Для учащихся 5-8 классов детских музыкальных школ и школ искусств (11-15 лет)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По учебному предмету

Композиция

Для учащихся 5-8 классов детских музыкальных школ и школ искусств (11-15 лет)

 

Сроки реализации 4 года

Автор:

Онусайтис Л.Ф.

Москва 2014

 

Структура программы учебного предмета

 

 

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план;

- Рекомендуемый музыкальный материал для элементарного и целостного анализа;

- Формы работы на уроках композиции;

III. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

 

IV. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

- Учебно-методическая литература;

          - Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся.



I Пояснительная записка

 

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 

Программа учебного предмета «Композиция » в рамках цикла музыкально – теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ является дополнительной и принадлежит к вариативной части . Тем не менее, она играет важную роль в учебно – воспитательном процессе, т. к. способствует творческому развитию   детей, пробуждению у них интереса к различным видам музицирования , в том числе, на фортепиано, - таким, как чтение с  листа музыкальных произведений разнообразных стилей и направлений (классических, джазовых, эстрадных), подбор по слуху любимых мелодий с аккомпанементом, сочинение и импровизация в разных стилях и жанрах, повышает мотивацию к занятиям музыкой. Это особенно актуально в учреждениях дополнительного образования детей, где большинство учащихся нацелено на общемузыкальное развитие и приобщение к любительскому музицированию.

Однако долгое время музыкальная педагогика была сосредоточена на изучении академической программы, импровизации и подбору не уделялось должного внимания, выпускники детских музыкальных школ и  школ искусств в большинстве своем не умеют подбирать по слуху популярную музыку, гармонизовать мелодию, аранжировать песню, не владеют навыками транспозиции, словом, всем тем, что сделало бы музицирование на инструменте насущной ежедневной потребностью.

 

В истории музыки  существовали периоды, когда умение сочинять и импровизировать были неотъемлемой частью профессии. В XYI-XYIII столетиях искусно импровизировать произведение на заданную тему считалось нормой музыкального исполнительства. Традиционно выписывался бас, а все верхние голоса фактуры, включая мелодию, исполнитель импровизировал . Своеобразной формой импровизации являлся и аккомпанемент. Подробно выписывать и точно исполнять произведение композитора без собственных импровизаций стал требовать И. С. Бах, и уже все последующие композиторы и исполнители  стали следовать этой традиции, которая сохраняется и по сей день.

В наше время возрастает интерес к импровизации, импровизация рассматривается  как искусство, которому, конечно при наличии определенных данных, можно и должно выучиться. Обучение импровизации находится в неразрывной связи с обучением сочинению и «теории музыки».

Много внимания в программе уделяется видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности.

 

Срок реализации учебного предмета «Композиция» в ДМШ и ДШИ составляет 4 года – с 5 по 8 классы.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Композиция» :

 

классы 5-8
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 264
Количество часов на аудиторные занятия 132
Количество часов на внеаудиторные занятия 132

 

Форма проведения занятий – индивидуальные занятия по 1 учебному часу в неделю.

Требования к мебели

В кабинете должны быть:

– столы для учащихся                                                                                 –    2

– стулья                                                                                                              –    4

– стол преподавателя                                                                                 –    1

– стул преподавателя                                                                                  –    1

– учебная доска с нотным станом                                                         –    1

– книжные шкафы                                                                                        –    2

Требования к оборудованию

– фортепиано                                                                                                  –    1

– аудиоаппаратура (магнитофон с устройством для чтения музыкальных компакт-дисков)

Дидактические средства:

– аудиозаписи (кассеты и компакт-диски)

- наглядные пособия (нарисованная клавиатура, ритмические карточки, таблицы с ритмическими рисунками, плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям)

– нотная литература (ноты)

–книги по музыке, справочные издания; возможно использование школьного библиотечного фонда, библиотек г. Москвы

– нотные тетради, карандаши, ручки, ластики

– тематические подборки

 

II Содержание учебного предмета

Учебно – тематический план.

Наименование раздела, темы

Год обучения

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа   Аудиторные занятия 1. Музыка как путь познания – вводные уроки. Содержание музыкальных произведений. 8 4 4 2. Интонация – образно – эмоциональное средство выразительности.  8 4 4 3. Движение и соединение интонаций. 4 2 2 4 Мелодия. Мелодические линии. 8 4 4 5 Структурный синтаксис. 8 4 4 6 Интонационная логика и формирование звукоряда. 10 5 5 7 Лад. 6 3 3 8 Устойчивость, неустойчивость лада и ладовая переменность. 6 3 3 9 Возможности развития и трансформации ладов. 2 1 1

 Контрольные уроки

4 2 2

Резервный урок

2 1 1

Всего

 

66 33 33   2 год обучения         1 Вертикаль музыкальной ткани. 10 5 5 2 Интервалы. 8 4 4 3 Созвучия. 8 4 4 4 Аккорды . 6 3 3 5 Мелодический голос. 6 3 3 6 Бас. 6 3 3 7 Работа над фактурой. 10 5 5 8 Диалектика гармонии и полифонии. 2 1 1 9 Музыкальная вертикаль и тембр. 4 2 2

Контрольные уроки

4 2 2

Резервный урок

2 1 1

Всего

66 33 33

Год обучения

1 Движение и ритм. 4 2 2 2 Ритмическая нейтральность, ритмоформулы, остинато. 4 2 2 3 Полиритмия. 4 2 2 4 Микро - и макроритм. 6 3 3 5 Простой метр. 6 3 3 6 Сложный метр. 6 3 3 7 Ритм как интонация. 10 5 5 8 Ритм в песенных и танцевальных жанрах. 10 5 5 9 Принципы тематического развития, сопоставления, повторности и возникновение формы в процессе сочинения. 10 5 5

Контрольные уроки

4 2 2

Резервный урок

2 1 1

Всего

66 33 33

Год обучения

 

      1 Музыкальный образ. 10 5 5 2 Импровизация, композиция. 10 5 5 3 Стилизация. 10 5 5 4 Музыка и слово. 10 5 5 5 Музыка и зрительный образ. 10 5 5 6 Музыка как творчество. 10 5 5

Контрольные уроки

4 2 2

Резервный урок

2 1 1

Всего

66 33 33

 

 

По учебному предмету

Композиция

для учащихся 5-8 классов детских музыкальных школ и школ искусств (11-15 лет)

 

Сроки реализации 4 года

Автор:

Онусайтис Л.Ф.

Москва 2014

 

Структура программы учебного предмета

 

 

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план;

- Рекомендуемый музыкальный материал для элементарного и целостного анализа;

- Формы работы на уроках композиции;

III. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

 

IV. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

- Учебно-методическая литература;

          - Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся.



I Пояснительная записка

 

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 

Программа учебного предмета «Композиция » в рамках цикла музыкально – теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ является дополнительной и принадлежит к вариативной части . Тем не менее, она играет важную роль в учебно – воспитательном процессе, т. к. способствует творческому развитию   детей, пробуждению у них интереса к различным видам музицирования , в том числе, на фортепиано, - таким, как чтение с  листа музыкальных произведений разнообразных стилей и направлений (классических, джазовых, эстрадных), подбор по слуху любимых мелодий с аккомпанементом, сочинение и импровизация в разных стилях и жанрах, повышает мотивацию к занятиям музыкой. Это особенно актуально в учреждениях дополнительного образования детей, где большинство учащихся нацелено на общемузыкальное развитие и приобщение к любительскому музицированию.

Однако долгое время музыкальная педагогика была сосредоточена на изучении академической программы, импровизации и подбору не уделялось должного внимания, выпускники детских музыкальных школ и  школ искусств в большинстве своем не умеют подбирать по слуху популярную музыку, гармонизовать мелодию, аранжировать песню, не владеют навыками транспозиции, словом, всем тем, что сделало бы музицирование на инструменте насущной ежедневной потребностью.

 

В истории музыки  существовали периоды, когда умение сочинять и импровизировать были неотъемлемой частью профессии. В XYI-XYIII столетиях искусно импровизировать произведение на заданную тему считалось нормой музыкального исполнительства. Традиционно выписывался бас, а все верхние голоса фактуры, включая мелодию, исполнитель импровизировал . Своеобразной формой импровизации являлся и аккомпанемент. Подробно выписывать и точно исполнять произведение композитора без собственных импровизаций стал требовать И. С. Бах, и уже все последующие композиторы и исполнители  стали следовать этой традиции, которая сохраняется и по сей день.

В наше время возрастает интерес к импровизации, импровизация рассматривается  как искусство, которому, конечно при наличии определенных данных, можно и должно выучиться. Обучение импровизации находится в неразрывной связи с обучением сочинению и «теории музыки».

Много внимания в программе уделяется видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности.

 

Срок реализации учебного предмета «Композиция» в ДМШ и ДШИ составляет 4 года – с 5 по 8 классы.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Композиция» :

 

классы 5-8
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 264
Количество часов на аудиторные занятия 132
Количество часов на внеаудиторные занятия 132

 

Форма проведения занятий – индивидуальные занятия по 1 учебному часу в неделю.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 190.