Законодательная база деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Организация и ведение бухгалтерского учета осуществляются в соответствии с нормативными документами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации (табл. 1), имеющими разный правовой статус.

 

Таблица 1

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в России

Уровень регулирования Источники регулирования Документы, регулирующие учет Область воздействия
1 2 3 4
1-й уровень - законодатель-ный парламент РФ, Президент РФ, Правительство РФ ГК РФ, Федеральный закон "О бухгалтерском учете", указы Президента и постановления Правительства РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета
2-й уровень - нормативный Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ и другие органы исполнительной власти Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) Регулируют общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения
3-й уровень - методический Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организации, Инструкция по его применению, прочие методические рекомендации и указания Определяют схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризации и т.п.
4-й уровень - организационный Органы управления организации Документы, регулирующие учетную политику организации Выбор форм и методов ведения учета и отчетности исходя из специфики деятельности организации

 

На первом уровне, кроме Федерального закона "О бухгалтерском учете", отдельные аспекты бухгалтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 27 июля 1998 г. № 34н) устанавливает общие принципы ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, взаимоотношений организации с внешними потребителями информации и др.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Правительством РФ, в основном Министерством финансов РФ. ПБУ регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, составляют систему национальных стандартов бухгалтерского учета.

При отражении в учете общехозяйственных операций, объектов учета или их совокупности страховые организации в обязательном порядке руководствуются правилами, оценками, предусмотренными в ПБУ. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов. Организации самостоятельно выбирают вариант учета с закреплением его в учетной политике.

Согласно Приказу Министерства финансов РФ от 8 декабря 2003 г. № 113н "О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора" страховые организации руководствуются общепринятыми правилами, установленными ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации", такими, как правила о классификации доходов и расходов от обычной и прочей деятельности, порядке их признания, раскрытия в бухгалтерской отчетности. ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации" не регламентируют отражение в бухгалтерском учете доходов и расходов по договорам страхования, сострахования и перестрахования

Приказом Министерства финансов РФ № 113н на страховые организации распространено действие ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", согласно которому установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль, определена взаимосвязь прибыли, формируемой по данным бухгалтерского учета, с налогооблагаемой базой по налогу на прибыль в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ.

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, профессиональными объединениями бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы данного уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней и не должны вступать с ними в противоречие. В случае возникновения последних действуют нормы документов первого и второго уровней.

К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы, методические указания по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические рекомендации по учету основных средств и др.

В страховых организациях применяют как общие документы такого рода, так и специфические.

Начиная с 1 января 2002 г., страховые организации осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н, а также Дополнениями и особенностями применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 сентября 2001 г. № 69н. Значение Плана счетов для практического ведения бухгалтерского учета в страховых организациях первостепенно. Именно в Инструкции по применению Плана счетов определено, в каком порядке, объеме и в какие сроки следует отражать операции по договорам страхования, сострахования и перестрахования.[1]

К специфическим документам также относятся правила формирования страховых резервов; правила размещения страховых резервов; требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых в покрытие собственных средств страховщика; положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств и др.

Правила бухгалтерского учета, определенные документами второго и третьего уровней, реализуются организацией при разработке учетной политики, определяющей индивидуальные особенности учета организации. И это уже четвертый уровень системы регулирования бухгалтерского учета.

Документы четвертого уровня - рабочие документы организации, утверждаются руководителем и формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации. Согласно Закону РФ "О бухгалтерском учете" (п. 3 ст. 6) организациям предоставляются широкие полномочия в организации бухгалтерского учета. Основное условие при разработке рабочих документов - содержание рабочих документов организации не должно противоречить нормативным актам более высокого уровня.

Документы данного уровня содержат:

- выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования;

- способы бухгалтерского учета, принципы которых определены вышестоящими нормативными документами, а особенности применения утверждаются организацией исходя из специфики хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.);

- способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней.

Организацией самостоятельно утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Важнейшим внутренним документом, регламентирующим организацию и порядок ведения бухгалтерского учета, является учетная политика организации. В учетной политике закрепляются методы и способы бухгалтерского учета, порядок применения которых непосредственно влияет на формирование конечных финансовых результатов организации, отражение ее имущественно-финансового состояния.

При формировании учетной политики страховая организация руководствуется Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98).

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета страховых организаций развивается в соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (одобрена Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180) и Планом мероприятий Минфина России на 2004 - 2008 годы по реализации Концепции (Приложение к Приказу Минфина России от 16 сентября 2004 г. № 263). Одной из целей Концепции является стандартизация порядка ведения бухгалтерского учета для всех субъектов рынка и внедрение международных стандартов финансовой отчетности.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 270.