IV Методическое обеспечение учебного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Методические рекомендации педагогическим работникам

В современной музыкальной педагогике творческая деятельность учителя рассматривается с двух сторон: как общепедагогическое руководство процессом обучения и творчества учащихся и как проявление его собственного музыкального творчества (в исполнительском, композиторском, исследовательском направлениях).

Главными элементами содержания обучения композиции педагогом являются знания по теории композиции и практический опыт композиторской деятельности, соответствующий его специфике в условиях современной педагогической практики. В содержание занятиями композицией самого педагога также входят исполнительский и слушательский опыт музыкальной деятельности, опыт деятельности в рамках других искусств и жизненный опыт.

Недооценивание любого из этих элементов приводит к односторонности в развитии творческой индивидуальности, что может быть преодолено на основе организации их тесного взаимодействия.

Успешность преподавания композиции зависит от следующих условий:

§ требовательное отношение к учащимся в сочетании с доброжелательностью;

§ позитивная педагогическая установка на выявление достоинств в их работах и соблюдение принципов гуманистической педагогики;

§ умение создавать творческую атмосферу на занятиях (в том числе воодушевляя и мотивируя учащихся примером собственного творчества);

§ целенаправленное расширение общего и музыкального кругозора учащихся;

§ поэтапность формирования их музыкального языка;

§ личностно-ориентированный подход, основанный на вариативном содержании учебного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов;

§ координация действий педагогов как внутри музыкально-теоретического отдела, так и между педагогами музыкального отделения в целом с целью согласования сроков прохождения учебных программ, музыкального репертуара и оказания всесторонней поддержки в организации выхода творческих работ студентов на концертную сцену, а также сбалансированность применяемых ими методов, продуманная их направленность на решение задач обучения.

    Технология работы над сочинением будущих учителей музыки реализуется на следующих этапах: фиксация внимания на замысле музыкального сочинения; определение предполагаемой формы и исполнительского состава; поиск и отбор соответствующего тематического материала; выстраивание драматургического развития; шлифовка и доработка эскизных материалов в готовый для исполнения творческий продукт.

В соответствии с концепцией развивающего обучения на уроках композиции должно обеспечиваться не только усвоение программных знаний и умений, но и разностороннее развитие личности, в частности, развитие познавательных способностей учащихся, познавательной самостоятельности и творческого подхода к учению.

В общеобразовательных школах все дети учатся писать сочинения. Однако существующий порядок вовсе не предусматривает для них литературной профессии.

Большинство учащихся в ДШИ вообще не будут профессиональными музыкантами, но умение работать творчески в той области, которую они изберут себе впоследствии, сохранится у них на всю жизнь.

Композиция часто становится тем "мостиком" между теоретическими и специальными дисциплинами, которого часто не достает педагогам-предметникам.

Данный курс предлагает развивать внутренний слух, творческую инициативу и фантазию на индивидуальных занятиях в фортепианных классах, советует вводить как обязательный компонент в урок по специальности следующие упражнения:

1. подбор по слуху и транспонирование;

2. упражнения по выработке ощущения тоники;

3. устный диктант за инструментом;

4. гармонизация мелодии;

5. пение под собственный аккомпанемент и др.

Мастерство педагогов растет. А значит, растет и уровень детских сочинений, ведь в приобретении композиторских навыков роль педагога - главенствующая. Но сколько такта и мудрости нужно ему проявить, чтобы, не навязывая себя, свой стиль, направлять творческую фантазию ребенка, помогать ему в поисках собственного музыкального почерка!

 

Творчество развивает у детей слух, ритм, память, чувство формы и ощущение инструмента. Учит глубже и тоньше понимать искусство. А главное, оно растит человека думающего, интеллектуального, наконец, духовного. Так формируется личность.

Музыка – это одухотворенная, интонационно осознанная и организованная во времени звуковая материя. Звуковая материя – неотъемлемая часть природы. Природа звучит, живой мир превращает звуки в систему общения, человек их осмысляет, одушевляет, превращая доступные человеческому слуху звуки в «невербальный», надпонятийный способ коммуникации, в интонации. Интонация становится способом мышления, первоосновой музыкальной образности.

Интонационность – это способность звука передавать информацию эмоциональную, смысловую или иную, воспринимаемую человеческим слухом. Даже отдельно взятый звук-тон наполнен внутренним движением и способен выразить музыкальную мысль. Соединяясь, интонации слагаются в музыкальные структуры, мелодические линии, которые организуются во времени ритмом. Организованные во времени, интонации создают интонационные созвучия, согласие, естественным образом образуя интонационный звукоряд или лад. Возникает ладо-ритмо-интонационный комплекс – основа для того или иного музыкального сочинения, или одна из формообразующих его частей. Лад может расширяться, видоизменяться, усложняться, подчиняясь свободной логике развития. Например, свободное развитие ладо-интонации характерно для древнерусской певческой культуры.

Сочетаясь во времени, мелодические линии создают интонационную вертикаль – основу различных полифонических соединений, гармоний. Развиваясь во времени, музыкальная ткань образует самые разнообразные музыкальные формы.

Музыкально одаренный человек интуитивно ощущает изначальные свойства музыки, стремится воплотить их в своем творчестве.

Со временем интуитивные процессы музыкального творчества были упорядочены теорией, внесшей свои правила, законы и запреты. Хотя в процессе обучения музыкальной теории отдается предпочтение изучению правил, на начальной стадии освоения музыки ребенку важнее получить представление об интонации, ладе (звукоряде), ритме, различных возможностях соединения голосов, о музыкальном образе. Представления о тональности (как частном случае лада), классической гармонии (частный случай многоголосия), принципе повторности в построении музыкальной формы должны формироваться позже.

Занятия подбором по слуху, транспонированием, сочинением и импровизацией в доступной для ребёнка форме – важный компонент обучения музыке, одна из основных тенденций современной музыкальной педагогики.

Подбор по слуху. Материал для подбора – несложные попевки и детские песенки. Постепенное усложнение материала для подбора. Воспитание умения анализировать строение мелодии и ритма, фразировки и фактуры.

Транспонирование. Материал для транспонирования, его постепенное усложнение (мелодии, знакомые песни, лёгкие пьесы, отрывки из разучиваемых произведений, этюды – с сохранением аппликатуры основной тональности, кадансовые обороты в различных мелодических и ритмических вариантах).

Различные пути приобщения детей к музыкальному творчеству:

СТИМУЛИРОВАНИЕ детского ТВОРЧЕСТВА в разных формах:

§ СОЧИНЕНИЕ стихотворных фраз и попевок к картинам с изображением зверей, птиц, известных персонажей из сказок и мультфильмов;

§ СОЧИНЕНИЕ музыкальных иллюстраций к любимым сказкам, мультфильмам; книгам, фильмам;

§ АРАНЖИРОВКА хорошо известных ребёнку песенок в виде марша, вальса и других знакомых жанров (например, польки, мазурки, менуэта, колыбельной и др.)

§ Формирование начальных навыков ритмической и мелодической импровизации (игра в «эхо», исследование простейших ритмических и мелодических образцов, ритмизация и мелодизация слов,( свое имя, фамилия, названия животных и птиц, цветов ….стихотворения), фраз, ритмический контрапункт, импровизация замкнутых форм и т.д.).

§ Первые опыты импровизации и сочинения. Продолжение мелодического отрывка, сочинение «ответа» на «вопрос», сочинение баса или сопровождения к мелодии в разных фактурных вариантах, музыкальная импровизация на заданный словесный текст или на свой придуманный зарифмованный или нет отрывок;

§ Поощрение СОВМЕСТНОГО творчества учащихся (сочинение текста к музыке для инсценировки, создание музыкально-литературных и изо альбомов и т.д.)

Заниматься простейшим сочинительством дети начинают уже тогда, когда знакомятся с первыми интервалами. Они либо завершают тоникой простую мелодию, либо заполняют пропущенные такты, сочиняют мелодии на выбранное для ритмического диктанта стихотворение в определенном интервале.

Следующая, более сложная задача — написать мелодию на стихи в форме диалога, так чтобы вопрос и ответ звучали в разных интервалах, но в пределах одной октавы.

К сочинению по образцам можно переходить тогда, когда ребенок уже играет кадансы.

Используя гармоническую основу темы, дети раскладывают аккорды в том фактурном изложении, которое задано (вальс, мазурка и т.д.). Конечно, они видят перед собой фактурные примеры, данные на первых строчках, и, записывая свой аккомпанемент, заглядывают в тему.

Сочиняя мелодии для вариаций, дети знакомятся со вспомогательными и проходящими звуками. Нужно обратить внимание. что некоторые звуки не входят в гармонию, однако присутствуют в мелодии.

С трехчастной формой (АВА) удобно знакомить учеников на примере старинного английского танца — контрданса. Не изменяя аккомпанемента, можно сочинять  новые мелодии. Помогает ритмический образец. По образцам удобно сочинять менуэты, буррэ, вальсы, марши и пр.

Некоторые учащиеся на начальном этапе не могут сочинять без образца.  Можно предложить маленькие пьесы, не больше одной-двух строк с простейшими гармоническими последовательностями. При этом использую форму музыкального диалога — «вопрос — ответ». Записывать в нотной тетради вопрос, заполняя его и мелодически и гармонически, а ученик дома сочиняет ответ, написав только мелодию. Можно включать в «вопросы» самые разнообразные варианты: синкопированный ритм с использованием секвенций, вспомогательные и проходящие хроматические звуки (это очень украшает мелодию).

Занятия сочинительством в форме «вопрос — ответ» позволяют выявить способность к  импровизации. Если этот дар есть, можно заниматься подбором по слуху.

Через некоторое время дети уже сами сочиняют пьесы в форме диалога, и в классе можно просить их транспонировать собственные произведения. На этом же этапе они переходят к сочинению по образцам канонов и хоралов, что очень помогает развитию полифонического слуха.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

В качестве домашнего задания учащимся рекомендуется прослушивание произведений изучаемого в классе стиля, жанра, композитора с анализом изучаемых элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, желательно – с нотами в руках. Можно вести дневник прослушанных произведений и отмечать в нем особенности мелодии, ритма, фактуры и др.

Выполнение конкретного задания по сочинению (развитие мелодии, фактуры, виды аккомпанемента,  аранжировка и др.)

Рекомендуется дополнительная литература для чтения.

Посещение концертов, театров, выставок.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 163.