В предыдущем обсуждении творческого процесса, упомянув о необходимости для озарения соответствующего психологического состояния, мы оставили открытым вопрос, в чем же, собственно, заключается это состояние. Некоторые ученые начали изучение этого вопроса с исследования состояний сознания, соответствующих творчеству в различных отраслях знания.
Элмер и Элис Грин, исследователи биологической обратной связи при Фонде Меннинджера, изучали физиологические аспекты взаимоотношений между творчеством и состояниями сознания. Фиксируя физиологические параметры людей на различных стадиях творческого процесса, они смогли установить наличие сильной корреляции между фазой озарения и, по крайней мере, одним физиологически различимым состоянием сознания.
Вот, что они пишут:
Подход, или ключ, ко всем этим внутренним процессам заключается в достижении особого состояния сознания, в котором разрыв между сознательным и бессознательным процессами намеренно сужается и, если это нужно, устраняется. Когда установлено такое состояние саморегулируемого мечтания, можно задать своему телу любую программу, и она будет выполнена, можно беспристрастно исследовать эмоциональные состояния, запоминая их или отбрасывая, или полностью вытесняя другими, кажущимися более полезными, состояниями, а также найти элегантное решение проблем, неразрешимых при обычном состоянии сознания.
Состояние сознания, которое имеют в виду супруги Грин, есть не осознанное сновидение, а гипнагогическое, или просонное, состояние. Тем не менее, их выводы можно отнести, быть может, даже в большей степени, и к состоянию осознанного сновидения, в котором сознательный и бессознательный ум оказываются лицом к лицу.
Карл Роджерс также обратил внимание на взаимосвязь между творчеством и психологическими состояниями. В книге «Становление личности» он упоминает три психологические особенности, которые, по его мнению, более всего свойственны творчеству. Первая из них - открытость воздействию окружающего мира - противоположна психологической самодостаточности, или жесткой приверженности сложившимся концепциям, мнениям, теориям и гипотезам. Она подразумевает терпимое отношение к неопределенности и способность обрабатывать противоречивую информацию, не склоняясь к необдуманной вере или неверию.
Единственное, что требуется для достижения осознанности во сне, - это умение обрабатывать противоречивую, неопределенную и, зачастую, невероятную информацию, предоставляемую нам в сновидении, причем делать это надо достаточно гибко, чтобы допустить нестандартный вывод об иллюзорности своих впечатлений. Таким образом, если вы легко добиваетесь во сне состояния осознанности, то открытое отношение к окружающему миру не будет для вас проблемой.
Следующей особенностью творческого состояния является наличие внутреннего источника оценки. Это означает, что значимость продукта творчества определяется не одобрением или критикой со стороны других, а мнением человека, его создавшего. Это нигде так отчетливо не проявляется, как в осознанных сновидениях, где каждый является одновременно и постановщиком, и зрителем.
И последняя особенность, присущая, согласно Роджерсу, творчеству, - это способность играть с элементами и концепциями, способность к непредсказуемому жонглированию идеями, цветами, словами, отношениями, приводящая к немыслимым комбинациям элементов, невероятным теориям и неподвластным логике открытиям. Осознанно сновидящие имеют возможность делать в своих снах все, что угодно, поэтому осознанные сновидения - это идеальная лаборатория для такого рода экспериментов. Как мы увидим в следующем разделе, при этом можно использовать средства, гораздо более разнообразные, чем те, что доступны нам во время бодрствования.
НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ
Наиболее важным понятием, относящимся к стимулированию с помощью осознанных сновидений творческой фазы озарения, является так называемое «неявное» знание. Вещи, о которых вы уверены и которые можете внятно сформулировать, как-то, ваш домашний адрес, или как завязать ботинок, называются «явным» знанием. В противоположность этому, неявное знание включает в себя то, что вы знаете, но не можете объяснить (как ходить, или говорить), и то, что вы знаете, но не знаете почему (скажем, цвет глаз вашей первой учительницы). Неявное знание проявляется в экспериментах по распознанию, когда человек думает, что он всего лишь случайно угадывает картинку, а на самом деле процент попаданий выше просто вероятностного.
Из этих двух разновидностей знания неявное значительно больше по объему - мы знаем больше, чем понимаем. Во сне мы гораздо ближе контактируем с неявным знанием, чем во время бодрствования. Припомнив свои сновидения, вы наверняка найдете среди них такое, в котором внешность человека, которого вы видели всего раз в жизни, была воспроизведена с поразительной подробностью, по сравнению с тем, что вы могли бы вспомнить в состоянии бодрствования. Объяснение этого феномена кроется в доступе к неявному знанию, открывающемуся во сне, причем там это можно делать вполне осознанно. Поэтому в сновидениях мы не ограничены, как в бодрствующем состоянии, сознательным доступом только к небольшой части аккумулированного нами опыта.
Помимо осознанности, по-видимому, нет иного способа определить момент, когда наступил творческий сон, если только он вообще возможен при других обстоятельствах. В осознанном сновидении мы можем взять необъятные творческие возможности, открывающиеся во время сна, под контроль ума. Следующий примеру - демонстрация того, как онейронавту удалось найти специфический элемент неявного знания в виде книги. В ней он не нашел конкретного решения своей проблемы, но проснувшись, нашел его в книге реальной. Знание, полученное в данном случае, заключалось в том, что найденная книга содержала ключ к проблеме.
Недавно я занял второе место в математическом конкурсе. Получив листок с задачами (всего их было пять), я большую часть дня провел, пробуя всевозможные способы их решения. Ночью в осознанном сновидении я стал рыться в имеющемся у меня специальном справочнике по математике. Не думаю, что я прочитал в нем что-то конкретное, скорее, я просто пролистал его. Субъективно, сон длился не больше двух секунд. После пробуждения я до самого вечера не имел возможности посмотреть в справочник. Но заглянув в конце концов в него, я нашел прием, который был необходим для решения одной из задач. (Т.Д., Кларксвилль, Теннесси)
МЫСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Если наша гипотеза о том, что осознанные сновидения облегчают доступ к кладовой знания и что они сами по себе способствуют творчеству, верна, то каким образом осознанно сновидящий может воспользоваться этой возможностью? Для ответа на этот вопрос стоит по-новому взглянуть на примеры, приведенные в начале главы. Менеджер опробует во сне различные варианты обстановки своего магазина. Человек, занимающийся ремонтом автомобиля, тоже привносит в сновидение элементы своей проблемы и манипулирует ими, пока не находит решение. Студент-химик просто продолжает решать свои задачи, как будто и не ложился спать.
Следующее письмо - пример еще одного типа мысленного моделирования, при котором человек может моделировать самые абстрактные понятия (отметим, что в данном случае фазы подготовки и вынашивания уже были пройдены).
Чуть больше года назад я изучал курс линейной алгебры, в котором вводилось понятие векторных пространств. Пытаясь глубже разобраться в этом понятии, я столкнулся с серьезными затруднениями. Однако неделю спустя я увидел осознанный сон об абстрактных векторных пространствах. Я непосредственно ощущал четырехмерное пространство. В этом сне не было визуальной компоненты, но такого рода абстрактные сны у меня не редкость. Самое большее, что я могу описать, это ощущение четырех взаимно перпендикулярных координатных осей. С той ночи и сновидение, и математика приобрели для меня еще большую притягательность, и я уже не сталкивался с серьезными трудностями в понимании исчисления векторных пространств. (Т.Д., Кларксвилль, Теннесси)
Программист-компьютерщик использует логические способности ума для моделирования в осознанном сновидении работы своих программ.
Я должна была написать программы в качестве домашнего задания, и перед тем, как набрать их на компьютере, я проверила свои алгоритмы в осознанном сновидении. Как выяснилось, многие мои идеи были не верны или требовали дополнительной доработки. Это избавило меня от многих часов внеклассной работы. Я всегда «прогоняю» программы в уме перед тем как садиться за компьютер. (Л.Х., Хэйз, Канзас)
Использование осознанных сновидений для создания мысленных моделей проблемных ситуаций лежит в основе предлагаемого ниже упражнения. Приемы мысленного моделирования могут быть полезны также и для художников. Фариба Богзаран, художник и исследовательница сновидений, с помощью осознанных снов ищет темы для своих будущих работ. Она входит в состояние осознанности каждый раз, когда во сне попадает в выставочный зал. Определив в этом зале произведение, которое хотела бы перенести в мир бодрствования, она тщательно изучает его материал, текстуру и цвет. Чтобы наверняка запомнить свой сон и впоследствии воплотить его в художественное произведение, она фиксирует взгляд на избранном объекте до тех пор, пока не проснется (как описано в главе 5). В 1987 году у нее был осознанный сон, вдохновивший ее освоить роспись под мрамор.
Я вела занятие в художественной студии. Один из студентов пригласил меня, чтобы я посмотрела его работу. По дороге к нему я поняла, что сплю. Застыв, я обвела взглядом комнату. Средства художественного выражения показались мне непривычными. Я увидела два разноцветных подноса, плавающих на поверхности воды. Вслед за подносами я увидела много маленьких кувшинчиков, разноцветных внутри. Я наклонилась к работе так близко, что могла коснуться бумаги, и тогда поняла, что это похоже на роспись под мрамор…
Я тут же записала этот сон и сделала эскиз обоев, расписанных под мрамор, созданных в нем студентом. Любопытство по поводу этой замечательной художественной техники подвигло меня на поиски мастера, который мог бы меня проконсультировать… Вот так техника росписи под мрамор стала делом моей жизни.
Одна из наиболее часто встречающихся в нашей повседневной жизни проблем - это принятие решений. Осознанные сновидения могут помочь в принятии продуманных решений, как в примере, приведенном ниже.
Я долго не мог решить, стоит ли мне покупать новый, двойной ширины, передвижной дом, и сдавать ли внаем старый. Вот какая проблема требовала решения после месяцев беспокойных раздумий. Затем, в воскресенье вечером, я отправился спать. Я заснул, но сохранил осознанность, что казалось мне сумасшедшей идеей, пока я не прочитал вашу статью. Я сидел за большим столом, вроде письменного. Передо мной лежали какие-то бумаги, и хотя вокруг никого не было, чей-то голос из-за моей спины отвечал на мои вопросы… Моя проблема выглядела ясной и понятной, все за и против были взвешены. Я задавал вопросы - и получал ответы. Через час я проснулся, удерживая их в своей памяти и отчетливо представляя, что мне делать (купить новый дом, а старый продать). При этом я ощущал необычайное удовлетворение от принятого решения. Мне казалось, будто я побеседовал с каким-то очень авторитетным человеком, с кем-то, кто знает мои потребности, мои слабости и возможности. (К.А., Лондон, Арканзас)
Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.