РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПО ПРАКТИКЕ
ПМ. 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
по специальности среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
(углубленная подготовка)
Туймазы, 2018г.
ОДОБРЕНА На заседании специальности Дошкольное образование | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование с учетом характеристик обобщенных трудовых функций профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. |
Протокол № ___ от «____ » ______________ 2018 г. | |
Тьютор специальности _____________/Дудкина Н.В | Заведующий по производственной практике ___________/Балабанов А.Л. |
Составители (авторы):
Мусина Е.Н., преподаватель высшей категории ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж;
Кузьмина М.Е., преподаватель высшей категории ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж.
Программа согласована: Программа согласована:
Багаува Г.Ю., заведующий МАДОУ д/№18 г.Туймазы
Белякова Т.К., заведующий МАДОУ д/№21 г.Туймазы
Валеева Э.М., заведующий МАДОУ д/№25 г.Туймазы
Мухаметшина Э.А., заведующий МАДОУ д/№24 г.Туймазы
МАДОУ д/с №18 Заведующий _____________
(место работы) (занимаемая должность) (Г.Ю.Багаува)
МАДОУ д/с № 21 Заведующий ____________
(место работы) (занимаемая должность) (Т.К.Белякова)
МАДОУ д/с №24 Заведующий ____________
(место работы) (занимаемая должность) (Э.А.Мухаметшина)
МАДОУ д/с №25 Заведующий ______________
(место работы) (занимаемая должность) (Э.М.Валеева)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 4 | |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ 7 6 | |
3. СТРУКТУРА и содержание ПРАКТИКИ 8 | |
4. условия ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИяПРАКТИКИ 21 | |
5. Контроль и оценка результатов ПРАКТИКИ 24 |
Паспорт ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
1.1. Место практики в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ).
Программа учебной и производственной практики является частью ППССЗ по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной организации
Цели и задачи практики.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности студент в ходе прохождения данного вида практики должен:
иметь практический опыт:
- планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
-наблюдения за детьми и обсуждения с родителями (лицами, их заменяющими) достижений и трудностей в развитии ребенка;
- определения целей и задач работы с отдельной семьёй по результатам наблюдений за ребёнком, изучения особенностей семейного воспитания;
- взаимодействия с администрацией образовательной организации воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;
- руководства работой помощника воспитателя;
-оказания помощи семье в решении вопросов воспитания детей;
-разработки (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями(законными представителями)программ индивидуального развития ребенка.
уметь:
- планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);
- изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;
- формулировать цели задачи работы с семьёй;
- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
- консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребёнка;
- анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);
-взаимодействовать с работниками дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
- руководить работой помощника воспитателя;
-владеть стандартизированными методами психодиагностики в области семейного воспитания;
-выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
-использовать информационные технологии в повышении педагогической компетентности родителей.
знать:
основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
- сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;
- основы планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- задачи и содержание семейного воспитания;
- особенности современной семьи, ее функция;
- содержание и формы работы с семьей;
- особенности проведения индивидуальной работы с семьей;
- методы и приемы оказания педагогической помощи семье;
- методы изучения особенностей семейного воспитания;
- должностные обязанности помощника воспитателя;
- формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательной организации, работающими с группой.
-инновационные подходы в формировании и повышении педагогической компетентности родителей.
- основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС ДО;
-основные закономерности семейных отношений;
-основы поликультурного образования при работе с родителями.
1.3. Количество недель (часов) на освоение программы учебной и производственной практики:
Всего 3 недели, 108 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ
Результатом практики является освоение общих компетенций (ОК):
Код | Наименование результата практики |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
и профессиональных компетенций (ПК):
Код | Наименование результата практики |
ПК 4.1 | Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. |
ПК 4.2 | Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. |
ПК 4.3 | Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации. |
ПК 4.4 | Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. |
ПК 4.5 | Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
3.1. Тематический план учебной практики
№ п/п | Виды работ | Содержание работы | Кол-во часов |
1. | Инструктаж по учебной практике, цели, задачи, содержание практики. | Инструктаж, требования к оформлению документации, ведению дневника. | 1 |
2. | Анализ нормативно-правовых документов по работе с родителями и сотрудниками ДОУ | 1. Знакомство с нормативно – правовой документацией ДОУ по взаимодейтвию всех субъектов педагогического процесса. | 1 |
2.Знакомство с должностными обязанностями сотрудников ДОУ. Анализ специфики должностных обязанностей различных специалистовДОУ. | 2 | ||
3. Анализ взаимодействия ДОУ с социальными партнерами. | 1 | ||
4.Сотрудничество ДОУ с родителями. Изучение договоров, локальных актов, устава ДОУ по работе с родителями. | 2 | ||
3. | Анализ особенностей планирования работы по взаимодействию с семьями дошкольников в ДОУ | 1. Анализ образовательной Программы детского сада (базового образовательного учреждения), протоколов родительских собраний, отражающих работу с родителями (лицами, их заменяющими), для выявления цели, задач, направлений, содержания сотрудничества с семьями, соответствия организованной работы требованиям ФГОС ДО. | 2 |
2.Анализ планов воспитателей по организации работы с родителями в прикрепленной группе. | 1 | ||
3.Анализ документации воспитателя по работе с родителями. Оценка протоколов родительских собраний и вынесенных решений в прикрепленной группе. | 2 | ||
4. | Анализ и оценка содержания, форм и типов сотрудничества педагогического коллектива. | 1.Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) в 1 половине дня (во время утреннего приема – консультации, беседы и др.; Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель» | 2 |
Наблюдение проведения индивидуальных консультаций для родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания детей в семье. | 1 |
2.Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) во 2 половине дня (во время ухода ребенка домой, на прогулке, в группе). Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель». | 2 | ||
3.Анализ наблюдения за взаимодействием воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка | 1 | ||
4 Знакомство с родительским контингентом своей возрастной группы. Изучение состава семей воспитанников, проведение опроса с целью выявления их потребностей, интересующих вопросов воспитания и развития детей, предпочитаемых форм сотрудничества. | 2 | ||
5.Обсуждение и анализ с воспитателем используемых форм сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими); особенностей поведения и реакций разных родителей (лицами их заменяющими) и воспитателя в ходе взаимодействия; выявление эффективных форм работы с семьями. | 2 | ||
6. Анализ тетради посещения семьи. | 2 | ||
7.Анализ направленности и содержания материалов «Уголка для родителей» в своей возрастной группе. | 2 | ||
8.Оформление папки – передвижки «Народная мудрость о семье» | 1 | ||
5. | Организация деятельности по подготовке планов конспектов проведения различных форм работы с родителями и сотрудниками ДОУ | Обсуждение с диалоге с воспитателем группы темы, целей, задач родительского собрания. | 1 |
Разработка плана конспекта родительского собрания в прикрепленной группе, с учетом возраста, современных запросов родителей. | 2 | ||
Обсуждение в диалоге с воспитателем, специалистами ДОУ, родителями проблем и/или достижений ребенка | 1 | ||
Проведение наблюдения за (ребенком) детьми по выявленным проблемам и /или обращениям родителей. | 1 | ||
|
| Составление плана беседы с родителями по итогам наблюдения. | 1 |
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями(лицами,их заменяющими) программ индивидуального развития ребенка. | 2 | ||
Определение темы, целей, задач индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. | 1 | ||
|
| Планирование индивидуальной консультации | 2 |
Подготовка наглядной информации (памятки, буклеты) к проведению индивидуальных бесед и консультаций: «Агрессивный ребенок в семье», «Гиперактивный ребенок», «Ребенок с трудностями в общении», «Тревожные и застенчивые дети» и др. | 2 | ||
Определение темы, целей, задач мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ | 1 | ||
Разработка плана конспекта мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ. | 2 | ||
Проведение диагностики с родителями в прикрепленной группе на определение стилей воспитания и родительского отношения к ребенку. | 2 | ||
Диагностика детей на выявление самого значимого члена семьи для ребенка. Анализ результатов диагностики. | 1 | ||
Проведение индивидуальных бесед с детьми на тему: «Семья глазами ребенка» | 1 | ||
Проведение рисования с детьми на тему: «Моя семья». Оформление выставки детских рисунков. | 1 | ||
Подбор и оформление материалов для памятки педагогу: «Эффективное общение с детьми». | 2 | ||
Подбор и оформление материалов для памятки педагогам: «Во избежание конфликтов». | 2 | ||
6. | Анализ взаимодействия воспитателя с сотрудниками ДОУ | Составление схемы форм взаимодействия администрации с сотрудниками ДОУ. | 1 |
Наблюдение взаимодействия воспитателя с другими воспитателями. Составление схемы взаимодействия воспитателя в ДОУ . | 2 | ||
Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с воспитателями и детьми. | 1 | ||
|
| Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями. | 1 |
Наблюдение взаимодействия воспитателя с логопедом ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. Анализ взаимодействия воспитателя с логопедом ДОУ. | 2 | ||
Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями. | 2 | ||
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. | 2 | ||
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с музыкальным руководителем ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. | 2 | ||
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с инструктором физической культуры ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. | 2 | ||
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя | 2 | ||
7. | Отчет о проделанной работе | Самоанализ по итогам практики. | 3 |
ИТОГО: | 72ч. |
Содержание учебной практики
Задание №1
Знакомство с нормативно – правовой документацией ДОУ по взаимодействию всех субъектов педагогического процесса: должностные обязанности сотрудников ДОУ, анализ специфики должностных обязанностей различных специалистов ДОУ.
Задание №2
Анализ взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.
Задание №3
Изучение договоров, локальных актов, устава ДОУ по работе с родителями.
Задание №4
Анализ образовательной Программы детского сада (базового образовательного учреждения), протоколов родительских собраний, отражающих работу с родителями (лицами, их заменяющими для выявления цели, задач, направлений, содержания сотрудничества с семьями, соответствия организованной работы требованиям ФГОС ДО.
Задание №5
Анализ документации и планов воспитателей по организации работы
с родителями (лицами, их заменяющими)в прикрепленной группе.
Оценка протоколов родительских собраний и вынесенных решений
в прикрепленной группе.
Задание №6
Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) в 1 половине дня (во время утреннего приема – консультации, беседы и др.). Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель»(МЕТ. Рек. С.60-61)
Задание №7
Наблюдение проведения индивидуальных консультаций для родителей
(лицами, их заменяющими) по вопросам воспитания детей в семье.
Задание №8
Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями во 2 половине дня (во время ухода ребенка домой, на прогулке, в группе).Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель»(МЕТ.рек с.60-61)
Задание №9
Анализ наблюдения за взаимодействием воспитателя с родителями (лицами,
их заменяющими) по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка.
Задание №10
Знакомство с родительским контингентом своей возрастной группы. Изучение состава семей воспитанников, проведение опроса с целью выявления их потребностей, интересующих вопросов воспитания и развития детей, предпочитаемых форм сотрудничества.
Задание №11
Обсуждение и анализ с воспитателем используемых форм сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими) особенностей поведения и реакций разных родителей(лицами, их заменяющими) и воспитателя в ходе взаимодействия; выявление эффективных форм работы с семьями. Определение стиля педагогического общения воспитателя с детьми.
Задание №12
Анализ особенностей работы с атипичными семьями в детском саду, имеющих ребенка с особыми образовательными потребностями. Анализ тетради посещения семьи.
Задание №13
Анализ направленности и содержания материалов «уголка для родителей» в своей возрастной группе.
Задание №14
Оформление папки – передвижки «Народная мудрость о семье».
Задание №15
Обсуждение с диалоге с воспитателем группы темы, целей, задач родительского собрания.
Задание №16
Разработка плана конспекта родительского собрания в прикрепленной группе, с учетом возраста, современных запросов родителей.
Задание №17
Обсуждение в диалоге с воспитателем, специалистами ДОУ, родителями проблем и/или достижений ребенка
Задание №18
Проведение наблюдения за (ребенком) детьми по выявленным проблемам и /или обращениям родителей.
Задание №19
Составление плана беседы с родителями по итогам наблюдения.
Задание №20
Определение темы, целей, задач, планирования индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка
Задание №21
Показ фрагментов проведения индивидуальных консультаций и бесед с родителями в смоделированной ситуации.
Задание №22
Подготовка наглядной информации (памятки, буклеты) к проведению индивидуальных бесед и консультаций: «Агрессивный ребенок в семье», «Гиперактивный ребенок», «Ребенок с трудностями в общении», «Тревожные и застенчивые дети» и др.
Задание №23
Определение темы, целей, задач мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ.
Задание №24
Разработка плана конспекта мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ.
Задание №25
Проведение диагностики с родителями в прикрепленной группе на определение стилей воспитания и родительского отношения к ребенку.
Задание №26
Диагностика детей на выявление самого значимого члена семьи для ребенка. Анализ результатов диагностики
Задание №27
Проведение индивидуальных бесед с детьми на тему: «Семья глазами ребенка».
Задание №28
Проведение рисования с детьми на тему: «Моя семья».
Задание №29
Подбор и оформление материалов для памятки педагогу: «Эффективное общение с детьми».
Подбор и оформление материалов для памятки педагогам: «Во избежание конфликтов».
Задание №30
Составление схемы форм взаимодействия администрации с сотрудниками ДОУ.
Задание №31
Наблюдение взаимодействия воспитателя с другими воспитателями. Составление схемы взаимодействия воспитателя в ДОУ.
Задание №32
Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями, воспитателями и детьми.
Задание №33
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом ДОУ.
Беседа с воспитателем о взаимодействии.
Задание №34
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с музыкальным руководителем ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии.
Задание №35
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с инструктором физической культуры ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии.
Задание №36
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя
Задание №37
Составление индивидуального плана прохождения производственной практики.
Задание №38
Подготовка к производственной практике: подготовка планов конспектов родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед с родителями.
3.3. Тематический план производственной практики
№ п/п | Виды работ | Содержание работы | Кол-во часов |
Самостоятельная организация сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками ДОУ в 1 и 2 половины дня | 1. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями (лицами,их заменяющими) | 4 | |
Организация и участие в проведении родительского собрания в закрепленной группе | 4 | ||
Организация и проведение досуга с привлечением родителей (лицами, их заменяющими) | 2 | ||
Организация выставки рисунков для родителей «Моя семья» | 2 | ||
Организация и участие в мероприятиях с участием воспитателей и сотрудников ДОУ. | 4 | ||
Организация пропаганды педагогических знаний для родителей (лицами их заменяющими) через «Методическая копилка для родителей» (не менее 2-х) | 2 | ||
Организация и проведение нетрадиционных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) по заданию воспитателя | 2 | ||
Самоанализ проведения различных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) | 2 | ||
Составление педагогической характеристики семей разного типа. | 2 | ||
Самостоятельная организация жизнедеятельности детей в 1 половину дня. Взаимодействие с воспитателем группы и помощником воспитателя. Осуществление руководства работой помощника воспитателя в режимных моментах и при организации различных видов деятельности. | 4 | ||
4. |
Рефлексивная оценка и самооценка результатов самостоятельной организации взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения | Оформление портфолио учебно-профессиональных достижений | 2 |
Собеседование руководителя базовой дошкольной образовательной организации, воспитателя со студентом по результатам производственной практики; предварительное оценивание по результатам практики | 2 | ||
Оценка и самооценка деятельности студента по итогам реализации программы практики | 2 | ||
Подготовка отчетной документации по практике | 2 | ||
ИТОГО: | 36ч. |
Содержание производственной практики
Задание №1
Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед) с родителями (лицами, их заменяющих).
Задание №2
Организация и участие в проведении родительского собрания в закрепленной группе.
Задание №3
Организация и проведение досуга с привлечением родителей(лицами, их заменяющих).
Задание №4
Организация и участие в мероприятиях с участием воспитателей и сотрудников ДОУ.
Задание №5
Организация пропаганды педагогических знаний для родителей (лицами, их заменяющих) через «Методическая копилка для родителей» (не менее 2-х).
Задание №6
Организация и проведение нетрадиционных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) по заданию воспитателя.
Задание №7
Самоанализ проведения различных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими).
Задание №8
Самостоятельная организация жизнедеятельности детей в 1 половину дня.
Взаимодействие с воспитателем группы и помощником воспитателя. Осуществление руководства работой помощника воспитателя в режимных моментах и при организации различных видов деятельности.
Задание №9
Оформление выставки детских рисунков «Моя семья».
Задание №10
Разработка и реализация совместно с родителями(лицами, их заменяющими) программы индивидуального развития ребенка по одной из выявленных проблем, с участием психолога(логопеда), других специалистов ДОО.
Задание №11
Оформление портфолио учебно-профессиональных достижений.
Задание №12
Собеседование руководителя базовой дошкольной образовательной организации, воспитателя со студентом по результатам производственной практики; предварительное оценивание по результатам практики.
Задание №13
Оценка и самооценка деятельности студента по итогам реализации программы практики.
3.5. Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК):
ПК 4.1. | Определять цели, задачи и панировать работу с родителями (лицами, их заменяющими). | 1. Определение и обоснование цели работы с родителями (лицами, из заменяющими) в соответствии с основными направлениями образовательной программы ДОУ. 2. Способность формулировать задачи работы с родителями (лицами, их заменяющими) в соответствии с поставленной целью. 3. Определение задач и содержания работы с родителями (лицами, их заменяющими) в зависимости от возраста, индивидуальных и личностных особенностей детей дошкольного возраста. 4. Разработка планов работы с родителями (лицами, их заменяющими) по основным разделам образовательной программы в соответствии с основными. 5. Анализ и корректирование разработанных планов в соответствии с рекомендациями. | Задание № 16,19,20,23,24, на УП Задание № 1,2,10 на ПП |
ПК 4.2. | Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. | 1. Обоснование необходимости проведения индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического воспитания ребенка. 2. Определение и обоснование цели индивидуальных консультаций. 3. Подбор материала для индивидуальных консультаций в соответствии выявленными проблемами. 4. Знание принципов и владение технологиями бесконфликтного общения. 4.Осуществление индивидуального подхода с учетом типа семьи и личностных особенностей родителей. 5. Проведение индивидуальных консультаций, согласно разработанному и утверждённому плану. 6. Готовность к действиям в нестандартной ситуации. 7. Коррекция результатов собственной деятельности. | Задание № 19,20,21на УП Задание №1 на ПП |
ПК 4.3. | Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации. | 1. Обоснование тематики родительских собраний в группах детей разного возраста. 2. Участие в проведении родительского собрания совместно с воспитателем, согласно разработанному и утверждённому плану и конспекту. 3. Подготовка материально – технического и дидактического обеспечения для проведения родительского собрания. 5. Готовность к действиям в нестандартной ситуации. 6. Коррекция результатов собственной деятельности. | Задание №2,3, 6 на ПП |
ПК 4.4. | Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. | 1. Методически обоснованный выбор подходов к анализу работы с родителями. 2. Анализ результатов работы с родителями по предложенной схеме. 3. Методически грамотное оформление результатов анализа. 4. Умение выражать собственное мнение, быть понятым сокурсниками и педагогами при обсуждении отдельных вопросов. 5. Составление заключений и разработка рекомендаций по корректировке процесса взаимодействия с родителями. 6. Самоанализ проведения работы с родителями по основным направлениям образовательной программы. | Задания № 4,5,6,7,8,9,10,1,12,13,на УП Задания № 7,11,12 на ПП |
ПК 4.5. | Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой. | 1. Знание должностных обязанностей помощника воспитателя и других сотрудников, работающих с группой. 2. Определение целей и задач взаимодействия с сотрудниками дошкольной организации. 3. Выбор оптимальных форм взаимодействия с работниками дошкольной организации по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 4. Знание принципов и владение технологиями бесконфликтного общения. | Задание № 30-36 на УП Задание № 4,8,10 на ПП |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - Проявление интереса к будущей профессии; -Участвует в профессионально-значимых мероприятиях (конференции, форумы и т.д.) Определят значимость освоения ОПОП для дальнейшей профессиональной деятельности | Задание № 1,2,3,4,6,8,11на УП Задания №11,12,13 на ПП |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | -Эффективно организует собственную деятельность; -Разрабатывать перспективные планы по работе с родителями в соответствии с целью и задачами деятельности | Задание № 5,16.18,19,20,21,23,24,37 на УП Задания №1,2,3,4,9 на ПП |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - Адекватное оценивание ситуации с точки зрения риска для окружающих и себя. - Принятие оптимального решения в стандартной и нестандартной ситуации - Поиск и оценивание альтернативных способов решения проблемы. | Задание № 1,2, 3,6на ПП |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - Выбирает эффективные способы решения в зависимости от профессиональной задачи. -Аргументирует выбор способа решения профессиональной задачи -Владение современными технологиями поиска, анализа и оценки информации -Использование различных источников информации, включая электронные. - Способность к оценке учебно- профессиональной информации - Способность самостоятельно обрабатывать информацию, структурировать её. - Готовность и способность к преобразованию информации. | Задания № 6,8,12,13,16,22,24,25,26,29 УП Задания № 5,6,7,10,11,13 на ПП |
ОК6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | -Анализирует профессиональную ситуацию и определяет возможные риски -Умение вступать в коммуникацию, быть понятым. - Знание способов взаимодействия с окружающими. - Умение осуществлять педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества - Умение подчинять личные интересы целям группы - Умения улаживать разногласия и конфликты, возникающие в процессе взаимодействия. | Задание № 30-36 на УП Задания №4,8,12 на ПП |
Содержание комплекта методических материалов
1.Титульный лист.
2. Индивидуальный план прохождения практики с отметкой о его выполнении
3. План-конспект родительского собрания для одной из возрастных групп.
4.План-конспект проведения индивидуальной консультации с родителями (лицами, их заменяющими).
5.Диагностический материал по работе с родителями.
6.Материалы выступлений на родительском собрании.
7. Информационные методические разработки ( бюллетени, буклеты, газеты , папки-раскладушки, презентации) для родителей (лиц их заменяющих) по современным проблемам воспитания.
Информационная наглядность для родителей.
8.Отчет студента-практиканта по прохождению производственной практики.
9.Характеристика с места прохождения практики, заверенная руководителем дошкольного образовательного учреждения.
10.Дневник практиканта по производственной практике.
4.3. Требования к материально-техническому обеспечению:
___
Практика проводится на базе МБ ДОУ г. Туймазы на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест на практике:
-наличие кабинета по учебной и производственной практики по ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации:
-экран, проектор, компьютер;
-наличие кабинетов сотрудников дошкольной организации (кабинет медицинского работника, музыкального руководителя, психолога, логопеда);
- групповые комнаты, групповые участки, спортивные площадки, спортивный зал, музыкальный зал.
4.4. Перечень учебных изданий, Интернет ресурсов, дополнительной литературы.
Нормативно-правовые документы :
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.№1155.
4.Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
5.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
Основные источники:
1.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для СПО.-М.: Академия,2015- ФГАУ «ФИРО».
2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Учебник для СПО-М.:Юрайт,2017
3. Микляева Н.В. и др. Теоретические основы дошкольного образования:Учебник для СПО.-М.:Юрайт,2017-УМО СПО
Дополнительная литература:
1.Взаимодействие ДОУ и семьи/Сост. О.И. Бочкарева.-Волгоград.,2011
2.Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду.-М.,2011
3.Микляева Н.В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения: метод.пособие.-М.:,2011
4.Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: метод. рекосендации.-М.,2011
5.Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи.- М.,2011
6. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-368с.
Официальные, справочно-библиографические и периодические издания:
1.Журнал « Дошкольное воспитание»,2012-2017гг.
2.Журнал « Дошкольная педагогика»,2014-2017гг.
3.Журнал « Детский сад. Все для воспитателя»,2015-2017гг.
Интернет-ресурсы:
1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений /Т.А.Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 232 с. [Электронный ресурс]-Режим доступа:
http://nashol.com/2014112580864/semeinaya-pedagogika-i-domashnee-vospitan
2. Захарова, Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие /Г.И.Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с. [Электронный ресурс]-Режим доступа: - http://www.bibliotekar.ru/enc-Semya/36.htm
3. Организация работы логопеда с семьей в ДОУ[Электронный ресурс]-Режим доступа:http://www.logoped.ru/sinkaa02.htm
4. Дошкольное воспитание и образование (нормативно-правовые и методические аспекты по ДОУ). [Электронный ресурс]-Режим доступа:
http :// www . nvobrazovanie . ru / virt / Vmo dou
3. Организация работы с родителями в современном ДОУ. [Электронный ресурс]-Режим доступа:
http://www . deti-66.ru/forteachers/kindergarten/p
5. Положение о родительском комитете МДОУ №27 «Радость». [Электронный ресурс]-Режим доступа:
http://radost-ds.e-gloryon.com/0103609369
5. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ. [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=4298&catalogogid=18
4.5. Требования к руководителям практики от образовательного учреждения и организации.
Требования к руководителям практики от образовательного учреждения:
- практика проводится преподавателями дисциплин профессионального цикла. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к руководителям практики от организации:
- руководство практикой в базовых образовательных учреждениях осуществляется воспитателем, имеющим дошкольное образование и опыт воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста не менее 3 лет.
Приложение 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПО ПРАКТИКЕ
ПМ. 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
по специальности среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
(углубленная подготовка)
Туймазы, 2018г.
ОДОБРЕНА На заседании специальности Дошкольное образование | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование с учетом характеристик обобщенных трудовых функций профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. |
Протокол № ___ от «____ » ______________ 2018 г. | |
Тьютор специальности _____________/Дудкина Н.В | Заведующий по производственной практике ___________/Балабанов А.Л. |
Составители (авторы):
Мусина Е.Н., преподаватель высшей категории ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж;
Кузьмина М.Е., преподаватель высшей категории ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж.
Программа согласована: Программа согласована:
Багаува Г.Ю., заведующий МАДОУ д/№18 г.Туймазы
Белякова Т.К., заведующий МАДОУ д/№21 г.Туймазы
Валеева Э.М., заведующий МАДОУ д/№25 г.Туймазы
Мухаметшина Э.А., заведующий МАДОУ д/№24 г.Туймазы
МАДОУ д/с №18 Заведующий _____________
(место работы) (занимаемая должность) (Г.Ю.Багаува)
МАДОУ д/с № 21 Заведующий ____________
(место работы) (занимаемая должность) (Т.К.Белякова)
МАДОУ д/с №24 Заведующий ____________
(место работы) (занимаемая должность) (Э.А.Мухаметшина)
МАДОУ д/с №25 Заведующий ______________
(место работы) (занимаемая должность) (Э.М.Валеева)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 4 | |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ 7 6 | |
3. СТРУКТУРА и содержание ПРАКТИКИ 8 | |
4. условия ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИяПРАКТИКИ 21 | |
5. Контроль и оценка результатов ПРАКТИКИ 24 |
Паспорт ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
1.1. Место практики в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ).
Программа учебной и производственной практики является частью ППССЗ по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной организации
Цели и задачи практики.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности студент в ходе прохождения данного вида практики должен:
иметь практический опыт:
- планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
-наблюдения за детьми и обсуждения с родителями (лицами, их заменяющими) достижений и трудностей в развитии ребенка;
- определения целей и задач работы с отдельной семьёй по результатам наблюдений за ребёнком, изучения особенностей семейного воспитания;
- взаимодействия с администрацией образовательной организации воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;
- руководства работой помощника воспитателя;
-оказания помощи семье в решении вопросов воспитания детей;
-разработки (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями(законными представителями)программ индивидуального развития ребенка.
уметь:
- планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);
- изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;
- формулировать цели задачи работы с семьёй;
- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
- консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребёнка;
- анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);
-взаимодействовать с работниками дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
- руководить работой помощника воспитателя;
-владеть стандартизированными методами психодиагностики в области семейного воспитания;
-выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
-использовать информационные технологии в повышении педагогической компетентности родителей.
знать:
основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
- сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;
- основы планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- задачи и содержание семейного воспитания;
- особенности современной семьи, ее функция;
- содержание и формы работы с семьей;
- особенности проведения индивидуальной работы с семьей;
- методы и приемы оказания педагогической помощи семье;
- методы изучения особенностей семейного воспитания;
- должностные обязанности помощника воспитателя;
- формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательной организации, работающими с группой.
-инновационные подходы в формировании и повышении педагогической компетентности родителей.
- основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС ДО;
-основные закономерности семейных отношений;
-основы поликультурного образования при работе с родителями.
1.3. Количество недель (часов) на освоение программы учебной и производственной практики:
Всего 3 недели, 108 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ
Результатом практики является освоение общих компетенций (ОК):
Код | Наименование результата практики |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
и профессиональных компетенций (ПК):
Код | Наименование результата практики |
ПК 4.1 | Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. |
ПК 4.2 | Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. |
ПК 4.3 | Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации. |
ПК 4.4 | Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. |
ПК 4.5 | Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
3.1. Тематический план учебной практики
№ п/п | Виды работ | Содержание работы | Кол-во часов |
1. | Инструктаж по учебной практике, цели, задачи, содержание практики. | Инструктаж, требования к оформлению документации, ведению дневника. | 1 |
2. | Анализ нормативно-правовых документов по работе с родителями и сотрудниками ДОУ | 1. Знакомство с нормативно – правовой документацией ДОУ по взаимодейтвию всех субъектов педагогического процесса. | 1 |
2.Знакомство с должностными обязанностями сотрудников ДОУ. Анализ специфики должностных обязанностей различных специалистовДОУ. | 2 | ||
3. Анализ взаимодействия ДОУ с социальными партнерами. | 1 | ||
4.Сотрудничество ДОУ с родителями. Изучение договоров, локальных актов, устава ДОУ по работе с родителями. | 2 | ||
3. | Анализ особенностей планирования работы по взаимодействию с семьями дошкольников в ДОУ | 1. Анализ образовательной Программы детского сада (базового образовательного учреждения), протоколов родительских собраний, отражающих работу с родителями (лицами, их заменяющими), для выявления цели, задач, направлений, содержания сотрудничества с семьями, соответствия организованной работы требованиям ФГОС ДО. | 2 |
2.Анализ планов воспитателей по организации работы с родителями в прикрепленной группе. | 1 | ||
3.Анализ документации воспитателя по работе с родителями. Оценка протоколов родительских собраний и вынесенных решений в прикрепленной группе. | 2 | ||
4. | Анализ и оценка содержания, форм и типов сотрудничества педагогического коллектива. | 1.Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) в 1 половине дня (во время утреннего приема – консультации, беседы и др.; Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель» | 2 |
Наблюдение проведения индивидуальных консультаций для родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания детей в семье. | 1 |
2.Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) во 2 половине дня (во время ухода ребенка домой, на прогулке, в группе). Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель». | 2 | ||
3.Анализ наблюдения за взаимодействием воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка | 1 | ||
4 Знакомство с родительским контингентом своей возрастной группы. Изучение состава семей воспитанников, проведение опроса с целью выявления их потребностей, интересующих вопросов воспитания и развития детей, предпочитаемых форм сотрудничества. | 2 | ||
5.Обсуждение и анализ с воспитателем используемых форм сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими); особенностей поведения и реакций разных родителей (лицами их заменяющими) и воспитателя в ходе взаимодействия; выявление эффективных форм работы с семьями. | 2 | ||
6. Анализ тетради посещения семьи. | 2 | ||
7.Анализ направленности и содержания материалов «Уголка для родителей» в своей возрастной группе. | 2 | ||
8.Оформление папки – передвижки «Народная мудрость о семье» | 1 | ||
5. | Организация деятельности по подготовке планов конспектов проведения различных форм работы с родителями и сотрудниками ДОУ | Обсуждение с диалоге с воспитателем группы темы, целей, задач родительского собрания. | 1 |
Разработка плана конспекта родительского собрания в прикрепленной группе, с учетом возраста, современных запросов родителей. | 2 | ||
Обсуждение в диалоге с воспитателем, специалистами ДОУ, родителями проблем и/или достижений ребенка | 1 | ||
Проведение наблюдения за (ребенком) детьми по выявленным проблемам и /или обращениям родителей. | 1 | ||
|
| Составление плана беседы с родителями по итогам наблюдения. | 1 |
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями(лицами,их заменяющими) программ индивидуального развития ребенка. | 2 | ||
Определение темы, целей, задач индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. | 1 | ||
|
| Планирование индивидуальной консультации | 2 |
Подготовка наглядной информации (памятки, буклеты) к проведению индивидуальных бесед и консультаций: «Агрессивный ребенок в семье», «Гиперактивный ребенок», «Ребенок с трудностями в общении», «Тревожные и застенчивые дети» и др. | 2 | ||
Определение темы, целей, задач мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ | 1 | ||
Разработка плана конспекта мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ. | 2 | ||
Проведение диагностики с родителями в прикрепленной группе на определение стилей воспитания и родительского отношения к ребенку. | 2 | ||
Диагностика детей на выявление самого значимого члена семьи для ребенка. Анализ результатов диагностики. | 1 | ||
Проведение индивидуальных бесед с детьми на тему: «Семья глазами ребенка» | 1 | ||
Проведение рисования с детьми на тему: «Моя семья». Оформление выставки детских рисунков. | 1 | ||
Подбор и оформление материалов для памятки педагогу: «Эффективное общение с детьми». | 2 | ||
Подбор и оформление материалов для памятки педагогам: «Во избежание конфликтов». | 2 | ||
6. | Анализ взаимодействия воспитателя с сотрудниками ДОУ | Составление схемы форм взаимодействия администрации с сотрудниками ДОУ. | 1 |
Наблюдение взаимодействия воспитателя с другими воспитателями. Составление схемы взаимодействия воспитателя в ДОУ . | 2 | ||
Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с воспитателями и детьми. | 1 | ||
|
| Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями. | 1 |
Наблюдение взаимодействия воспитателя с логопедом ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. Анализ взаимодействия воспитателя с логопедом ДОУ. | 2 | ||
Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями. | 2 | ||
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. | 2 | ||
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с музыкальным руководителем ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. | 2 | ||
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с инструктором физической культуры ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. | 2 | ||
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя | 2 | ||
7. | Отчет о проделанной работе | Самоанализ по итогам практики. | 3 |
ИТОГО: | 72ч. |
Содержание учебной практики
Задание №1
Знакомство с нормативно – правовой документацией ДОУ по взаимодействию всех субъектов педагогического процесса: должностные обязанности сотрудников ДОУ, анализ специфики должностных обязанностей различных специалистов ДОУ.
Задание №2
Анализ взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.
Задание №3
Изучение договоров, локальных актов, устава ДОУ по работе с родителями.
Задание №4
Анализ образовательной Программы детского сада (базового образовательного учреждения), протоколов родительских собраний, отражающих работу с родителями (лицами, их заменяющими для выявления цели, задач, направлений, содержания сотрудничества с семьями, соответствия организованной работы требованиям ФГОС ДО.
Задание №5
Анализ документации и планов воспитателей по организации работы
с родителями (лицами, их заменяющими)в прикрепленной группе.
Оценка протоколов родительских собраний и вынесенных решений
в прикрепленной группе.
Задание №6
Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) в 1 половине дня (во время утреннего приема – консультации, беседы и др.). Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель»(МЕТ. Рек. С.60-61)
Задание №7
Наблюдение проведения индивидуальных консультаций для родителей
(лицами, их заменяющими) по вопросам воспитания детей в семье.
Задание №8
Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями во 2 половине дня (во время ухода ребенка домой, на прогулке, в группе).Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель»(МЕТ.рек с.60-61)
Задание №9
Анализ наблюдения за взаимодействием воспитателя с родителями (лицами,
их заменяющими) по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка.
Задание №10
Знакомство с родительским контингентом своей возрастной группы. Изучение состава семей воспитанников, проведение опроса с целью выявления их потребностей, интересующих вопросов воспитания и развития детей, предпочитаемых форм сотрудничества.
Задание №11
Обсуждение и анализ с воспитателем используемых форм сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими) особенностей поведения и реакций разных родителей(лицами, их заменяющими) и воспитателя в ходе взаимодействия; выявление эффективных форм работы с семьями. Определение стиля педагогического общения воспитателя с детьми.
Задание №12
Анализ особенностей работы с атипичными семьями в детском саду, имеющих ребенка с особыми образовательными потребностями. Анализ тетради посещения семьи.
Задание №13
Анализ направленности и содержания материалов «уголка для родителей» в своей возрастной группе.
Задание №14
Оформление папки – передвижки «Народная мудрость о семье».
Задание №15
Обсуждение с диалоге с воспитателем группы темы, целей, задач родительского собрания.
Задание №16
Разработка плана конспекта родительского собрания в прикрепленной группе, с учетом возраста, современных запросов родителей.
Задание №17
Обсуждение в диалоге с воспитателем, специалистами ДОУ, родителями проблем и/или достижений ребенка
Задание №18
Проведение наблюдения за (ребенком) детьми по выявленным проблемам и /или обращениям родителей.
Задание №19
Составление плана беседы с родителями по итогам наблюдения.
Задание №20
Определение темы, целей, задач, планирования индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка
Задание №21
Показ фрагментов проведения индивидуальных консультаций и бесед с родителями в смоделированной ситуации.
Задание №22
Подготовка наглядной информации (памятки, буклеты) к проведению индивидуальных бесед и консультаций: «Агрессивный ребенок в семье», «Гиперактивный ребенок», «Ребенок с трудностями в общении», «Тревожные и застенчивые дети» и др.
Задание №23
Определение темы, целей, задач мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ.
Задание №24
Разработка плана конспекта мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ.
Задание №25
Проведение диагностики с родителями в прикрепленной группе на определение стилей воспитания и родительского отношения к ребенку.
Задание №26
Диагностика детей на выявление самого значимого члена семьи для ребенка. Анализ результатов диагностики
Задание №27
Проведение индивидуальных бесед с детьми на тему: «Семья глазами ребенка».
Задание №28
Проведение рисования с детьми на тему: «Моя семья».
Задание №29
Подбор и оформление материалов для памятки педагогу: «Эффективное общение с детьми».
Подбор и оформление материалов для памятки педагогам: «Во избежание конфликтов».
Задание №30
Составление схемы форм взаимодействия администрации с сотрудниками ДОУ.
Задание №31
Наблюдение взаимодействия воспитателя с другими воспитателями. Составление схемы взаимодействия воспитателя в ДОУ.
Задание №32
Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями, воспитателями и детьми.
Задание №33
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом ДОУ.
Беседа с воспитателем о взаимодействии.
Задание №34
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с музыкальным руководителем ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии.
Задание №35
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с инструктором физической культуры ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии.
Задание №36
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя
Задание №37
Составление индивидуального плана прохождения производственной практики.
Задание №38
Подготовка к производственной практике: подготовка планов конспектов родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед с родителями.
3.3. Тематический план производственной практики
№ п/п | Виды работ | Содержание работы | Кол-во часов |
Самостоятельная организация сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками ДОУ в 1 и 2 половины дня | 1. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями (лицами,их заменяющими) | 4 | |
Организация и участие в проведении родительского собрания в закрепленной группе | 4 | ||
Организация и проведение досуга с привлечением родителей (лицами, их заменяющими) | 2 | ||
Организация выставки рисунков для родителей «Моя семья» | 2 | ||
Организация и участие в мероприятиях с участием воспитателей и сотрудников ДОУ. | 4 | ||
Организация пропаганды педагогических знаний для родителей (лицами их заменяющими) через «Методическая копилка для родителей» (не менее 2-х) | 2 | ||
Организация и проведение нетрадиционных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) по заданию воспитателя | 2 | ||
Самоанализ проведения различных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) | 2 | ||
Составление педагогической характеристики семей разного типа. | 2 | ||
Самостоятельная организация жизнедеятельности детей в 1 половину дня. Взаимодействие с воспитателем группы и помощником воспитателя. Осуществление руководства работой помощника воспитателя в режимных моментах и при организации различных видов деятельности. | 4 | ||
4. |
Рефлексивная оценка и самооценка результатов самостоятельной организации взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения | Оформление портфолио учебно-профессиональных достижений | 2 |
Собеседование руководителя базовой дошкольной образовательной организации, воспитателя со студентом по результатам производственной практики; предварительное оценивание по результатам практики | 2 | ||
Оценка и самооценка деятельности студента по итогам реализации программы практики | 2 | ||
Подготовка отчетной документации по практике | 2 | ||
ИТОГО: | 36ч. |
Содержание производственной практики
Задание №1
Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед) с родителями (лицами, их заменяющих).
Задание №2
Организация и участие в проведении родительского собрания в закрепленной группе.
Задание №3
Организация и проведение досуга с привлечением родителей(лицами, их заменяющих).
Задание №4
Организация и участие в мероприятиях с участием воспитателей и сотрудников ДОУ.
Задание №5
Организация пропаганды педагогических знаний для родителей (лицами, их заменяющих) через «Методическая копилка для родителей» (не менее 2-х).
Задание №6
Организация и проведение нетрадиционных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) по заданию воспитателя.
Задание №7
Самоанализ проведения различных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими).
Задание №8
Самостоятельная организация жизнедеятельности детей в 1 половину дня.
Взаимодействие с воспитателем группы и помощником воспитателя. Осуществление руководства работой помощника воспитателя в режимных моментах и при организации различных видов деятельности.
Задание №9
Оформление выставки детских рисунков «Моя семья».
Задание №10
Разработка и реализация совместно с родителями(лицами, их заменяющими) программы индивидуального развития ребенка по одной из выявленных проблем, с участием психолога(логопеда), других специалистов ДОО.
Задание №11
Оформление портфолио учебно-профессиональных достижений.
Задание №12
Собеседование руководителя базовой дошкольной образовательной организации, воспитателя со студентом по результатам производственной практики; предварительное оценивание по результатам практики.
Задание №13
Оценка и самооценка деятельности студента по итогам реализации программы практики.
3.5. Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК):
ПК 4.1. | Определять цели, задачи и панировать работу с родителями (лицами, их заменяющими). | 1. Определение и обоснование цели работы с родителями (лицами, из заменяющими) в соответствии с основными направлениями образовательной программы ДОУ. 2. Способность формулировать задачи работы с родителями (лицами, их заменяющими) в соответствии с поставленной целью. 3. Определение задач и содержания работы с родителями (лицами, их заменяющими) в зависимости от возраста, индивидуальных и личностных особенностей детей дошкольного возраста. 4. Разработка планов работы с родителями (лицами, их заменяющими) по основным разделам образовательной программы в соответствии с основными. 5. Анализ и корректирование разработанных планов в соответствии с рекомендациями. | Задание № 16,19,20,23,24, на УП Задание № 1,2,10 на ПП |
ПК 4.2. | Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. | 1. Обоснование необходимости проведения индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического воспитания ребенка. 2. Определение и обоснование цели индивидуальных консультаций. 3. Подбор материала для индивидуальных консультаций в соответствии выявленными проблемами. 4. Знание принципов и владение технологиями бесконфликтного общения. 4.Осуществление индивидуального подхода с учетом типа семьи и личностных особенностей родителей. 5. Проведение индивидуальных консультаций, согласно разработанному и утверждённому плану. 6. Готовность к действиям в нестандартной ситуации. 7. Коррекция результатов собственной деятельности. | Задание № 19,20,21на УП Задание №1 на ПП |
ПК 4.3. | Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации. | 1. Обоснование тематики родительских собраний в группах детей разного возраста. 2. Участие в проведении родительского собрания совместно с воспитателем, согласно разработанному и утверждённому плану и конспекту. 3. Подготовка материально – технического и дидактического обеспечения для проведения родительского собрания. 5. Готовность к действиям в нестандартной ситуации. 6. Коррекция результатов собственной деятельности. | Задание №2,3, 6 на ПП |
ПК 4.4. | Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. | 1. Методически обоснованный выбор подходов к анализу работы с родителями. 2. Анализ результатов работы с родителями по предложенной схеме. 3. Методически грамотное оформление результатов анализа. 4. Умение выражать собственное мнение, быть понятым сокурсниками и педагогами при обсуждении отдельных вопросов. 5. Составление заключений и разработка рекомендаций по корректировке процесса взаимодействия с родителями. 6. Самоанализ проведения работы с родителями по основным направлениям образовательной программы. | Задания № 4,5,6,7,8,9,10,1,12,13,на УП Задания № 7,11,12 на ПП |
ПК 4.5. | Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой. | 1. Знание должностных обязанностей помощника воспитателя и других сотрудников, работающих с группой. 2. Определение целей и задач взаимодействия с сотрудниками дошкольной организации. 3. Выбор оптимальных форм взаимодействия с работниками дошкольной организации по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 4. Знание принципов и владение технологиями бесконфликтного общения. | Задание № 30-36 на УП Задание № 4,8,10 на ПП |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - Проявление интереса к будущей профессии; -Участвует в профессионально-значимых мероприятиях (конференции, форумы и т.д.) Определят значимость освоения ОПОП для дальнейшей профессиональной деятельности | Задание № 1,2,3,4,6,8,11на УП Задания №11,12,13 на ПП |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | -Эффективно организует собственную деятельность; -Разрабатывать перспективные планы по работе с родителями в соответствии с целью и задачами деятельности | Задание № 5,16.18,19,20,21,23,24,37 на УП Задания №1,2,3,4,9 на ПП |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - Адекватное оценивание ситуации с точки зрения риска для окружающих и себя. - Принятие оптимального решения в стандартной и нестандартной ситуации - Поиск и оценивание альтернативных способов решения проблемы. | Задание № 1,2, 3,6на ПП |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - Выбирает эффективные способы решения в зависимости от профессиональной задачи. -Аргументирует выбор способа решения профессиональной задачи -Владение современными технологиями поиска, анализа и оценки информации -Использование различных источников информации, включая электронные. - Способность к оценке учебно- профессиональной информации - Способность самостоятельно обрабатывать информацию, структурировать её. - Готовность и способность к преобразованию информации. | Задания № 6,8,12,13,16,22,24,25,26,29 УП Задания № 5,6,7,10,11,13 на ПП |
ОК6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | -Анализирует профессиональную ситуацию и определяет возможные риски -Умение вступать в коммуникацию, быть понятым. - Знание способов взаимодействия с окружающими. - Умение осуществлять педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества - Умение подчинять личные интересы целям группы - Умения улаживать разногласия и конфликты, возникающие в процессе взаимодействия. | Задание № 30-36 на УП Задания №4,8,12 на ПП |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.