного графика;

 

 

Команда zoom позволяет управлять масштабированием графика с помощью мыши. Для этого надо подвести курсор мыши к интересующей вас области рисунка. Если команда zoom включена (on), то нажатие левой кнопки увеличивает масштаб вдвое, а правой — уменьшает вдвое. При нажатой левой кнопке мыши можно выделить пунктирным черным прямоугольником нужный участок графика — при отпускании кнопки он появится в увеличенном виде и в том масштабе, который соответствует выделяющему прямоугольнику.

Рассмотрим работу команды zoom на следующем примере:

 

>> x=-5:0.1:5;

>> plot(x, sin(x.^5)./(x.^5+eps))

>> zoom on

 

После прекращения манипуляций левой кнопкой мыши график примет вид, показанный на рисунке. Теперь в полный размер графического окна будет развернуто изображение, попавшее в выделяющий прямоугольник.

 

 

Команда zoom, таким образом, выполняет функцию «лупы», позволяющей наблюдать в увеличенном виде отдельные фрагменты сложных графиков. Однако следует учитывать, что для наблюдения фрагментов графиков при высоком увеличении они должны быть заданы большим количеством точек. Иначе вид отдельных фрагментов и тем более особых точек (в нашем случае это точка при x вблизи нуля) будет существенно отличаться от истинного.

Установка палитры цветов

 

Поскольку графика MATLAB обеспечивает получение цветных изображений, в ней есть ряд команд для управления цветом и различными световыми эффектами. Среди них важное место занимает установка палитры цветов. Палитра цветов RGB задается матрицей MAP из трех столбцов, определяющих значения интенсивности красного (red), зеленого (green) и синего (blue) цветов. Их интенсивность задается в относительных единицах от 0.0 до 1.0. Например, [0 0 0] задает черный цвет, [1 1 1] — белый цвет, [0 0 1] — синий цвет. При изменении интенсивности цветов в указанных пределах возможно задание любого цвета. Таким образом, цвет соответствует общепринятому формату RGB.

Для установки палитры цветов служит команда colormap, записываемая в следующих формах:

· colormap( 'default') — устанавливает палитру по умолчанию, при которой распределение цветов соответствует радуге;

· colormap(MAP) — устанавливает палитру RGB, заданную матрицей MAP;

· C= colormap — функция возвращает матрицу текущей палитры цветов С.

m-файл с именем colormap устанавливает свойства цветов для текущего графика.

Команда help graph3d наряду с прочим выводит полный список характерных палитр, используемых графической системой MATLAB:

· hsv - цвета радуги;

· hot - чередование черного, красного, желтого и белого цветов;

· gray - линейная палитра в оттенках серого цвета;

· bone - серые цвета с оттенком синего;

· copper - линейная палитра с оттенками меди;

· pink - розовые цвета с оттенками пастели;

· white - палитра белого цвета;

· flag - чередование красного, белого, синего и черного цветов;

· lines - палитра с чередованием цветов линий;

· colorcube - расширенная палитра RGB;

· jet - разновидность палитры HSV;

· prism - призматическая палитра цветов;

· cool - оттенки голубого и фиолетового цветов;

· autumn -оттенки красного и желтого цветов;

· spring - оттенки желтого и фиолетового цветов;

· winter - оттенки синего и зеленого цветов;

· summer - оттенки зеленого и желтого цветов.

Все эти палитры могут служить параметрами команды colormap, например colormap(hsv) фактически устанавливает то же, что и команда colormap( 'default').

Построение сферы

 

Для расчета массивов X, Y и Z координат точек сферы как трехмерной фигуры используется функция sphere:

· [X,Y,Z]=sphere(N) — генерирует матрицы X, Y и Z размера (N+1)x (N+1) для последующего построения сферы с помощью команд surfl (X, Y,Z) или surfl(X,Y,,Z);

· [X,Y,Z]=sphere — аналогична предшествующей функции при N=20.

 

 

Пример применения этой функции:

 

>> [X,Y,Z]=sphere(30);

>> surfl(X,Y,Z)

Хорошо видны геометрические искажения (сфера приплюснута), связанные с разными масштабами по координатным осям.

Обратите внимание на то, что именно функциональная окраска сферы придает ей довольно реалистичный вид. В данном случае цвет задается вектором Z.

Основы графической визуализации вычислений



Дата: 2019-05-29, просмотров: 269.