Различных видов деятельности детей с недостатками речевого развития и нарушениями интеллекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Различных видов деятельности детей с недостатками речевого развития и нарушениями интеллекта

                             Тема 3.1. Основные закономерности развития и анатомо-физиологические механизмы речи

Содержание:

Задание 1.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Актуальные проблемы современной логопедии, её значение.

2. Предмет и задачи логопедии.

3. Принципы и методы логопедии

4. Личность воспитателя логопедической группы.

5. Этиология нарушений речи.

Задание 2.

Сделайте схему механизмов речи:

1. Строение речедвигательного аппарата

2. Строение речеслухового аппарата

Задание 3.

 1.Выделите общие закономерности развития детской речи в норме и патологии, оформите ответы в таблицу

  Этапы Норма Патология

 

2.Сделайте сравнительную характеристику речи детей с разными нарушениями

 

 ОНР ЗРР ЗПР Олигофрения
       

Литература:

Основная:

1.Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Г.Б.Филичева Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эскимо, 20011.-288с.:

Дополнительная:

1. Т.Б. Филичева и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.

ФомичеваМ.Ф. «Воспитаниеудетейправильного звукопроизношения» , Просвещение, 1989.

Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии; - М.: Издательство: Феникс, 2011. - 112с.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению:

Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Гаркуша Ю.Ф. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения /Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши; - М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий,2008.- 192 с.

Тема 3.2.Этиология и классификация речевых нарушений

Содержание:

Задание 1.

Ответьте на вопросы:

1. Понятия – «речевой дефект», речевые нарушения

2. Первичные и вторичные нарушения в структуре речевого дефекта.

3. Виды речевых нарушений.

4. Причины, вызывающие нарушения речи;

5. Исследователи, которые занимались данной проблемой;

6. Зависимость нарушений речи от степени и локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений.

Литература:

1. Гаркуша Ю.Ф. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения /Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши; - М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий,2008.- 192 с.

2. ГерасимоваА. С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками; - М.: Издательство: Айрис-Пресс, 2009. - 224 с.

3. ЖуравлеваА. Е., Федиенко В. В.Домашняя логопедия; - М.:Издательство: Эксмо, 2011. - 112 с.

4. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В.Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы; - М.:Издательство: ГНОМ и Д, 2008. - 48 с.

5. Краузе Е.Логопедия; - М.: Издательство: Корона-Век, 2010. - 208 с.

 

 

                                                       Тема 3.3. Практикум по звукопроизношению

Содержание:

Задание 1.

Ответьте на вопросы

1. Систематическое обследование речи детей:

А) Обследование развития движений органов артикуляции;

Б) Обследование усвоения детьми фонетической системы родного языка;

В) Обследование лексико-грамматических категорий;

Г)Обследование состояния связной речи.

     Литература :

1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Филичева Т.Б. и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.

3. ХватцевМ. Е.Логопедия. В 2 книгах. Книга 2 /Под ред. Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская; - М.:Издательство: Владос, 2009. - 296 с.

4. literatura/obshhestvo…logopediya.

5. po-logopedii.html.

Задание 2.

Оформите картотеки:

1.Сказки веселого язычка

2.Пальчиковые игры

3.Тетрадь для индивидуальной работы по коррекции одной группы звуков с наглядным материалом для всех этапов системы работы

                                                     Тема 3.4. Виды речевых нарушений и особенности работы с детьми с данным видом нарушения

Содержание:

Задание 1.

Ответьте на вопросы:

1.Виды логопедической помощи по линии образования, здравоохранения, социальной защиты

2. Оформите таблицу:

Система: Виды учреждений
Здравоохранение  
Образование  
Социальная защита  

 

Литература:

1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени,

Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

2. Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова [и др.] – М. : Академия, 2008. – 519 с.

3. Гаркуша Ю.Ф. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения /Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши; - М.: Секачев В. Ю.,НИИ школьных технологий,2008.- 192 с.

4. Руденко В. Логопедия; - М.: Издательство: Феникс, 2009. - 288 с.

5. Филичева Т.Б. и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.

6. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие.

7. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ.

8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.М.: Издательский центр «Академия», 2002.

                                            Тема 3.5. Основы работы с семьями, имеющими детей с нарушениями речи

Содержание:

Задание 1.

Ответить на вопросы:

 Проблемы современной семьи , имеющей детей с нарушениями речи.

Литература :

Основная:

1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Филичева Т.Б. и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.

3. ХватцевМ. Е.Логопедия. В 2 книгах. Книга 2 /Под ред. Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская; - М.:Издательство: Владос, 2009. - 296 с.

4. literatura/obshhestvo…logopediya.

5. po-logopedii.html.

Дополнительная

1. Гаркуша Ю.Ф. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения /Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши; - М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий,2008.- 192 с.

2. Руденко В. Логопедия; - М.: Издательство: Феникс, 2009. - 288 с.

3. Филичева Т.Б. и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.

4. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие.

5. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ.

6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.М.: Издательский центр «Академия», 2002.

.

.

Тема 3.6. Особенности коррекционно-логопедической работы воспитателя с детьми, имеющими интеллектуальные недостатки

Содержание:

Задание 1.

Ответьте на вопросы кратко, точно:

1. Характерные особенности речи умственно отсталых детей.

2. Направления логопедической работы воспитателя.

3.Развитие наглядно-действенного мышления; развитие предметной деятельности; использование наглядности в процессе обучения (объёмные предметы, игрушки, натуральные предметы); формирование потребности общения со взрослыми.

4. Совместная работа воспитателя с логопедом, олигофренопедагогом.

5. Работа с родителями.

Литература :

1. Волкова Л., Туманова Т., Чиркина Г. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью; - М.: Издательство: Владос, 2007. - 480 с.

2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Филичева Т.Б. и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.

4. literatura/obshhestvo…logopediya

Задание 2.

1.Написать эссе: «Личность педагога логопедической группы».

«Эссе - франц. essai - опыт - набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь». (Большой энциклопедический словарь».

Рекомендации по выполнению задания:

В эссе должны быть отражены следующие аспекты: небольшой объем, свободная композиция, личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, непринужденность повествования, парадоксальность, внутреннее смысловое единство, открытость, особый язык изложения.

Структурная схема эссе:

1.Введение— определение основного вопроса эссе.

2.Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос.

3.Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Требования, предъявляемые к эссе

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию,

которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по

структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические

понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Критерии оценивания эссе

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии

проблемы;

- раскрытие проблемы на теоретическом и бытовом уровнях, с корректным

использованием или без использования определений, терминологии;

- аргументация своей позиции с опорой на факты или собственный опыт.

В эссе необходимо ответить на вопросы «Кто такой Педагог логопедической группы?», «Какими профессиональными качествами он должен обладать?», «Какими личностными качествами должен обладать?»

Приложение 1.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ

 

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата «Сказки о веселом язычке»

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания

Разграничение функций

Содержание логопедических пятиминуток

(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)

Тема: ___________________________________________________________________

Дата: __________________________

 

1. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Игры на развитие фонематических представлений:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Лесика, грамматика:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Речь с движениями:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Связная речь:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Рекомендации воспитателю

Третья неделя сентября

Тема: «Овощи».

Словарь: огород, грядки, вкус, поливать, полезны, витамины, вредители-гусеницы, жуки, урожай, цветы, цвета овощей; расти, зреть, собирать, заготавливать, зрелый, незрелый, сладкий, кислый, горький, круглый, овальный.

Грамматика:

1. Образование существительного множественного числа (огурец – огурцы).

2. Составление предложений из 3-4 слов (без предлогов).

3. Образование родительного падежа существительных.

 

Четвертая неделя сентября

Тема: «Фрукты. Сад».

Словарь: яблоки, груши, сливы, апельсин, лимон, гранат, хурма, части дерева, вкусные, румяные, сочный, спелый, незрелый, собирать, поливать.

Грамматика:

1. Образование множественного числа имен существительных (яблоко-яблоки).

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (яблоко-яблочко).

3. Употребление родительного падежа имен существительных единственного падежа (яблоко-яблока).

 

Первая неделя октября

Тема: «Деревья».

Словарь: ствол, ветви, листья, береза, корни, дуб, ель, сосна, клен, тополь, рябина, шишки, желуди, кисти, гроздь, шелестеть, склоняться, могучий, тонкая, стройная, плакучая, роща.

Грамматика:

1. Упражнения в образовании прилагательных (дуб – дубовый).

2. Упражнения в употреблении родительного падежа имен существительных (лист слетел с осины).

 

Вторая неделя октября

Тема: «Грибы».

Словарь: белый, подберезовик, лисички, подосиновик, бледная поганка, съедобный, несъедобный, ядовитый, полезный, пластинчатый, сушить, варить, жарить, консервировать, лукошко.

Грамматика: согласование существительных с прилагательным.

Связная речь: описание грибов.

 

Третья неделя октября

Тема: «Золотая осень».

Словарь: прохладно, ветрено, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, холодно, пасмурно, моросит, заморозки, сырой, промозглый, пожухли.

Грамматика: согласование существительных с прилагательным.

Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам и вопросам воспитателя.

 

Четвертая неделя октября

Тема: «Перелетные птицы».

Словарь: перелетные птицы: грачи, скворцы, лебеди, ласточки, дикие утки, ласточки, водоплавающие птицы; оперение, насекомые, юг, зимующие птицы, перелет, клин, косяк.

Грамматика:

1. Употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

 

Первая неделя ноября

Тема: «Наше тело. Предметы гигиены».

Словарь: части тела: руки, ноги, туловище, голова, глаза, уши, нос, локоть, плечо, колено, подбородок; нюхать, слушать; полный, толстый, худой, карие, волнистые, волосы.

Грамматика: использование винительного и творительного падежей имен существительных (Дети моют руки. Зубы чистят щеткой.)

Связная речь: описание человека.

 

Вторая неделя ноября

Тема: «Посуда. Труд повара».

Словарь: посуда: столовая – глубокие, мелкие тарелки, ложки, вилки, ножи, блюдца; чашки, чайник; кухонная – кастрюли, сковородки, стеклянная, деревянная, железная, глиняная.

Грамматика:

1. Образование творительного падежа имен существительных. (Ест ложкой. Режет ножом);

2. Согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое.

3. Подбор антонимов (горячий – холодный).

 

Третья неделя ноября

Тема: «Продукты питания».

Словарь: молочные: молоко, творог, кефир, сыр, масло, ряженка, варенец, йогурт, мясные: мясо, колбаса; хлебобулочные изделия: хлеб, батон, баранки, бублики; пирожные, торт, печенье, шоколад, кондитер, пекарь, печет, варит, жарит.

Грамматика:

1. Согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (сыр – сырок, творог – творожок).

 

Четвертая неделя ноября

Тема: «Одежда. Обувь».

Словарь: виды одежды, обуви: рукав, воротник, пуговицы, петелька, застежка, манжеты, подошва, летний, осенний, меховой, кожаный, вязаный, резиновый, железные, пластмассовый.

Грамматика:

1. Образование относительных прилагательных (мех-меховой).

2. Согласование существительных с местоимениями.

 

Первая неделя декабря

Тема: «Дом. Мебель».

Словарь: одноэтажный, многоэтажный, дом, подъезд, квартира, лестница, лифт, ступеньки, балкон, лоджия, этаж, мебель, электроприборы, пылесос, утюг, микроволновая печь, тостер, холодильник, торшер, бра, удобный, мягкий, деревянный, кожаный, уютная.

Грамматика:

1. Согласование существительного с прилагательным.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

3. Составление предложений с предлогами в, на, под.

 

Вторая неделя декабря

Тема: «Домашние животные, детеныши».

Словарь: домашние животные: кошка, котята, собака, щенята, свинья, поросята, лошадь, жеребята, корова, телята, баран; овца, ягненок, верблюд, верблюжонок, ослы; ходят, бегают, скачут; верблюжья колючка, пустыня, будка, сарай, конюшня, овчарня.

Грамматика:

1. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (кошка – котенок).

2. Упражнения в употреблении предложного падежа имен существительных (в конюшне, в свинарнике).

Связная речь: составление описательного рассказа о домашних животных.

 

Третья неделя декабря

Тема: «Домашние птицы».

Словарь: домашние птицы: петух, курица, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, селезень, утка, утенок, индюк, индюшка, индюшонок, клевать, щипать, щипок, гоготать, оперение, водоплавающие.

Грамматика:

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

2. Употребление родительного падежа имен существительных единственного и множественного числа.

Связная речь: составление рассказа по сюжетной картинке «Птичий двор».

 

Четвертая неделя декабря

Тема: «Игрушки».

Словарь: пластмассовые, деревянные, резиновые, плюшевые, меховые, стеклянные, бумажные, музыкальные заводные, спортивные, ломать, исправить, механические, дружно, скучно, слаженно, игрушечный.

Грамматика:

1. Образование относительных прилагательных.

2. Согласование существительных с числительными один, два в числе и роде.

Связная речь: составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка».

 

Первая неделя января

Тема: «Новогодний праздник».

Словарь: украшения; гирлянда, мишура, вьюга, конфетти, елочный, вьюга, морозный, стеклянные, морозит, пурга, метель, морозно, Снегурочка, Дед Мороз, радостно.

Грамматика:

1. Образование относительных прилагательных.

2. Упражнения в употреблении предлогов на, под, около.

Связная речь: составление рассказа по сюжетной картине на новогодние темы.

 

Вторая неделя января

Тема: «Дикие животные».

Словарь: звери, дикие животные, шерсть, лапы, клыки, рога, место обитания, запасают, зимуют, линяют, впадают, спячка, пушистая, хитрая, юркая, шустрая, бурый, неуклюжий, вперевалочку.

Грамматика:

1. Упражнения в употреблении косвенных падежей имен существительных.

2. Образование приставочных глаголов (выбежал, подбежал, ускакал).

Связная речь: составление рассказов о животных (комментированное рисование).

 

Третья неделя января

Тема: «Животные жарких стран».

Словарь: зоопарк, Африка, лев, тигр, слон, обезьяна, зебра, носорог, крокодил, бегемот, кенгуру, скачет, крадется, прыгает, лазает, хищные, травоядные, лианы, баобаб, ананас, банан.

Грамматика:

1. Упражнения в образовании множественного числа имен существительных (лев – львы, львята).

2. Работа с антонимами (добрый – злой).

Связная речь: составление рассказа «Путешествие в тропический лес» с опорой на игрушки и предметные картинки.

 

Четвертая неделя января

Тема: «Животные холодных стран».

Словарь: север, белый медведь, пингвин, Антарктида, песец, морж, олень, стройный, ветвистые рога, неуклюжий, пушистый, лохматый, хищный, холодно, мерзлота, айсберг, ледоколы.

Грамматика:

1. Употребление имен существительных единственного и множественного числа в родительном падеже.

2. Согласование имен существительных с именем прилагательным в роде, числе, падеже.

3. Работа с синонимами (неуклюжий, неповоротливый и т. д.).

Связная речь: составление рассказа по сюжетной картине по вы­бору воспитателя.

 

Пятая неделя января

Тема: «Зимующие птицы».

Словарь: корм, кормушка, холод, голод, воробей, ворона, синица, снегири, дятел, сорока, сова, клевать, чирикать, нахохлился, каркать, зимующие, выжить, ветрено, морозно.

Грамматика:

1. Упражнения в употреблении предлогов на, у, в, с, около.

2. Согласование имен существительных с глаголом прошедшего времени.

Связная речь: инсценирование стихотворения «Где обедал воробей?»

 

Первая неделя февраля

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Словарь: зимние забавы, холод, стужа, январь, февраль, декабрь, замерзнуть, зябко, поземка, дуть, завывает, лепить, съезжать, пушистый, белый, искрится, гладкий, твердый.

Грамматика:

1. Упражнения в употреблении однородных определений (снег пушистый, мягкий).

2. Работа с антонимами (холодно – тепло).

Связная речь: составление рассказа по картине и из личного опыта «Зимние забавы».

 

Вторая неделя февраля

Тема: «Почта».

Словарь: почтальон, конверт, марки, заказное письмо, газеты, журналы, телеграмма, телефон, телеграф, посылочный, отдел, отдел доставки, адрес, бланк, бросил, опустил, доставил, бандероль, вовремя, внимательно.

Грамматика:

1. Работа над родственными словами.

2. Образование относительных прилагательных.

3. Согласование имени существительного с местоимением в роде, числе и падеже.

Связная речь: составление рассказа из личного опыта «Что я видел на почте?» (после экскурсии).

 

Третья неделя февраля

Тема: «Наземный транспорт».

Словарь: экскаватор, самосвал, троллейбус, автобус, трамвай, электровоз, машинист, тракторист, шофер, водитель, вагоновожатый, рельсы, пути, наземный, специальный, пассажир, быстро, удобно, вежливо, вовремя.

Грамматика:

1. Употребление имен существительных единственного и множественного числа.

2. Усвоение приставочных глаголов: у-, в-, на-, с-, под-.

Связная речь: составление предложений по схемам с предлогами к, за, около, на, из-за.

 

Четвертая неделя февраля

Тема: «Водный, воздушный транспорт».

Словарь: самолет, вертолет, ракета, корабль, парусник, лодка, яхта, теплоход, летчик, космонавт, капитан, матросы, моряки, пассажиры; у самолета – крылья, кабина, фюзеляж, хвост; эскадрилья, аэропорт, аэродром; у корабля – каюта, палуба, борт, порт; пограничник, танкист, ракетчик.

Грамматика:

1. Образование глаголов с помощью приставок (улетел, прилетел, залетел).

2. Согласование имен существительных с числительными 1-10.

 

Первая неделя марта

Тема: «Семья».

Словарь: взрослые, дети, поколение, помощник, март, старший, младший, пожилой, женский день, любимая, нежная, оберегать, защищать, помогать, дарить, поздравлять, братья, сестры.

Грамматика:

1. Употребление косвенных падежей имен существительных в предложениях.

2. Образование прилагательных от наречий (нежно – нежная).

Связная речь: составление рассказа «Моя семья» (из личного опыта с опорой на свой рисунок).

 

Вторая неделя марта

Тема: «Больница».

Словарь: больница, поликлиника, врач, доктор, медсестра, рецепт, аптека, шприц, градусник, лекарство; больной, здоровый, лечить, выздоравливать, забинтовывать, шпатель, фонендоскоп, чуткий.

Грамматика:

1. Образование относительных прилагательных от существительных.

2. Согласование имени существительного с местоимениями мой, моя, мое, мои.

 

Третья неделя марта

Тема: «Дорожное движение».

Словарь: пешеход, переход, тротуар, светофор, мостовая, регулировщик, дорожные знаки, правила поведения, переходить, объезжать, обгонять, внимательно.

Грамматика:

1. Образование глаголов с помощью приставок (ехал – наехал, заехал).

2. Употребление существительных с притяжательными местоимениями.

Связная речь: составление рассказа «Я – пешеход».

 

Четвертая неделя марта

Тема: «Весна. Прилет птиц».

Словарь: весна, март, апрель, май, капель, почки, гнезда, пригревает, пашут, вьют, сеют, набухают, щебечут, пробиваются, день длиннее, ярко, ночь короче.

Грамматика:

1. Согласование имен существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени.

2. Работа с антонимами (короче – длиннее; тепло – холодно).

Связная речь: составление сложных предложений с предлогом потому что.

 

Первая неделя апреля

Тема: «Весна. Труд земледельцев».

Словарь: хлебороб, механизатор, тракторист, мельник, пекарь, комбайн, жатва, озимые, пашут, боронуют, сеют, молотят, скашивать, беречь, урожайный, полевые работы, садовые работы, секатор, обрезают.

Грамматика:

1. Согласование существительных и прилагательных среднего рода.

2. Употребление косвенных падежей имен существительных.

Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам, по опорным таблицам; пересказ текстов по выбору воспитателя.

 

Вторая неделя апреля

Тема: «Космос».

Словарь: ракета, космонавт, космодром, скафандр, космический корабль, тренажер, планета, управлять, приземляться, стремительно, выносливый, ввысь.

Грамматика:

1. Составление простых распространенных предложений по опорным словам и вопросам.

2. Согласование слов в предложении.

 

Третья неделя апреля

Тема: «Библиотека. Сказки».

Словарь: библиотекарь, стеллажи, переплет, обложка, страницы, автор, название, писатель, поэт, формуляр, писать, читать, добро, зло, сказочник, устное народное творчество, волшебство, чудесные вещи.

Грамматика: употребление существительных единственного и множественного числа в винительном, родительном падежах.

Связная речь: придумать сказку о чудесных вещах.

 

Четвертая неделя апреля

Тема: «Родина. Родной город».

Словарь: Россия, столица, Москва, улица, площадь, набережная, аллея, заводы, простор, части света, герб, гимн.

Грамматика:

1. Употребление существительных в предложном падеже.

2. Составление предложений по схеме и вопросам.

Связная речь: составление рассказа из личного опыта «Я в городе этом живу».

 

Первая неделя мая

Тема: «Стройка».

Словарь: строитель, маляр, каменщик, плотник, стройка, подъемный кран, бульдозер, мастерок, раствор, стружки, опилки укладывать, вставлять, настилать, ловко, слаженно, прочно, аккуратно.

Грамматика:

1. Творительный падеж имен существительных (красят кистью).

2. Согласование слов в предложении.

Связная речь: составление предложений по сюжетным картинкам.

 

Вторая неделя мая

Тема: «Рыбы».

Словарь: карась, щука, лещ, ерш, сом, дельфин, акула, кит, окунь, плавники, чешуя, аквариум, икра, речные, морские, аквариумные, жарить, сушить, жабры.

Грамматика:

1. Образование прилагательных от существительных (аквариум – аквариумные).

2. Употребление имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе (карась – карасик, карасики).

 

Третья неделя мая

Тема: «Цветы».

Словарь: полевые: ромашки, колокольчики, одуванчик, мак; садовые: розы, гвоздика, тюльпан, пион, нарцисс; комнатные: герань, бальзамин, бегония, аспарагус; цветут, пахнут, вянут, ухаживать, поливать, рыхлить, ароматный, яркий, цветущий.

Грамматика:

1. Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

2. Работа с синонимами.

Связная речь: составление рассказа «Необыкновенный цветок» (комментированное рисование).

 

Четвертая неделя мая

Тема: «Насекомые».

Словарь: кузнечик, жуки, шмель, пчела, бабочки, комар, гусеница, стрекоза, летать, жужжать, жалить, стрекотать, вредные, полезные.

Грамматика:

1. Использование существительных единственного и множественного числа в родительном и винительном падежах.

2. Согласование существительных с глаголом настоящего и прошедшего времени.

Связная речь: пересказ рассказов, сказок (по выбору воспитателя); составление описательных рассказов.

Воспитатель логопедической группы:

ü Закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в коллективе.

ü Обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников.

ü Планирует (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проводит общеобразовательные занятия со всей группой детей;

ü Планирует (совместно с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы.

ü Создаёт доброжелательную обстановку в группе.

ü Соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.

ü Обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями с учетом рекомендаций специалистов.

ü Развивает психические процессы и мелкую моторику рук.

ü Консультирует родителей (законных представителей) детей с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье.

ü Ведёт работу с родителями по пропаганде логопедических знаний.

ü Ведёт необходимую документацию:

Ø планы (перспективные и календарные фронтальных занятий, логопедических часов);

Ø тетради взаимосвязи со специалистами;

Ø в конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.

 

различных видов деятельности детей с недостатками речевого развития и нарушениями интеллекта

                             Тема 3.1. Основные закономерности развития и анатомо-физиологические механизмы речи

Содержание:

Задание 1.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Актуальные проблемы современной логопедии, её значение.

2. Предмет и задачи логопедии.

3. Принципы и методы логопедии

4. Личность воспитателя логопедической группы.

5. Этиология нарушений речи.

Задание 2.

Сделайте схему механизмов речи:

1. Строение речедвигательного аппарата

2. Строение речеслухового аппарата

Задание 3.

 1.Выделите общие закономерности развития детской речи в норме и патологии, оформите ответы в таблицу

  Этапы Норма Патология

 

2.Сделайте сравнительную характеристику речи детей с разными нарушениями

 

 ОНР ЗРР ЗПР Олигофрения
       

Литература:

Основная:

1.Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Г.Б.Филичева Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эскимо, 20011.-288с.:

Дополнительная:

1. Т.Б. Филичева и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 233.