По учебному предмету
Композиция
Для учащихся 5-8 классов детских музыкальных школ и школ искусств (11-15 лет)
Сроки реализации 4 года
Автор:
Онусайтис Л.Ф.
Москва 2014
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Рекомендуемый музыкальный материал для элементарного и целостного анализа;
- Формы работы на уроках композиции;
III. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
IV. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Учебно-методическая литература;
- Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся.
I Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция » в рамках цикла музыкально – теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ является дополнительной и принадлежит к вариативной части . Тем не менее, она играет важную роль в учебно – воспитательном процессе, т. к. способствует творческому развитию детей, пробуждению у них интереса к различным видам музицирования , в том числе, на фортепиано, - таким, как чтение с листа музыкальных произведений разнообразных стилей и направлений (классических, джазовых, эстрадных), подбор по слуху любимых мелодий с аккомпанементом, сочинение и импровизация в разных стилях и жанрах, повышает мотивацию к занятиям музыкой. Это особенно актуально в учреждениях дополнительного образования детей, где большинство учащихся нацелено на общемузыкальное развитие и приобщение к любительскому музицированию.
Однако долгое время музыкальная педагогика была сосредоточена на изучении академической программы, импровизации и подбору не уделялось должного внимания, выпускники детских музыкальных школ и школ искусств в большинстве своем не умеют подбирать по слуху популярную музыку, гармонизовать мелодию, аранжировать песню, не владеют навыками транспозиции, словом, всем тем, что сделало бы музицирование на инструменте насущной ежедневной потребностью.
В истории музыки существовали периоды, когда умение сочинять и импровизировать были неотъемлемой частью профессии. В XYI-XYIII столетиях искусно импровизировать произведение на заданную тему считалось нормой музыкального исполнительства. Традиционно выписывался бас, а все верхние голоса фактуры, включая мелодию, исполнитель импровизировал . Своеобразной формой импровизации являлся и аккомпанемент. Подробно выписывать и точно исполнять произведение композитора без собственных импровизаций стал требовать И. С. Бах, и уже все последующие композиторы и исполнители стали следовать этой традиции, которая сохраняется и по сей день.
В наше время возрастает интерес к импровизации, импровизация рассматривается как искусство, которому, конечно при наличии определенных данных, можно и должно выучиться. Обучение импровизации находится в неразрывной связи с обучением сочинению и «теории музыки».
Много внимания в программе уделяется видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности.
Срок реализации учебного предмета «Композиция» в ДМШ и ДШИ составляет 4 года – с 5 по 8 классы.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Композиция» :
классы | 5-8 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 264 |
Количество часов на аудиторные занятия | 132 |
Количество часов на внеаудиторные занятия | 132 |
Форма проведения занятий – индивидуальные занятия по 1 учебному часу в неделю.
Требования к мебели
В кабинете должны быть:
– столы для учащихся – 2
– стулья – 4
– стол преподавателя – 1
– стул преподавателя – 1
– учебная доска с нотным станом – 1
– книжные шкафы – 2
Требования к оборудованию
– фортепиано – 1
– аудиоаппаратура (магнитофон с устройством для чтения музыкальных компакт-дисков)
Дидактические средства:
– аудиозаписи (кассеты и компакт-диски)
- наглядные пособия (нарисованная клавиатура, ритмические карточки, таблицы с ритмическими рисунками, плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям)
– нотная литература (ноты)
–книги по музыке, справочные издания; возможно использование школьного библиотечного фонда, библиотек г. Москвы
– нотные тетради, карандаши, ручки, ластики
– тематические подборки
II Содержание учебного предмета
Учебно – тематический план.
Наименование раздела, темы
Год обучения
Контрольные уроки
Резервный урок
Всего
Контрольные уроки
Резервный урок
Всего
Год обучения
Контрольные уроки
Резервный урок
Всего
Год обучения
Контрольные уроки
Резервный урок
Всего
По учебному предмету
Композиция
для учащихся 5-8 классов детских музыкальных школ и школ искусств (11-15 лет)
Сроки реализации 4 года
Автор:
Онусайтис Л.Ф.
Москва 2014
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Рекомендуемый музыкальный материал для элементарного и целостного анализа;
- Формы работы на уроках композиции;
III. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
IV. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Учебно-методическая литература;
- Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся.
I Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция » в рамках цикла музыкально – теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ является дополнительной и принадлежит к вариативной части . Тем не менее, она играет важную роль в учебно – воспитательном процессе, т. к. способствует творческому развитию детей, пробуждению у них интереса к различным видам музицирования , в том числе, на фортепиано, - таким, как чтение с листа музыкальных произведений разнообразных стилей и направлений (классических, джазовых, эстрадных), подбор по слуху любимых мелодий с аккомпанементом, сочинение и импровизация в разных стилях и жанрах, повышает мотивацию к занятиям музыкой. Это особенно актуально в учреждениях дополнительного образования детей, где большинство учащихся нацелено на общемузыкальное развитие и приобщение к любительскому музицированию.
Однако долгое время музыкальная педагогика была сосредоточена на изучении академической программы, импровизации и подбору не уделялось должного внимания, выпускники детских музыкальных школ и школ искусств в большинстве своем не умеют подбирать по слуху популярную музыку, гармонизовать мелодию, аранжировать песню, не владеют навыками транспозиции, словом, всем тем, что сделало бы музицирование на инструменте насущной ежедневной потребностью.
В истории музыки существовали периоды, когда умение сочинять и импровизировать были неотъемлемой частью профессии. В XYI-XYIII столетиях искусно импровизировать произведение на заданную тему считалось нормой музыкального исполнительства. Традиционно выписывался бас, а все верхние голоса фактуры, включая мелодию, исполнитель импровизировал . Своеобразной формой импровизации являлся и аккомпанемент. Подробно выписывать и точно исполнять произведение композитора без собственных импровизаций стал требовать И. С. Бах, и уже все последующие композиторы и исполнители стали следовать этой традиции, которая сохраняется и по сей день.
В наше время возрастает интерес к импровизации, импровизация рассматривается как искусство, которому, конечно при наличии определенных данных, можно и должно выучиться. Обучение импровизации находится в неразрывной связи с обучением сочинению и «теории музыки».
Много внимания в программе уделяется видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности.
Срок реализации учебного предмета «Композиция» в ДМШ и ДШИ составляет 4 года – с 5 по 8 классы.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Композиция» :
классы | 5-8 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 264 |
Количество часов на аудиторные занятия | 132 |
Количество часов на внеаудиторные занятия | 132 |
Форма проведения занятий – индивидуальные занятия по 1 учебному часу в неделю.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 190.