Тема: Экспертные методы прогнозирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Сущность, область применения и виды экспертных оценок.

2. Способы формирования экспертных групп.

3. Содержание коллективных экспертных методов прогнозирования.

 

1. Сущность методов экспертных оценок состоит в проведении специалистами интуитивно-логического анализа проблемы с колич-й оценки суждений, обработкой результатов и представление их в виде наиболее удобном для формирования прогноза. Особенностями экспертных методов как научного подхода к решению задач являются:

- научно-обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы.

- Применение количественных методов оценки суждений и фор-ция группового мнения.

Экспертные методы исп-ся:

- при отсутствии статистической инф-ции;

- в условиях большой неопред-ти среды функционирования объекта прогнозирования;

- при дефиците времени для принятия решений;

- в сочетании с другими методами прогнозирования в случае решения качественных и колич-х задач.

Типовые задачи решаемые с использованием экспертных оценок:

1. Опред-ием наиболее вероятного времени свершения события;

2. Составление перечня возможных событий;

3. Упорядочение целей и задач по степени важности;

4. Опред-ие альтернативных вариантов решения проблемы;

5. Выявления предпочтительности способов распределения ресурсов.

Различают след. способы проведения экспетизы:

- индивидуальные и коллективные;

- реализация опроса с использованием прямой и обратной связи.

Индивидуальный экспертный опрос - получение оценок от специалиста путем анкетирования и интервьюирования эксперта организатором экспертизы. Преимущество: в max использовании опыта, знаний и интуиции специалиста и возможности корректировки программы исследования с учетом инф-ции, полученной в процессе ведения опроса. Коллективные экспертные оценки предполагают совместную деят-ть нескольких экспертов. Экспертные оценки с прямой связью проводятся без постоянного контакта специалистов с организаторами экспертизы. Экспертные оценки с обратной связью предполагают постоянное взаимодействие экспертов с организаторами экспертизы.

Этапы проведения экспертизы:

- формулировка целей и разработка процедуры опроса;

- форм-е группы спец-тов организаторов экспертизы;

- отбор экспертов и форм-е экспертной группы;

- проведения опроса;

- анализ и обработка инф-ции.

 

2. Общим требованием при форм-ии экспертных групп явл. эффективное решение проблемы, т.е. проведение достоверной экспертизы при ограниченных затратах на нее. При форм-ии экспертных групп должны быть учтены след. характеристики специалистов:

- компетентность;

- креативность (сп-ть решать творческие задачи);

- конформизм (подверженность влиянию авторитета);

- конструктивность (решения д.б. практичными);

- аналитичность и широта мышления (м. знать много, но д.б. широта высказывания, мышления);

- коллективизм;

- самокритичность;

- отношение к экспертизе.

Компетентность экспертов рассчитывается след. способами:

I в. на основе анализа деловых и профессиональных качеств специалиста методом анкетирования, в этом случае коэф-т компетентности i-го эксперта рассчитывается по формуле:

 

Akj= ∑γij/γimax

 

γij – весовой коэф-т соотв-щий ответу j-го эксперта на i-й вопрос

γimax – max весовой коэф-т для i-й хар-ки.

II в. на основе самооценки, при этом рассчитывается коэф-т компетентности по след. формуле:

 

Akj=∑λij/nimax

 

λij – оценка в баллах, хар-ая степень знакомства специалиста с i-й проблемой;

nmax – max возможная самооценка в баллах по i-й проблеме

III в. совместное использование метода анкетирования и метода самооценки.

IV в. расчет коэф-та компетентности на основе анализа степени пригодности специалиста по методике госкомитета по науке и технике:

 

A=Ки+Ка/2

 

Ки – степень информированности по проблеме (опред-ся на основе самооценки по 10 балльной шкале с умножением результата на 0,1)

Ка – коэф-т аргументации, полученный в результате суммирования баллов по разным хар-кам в соответствии с разработкой эталонов таблицей.

V в. на основе расчета относительных коэф-тов компетентности по высказанным суждениям других специалистов о возм-ти включения эксперта в экспертную группу.

 

А=∑ Xij/∑∑Xij

 

Оценки Xij=1 в случае если j-й назвал i-го эксперта , Xij=0 если j-й эксперт не считает нужным включать i-го эксперта в экспертную группу. m- кол-во экспертов.

VI в. на основе расчета обобщенной хар-ки специалиста и его вклада в достоверность прогноза группы, в качестве обобщенной хар-ки выступает достоверность суждений эксперта:

 

Di=Nпр/N

 

Nпр – число случаев, когда i-ый эксперт дал решение, приемлемость кот. была подтверждена практикой.

N – общее число случаев участия i-го специалиста в решении проблемы.

Вклад эксперта в достоверность прогноза группы опред-ся след. образом:

 

Bi=Di/1/m∑Di

 

m- кол-во экспертов в группе.

 

3. Сущность метода коллективной экспертной оценки состоит в разработке прогноза на основе анализа мнений специалистов экспертной группы. Среди коллективных экспертных методов наибольшее распространение получили след.:

1. Метод мозговой атаки, он же метод мозгового штурма

2. Метод деструктивной отнесенной оценки ДОО

3. Метод «Дельфи»

Преимущества коллективных методов опроса состоит в след.:

- генерируется большое кол-во разнообразных идей;

- имеет место возможность по-новому подойти к исследованию проблемы;

- развивается привычка творческого подхода к проблеме.

Сущность метода мозговой атаки основывается на получении новых идей и решений в результате коллективного группового опроса проводимого в течении определенного времени по принятым правилам. Правила проведения мозговой атаки:

- критические замечания не допустимы;

- высказывание нескольких идей, но не подряд;

- высказывание разнообразных необычных идей;

- точная запись идей.

Этапы «м. а.»:

- форм-ие групп участников мозговой атаки;

- составление и описание проблемной ситуации;

- генерация идей;

- систематизация идей;

- колич-ая оценка результатов опроса.

Сущность метода деструктивной отнесенной оценки состоит в начале в реализации принципов коллективной генерации идей, а затем в критике этих высказываний, т.е. рассмотрении их только с т. зр. препятствий на пути их осущ-я. Прогноз формируется только на основе идей подвергшихся критике в наименьшей степени.

Метод «Дельфи» состоит в последовательном анкетировании специалистов по различным проблемам, формировании массива инф-ции отражающего индивидуальные оценки специалистов, основанные как на строгом логич-м анализе, так и на интуитивном опыте и статистической оценки группового ответа. Хар-ся след. особенностями:

1. Анонимность экспертов;

2. Наличие регулируемой постоянной обратной связи;

3. Статистической характеристики результатов опроса.

Методы включают 4 тура опроса специалистов.

1. Специалисты отвечают на вопрос в любой допустимой форме. Полученные ответы обобщаются организаторами экспертизы с целью составления определенного перечня событий.

2. Экспертам направляется перечень событий с целью еще раз оценить результаты своих высказываний.

3. Эксперты знакомятся с оценками других специалистов, формулируют или пересматривают свои ответы, приводя при этом аргументацию высказываний.

4. Еще раз обобщаются оценки экспертов, определяются причины несовпадения ответов и пересмотра мнений, формируется окончательный вариант групповых оценок организаторами экспертизы.

Статистическая обработка результатов опросов экспертов заключается в расчете след. показателей: медианы, нижнего и верхнего квартелей. Медиана – это значение признака, соответствующее среднему члену ряда построенного в порядке возрастания или убывания некоторого общего признака. Медиана характеризует обобщенное мнение группы специалистов. Нижний квартель соответствует уровню ряда, отстоящему от начала последовательности на 1 четверть. Верхний квартель соот-ет на 3 четверти; м/у нижним и верхним квартелями находится доверительная зона прогноз, кот. характеризует интервал наиболее вероятных прогнозных оценок. Расчет статистических характеристик возможен поскольку сформулированные в анкетах вопросы должны обеспечивать возможность выражения ответа в виде числа.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 220.