Маттафия, Маттифия (Матфафия)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Маттафия, Маттифия (Матфафия) (евр. "дар Господень"): 1) сын Идифуна (1Пар 15:18,21; 25:3), руководитель 14-й череды левитов-певцов в эпоху Давида (1Пар 25:21); 2) левит, сын Селлума, к-рому были вверены жертвоприношения, приготовляемые на сковородах (1Пар 9:31); 3) израильтянин, от-пустивший свою жену-язычницу (Езд 10:43); 4) священник или левит во времена Неемии (Неем 8:4); 5) имя двух предков Иисуса Христа (Лк 3:25,26); 6) см. -> Маккавеи.

 

Маттифия

Маттифия -> Маттафия, Маттифия.

 

Матфан

Матфан [евр. "дар (Божий)"]: 1) жрец Ваала во дни Иодая (4Цар 11:18; 2Пар 23:17);

 

2) отец Сафатии, современник Иеремии (Иер 38:1); 3) предок Иосифа (Мф 1:15).

 

Матфания

Матфания (евр. "дар Господень"): 1) сын Емана, предводитель 9-й череды певцов-ле-витов во времена Давида (1Пар 25:4,16);

 

2) левит из рода Асафа, живший во времена царя Иосафата (2Пар 20:14); 3) левит из рода Асафа, живший во времена царя Езекии

 

(2Пар 29:13); 4) сын царя Иосии. Навуходоносор возвел М. на престол под именем -> Седекии; М. стал последним царем Иудеи перед вавил. пленением (4Цар 24:17); 5) левит из рода Асафа, сын Михи (Неем 11:22), или Михея (Неем 12:35). Правнуки М. Уззий и За-хария жили во времена Неемии; 6) левит, внук к-рого Ханан жил во времена Неемии (Неем 13:13); 7) левит из рода Асафа, сын Михи, главный начинатель славословия (т.е. руководитель благодарств. молитв) во времена Неемии (Неем 11:17; 12:8,25); 8) имя четырех израильтян различных родословий, взявших себе языч. жен (Езд 10:26,27,30,37).

 

Матфат

Матфат [евр. "дар (Божий)"], имя двух предков Иисуса Христа (Лк 3:24,29).

 

Матфафия

Матфафия -> Маттафия, Маттифия.

 

Матфей

Матфей [греч. ф-ма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) - "дар Господень"], один из апостолов, автор -> Евангелия от Матфея. Сравнение текстов Мф 9:9, Мк 2:14 и Лк 5:27 показывает, что М. упоминается также и под своим евр. именем Левий. Имя М. присутствует во всех перечнях апостолов (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:15; Деян 1:13). Он был -> мытарем, и Иисус призвал его от сбора пошлин к апостольскому служению, сделав Своим учеником. Т.о., Иисус избрал Себе апостола из числа презираемых иудеями служащих таможни, в к-рых местн. население видело пособников рим. оккупантов. Для фарисеев это явилось поводом к соблазну, тем более что в трапезе принимали участие и другие мытари, а также такие иудеи, к-рые не считались праведниками и ревнителями установлений Закона (Мф 9:10,11). Отцом М. был -> Алфей, к-рого нельзя отождествлять с отцом Иакова (ср. Мк 2:14 с Мф 10:3).

 

Матфий

Матфий [одна из ф-м др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) - "дар Господень"], ученик Иисуса, к-рого апостолы, бросив жребий, избрали в число двенадцати вместо Иуды Искариота (Деян 1:21-26). Он следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.

 

Мать

Мать [евр. эм].

 

I. М. - женщина, родившая ребенка (-> Отрок); при полигамии ее называют так, чтобы отличить от остальных жен отца этого ребенка (-> Отец). Если у отца несколько жен, то наиб. близким родством объединены дети общей М. (Суд 8:19). "От утробы (или чрева) матери" означает "от рождения" (-> Рождение), "от начала жизни человека" (см. Пс 21:10; Гал 1:15). Материнство рассматривается в Библии как высшее счастье, а бездетность - как величайшее несчастье израил. женщины (см. 1Цар 1:6; 2:5; Ис 54:1). Поскольку М., родившая детей, ухаживала за ними, воспитывала их, то она связана с ними особенно сильно; она не может забыть их (Ис 49:15; 66:13; 1Фес 2:7) и заботится об их жизни, содержании и преуспевании (см. Агарь, Быт 21:16; Иохаведа - М. Моисея, Исх 2:2-9; настоящая М. ребенка, принесенного на суд Со-ломона, 3Цар 3:26,27; М. сыновей Зеведеевых, Мф 20:20,21). Библия предписывает оказывать почтение и послушание М. во все дни ее жизни, так же как и отцу (Исх 20:12; 21:15, 17; Притч 1:8; 23:22; Мф 15:4-6; Еф 6:2,3). Естественно, М. оказывает большое влияние и на духовное развитие ребенка, на его склонность к добру или злу (см. благое влияние Ревекки на Иакова, Быт 27; Анны - на Самуила, 1Цар 1-2; Евники - на Тимофея, 2Тим 1:5; напротив, злое влияние Иродиады на дочь, Мк 6:24,25). Материнская привязанность наблюдается и у животных (Исх 22:30; Лев 22:27). -> Преступление.

 

II. В метафорич. значении город или страна по отношению к ее жителям или к окружающим меньшим городам и селениям может именоваться М. (2Цар 20:19; Ис 50:1; Иер 50:12; Иез 19:2; Ос 2:2-4). Однако это слово может употребляться, когда говорится о духовном первенстве или водительстве, напр. Девора именуется "Матерью в Израиле" (Суд 5:7). Часто в символич. значении М. именуется Иерусалим - "Матерь всем нам" (Гал 4:26); о Вавилоне же говорится, что он - "Мать блудницам и мерзостям земным" (Откз 17:5; ср. Иер 50:12). Ева, первая женщина и М., названа "матерью всех живущих" (Быт 3:20).

 

III. Отношение М. к своим детям служит образом любви Божьей к Его народу (ср. Ис 44:1,2; 66:13). Однако послушание Богу важнее послушания М. (Мф 10:37) и следование за Христом должно превалировать над всеми кровнородственными связями (ср. Мф 12:50; 19:29; Ин 19:27).

 

IV. Особое внимание уделяется в НЗ Марии, М. Иисуса Христа, рождение Которого предвещают пророки (Ис 7:14; Мих 5:2). Ее материнская радость подробно описывается в Лк 1:26-56. К ней относится все, что обычно говорится о чувствах М. к своему ребенку, однако земная сторона материнства отступает перед повелением Божьим: это показано особенно ярко в Мф 12:49 и Ин 2:4. После воскресения Иисуса Христа Мария постоянно находится среди Его учеников (Ин 19:25-27; Деян 1:14).

 

Мафафа (Маттафай)

Мафафа (Маттафай) [евр. "дар (Божий)"]: 1) сын Хашума, отпустивший свою жену-язычницу (Езд 10:33); 2) сын Нафана, внук Давида, один из предков Иисуса Христа (Лк 3:31).

 

Мафнай

Мафнай (евр. "дарованный"): 1) священник из рода Иоиарива во дни первосвящен-ника Иоакима (Неем 12:19); 2) имя двоих израильтян, отпустивших от своих жен-язычниц (Езд 10:33,37).

 

Мафусал

Мафусал - так в Синод. пер. переданы два имени, различные в др.-евр. подлиннике:

 

1) сын Мехиаеля и отец Ламеха из рода Каина (Быт 4:18). Его имя [евр. Метушаэль, "просящий смерти"] может указывать на нравств. деградацию каинитов; 2) сын Еноха и отец Ламеха из рода Сифа. М. прожил дольше всех упоминаемых в Библии людей; он умер в возрасте 969 лет (Быт 5:21,25-27). Имя М. [евр. Метушалах, "отсылающий (прогоняющий) смерть"] может указывать на особый дар этого праведника исцелять молитвами безнадежных больных. -> Возраст.

 

Махавим

Махавим (евр. "селения"), город, из к-рого происходил Елиел, один из храбрых у Давида (1Пар 11:46).

 

Махазиоф

Махазиоф (евр. "видения", "откровения"), левит, сын Емана, предводитель 23-й священнич. череды храмовых певцов (1Пар 25:30).

 

Махалафа

Махалафа (евр. "болезненная"): 1) дочь Измаила и сестра Наваиофа, третья жена Исава (Быт 28:9). В Быт 36:3 она названа Васемафой; 2) дочь Иеримофа и -> Авихаили, внучка Давида и жена царя Ровоама (2Пар 11:18).

 

Махалеб

Махалеб [евр. Ахлав, возм., "молочный"; в Синод. пер. - Ахлав], город в уделе колена Асира, ханаан. население к-рого израильтяне не смогли изгнать, и оно осталось жить среди Израиля (Суд 1:31). В надписи на цилиндре Синаххериба (библ. Сеннахирима) этот город назван "Махаллиба". Его местоположение соответствует совр. Хирбет-эль-Маха-либу, лежащему сев.-вост. Тира. Неоднокр. исследователи Библии высказывали предположение, что М. соответствует Хелве в том же стихе (Суд 1:31). (См. карту на стр. 958.) Тот же город назван и в Нав 19:29 (в Синод. пер. этого стиха название "Хевел" передано как "местечко").

 

Маханаим

Маханаим (евр. "два стана", "два ополчения"), город, лежащий к югу от Иордана, сев. Иавока (Быт 32:2). Он находился на границе с Васаном и принадлежал колену Гадову. М. был также левитским городом (Нав 21:38) и резиденцией Иевосфея (2Цар 2:8). Сюда отступил Давид во время восстания Авессалома (2Цар 17:24). При Соломоне город стал местожит-вом градоправителя - "приставника" (3Цар 4:14). Возм., М. - это совр. Хирбет-Мане. Однако следует учитывать, что М., вероятнее всего, был расположен на сев. берегу Иавока. Такое местоположение согласуется с маршрутом похода Авенира из Гиаха в М., длившегося с вечера до след. полудня

 

(2Цар 2:24,29; -> Битрон).

 

Махаритяне

Махаритяне, в Синод. пер. - "сыны Махира". -> Махир (1).

 

Махаф

Махаф (евр. "воскуритель"): 1) левит, отец Елканы, предок пр. Самуила и певца Емана (1Пар 6:33-36); 2) сын Амасая, левит, современник Езекии (1Пар 29:12); возм., он же подразумевается в 2Пар 31:13; 3) предок Иисуса Христа (Лк 3:26).

 

Махбанай

Махбанай (евр. "он сразил сыновей моих"), гадитянин, перешедший к Давиду в горную крепость (1Пар 12:13).

 

Махбена

Махбена (евр. "он сразил сына"), внук Калева (1Пар 2:49).

 

Махера

Махера (возм., от др.-евр. "проданная" или "исследованная"), название неизвестной местности, от к-рого произошло прозвище одного из главных воинов Давида - Хефера

 

(1Пар 11:36).

 

Махерон

Махерон, крепость на Моавитском нагорье, располож. на высоте 1120 м над уровнем моря, вост. Каллирской возвышенности. М. был построен в эпоху Маккавеев для защиты от вторжений арабов, разрушен римлянами, но затем вновь отстроен -> Иродом Ве-ликим. Здесь, согл. Иосифу Флавию, Ирод Антипа держал в заключении Иоанна Крестителя. См. карту на стр. 416.

 

Махий

Махий (евр. "сражающийся"), отец разведчика (соглядатая) Геуила, из колена Гадова (Чис 13:16).

 

Махир

Махир (евр. "проданный" или "предавшийся"): 1) сын Манассии (Быт 50:23; Чис 26:29; Нав 17:1; 1Пар 7:14) и отец Галаада. Сыны М. завоевали землю Галаадскую и получили от Моисея наследств. удел в этой земле (Чис 32:39,40; Нав 13:31; 17:1-2). В Суд 5:14 М. обозначает ту часть колена Манассии, к-рая обитала зап. Иордана, поэтому Галаад в Суд 5:17 упоминается как вост. часть колена Манассии; 2) сын Аммиэла в Лодеваре. Он ухаживал за хромым Мемфивосфеем, сыном Иона-фана (2Цар 9:4,5), и снабдил воинство Давида в Маханаиме продовольствием (2Цар 17:27).

 

Махир

Махир (евр. "плата", "вознаграждение"), израильтянин из колена Иуды, отец Ештона

 

(1Пар 4:11).

 

Махла

Махла (евр. "болезнь"): 1) дочь-наследница Салпаада (Чис 26:33; 27:1); 2) потомок Манассии, сын Молехеф (1Пар 7:18).

 

Махли

Махли (евр. "болезненный"): 1) левит, сын Мерари, брат Муши. Его потомки получили название "род Махли" или "поколение Махли" (Исх 6:19; Чис 3:20,33; 26:58; 1Пар 6:19); 2) левит, потомок Мерари, сын Мушия (1Пар 23:23; 24:30).

 

Махлитяне

Махлитяне, в Синод. пер. - "сыны Махли". -> Махли (1).

 

Махлон

Махлон (евр. "болезненный"), старший сын Елимелеха и Ноемини, первый муж Руфи (Руфь 1:2; 4:10).

 

Махнадбай

Махнадбай (евр. "он одолел усердие мое"), израильтянин, к-рый во времена Ездры развелся со своей иноплем. женой (Езд 10:40).

 

Махол

Махол (евр. "хоровод"), отец Емана, Халкола и Дарды - трех мудрецов, живших в эпоху Соломона (3Цар 4:31).

 

Махпела

Махпела (евр. "двойная пещера"), название поля с пещерой вблизи -> Мамре. Авраам приобрел этот участок земли у хеттеянина Ефрона в качестве места для погребения своей жены Сарры (Быт 23). Впоследствии там же были погребены он сам, Исаак, Ревекка, Лия и Иаков (Быт 49:29-32; 50:13). Согл. древнему преданию, эта пещера расположена в зап. части -> Хеврона (1). Над ней возведена мусульманская мечеть, называемая Харем-эль-Халиль ("святилище друга [Божия]", т.е. Авраама). И в наши дни гробницы патриархов почитаются иудеями, христианами и мусульманами.

 

Маш

Маш (возм., от др.-евр. "осязаемый", сын Арама (Быт 10:23). В 1Пар 1:17 М. назван Мешехом (евр. "охапка"). Потомки образовали арам. племя, обитавшее на Масийском нагорье (Монс-Масиус, совр. Тур-Абдин), на древней границе Армении и Месопотамии. (На арм. яз. горы Большой и Малый Арарат именуются Масис).

 

Ме-Иаркон

Ме-Иаркон [евр. "воды (реки) Иаркона"], город вблизи Иоппии (Яффы) (см. Нав 19:46). Возм., идентичен Телль-Джеризу, стоящему на реке Нахр-эль-Ауджа [иврит. Иаркон] сев. Яффы. См. карту на стр. 960.

 

Меа

Меа (евр. "сотня"), башня на сев. стороне Иерусалимской стены. Возм., М. получила свое название по численности охранявшего ее воен. отряда (Неем 3:1).

 

Меара

Меара (евр. "пещера"), местность в пределах Сидонских (Нав 13:4). Возм., именно там, близ Мурарат-эль-Фардж, сев. Нахр-эль-Ка-зимийе (сев.-вос. Тира), находилась пещера, посвящ. Астарте.

 

Мегетавеель

Мегетавеель (евр. "Бог творит добро"):

 

1) жена Гадара, царя эдомского (Быт 36:39;

 

1Пар 1:50); 2) дед лжепророка Шемаии (в Синод. пер. - Мегетавел, Неем 6:10).

 

Мегиддо

Мегиддо (в Синод. пер. также - Мегиддон). Телль-эль-Мутеселлим, холм с руинами города Мегиддо, находящийся прим. в 15 км юго-зап. Назарета, относится к числу важнейших мест археологич. раскопок в Палестине (-> Раскопки). Существование города М. прослеживается приблизит. с 3500 г. до Р.Х. Гор. стена, первонач. четырехметровой ширины, впоследствии была расширена вдвое. Крепость удерживала ключевые позиции на границе между Самарией и Галилеей, на перевале между Саронской и Изреельской долинами. Согл. памятной надписи фараона Тутмоса III, захватить эту крепость оказалось для него труднее, чем завоевать тысячу городов. Древнеегип. тексты упоминают М. в связи с Таанахом (в Синод. пер. - Фаанах, см. Нав 17:11). Хананейский цар. город М. (Нав 12:21) достался в удел колену Манассии (Нав 17:11), к-рое, однако, поначалу не смогло изгнать из него хананеев (Суд 1:27). Поблизости от М. Варак одержал победу над Сисарой (Суд 5:19). Впоследствии, в годы правления Соломона, М. был одним из израил. "колесничных городов", т.е. местом, где располагался гарнизон с конницей и боевыми колесницами (3Цар 9:15,19; 10:26), а также резиденцией цар. приставника (наместника, 3Цар 4:12). Археологами найдены руины дворца, домов воиновстрельцов и укреплений гор. ворот, относя-щиеся к той эпохе. Захват города фараоном Шешонком в 925 г. до Р.Х. [евр. Шишак, в Синод. пер. - "Сусаким"] подтвердился надписью на обломке стелы этого фараона (см. 3Цар 14:25). Иуд. царь Охозия умер здесь после того, как бежал от Ииуя (4Цар 9:27). От эпохи Иеровоама II сохранилась печать Шемы, слуги этого царя, с изображением льва. После гибели Северного царства иуд. царь Иосия вышел на сражение с фараоном Нехао и пал близ М. (609 до Р.Х.; 4Цар 23:29,30). Рим. легион располагался лагерем близ древнего М., к югу от него, в Легио [араб. Леджун].

 

Мегуман

Мегуман (возм., от авестийского "маг" - "жрец"), придворный перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10; -> Авагфа)

 

Медан

Медан (возм., корень этого слова связан с аккад. "быть сильным"), сын Авраама от Хеттуры (Быт 25:2; 1Пар 1:32).

 

Медведь

Медведь [евр. дов]. М., о к-ром говорится в Библии, относится к семейству сир. медведей (Ursus arctos isabellinus). Последние представители этого вида были истреблены во время первой мировой войны. М. достигал в длину 2 м и питался в основном плодами деревьев. В горах Ливана до сих пор сохранилось несколько особей другого вида М. - Ursus arctos syriacus. Небольшой бурый М., питающийся плодами деревьев, зеленью, медом, яйцами птиц, птенцами и мелкими животными, вероятно, является зверем, о к-ром говорится в 1Цар 17:34. Известно, что голодный М. представляет угрозу для человека (Ам 5:19; 4Цар 2:24); особенно опасна медведица, у к-рой отняли детенышей (2Цар 17:8; Притч 17:12; Ос 13:8). Медвежий рев в Библии символизирует человеч. недовольство и негодование (Ис 59:11). В Дан 7:5 М. олицет-воряет собой Мидию и Персию. Выходящий из моря зверь с ногами "как у медведя", о к-ром говорится в Откр 13:2, символизирует могуществ. разрушит. силу. -> Звезда (I).

 

Медева

Медева, город к вост. от Мертвого моря, в 30 км юго-зап. Раввы (совр. Аммана) и приблизит. в 10 км юж. Есевона (Хешбона) (совр. Мадаба). Первонач. принадлежавший моавитянам, город был захвачен аморрейским царем Сигоном (Чис 21:30; Нав 13:9,10), а впос-ледствии вошел в удел колена Рувима (Нав 13:16). В эпоху Давида город принадлежал аммонитянам (1Пар 19:7,15). Согл. надписи на "Моавитском камне" царя -> Меши ("Камень Меши"), во дни израил. царя Амврия (Омри) М. принадлежала Израилю, а впоследствии была захвачена Мешей. Пр. Исаия предсказал разрушение этого города (Ис 15:2). В 1896 г. в М., в церкви, относящейся к VI в. по Р.Х., был обнаружен мозаичный пол с изображением карты Палестины. Сохра-нившиеся фрагменты его чрезвычайно важны для воссоздания географии Палестины библ. времен. См. карту на стр. 444 и цвет. вклейку 52.

 

Медное море.

Медное море. Во дворе храма Соломона, близ жертвенника всесожжений, с юго-зап. стороны от него, находиллся сделанный из меди большой резервуар для воды; его называли "медным морем" (3Цар 7:23-26; 2Пар 4:2-5). Это круглое по форме М.М. имело в диаметре 10 локтей (ок. 5,25 м), толщина его стенок составляла ладонь (ок. 7,5 см), а длина окружности - 30 локтей. Согл. 2Пар 4:5, оно вмещало 3 тыс. батов, а согл. 3Цар 7:26, - 2 тыс. батов (-> Меры длины, площади, объема и веса, II,2). Зная диаметр и высоту М.М. (5 локтей - 3Цар 7:23), можно определить его вместимость, считая 22-литровыми ведрами (таков приблизит. совр. эквивалент бата). Если М.М. имело форму полусферы, то оно вмещало около 1730 ведер (прим. 38 тыс. л); если же оно было цилиндрич. формы, то в него могло войти около 2300 ведер (прим. 50 тыс. л). Упомянутое в тексте 3Цар 7:26 число - 2 тыс. батов - можно считать округленным; оно указывает лишь на то, что количество воды в М.М. было ближе к 2 тыс., нежели к 1 тыс. ведер. Под верхними краями М.М., к-рые "походили на распустившуюся лилию" (3Цар 7:26), находились литые украшения [3Цар 7:24: в др.-евр. тексте пекаим - "дикие огурцы", по сходству формы этих рельефных украшений с огурцами; в Синод. пер. - "(подобия) огурцов"]. Зелмс предполагает, что речь здесь идет о чашечках распускающихся цветов (так он объясняет др.-евр. слово бакар во 2Пар 4:3, понятое в Синод. пер. как "вол": этимологич. оно может быть связано также с корнем слова, означ. "проглядывать", "раскрываться"). Представление о подобных украшениях может дать цветочная чашечка, изображ. на треножнике из Угарита. М.М. стояло на 12 медных волах, разделенных на 4 группы, ориентиров. по четырем сторонам света. Обычно исследователи представляют себе волов стоящими, однако в тексте Библии не содержится по-яснений по этому поводу. О символич. значении самого М.М. и этих волов в Библии также не говорится. Предложенные нек-ры-ми библ. критиками мифологич. истолкования явно не соответствуют библ. смыслу. М.М. предназначалось для очистит. омовений священников (2Пар 4:6), а также, видимо, для наполнения водой 10 умывальниц, к-рые использовались при ополаскивании жертв всесожжения (3Цар 7:38; 2Пар 4:6; -> Умывальник, умывальница, II). Вероятно, из М.М. черпали также освященную воду для приношения ревнования (Чис 5:14-17). Откуда поступала вода для наполнения М.М. неизвестно. Существование прудов Соломона, находившихся юго-зап. Вифлеема, и водопровода, проведенного от них к месту Иеру-салимского храма, достоверно прослеживается лишь с эллинистич. эпохи (-> Иерусалим, II,С). При взятии Иерусалима вавилонянами М.М., к-рое по приказу царя Ахаза было снято с медных волов (4Цар 16:17), вместе с остальной храмовой утварью подверглось разрушению, а высоко ценимая медь была доставлена в Вавилон (4Цар 25:13).

 

Медный.

Медный. Прямое значение: сделанный из меди или сплава, содержащего медь, напр. из бронзы (Чис 21:9; 1Цар 17:6; 3Цар 4:13; Иов 20:24 и др.). Переносное значение: "непреклонность" (Втор 28:23), "прочность" (Мих 4:13), "упорство" (Ис 48:4). -> Медь.

 

Медный змий

Медный змий -> Змей медный.

 

Медь.

Медь. Евр. слово нехошет и соотв. ему греч. халкос передаются в Синод. пер. в большинстве случаев как М. (Втор 8:9; Иов 28:2) или "медная руда", свидет-ва об использовании к-рой восходят еще к IV тысячел. до Р.Х. (см. Быт 4:22). Однако эти же слова могут обозначать и бронзу - сплав М. с оловом. В скинии собрания из М. были изготовлены подножия столбов во дворе, колья (Исх 27), умывальник (Исх 30:18), оклад и принадлежности жертвенника всесожжения (Исх 27:2 и след.). В храме, построенном Соломоном, находились отлитое из М. "море", т.е. емкость для воды, столбы, подставы, умывальницы и прочая утварь, изготовленная медником Хирамом (3Цар 7:13-47; 2Пар 4). В дальнейшем М. служила средством платежа (Мф 10:9). В Иез 27:13 говорится о торговле медной посудой. М. применялась для изготовления -> оружия, -> шлемов, наколенников, щитов

 

(1Цар 17:5,38), цепей (Суд 16:21), статуй богов (Дан 5:4,23), музык. инструментов (1Кор 13:1). Наряду с бронзой в древности были известны и другие медные сплавы [евр. хашмаль]. Упомянутый в Откр 1:15 и 2:18 халколиван [от греч. халколибанон] - это, вероятно, то же, что и "блестящая медь" в Дан 10:6, т.е. латунь, твердый и блестящий сплав. Возм., здесь имеется в виду т.н. "коринфская М." - сплав М., золота и серебра, о к-ром сообщает Иосиф Флавий: по его словам, секретом изготовления "коринфской М." владели евреи. Из этого же сплава, вероятно, были сделаны и упоминаемые в Езд 8:27 "сосуды из лучшей блестящей меди, ценимой как золото". Самые известные медные копи находились на Кипре, но М. добывали и на Синайском полуо-ве, на вост. берегу Иордана, в долине Аравы. Во времена Соломона М. выплавляли в -> Ецион-Гавере (-> Горное дело -> Ремесло, V).

 

Мезагав

Мезагав (евр. "золотые воды"), дед жены Гадара, царя Эдома (Быт 36:39; 1Пар 1:50).

 

Мелатия

Мелатия (евр. "избавляемый Господом"), гаваонитянин, участвовавший в восстановлении стен Иерусалима (Неем 3:7).

 

Мелеа

Мелеа (евр. "полнота"), предок Иисуса Христа (Лк 3:31).

 

Мелех

Мелех (евр. "царь"), правнук Ионафана, сына царя Саула (1Пар 8:35: в Синод. пер. - Мелег; 9:41).

 

Мелхий

Мелхий (евр. "Господь есть Царь"), имя двух предков Иисуса Христа (Лк 3:24,28).

 

Мелхиседек

Мелхиседек [евр. Малкицедек, "царь правды", "(мой) царь справедливый"], царь -> Салима, к-рый вынес навстречу Аврааму хлеб и вино, когда тот возвращался после победы над царем Северного Ханаана Кедорлаомером и его союзниками (Быт 14:18-24); священник Бога Всевышнего [евр. Эль-Эльон]. В Послании к евреям М. (внезапно появившийся в библ. повествовании и так же внезапно исчезнувший, не имеющий священнич. родословия) рассматривается как прообраз Христа (Евр 5:6,10; 6:20; 7). Священство по чину М. превосходит священство по чину Аарона, поскольку М. благословил Авраама, и Авраам, предок Аарона, дал М. десятину, показав этим, что признает его священником. Давид видит будущего Мессию как "священника вовек по чину Мелхиседека" (Пс 109:4; в Синод. пер. в этом месте - Мельхиседек). Образ М. по-разному осмыслялся иуд. толкователями. В текстах Кумрана он изображен как небожитель, имеющий ангельскую сущность.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.