РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПО ПРАКТИКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПО ПРАКТИКЕ

ПМ. 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

по специальности среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

(углубленная подготовка)

 

 

 

Туймазы, 2018г.

 

ОДОБРЕНА На заседании специальности Дошкольное образование   Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования   44.02.01 Дошкольное образование с учетом характеристик обобщенных трудовых функций профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.    
Протокол № ___   от «____ » ______________ 2018 г.    
Тьютор специальности     _____________/Дудкина Н.В     Заведующий по производственной практике   ___________/Балабанов А.Л.  

Составители (авторы):

Мусина Е.Н., преподаватель высшей категории ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж;

Кузьмина М.Е., преподаватель высшей категории ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж.

 

 

Программа согласована: Программа согласована:

     

Багаува Г.Ю., заведующий МАДОУ д/№18 г.Туймазы

Белякова Т.К., заведующий МАДОУ д/№21 г.Туймазы

Валеева Э.М., заведующий МАДОУ д/№25 г.Туймазы

Мухаметшина Э.А., заведующий МАДОУ д/№24 г.Туймазы

 

 

МАДОУ д/с №18                Заведующий                          _____________

(место работы)                  (занимаемая должность)                  (Г.Ю.Багаува)

 

МАДОУ д/с № 21              Заведующий                                 ____________

(место работы)                  (занимаемая должность)                       (Т.К.Белякова)

 

 

МАДОУ д/с №24                Заведующий                           ____________

(место работы)                  (занимаемая должность)              (Э.А.Мухаметшина)

 

 

          

 

МАДОУ д/с №25                   Заведующий                           ______________

(место работы)                  (занимаемая должность)                  (Э.М.Валеева)

 

 

          

 

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ                                       4                                                                                    
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ                                                           7         6                      
3. СТРУКТУРА и содержание ПРАКТИКИ                              8  
4. условия ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИяПРАКТИКИ    21  
5. Контроль и оценка результатов ПРАКТИКИ             24  

 

 



Паспорт ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

                                                                  

1.1. Место практики в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ).

Программа учебной и производственной практики является частью ППССЗ по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной организации

Цели и задачи практики.

  С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности студент в ходе прохождения данного вида практики должен:

иметь практический опыт:

- планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

-наблюдения за детьми и обсуждения с родителями (лицами, их заменяющими) достижений и трудностей в развитии ребенка;

- определения целей и задач работы с отдельной семьёй по результатам наблюдений за ребёнком, изучения особенностей семейного воспитания;

- взаимодействия с администрацией образовательной организации воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;

- руководства работой помощника воспитателя;

-оказания помощи семье в решении вопросов воспитания детей;

-разработки (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями(законными представителями)программ индивидуального развития ребенка.

 

уметь:

- планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);

- изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;

- формулировать цели задачи работы с семьёй;

- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

- консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребёнка;

- анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);

-взаимодействовать с работниками дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
- руководить работой помощника воспитателя;

-владеть стандартизированными методами психодиагностики в области семейного воспитания;

-выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

-использовать информационные технологии в повышении педагогической компетентности родителей.

знать:

основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

- сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;

- основы планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

- задачи и содержание семейного воспитания;

- особенности современной семьи, ее функция;

- содержание и формы работы с семьей;

- особенности проведения индивидуальной работы с семьей;

- методы и приемы оказания педагогической помощи семье;

- методы изучения особенностей семейного воспитания;

- должностные обязанности помощника воспитателя;

- формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательной организации, работающими с группой.

-инновационные подходы в формировании и повышении педагогической компетентности родителей.

- основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС ДО;

-основные закономерности семейных отношений;

-основы поликультурного образования при работе с родителями.

 

1.3. Количество недель (часов) на освоение программы учебной и производственной практики:

 

Всего 3 недели, 108 часов.

 




РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ

Результатом практики является освоение общих компетенций (ОК):

 

Код Наименование результата практики
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

 

и профессиональных компетенций (ПК):

 

Код Наименование результата практики
ПК 4.1 Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.  
ПК 4.2 Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3 Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.  
ПК 4.4 Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.  
ПК 4.5 Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

3.1. Тематический план учебной практики

№ п/п Виды работ Содержание работы Кол-во часов
1. Инструктаж по учебной практике, цели, задачи, содержание практики. Инструктаж, требования к оформлению документации, ведению дневника.  1

2.

Анализ нормативно-правовых документов по работе с родителями и сотрудниками ДОУ

1. Знакомство с нормативно – правовой документацией ДОУ по взаимодейтвию всех субъектов педагогического процесса. 1
2.Знакомство с должностными обязанностями сотрудников ДОУ. Анализ специфики должностных обязанностей различных специалистовДОУ. 2
   3. Анализ взаимодействия ДОУ с социальными партнерами. 1
4.Сотрудничество ДОУ с родителями. Изучение договоров, локальных актов, устава ДОУ по работе с родителями. 2

3.

Анализ особенностей планирования работы

по взаимодействию с семьями дошкольников

в ДОУ

1. Анализ образовательной Программы детского сада (базового образовательного учреждения), протоколов родительских собраний, отражающих работу с родителями (лицами, их заменяющими), для выявления цели, задач, направлений, содержания сотрудничества с семьями, соответствия организованной работы требованиям ФГОС ДО. 2
2.Анализ планов воспитателей по организации работы с родителями в прикрепленной группе. 1
3.Анализ документации воспитателя по работе с родителями. Оценка протоколов родительских собраний и вынесенных решений в прикрепленной группе. 2
4. Анализ и оценка содержания, форм и типов сотрудничества педагогического коллектива. 1.Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) в 1 половине дня (во время утреннего приема – консультации, беседы и др.; Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель» 2
    Наблюдение проведения индивидуальных консультаций для родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания детей в семье. 1

 


  2.Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) во 2 половине дня (во время ухода ребенка домой, на прогулке, в группе). Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель». 2
3.Анализ наблюдения за взаимодействием воспитателя с родителями (лицами, их  заменяющими) по обсуждению  достижений и трудностей в развитии ребенка 1
4 Знакомство с родительским контингентом своей возрастной группы. Изучение состава семей воспитанников, проведение опроса с целью выявления их потребностей, интересующих вопросов воспитания и развития детей, предпочитаемых форм сотрудничества. 2
5.Обсуждение и анализ с воспитателем используемых форм сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими); особенностей поведения и реакций разных родителей (лицами их заменяющими) и воспитателя в ходе взаимодействия; выявление эффективных форм работы с семьями. 2
6. Анализ тетради посещения семьи. 2
7.Анализ направленности и содержания материалов «Уголка для родителей» в своей возрастной группе. 2
8.Оформление папки – передвижки «Народная мудрость о семье» 1

5.

Организация деятельности по подготовке планов конспектов проведения различных форм работы с родителями и сотрудниками ДОУ

Обсуждение с диалоге с воспитателем группы  темы, целей, задач родительского собрания. 1
Разработка плана конспекта родительского собрания в прикрепленной  группе, с учетом  возраста, современных запросов родителей. 2
Обсуждение в диалоге с воспитателем, специалистами ДОУ, родителями проблем и/или достижений ребенка 1
Проведение наблюдения за (ребенком) детьми по выявленным проблемам и /или обращениям родителей.   1



 

 

Составление плана беседы с родителями по итогам наблюдения. 1
Разработка  (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями(лицами,их заменяющими) программ индивидуального развития ребенка. 2
Определение темы, целей, задач индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития  ребенка. 1

 

 

Планирование индивидуальной консультации 2
Подготовка наглядной информации (памятки,  буклеты) к проведению индивидуальных бесед и консультаций:  «Агрессивный ребенок в семье», «Гиперактивный ребенок»,  «Ребенок с трудностями в общении», «Тревожные и застенчивые дети» и др. 2
Определение темы, целей, задач мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ 1
Разработка плана конспекта мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ. 2
Проведение диагностики с родителями в прикрепленной группе на определение стилей воспитания и родительского отношения к ребенку. 2
Диагностика детей на выявление самого значимого члена семьи для ребенка. Анализ результатов диагностики. 1
Проведение индивидуальных бесед с детьми на тему: «Семья глазами ребенка» 1
Проведение рисования с детьми на тему: «Моя семья». Оформление выставки детских рисунков. 1
Подбор и оформление материалов для памятки педагогу: «Эффективное общение с детьми». 2
Подбор и оформление материалов для памятки педагогам: «Во избежание конфликтов». 2

6.

Анализ взаимодействия воспитателя с сотрудниками ДОУ

Составление схемы форм взаимодействия администрации с сотрудниками ДОУ. 1
Наблюдение взаимодействия воспитателя с другими воспитателями. Составление схемы взаимодействия воспитателя в ДОУ . 2
Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с воспитателями и детьми. 1

 

 

Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями. 1
Наблюдение взаимодействия воспитателя с логопедом ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. Анализ взаимодействия воспитателя с логопедом ДОУ. 2
Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями. 2
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. 2
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с музыкальным руководителем ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. 2
    Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с инструктором физической культуры ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии.   2
    Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя   2
7. Отчет о проделанной  работе Самоанализ по итогам практики. 3
    ИТОГО: 72ч.


Содержание учебной практики

Задание №1

Знакомство с нормативно – правовой документацией ДОУ по взаимодействию всех субъектов педагогического процесса: должностные обязанности сотрудников ДОУ, анализ специфики должностных обязанностей различных специалистов ДОУ.

Задание №2

Анализ взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.

Задание №3

Изучение договоров, локальных актов, устава ДОУ по работе с родителями.

Задание №4

Анализ образовательной Программы детского сада (базового образовательного учреждения), протоколов родительских собраний, отражающих работу с родителями (лицами, их заменяющими для выявления цели, задач, направлений, содержания сотрудничества с семьями, соответствия организованной работы требованиям ФГОС ДО.

Задание №5

Анализ документации и планов воспитателей по организации работы

 с родителями (лицами, их заменяющими)в прикрепленной группе.

 Оценка протоколов родительских собраний и вынесенных решений

 в прикрепленной группе.

Задание №6

Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) в 1 половине дня (во время утреннего приема – консультации, беседы и др.). Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель»(МЕТ. Рек. С.60-61)

Задание №7

Наблюдение проведения индивидуальных консультаций для родителей

(лицами, их заменяющими) по вопросам воспитания детей в семье.

Задание №8

Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями  во 2 половине дня (во время ухода ребенка домой, на прогулке, в группе).Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель»(МЕТ.рек с.60-61)

Задание №9

Анализ наблюдения за взаимодействием воспитателя с родителями (лицами,

 их заменяющими)  по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка.

Задание №10

Знакомство с родительским контингентом своей возрастной группы. Изучение состава семей воспитанников, проведение опроса с целью выявления их потребностей, интересующих вопросов воспитания и развития детей, предпочитаемых форм сотрудничества.

Задание №11

Обсуждение и анализ с воспитателем используемых форм сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими) особенностей поведения и реакций разных родителей(лицами, их заменяющими) и воспитателя в ходе взаимодействия; выявление эффективных форм работы с семьями. Определение стиля педагогического общения воспитателя с детьми.

Задание №12

Анализ особенностей работы с атипичными семьями в детском саду, имеющих ребенка с особыми образовательными потребностями. Анализ тетради посещения семьи.

Задание №13

Анализ направленности и содержания материалов «уголка для родителей» в своей возрастной группе.

Задание №14

Оформление папки – передвижки «Народная мудрость о семье».

Задание №15

Обсуждение с диалоге с воспитателем группы темы, целей, задач родительского собрания.

Задание №16

Разработка плана конспекта родительского собрания в прикрепленной группе, с учетом возраста, современных запросов родителей.

Задание №17

Обсуждение в диалоге с воспитателем, специалистами ДОУ, родителями проблем и/или достижений ребенка

Задание №18

Проведение наблюдения за (ребенком) детьми по выявленным проблемам и /или обращениям родителей.

Задание №19

Составление плана беседы с родителями по итогам наблюдения.

Задание №20

Определение темы, целей, задач, планирования  индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка

Задание №21

Показ фрагментов проведения индивидуальных консультаций и бесед с родителями в смоделированной ситуации.

Задание №22

Подготовка наглядной информации (памятки, буклеты) к проведению индивидуальных бесед и консультаций: «Агрессивный ребенок в семье», «Гиперактивный ребенок», «Ребенок с трудностями в общении», «Тревожные и застенчивые дети» и др.

Задание №23

Определение темы, целей, задач мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ.

Задание №24

Разработка плана конспекта мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ.

Задание №25

Проведение диагностики с родителями в прикрепленной группе на определение стилей воспитания и родительского отношения к ребенку.

Задание №26

Диагностика детей на выявление самого значимого члена семьи для ребенка. Анализ результатов диагностики

Задание №27

Проведение индивидуальных бесед с детьми на тему: «Семья глазами ребенка».

Задание №28

Проведение рисования с детьми на тему: «Моя семья».

Задание №29

Подбор и оформление материалов для памятки педагогу: «Эффективное общение с детьми».

Подбор и оформление материалов для памятки педагогам: «Во избежание конфликтов».

Задание №30

Составление схемы форм взаимодействия администрации с сотрудниками ДОУ.

Задание №31

Наблюдение взаимодействия воспитателя с другими воспитателями. Составление схемы взаимодействия воспитателя в ДОУ.

Задание №32

Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями, воспитателями и детьми.

Задание №33

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом ДОУ.

Беседа с воспитателем о взаимодействии.

Задание №34

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с музыкальным руководителем ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии.

Задание №35

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с инструктором физической культуры ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии.

Задание №36

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя

Задание №37

Составление индивидуального плана прохождения производственной практики.

Задание №38

Подготовка к производственной практике: подготовка планов конспектов родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед с родителями.

3.3. Тематический план производственной практики

№ п/п Виды работ Содержание работы Кол-во часов

Самостоятельная организация

сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками ДОУ в 1 и 2 половины дня

  1. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями (лицами,их заменяющими) 4
Организация и участие в проведении  родительского собрания в закрепленной группе 4
Организация и проведение досуга с привлечением родителей (лицами, их заменяющими)   2
Организация выставки рисунков для родителей «Моя семья» 2
Организация и участие в мероприятиях с участием воспитателей и сотрудников ДОУ. 4
Организация пропаганды педагогических знаний для родителей (лицами их заменяющими) через «Методическая копилка для родителей» (не менее 2-х) 2

Организация и проведение нетрадиционных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) по заданию воспитателя 2
Самоанализ проведения различных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) 2
Составление педагогической характеристики семей разного типа. 2
Самостоятельная организация жизнедеятельности детей в 1 половину дня. Взаимодействие с воспитателем группы и помощником воспитателя. Осуществление руководства работой помощника воспитателя в режимных моментах и при организации различных видов деятельности.   4
   

4.

 

Рефлексивная оценка и самооценка

результатов самостоятельной организации

взаимодействия с родителями и

сотрудниками образовательного

учреждения

Оформление портфолио учебно-профессиональных достижений 2
  Собеседование руководителя базовой дошкольной образовательной организации, воспитателя со студентом по результатам производственной практики; предварительное оценивание по результатам практики 2
Оценка и самооценка деятельности студента по итогам реализации программы практики 2
    Подготовка отчетной документации по практике 2
    ИТОГО: 36ч.

Содержание производственной практики

Задание №1

Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед) с родителями (лицами, их заменяющих).

Задание №2

Организация и участие в проведении родительского собрания в закрепленной группе.

Задание №3

Организация и проведение досуга с привлечением родителей(лицами, их заменяющих).

Задание №4

Организация и участие в мероприятиях с участием воспитателей и сотрудников ДОУ.

Задание №5

Организация пропаганды педагогических знаний для родителей (лицами, их заменяющих) через «Методическая копилка для родителей» (не менее 2-х).

Задание №6

Организация и проведение нетрадиционных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) по заданию воспитателя.

Задание №7

Самоанализ проведения различных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими).

Задание №8

Самостоятельная организация жизнедеятельности детей в 1 половину дня.

Взаимодействие с воспитателем группы и помощником воспитателя. Осуществление руководства работой помощника воспитателя в режимных моментах и при организации различных видов деятельности.

Задание №9

Оформление выставки детских рисунков «Моя семья».

Задание №10

Разработка и реализация совместно с родителями(лицами, их заменяющими)  программы индивидуального развития ребенка по одной из выявленных проблем, с участием психолога(логопеда), других специалистов ДОО.

Задание №11

Оформление портфолио учебно-профессиональных достижений.

Задание №12

Собеседование руководителя базовой дошкольной образовательной организации, воспитателя со студентом по результатам производственной практики; предварительное оценивание по результатам практики.

Задание №13

Оценка и самооценка деятельности студента по итогам реализации программы практики.

3.5. Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК):

ПК 4.1. Определять цели, задачи и панировать работу с родителями (лицами, их заменяющими). 1. Определение и обоснование цели работы с родителями (лицами, из заменяющими) в соответствии с основными направлениями образовательной программы ДОУ. 2. Способность формулировать задачи работы с родителями (лицами, их заменяющими) в соответствии с поставленной целью. 3. Определение задач и содержания работы с родителями (лицами, их заменяющими) в зависимости от возраста, индивидуальных и личностных особенностей детей дошкольного возраста. 4. Разработка планов работы с родителями (лицами, их заменяющими) по основным разделам образовательной программы в соответствии с основными. 5. Анализ и корректирование разработанных планов в соответствии с рекомендациями.  Задание № 16,19,20,23,24, на УП Задание № 1,2,10 на ПП
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. 1. Обоснование необходимости проведения индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического воспитания ребенка. 2. Определение и обоснование цели индивидуальных консультаций. 3. Подбор материала для индивидуальных консультаций в соответствии выявленными проблемами. 4. Знание принципов и владение технологиями бесконфликтного общения. 4.Осуществление индивидуального подхода с учетом типа семьи и личностных особенностей родителей. 5. Проведение индивидуальных консультаций, согласно разработанному и утверждённому плану. 6. Готовность к действиям в нестандартной ситуации. 7. Коррекция результатов собственной деятельности.     Задание № 19,20,21на УП Задание №1 на ПП
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации. 1. Обоснование тематики родительских собраний в группах детей разного возраста. 2. Участие в проведении родительского собрания совместно с воспитателем, согласно разработанному и утверждённому плану и конспекту. 3. Подготовка материально – технического и дидактического обеспечения для проведения родительского собрания. 5. Готовность к действиям в нестандартной ситуации. 6. Коррекция результатов собственной деятельности. Задание №2,3, 6 на ПП
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. 1. Методически обоснованный выбор подходов к анализу работы с родителями.  2. Анализ результатов работы с родителями по предложенной схеме. 3. Методически грамотное оформление результатов анализа. 4. Умение выражать собственное мнение, быть понятым сокурсниками и педагогами при обсуждении отдельных вопросов. 5. Составление заключений и разработка рекомендаций по корректировке процесса взаимодействия с родителями. 6. Самоанализ проведения работы с родителями по основным направлениям образовательной программы. Задания № 4,5,6,7,8,9,10,1,12,13,на УП Задания № 7,11,12 на ПП  
ПК 4.5.  Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой. 1. Знание должностных обязанностей помощника воспитателя и других сотрудников, работающих с группой. 2. Определение целей и задач взаимодействия с сотрудниками дошкольной организации. 3. Выбор оптимальных форм взаимодействия с работниками дошкольной организации по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 4. Знание принципов и владение технологиями бесконфликтного общения. Задание № 30-36 на УП Задание № 4,8,10 на ПП
ОК 1   Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - Проявление интереса к будущей профессии; -Участвует в профессионально-значимых мероприятиях (конференции, форумы и т.д.) Определят значимость освоения ОПОП для дальнейшей профессиональной деятельности Задание № 1,2,3,4,6,8,11на УП Задания №11,12,13 на ПП
ОК 2.   Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. -Эффективно организует собственную деятельность; -Разрабатывать перспективные планы по работе с родителями в соответствии с целью и задачами деятельности Задание № 5,16.18,19,20,21,23,24,37 на УП Задания №1,2,3,4,9 на ПП  
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. - Адекватное оценивание ситуации с точки зрения риска для окружающих и себя. - Принятие оптимального решения в стандартной и нестандартной ситуации - Поиск и оценивание альтернативных способов решения проблемы.  Задание № 1,2, 3,6на ПП
ОК 4.   Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - Выбирает эффективные способы решения в зависимости от профессиональной задачи. -Аргументирует выбор способа решения профессиональной задачи -Владение современными технологиями поиска, анализа и оценки информации -Использование различных источников информации, включая электронные. - Способность к оценке учебно- профессиональной информации - Способность самостоятельно обрабатывать информацию, структурировать её. - Готовность и способность к преобразованию информации. Задания № 6,8,12,13,16,22,24,25,26,29  УП Задания № 5,6,7,10,11,13 на ПП
ОК6   Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. -Анализирует профессиональную ситуацию и определяет возможные риски -Умение вступать в коммуникацию, быть понятым. - Знание способов взаимодействия с окружающими. - Умение осуществлять педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества - Умение подчинять личные интересы целям группы - Умения улаживать разногласия и конфликты, возникающие в процессе взаимодействия. Задание № 30-36 на УП Задания №4,8,12 на ПП

Содержание комплекта методических материалов

1.Титульный лист.

2. Индивидуальный план прохождения практики с отметкой о его выполнении

3. План-конспект родительского собрания для одной из возрастных групп.

4.План-конспект проведения индивидуальной консультации с родителями (лицами, их заменяющими).

5.Диагностический материал по работе с родителями.

6.Материалы выступлений на родительском собрании.

7. Информационные методические разработки ( бюллетени, буклеты, газеты , папки-раскладушки, презентации) для родителей (лиц их заменяющих) по современным проблемам воспитания.

Информационная наглядность для родителей.

8.Отчет студента-практиканта по прохождению производственной практики.

9.Характеристика с места прохождения практики, заверенная руководителем дошкольного образовательного учреждения.

10.Дневник практиканта по производственной практике.

 

4.3. Требования к материально-техническому обеспечению:

 

 

___

Практика проводится на базе МБ ДОУ г. Туймазы на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест на практике:

-наличие кабинета по учебной и производственной практики по ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации:

-экран, проектор, компьютер;

-наличие кабинетов сотрудников дошкольной организации (кабинет медицинского работника, музыкального руководителя, психолога, логопеда);

- групповые комнаты, групповые участки, спортивные площадки, спортивный зал, музыкальный зал.

 

4.4. Перечень учебных изданий, Интернет ресурсов, дополнительной литературы.

 

Нормативно-правовые документы :

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.№1155.

4.Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

5.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

 


Основные источники:

1.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для СПО.-М.: Академия,2015- ФГАУ «ФИРО».

2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Учебник для СПО-М.:Юрайт,2017

3. Микляева Н.В. и др. Теоретические основы дошкольного образования:Учебник для СПО.-М.:Юрайт,2017-УМО СПО

 

Дополнительная литература:

1.Взаимодействие ДОУ и семьи/Сост. О.И. Бочкарева.-Волгоград.,2011

2.Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду.-М.,2011

3.Микляева Н.В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения: метод.пособие.-М.:,2011

4.Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: метод. рекосендации.-М.,2011

5.Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи.- М.,2011

6. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-368с.

 

Официальные, справочно-библиографические и периодические издания:

1.Журнал « Дошкольное воспитание»,2012-2017гг.

2.Журнал « Дошкольная педагогика»,2014-2017гг.

 3.Журнал « Детский сад. Все для воспитателя»,2015-2017гг.

 

Интернет-ресурсы:

 

1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений /Т.А.Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 232 с. [Электронный ресурс]-Режим доступа:

http://nashol.com/2014112580864/semeinaya-pedagogika-i-domashnee-vospitan

2. Захарова, Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие /Г.И.Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с. [Электронный ресурс]-Режим доступа: - http://www.bibliotekar.ru/enc-Semya/36.htm

3. Организация работы логопеда с семьей в ДОУ[Электронный ресурс]-Режим доступа:http://www.logoped.ru/sinkaa02.htm

4. Дошкольное воспитание и образование (нормативно-правовые и методические аспекты по ДОУ). [Электронный ресурс]-Режим доступа:

http :// www . nvobrazovanie . ru / virt / Vmo dou

3. Организация работы с родителями в современном ДОУ. [Электронный ресурс]-Режим доступа:

http://www . deti-66.ru/forteachers/kindergarten/p

5. Положение о родительском комитете МДОУ №27 «Радость». [Электронный ресурс]-Режим доступа:

http://radost-ds.e-gloryon.com/0103609369

5. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ. [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=4298&catalogogid=18

 

 

4.5. Требования к руководителям практики от образовательного учреждения и организации.

 

Требования к руководителям практики от образовательного учреждения:

- практика проводится преподавателями дисциплин профессионального цикла. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к руководителям практики от организации:

 

- руководство практикой в базовых образовательных учреждениях осуществляется воспитателем, имеющим дошкольное образование и опыт воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста не менее 3 лет.



Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПО ПРАКТИКЕ

ПМ. 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

по специальности среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

(углубленная подготовка)

 

 

 

Туймазы, 2018г.

 

ОДОБРЕНА На заседании специальности Дошкольное образование   Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования   44.02.01 Дошкольное образование с учетом характеристик обобщенных трудовых функций профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.    
Протокол № ___   от «____ » ______________ 2018 г.    
Тьютор специальности     _____________/Дудкина Н.В     Заведующий по производственной практике   ___________/Балабанов А.Л.  

Составители (авторы):

Мусина Е.Н., преподаватель высшей категории ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж;

Кузьмина М.Е., преподаватель высшей категории ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж.

 

 

Программа согласована: Программа согласована:

     

Багаува Г.Ю., заведующий МАДОУ д/№18 г.Туймазы

Белякова Т.К., заведующий МАДОУ д/№21 г.Туймазы

Валеева Э.М., заведующий МАДОУ д/№25 г.Туймазы

Мухаметшина Э.А., заведующий МАДОУ д/№24 г.Туймазы

 

 

МАДОУ д/с №18                Заведующий                          _____________

(место работы)                  (занимаемая должность)                  (Г.Ю.Багаува)

 

МАДОУ д/с № 21              Заведующий                                 ____________

(место работы)                  (занимаемая должность)                       (Т.К.Белякова)

 

 

МАДОУ д/с №24                Заведующий                           ____________

(место работы)                  (занимаемая должность)              (Э.А.Мухаметшина)

 

 

          

 

МАДОУ д/с №25                   Заведующий                           ______________

(место работы)                  (занимаемая должность)                  (Э.М.Валеева)

 

 

          

 

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ                                       4                                                                                    
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ                                                           7         6                      
3. СТРУКТУРА и содержание ПРАКТИКИ                              8  
4. условия ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИяПРАКТИКИ    21  
5. Контроль и оценка результатов ПРАКТИКИ             24  

 

 



Паспорт ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

                                                                  

1.1. Место практики в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ).

Программа учебной и производственной практики является частью ППССЗ по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной организации

Цели и задачи практики.

  С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности студент в ходе прохождения данного вида практики должен:

иметь практический опыт:

- планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

-наблюдения за детьми и обсуждения с родителями (лицами, их заменяющими) достижений и трудностей в развитии ребенка;

- определения целей и задач работы с отдельной семьёй по результатам наблюдений за ребёнком, изучения особенностей семейного воспитания;

- взаимодействия с администрацией образовательной организации воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;

- руководства работой помощника воспитателя;

-оказания помощи семье в решении вопросов воспитания детей;

-разработки (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями(законными представителями)программ индивидуального развития ребенка.

 

уметь:

- планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);

- изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;

- формулировать цели задачи работы с семьёй;

- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

- консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребёнка;

- анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);

-взаимодействовать с работниками дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
- руководить работой помощника воспитателя;

-владеть стандартизированными методами психодиагностики в области семейного воспитания;

-выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

-использовать информационные технологии в повышении педагогической компетентности родителей.

знать:

основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

- сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;

- основы планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

- задачи и содержание семейного воспитания;

- особенности современной семьи, ее функция;

- содержание и формы работы с семьей;

- особенности проведения индивидуальной работы с семьей;

- методы и приемы оказания педагогической помощи семье;

- методы изучения особенностей семейного воспитания;

- должностные обязанности помощника воспитателя;

- формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательной организации, работающими с группой.

-инновационные подходы в формировании и повышении педагогической компетентности родителей.

- основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС ДО;

-основные закономерности семейных отношений;

-основы поликультурного образования при работе с родителями.

 

1.3. Количество недель (часов) на освоение программы учебной и производственной практики:

 

Всего 3 недели, 108 часов.

 




РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ

Результатом практики является освоение общих компетенций (ОК):

 

Код Наименование результата практики
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

 

и профессиональных компетенций (ПК):

 

Код Наименование результата практики
ПК 4.1 Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.  
ПК 4.2 Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3 Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.  
ПК 4.4 Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.  
ПК 4.5 Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

3.1. Тематический план учебной практики

№ п/п Виды работ Содержание работы Кол-во часов
1. Инструктаж по учебной практике, цели, задачи, содержание практики. Инструктаж, требования к оформлению документации, ведению дневника.  1

2.

Анализ нормативно-правовых документов по работе с родителями и сотрудниками ДОУ

1. Знакомство с нормативно – правовой документацией ДОУ по взаимодейтвию всех субъектов педагогического процесса. 1
2.Знакомство с должностными обязанностями сотрудников ДОУ. Анализ специфики должностных обязанностей различных специалистовДОУ. 2
   3. Анализ взаимодействия ДОУ с социальными партнерами. 1
4.Сотрудничество ДОУ с родителями. Изучение договоров, локальных актов, устава ДОУ по работе с родителями. 2

3.

Анализ особенностей планирования работы

по взаимодействию с семьями дошкольников

в ДОУ

1. Анализ образовательной Программы детского сада (базового образовательного учреждения), протоколов родительских собраний, отражающих работу с родителями (лицами, их заменяющими), для выявления цели, задач, направлений, содержания сотрудничества с семьями, соответствия организованной работы требованиям ФГОС ДО. 2
2.Анализ планов воспитателей по организации работы с родителями в прикрепленной группе. 1
3.Анализ документации воспитателя по работе с родителями. Оценка протоколов родительских собраний и вынесенных решений в прикрепленной группе. 2
4. Анализ и оценка содержания, форм и типов сотрудничества педагогического коллектива. 1.Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) в 1 половине дня (во время утреннего приема – консультации, беседы и др.; Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель» 2
    Наблюдение проведения индивидуальных консультаций для родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания детей в семье. 1

 


  2.Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) во 2 половине дня (во время ухода ребенка домой, на прогулке, в группе). Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель». 2
3.Анализ наблюдения за взаимодействием воспитателя с родителями (лицами, их  заменяющими) по обсуждению  достижений и трудностей в развитии ребенка 1
4 Знакомство с родительским контингентом своей возрастной группы. Изучение состава семей воспитанников, проведение опроса с целью выявления их потребностей, интересующих вопросов воспитания и развития детей, предпочитаемых форм сотрудничества. 2
5.Обсуждение и анализ с воспитателем используемых форм сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими); особенностей поведения и реакций разных родителей (лицами их заменяющими) и воспитателя в ходе взаимодействия; выявление эффективных форм работы с семьями. 2
6. Анализ тетради посещения семьи. 2
7.Анализ направленности и содержания материалов «Уголка для родителей» в своей возрастной группе. 2
8.Оформление папки – передвижки «Народная мудрость о семье» 1

5.

Организация деятельности по подготовке планов конспектов проведения различных форм работы с родителями и сотрудниками ДОУ

Обсуждение с диалоге с воспитателем группы  темы, целей, задач родительского собрания. 1
Разработка плана конспекта родительского собрания в прикрепленной  группе, с учетом  возраста, современных запросов родителей. 2
Обсуждение в диалоге с воспитателем, специалистами ДОУ, родителями проблем и/или достижений ребенка 1
Проведение наблюдения за (ребенком) детьми по выявленным проблемам и /или обращениям родителей.   1



 

 

Составление плана беседы с родителями по итогам наблюдения. 1
Разработка  (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями(лицами,их заменяющими) программ индивидуального развития ребенка. 2
Определение темы, целей, задач индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития  ребенка. 1

 

 

Планирование индивидуальной консультации 2
Подготовка наглядной информации (памятки,  буклеты) к проведению индивидуальных бесед и консультаций:  «Агрессивный ребенок в семье», «Гиперактивный ребенок»,  «Ребенок с трудностями в общении», «Тревожные и застенчивые дети» и др. 2
Определение темы, целей, задач мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ 1
Разработка плана конспекта мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ. 2
Проведение диагностики с родителями в прикрепленной группе на определение стилей воспитания и родительского отношения к ребенку. 2
Диагностика детей на выявление самого значимого члена семьи для ребенка. Анализ результатов диагностики. 1
Проведение индивидуальных бесед с детьми на тему: «Семья глазами ребенка» 1
Проведение рисования с детьми на тему: «Моя семья». Оформление выставки детских рисунков. 1
Подбор и оформление материалов для памятки педагогу: «Эффективное общение с детьми». 2
Подбор и оформление материалов для памятки педагогам: «Во избежание конфликтов». 2

6.

Анализ взаимодействия воспитателя с сотрудниками ДОУ

Составление схемы форм взаимодействия администрации с сотрудниками ДОУ. 1
Наблюдение взаимодействия воспитателя с другими воспитателями. Составление схемы взаимодействия воспитателя в ДОУ . 2
Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с воспитателями и детьми. 1

 

 

Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями. 1
Наблюдение взаимодействия воспитателя с логопедом ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. Анализ взаимодействия воспитателя с логопедом ДОУ. 2
Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями. 2
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. 2
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с музыкальным руководителем ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии. 2
    Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с инструктором физической культуры ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии.   2
    Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя   2
7. Отчет о проделанной  работе Самоанализ по итогам практики. 3
    ИТОГО: 72ч.


Содержание учебной практики

Задание №1

Знакомство с нормативно – правовой документацией ДОУ по взаимодействию всех субъектов педагогического процесса: должностные обязанности сотрудников ДОУ, анализ специфики должностных обязанностей различных специалистов ДОУ.

Задание №2

Анализ взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.

Задание №3

Изучение договоров, локальных актов, устава ДОУ по работе с родителями.

Задание №4

Анализ образовательной Программы детского сада (базового образовательного учреждения), протоколов родительских собраний, отражающих работу с родителями (лицами, их заменяющими для выявления цели, задач, направлений, содержания сотрудничества с семьями, соответствия организованной работы требованиям ФГОС ДО.

Задание №5

Анализ документации и планов воспитателей по организации работы

 с родителями (лицами, их заменяющими)в прикрепленной группе.

 Оценка протоколов родительских собраний и вынесенных решений

 в прикрепленной группе.

Задание №6

Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) в 1 половине дня (во время утреннего приема – консультации, беседы и др.). Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель»(МЕТ. Рек. С.60-61)

Задание №7

Наблюдение проведения индивидуальных консультаций для родителей

(лицами, их заменяющими) по вопросам воспитания детей в семье.

Задание №8

Наблюдение различных форм взаимодействия воспитателя с родителями  во 2 половине дня (во время ухода ребенка домой, на прогулке, в группе).Анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе в системе отношений «педагог – родитель»(МЕТ.рек с.60-61)

Задание №9

Анализ наблюдения за взаимодействием воспитателя с родителями (лицами,

 их заменяющими)  по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка.

Задание №10

Знакомство с родительским контингентом своей возрастной группы. Изучение состава семей воспитанников, проведение опроса с целью выявления их потребностей, интересующих вопросов воспитания и развития детей, предпочитаемых форм сотрудничества.

Задание №11

Обсуждение и анализ с воспитателем используемых форм сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими) особенностей поведения и реакций разных родителей(лицами, их заменяющими) и воспитателя в ходе взаимодействия; выявление эффективных форм работы с семьями. Определение стиля педагогического общения воспитателя с детьми.

Задание №12

Анализ особенностей работы с атипичными семьями в детском саду, имеющих ребенка с особыми образовательными потребностями. Анализ тетради посещения семьи.

Задание №13

Анализ направленности и содержания материалов «уголка для родителей» в своей возрастной группе.

Задание №14

Оформление папки – передвижки «Народная мудрость о семье».

Задание №15

Обсуждение с диалоге с воспитателем группы темы, целей, задач родительского собрания.

Задание №16

Разработка плана конспекта родительского собрания в прикрепленной группе, с учетом возраста, современных запросов родителей.

Задание №17

Обсуждение в диалоге с воспитателем, специалистами ДОУ, родителями проблем и/или достижений ребенка

Задание №18

Проведение наблюдения за (ребенком) детьми по выявленным проблемам и /или обращениям родителей.

Задание №19

Составление плана беседы с родителями по итогам наблюдения.

Задание №20

Определение темы, целей, задач, планирования  индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка

Задание №21

Показ фрагментов проведения индивидуальных консультаций и бесед с родителями в смоделированной ситуации.

Задание №22

Подготовка наглядной информации (памятки, буклеты) к проведению индивидуальных бесед и консультаций: «Агрессивный ребенок в семье», «Гиперактивный ребенок», «Ребенок с трудностями в общении», «Тревожные и застенчивые дети» и др.

Задание №23

Определение темы, целей, задач мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ.

Задание №24

Разработка плана конспекта мероприятия воспитателя с сотрудниками ДОУ.

Задание №25

Проведение диагностики с родителями в прикрепленной группе на определение стилей воспитания и родительского отношения к ребенку.

Задание №26

Диагностика детей на выявление самого значимого члена семьи для ребенка. Анализ результатов диагностики

Задание №27

Проведение индивидуальных бесед с детьми на тему: «Семья глазами ребенка».

Задание №28

Проведение рисования с детьми на тему: «Моя семья».

Задание №29

Подбор и оформление материалов для памятки педагогу: «Эффективное общение с детьми».

Подбор и оформление материалов для памятки педагогам: «Во избежание конфликтов».

Задание №30

Составление схемы форм взаимодействия администрации с сотрудниками ДОУ.

Задание №31

Наблюдение взаимодействия воспитателя с другими воспитателями. Составление схемы взаимодействия воспитателя в ДОУ.

Задание №32

Беседа с психологом ДОУ о его взаимодействии с родителями, воспитателями и детьми.

Задание №33

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом ДОУ.

Беседа с воспитателем о взаимодействии.

Задание №34

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с музыкальным руководителем ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии.

Задание №35

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с инструктором физической культуры ДОУ. Беседа с воспитателем о взаимодействии.

Задание №36

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя

Задание №37

Составление индивидуального плана прохождения производственной практики.

Задание №38

Подготовка к производственной практике: подготовка планов конспектов родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед с родителями.

3.3. Тематический план производственной практики

№ п/п Виды работ Содержание работы Кол-во часов

Самостоятельная организация

сотрудничества с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками ДОУ в 1 и 2 половины дня

  1. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями (лицами,их заменяющими) 4
Организация и участие в проведении  родительского собрания в закрепленной группе 4
Организация и проведение досуга с привлечением родителей (лицами, их заменяющими)   2
Организация выставки рисунков для родителей «Моя семья» 2
Организация и участие в мероприятиях с участием воспитателей и сотрудников ДОУ. 4
Организация пропаганды педагогических знаний для родителей (лицами их заменяющими) через «Методическая копилка для родителей» (не менее 2-х) 2

Организация и проведение нетрадиционных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) по заданию воспитателя 2
Самоанализ проведения различных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) 2
Составление педагогической характеристики семей разного типа. 2
Самостоятельная организация жизнедеятельности детей в 1 половину дня. Взаимодействие с воспитателем группы и помощником воспитателя. Осуществление руководства работой помощника воспитателя в режимных моментах и при организации различных видов деятельности.   4
   

4.

 

Рефлексивная оценка и самооценка

результатов самостоятельной организации

взаимодействия с родителями и

сотрудниками образовательного

учреждения

Оформление портфолио учебно-профессиональных достижений 2
  Собеседование руководителя базовой дошкольной образовательной организации, воспитателя со студентом по результатам производственной практики; предварительное оценивание по результатам практики 2
Оценка и самооценка деятельности студента по итогам реализации программы практики 2
    Подготовка отчетной документации по практике 2
    ИТОГО: 36ч.

Содержание производственной практики

Задание №1

Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед) с родителями (лицами, их заменяющих).

Задание №2

Организация и участие в проведении родительского собрания в закрепленной группе.

Задание №3

Организация и проведение досуга с привлечением родителей(лицами, их заменяющих).

Задание №4

Организация и участие в мероприятиях с участием воспитателей и сотрудников ДОУ.

Задание №5

Организация пропаганды педагогических знаний для родителей (лицами, их заменяющих) через «Методическая копилка для родителей» (не менее 2-х).

Задание №6

Организация и проведение нетрадиционных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими) по заданию воспитателя.

Задание №7

Самоанализ проведения различных форм работы с родителями (лицами, их заменяющими).

Задание №8

Самостоятельная организация жизнедеятельности детей в 1 половину дня.

Взаимодействие с воспитателем группы и помощником воспитателя. Осуществление руководства работой помощника воспитателя в режимных моментах и при организации различных видов деятельности.

Задание №9

Оформление выставки детских рисунков «Моя семья».

Задание №10

Разработка и реализация совместно с родителями(лицами, их заменяющими)  программы индивидуального развития ребенка по одной из выявленных проблем, с участием психолога(логопеда), других специалистов ДОО.

Задание №11

Оформление портфолио учебно-профессиональных достижений.

Задание №12

Собеседование руководителя базовой дошкольной образовательной организации, воспитателя со студентом по результатам производственной практики; предварительное оценивание по результатам практики.

Задание №13

Оценка и самооценка деятельности студента по итогам реализации программы практики.

3.5. Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК):

ПК 4.1. Определять цели, задачи и панировать работу с родителями (лицами, их заменяющими). 1. Определение и обоснование цели работы с родителями (лицами, из заменяющими) в соответствии с основными направлениями образовательной программы ДОУ. 2. Способность формулировать задачи работы с родителями (лицами, их заменяющими) в соответствии с поставленной целью. 3. Определение задач и содержания работы с родителями (лицами, их заменяющими) в зависимости от возраста, индивидуальных и личностных особенностей детей дошкольного возраста. 4. Разработка планов работы с родителями (лицами, их заменяющими) по основным разделам образовательной программы в соответствии с основными. 5. Анализ и корректирование разработанных планов в соответствии с рекомендациями.  Задание № 16,19,20,23,24, на УП Задание № 1,2,10 на ПП
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. 1. Обоснование необходимости проведения индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического воспитания ребенка. 2. Определение и обоснование цели индивидуальных консультаций. 3. Подбор материала для индивидуальных консультаций в соответствии выявленными проблемами. 4. Знание принципов и владение технологиями бесконфликтного общения. 4.Осуществление индивидуального подхода с учетом типа семьи и личностных особенностей родителей. 5. Проведение индивидуальных консультаций, согласно разработанному и утверждённому плану. 6. Готовность к действиям в нестандартной ситуации. 7. Коррекция результатов собственной деятельности.     Задание № 19,20,21на УП Задание №1 на ПП
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации. 1. Обоснование тематики родительских собраний в группах детей разного возраста. 2. Участие в проведении родительского собрания совместно с воспитателем, согласно разработанному и утверждённому плану и конспекту. 3. Подготовка материально – технического и дидактического обеспечения для проведения родительского собрания. 5. Готовность к действиям в нестандартной ситуации. 6. Коррекция результатов собственной деятельности. Задание №2,3, 6 на ПП
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. 1. Методически обоснованный выбор подходов к анализу работы с родителями.  2. Анализ результатов работы с родителями по предложенной схеме. 3. Методически грамотное оформление результатов анализа. 4. Умение выражать собственное мнение, быть понятым сокурсниками и педагогами при обсуждении отдельных вопросов. 5. Составление заключений и разработка рекомендаций по корректировке процесса взаимодействия с родителями. 6. Самоанализ проведения работы с родителями по основным направлениям образовательной программы. Задания № 4,5,6,7,8,9,10,1,12,13,на УП Задания № 7,11,12 на ПП  
ПК 4.5.  Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой. 1. Знание должностных обязанностей помощника воспитателя и других сотрудников, работающих с группой. 2. Определение целей и задач взаимодействия с сотрудниками дошкольной организации. 3. Выбор оптимальных форм взаимодействия с работниками дошкольной организации по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 4. Знание принципов и владение технологиями бесконфликтного общения. Задание № 30-36 на УП Задание № 4,8,10 на ПП
ОК 1   Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - Проявление интереса к будущей профессии; -Участвует в профессионально-значимых мероприятиях (конференции, форумы и т.д.) Определят значимость освоения ОПОП для дальнейшей профессиональной деятельности Задание № 1,2,3,4,6,8,11на УП Задания №11,12,13 на ПП
ОК 2.   Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. -Эффективно организует собственную деятельность; -Разрабатывать перспективные планы по работе с родителями в соответствии с целью и задачами деятельности Задание № 5,16.18,19,20,21,23,24,37 на УП Задания №1,2,3,4,9 на ПП  
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. - Адекватное оценивание ситуации с точки зрения риска для окружающих и себя. - Принятие оптимального решения в стандартной и нестандартной ситуации - Поиск и оценивание альтернативных способов решения проблемы.  Задание № 1,2, 3,6на ПП
ОК 4.   Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - Выбирает эффективные способы решения в зависимости от профессиональной задачи. -Аргументирует выбор способа решения профессиональной задачи -Владение современными технологиями поиска, анализа и оценки информации -Использование различных источников информации, включая электронные. - Способность к оценке учебно- профессиональной информации - Способность самостоятельно обрабатывать информацию, структурировать её. - Готовность и способность к преобразованию информации. Задания № 6,8,12,13,16,22,24,25,26,29  УП Задания № 5,6,7,10,11,13 на ПП
ОК6   Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. -Анализирует профессиональную ситуацию и определяет возможные риски -Умение вступать в коммуникацию, быть понятым. - Знание способов взаимодействия с окружающими. - Умение осуществлять педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества - Умение подчинять личные интересы целям группы - Умения улаживать разногласия и конфликты, возникающие в процессе взаимодействия. Задание № 30-36 на УП Задания №4,8,12 на ПП

Дата: 2019-05-28, просмотров: 167.