По учебному предмету
Композиция
Для учащихся 5-8 классов детских музыкальных школ и школ искусств (11-15 лет)
Сроки реализации 4 года
Автор:
Онусайтис Л.Ф.
Москва 2014
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Рекомендуемый музыкальный материал для элементарного и целостного анализа;
- Формы работы на уроках композиции;
III. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
IV. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Учебно-методическая литература;
- Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся.
I Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция » в рамках цикла музыкально – теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ является дополнительной и принадлежит к вариативной части . Тем не менее, она играет важную роль в учебно – воспитательном процессе, т. к. способствует творческому развитию детей, пробуждению у них интереса к различным видам музицирования , в том числе, на фортепиано, - таким, как чтение с листа музыкальных произведений разнообразных стилей и направлений (классических, джазовых, эстрадных), подбор по слуху любимых мелодий с аккомпанементом, сочинение и импровизация в разных стилях и жанрах, повышает мотивацию к занятиям музыкой. Это особенно актуально в учреждениях дополнительного образования детей, где большинство учащихся нацелено на общемузыкальное развитие и приобщение к любительскому музицированию.
Однако долгое время музыкальная педагогика была сосредоточена на изучении академической программы, импровизации и подбору не уделялось должного внимания, выпускники детских музыкальных школ и школ искусств в большинстве своем не умеют подбирать по слуху популярную музыку, гармонизовать мелодию, аранжировать песню, не владеют навыками транспозиции, словом, всем тем, что сделало бы музицирование на инструменте насущной ежедневной потребностью.
В истории музыки существовали периоды, когда умение сочинять и импровизировать были неотъемлемой частью профессии. В XYI-XYIII столетиях искусно импровизировать произведение на заданную тему считалось нормой музыкального исполнительства. Традиционно выписывался бас, а все верхние голоса фактуры, включая мелодию, исполнитель импровизировал . Своеобразной формой импровизации являлся и аккомпанемент. Подробно выписывать и точно исполнять произведение композитора без собственных импровизаций стал требовать И. С. Бах, и уже все последующие композиторы и исполнители стали следовать этой традиции, которая сохраняется и по сей день.
В наше время возрастает интерес к импровизации, импровизация рассматривается как искусство, которому, конечно при наличии определенных данных, можно и должно выучиться. Обучение импровизации находится в неразрывной связи с обучением сочинению и «теории музыки».
Много внимания в программе уделяется видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности.
Срок реализации учебного предмета «Композиция» в ДМШ и ДШИ составляет 4 года – с 5 по 8 классы.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Композиция» :
классы | 5-8 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 264 |
Количество часов на аудиторные занятия | 132 |
Количество часов на внеаудиторные занятия | 132 |
Форма проведения занятий – индивидуальные занятия по 1 учебному часу в неделю.
Требования к мебели
В кабинете должны быть:
– столы для учащихся – 2
– стулья – 4
– стол преподавателя – 1
– стул преподавателя – 1
– учебная доска с нотным станом – 1
– книжные шкафы – 2
Требования к оборудованию
– фортепиано – 1
– аудиоаппаратура (магнитофон с устройством для чтения музыкальных компакт-дисков)
Дидактические средства:
– аудиозаписи (кассеты и компакт-диски)
- наглядные пособия (нарисованная клавиатура, ритмические карточки, таблицы с ритмическими рисунками, плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям)
– нотная литература (ноты)
–книги по музыке, справочные издания; возможно использование школьного библиотечного фонда, библиотек г. Москвы
– нотные тетради, карандаши, ручки, ластики
– тематические подборки
II Содержание учебного предмета
Учебно – тематический план.
Наименование раздела, темы
Год обучения
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия 1. Музыка как путь познания – вводные уроки. Содержание музыкальных произведений. 8 4 4 2. Интонация – образно – эмоциональное средство выразительности. 8 4 4 3. Движение и соединение интонаций. 4 2 2 4 Мелодия. Мелодические линии. 8 4 4 5 Структурный синтаксис. 8 4 4 6 Интонационная логика и формирование звукоряда. 10 5 5 7 Лад. 6 3 3 8 Устойчивость, неустойчивость лада и ладовая переменность. 6 3 3 9 Возможности развития и трансформации ладов. 2 1 1Контрольные уроки
4 2 2Резервный урок
2 1 1Всего
66 33 33 2 год обучения 1 Вертикаль музыкальной ткани. 10 5 5 2 Интервалы. 8 4 4 3 Созвучия. 8 4 4 4 Аккорды . 6 3 3 5 Мелодический голос. 6 3 3 6 Бас. 6 3 3 7 Работа над фактурой. 10 5 5 8 Диалектика гармонии и полифонии. 2 1 1 9 Музыкальная вертикаль и тембр. 4 2 2
Контрольные уроки
4 2 2Резервный урок
2 1 1Всего
66 33 33Год обучения
1 Движение и ритм. 4 2 2 2 Ритмическая нейтральность, ритмоформулы, остинато. 4 2 2 3 Полиритмия. 4 2 2 4 Микро - и макроритм. 6 3 3 5 Простой метр. 6 3 3 6 Сложный метр. 6 3 3 7 Ритм как интонация. 10 5 5 8 Ритм в песенных и танцевальных жанрах. 10 5 5 9 Принципы тематического развития, сопоставления, повторности и возникновение формы в процессе сочинения. 10 5 5Контрольные уроки
4 2 2Резервный урок
2 1 1Всего
66 33 33Год обучения
1 Музыкальный образ. 10 5 5 2 Импровизация, композиция. 10 5 5 3 Стилизация. 10 5 5 4 Музыка и слово. 10 5 5 5 Музыка и зрительный образ. 10 5 5 6 Музыка как творчество. 10 5 5
Контрольные уроки
4 2 2Резервный урок
2 1 1Всего
66 33 33
По учебному предмету
Композиция
для учащихся 5-8 классов детских музыкальных школ и школ искусств (11-15 лет)
Сроки реализации 4 года
Автор:
Онусайтис Л.Ф.
Москва 2014
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Рекомендуемый музыкальный материал для элементарного и целостного анализа;
- Формы работы на уроках композиции;
III. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
IV. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Учебно-методическая литература;
- Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся.
I Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция » в рамках цикла музыкально – теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ является дополнительной и принадлежит к вариативной части . Тем не менее, она играет важную роль в учебно – воспитательном процессе, т. к. способствует творческому развитию детей, пробуждению у них интереса к различным видам музицирования , в том числе, на фортепиано, - таким, как чтение с листа музыкальных произведений разнообразных стилей и направлений (классических, джазовых, эстрадных), подбор по слуху любимых мелодий с аккомпанементом, сочинение и импровизация в разных стилях и жанрах, повышает мотивацию к занятиям музыкой. Это особенно актуально в учреждениях дополнительного образования детей, где большинство учащихся нацелено на общемузыкальное развитие и приобщение к любительскому музицированию.
Однако долгое время музыкальная педагогика была сосредоточена на изучении академической программы, импровизации и подбору не уделялось должного внимания, выпускники детских музыкальных школ и школ искусств в большинстве своем не умеют подбирать по слуху популярную музыку, гармонизовать мелодию, аранжировать песню, не владеют навыками транспозиции, словом, всем тем, что сделало бы музицирование на инструменте насущной ежедневной потребностью.
В истории музыки существовали периоды, когда умение сочинять и импровизировать были неотъемлемой частью профессии. В XYI-XYIII столетиях искусно импровизировать произведение на заданную тему считалось нормой музыкального исполнительства. Традиционно выписывался бас, а все верхние голоса фактуры, включая мелодию, исполнитель импровизировал . Своеобразной формой импровизации являлся и аккомпанемент. Подробно выписывать и точно исполнять произведение композитора без собственных импровизаций стал требовать И. С. Бах, и уже все последующие композиторы и исполнители стали следовать этой традиции, которая сохраняется и по сей день.
В наше время возрастает интерес к импровизации, импровизация рассматривается как искусство, которому, конечно при наличии определенных данных, можно и должно выучиться. Обучение импровизации находится в неразрывной связи с обучением сочинению и «теории музыки».
Много внимания в программе уделяется видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности.
Срок реализации учебного предмета «Композиция» в ДМШ и ДШИ составляет 4 года – с 5 по 8 классы.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Композиция» :
классы | 5-8 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 264 |
Количество часов на аудиторные занятия | 132 |
Количество часов на внеаудиторные занятия | 132 |
Форма проведения занятий – индивидуальные занятия по 1 учебному часу в неделю.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.