Учет расчетов с покупателями и поставщиками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Любая торговая организация, даже самая небольшая, ведет учет расчетов с поставщиками и покупателями. Расчет с покупателями ведется и в случае оптовой торговли (безналичный расчет) и в случае розничной (наличный расчет через кассу). Что касается расчетов с поставщиками, следует иметь в виду, что, кроме поставок товара, без чего, естественно, не обойтись ни оптовому, ни розничному торговому предприятию, существует и ряд поставок, не имеющих отношения непосредственно к товару. Это и оказание (поставка) разнообразных услуг, в числе которых, например, коммунальные платежи и приобретение оборудования и других материальных ценностей, предназначенных не для продажи, а для обеспечения деятельности предприятия.

Для учета расчетов с покупателями используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Он предполагает ведение аналитического учета по каждому счету, предъявленному покупателем, а при наличии расчетов по плановым платежам – по каждому покупателю. План счетов бухгалтерского учета предлагает вести аналитический учет расчетов с


покупателями таким образом, чтобы обеспечивать возможность получения наиболее полных данных по «…покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, сроку поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок». План счетов не предлагает конкретного разделения по субсчетам, торговая организация открывает их самостоятельно, исходя из особенностей своей хозяйственной деятельности, и отражает в приказе об учетной политике предприятия. Такой подход вполне обоснован, так как торговой организации или индивидуальному предпринимателю, специализирующимся на розничной торговле и получающим оплату за товар исключительно наличными средствами через кассу, разумеется, нет необходимости предусматривать для счета 62 субсчета для учета, например, расчетов по векселям. Им так же нет необходимости вести учет по каждому покупателю, так как в случае розничной торговли покупатель (потребитель) в бухгалтерском учете обезличен. Чаще всего на практике для учета расчетов с покупателями в розничной торговле используется обезличенный контрагент «Частное лицо». Представьте себе, во что превратилась бы покупка буханки хлеба или пачки сигарет, если бы учет расчетов с покупателями в розничной торговле велся бы по каждому покупателю в отдельности.

В то же время торговое предприятие, занимающееся оптовой или оптово-розничной торговлей, должно будет вести аналитический учет по счету «Расчеты с покупателями и заказчиками» уже в разрезе каждого контрагента, а также в разрезе каждого договора, если с одним и тем же покупателем заключено несколько договоров, предполагающих разные условия поставки, ассортимент товара и т. д. Нередко торговые организации, занимающиеся преимущественно розничной торговлей, но продающие товар в рассрочку (в кредит без привлечения банков и других кредитных


организаций) либо по предварительным заказам, сталкиваются с проблемой отслеживания платежей по каждому покупателю, с которым заключен договор купли-продажи подобного рода. Это относится, например, к предприятиям, осуществляющим торговлю бытовой техникой, мебелью и т. д. Конечно, ведение аналитического учета на первый взгляд является более трудоемким, но в дальнейшем именно оно облегчает ведение учета по счету

62 в целом. Подобный аналитический учет помогает также отследить движение товара, поступление денежных средств, а при необходимости и выявить задолженность конкретного покупателя в случае неоплаты или неполной оплаты товара. Это, кстати, и один из способов борьбы с хищениями, особенно если каждая продажа такого рода «привязана» и к определенному продавцу (менеджеру, иному материально ответственному лицу, отвечающему за выполнение заказа).

 



Учетная процедура запасов

Для осуществления производственного процесса каждое предприятие должно располагать достаточными производственными запасами (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, запасные части и т.д.).

Бухгалтерский учет запасов с 01.01.2000 г. ведется согласно национальному П(С) БУ 9 «Запасы». Это Положение (стандарт) определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о запасах и раскрытие ее в финансовой отчетности.

В стандарте 9 сформулировано определение самого термина. Запасы – это активы, которые:

- содержатся для дальнейшей продажи в условиях обычной хозяйственной деятельности;

- находятся в процессе производства в целях дальнейшей продажи продукта производства;


- содержатся для потребления при производстве продукции, выполнении работ и предоставлении услуг, а также управления предприятием.

При признании запасов как актива должны соблюдаться те же условия, которые выдвигаются к признанию активов. То есть, запасы признаются как актив тогда, когда существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием, и их стоимость может быть достоверно определена.

Важной предпосылкой для правильной организации их учета является их классификация по назначению и роли в процессе производства и техническим признакам.

Единицей бухгалтерского учета запасов является их наименование или однородная группа (вид).

Для целей бухгалтерского учета согласно стандарту 9 запасы включают такие группы:

1) сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и другие материальные ценности, которые предназначены для производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг, обслуживания производства и административных потребностей;

2) незавершенное производство и виде незаконченных обработкой и сборкой деталей, узлов, изделий и незавершенных производственных процессов;

3) готовая продукция, которая изготовлена на предприятии, предназначена для продажи и отвечает техническим и качественным характеристикам, предусмотренным договором или другим нормативно- правовым актом;

4) товары в виде материальных ценностей, которые приобретены (получены) и содержатся предприятием с целью дальнейшей продажи;


5) малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, используемые сроком не больше одного года или нормального операционного цикла, если он не больше одного года;

6) молодняк животных и животные на откорме, продукция сельского и лесного хозяйства, если они оцениваются в соответствии с этим Положением (стандартом).

На практике в бухгалтерском учете в классификационных группах производственных запасов согласно Плану счетов выделяют более подробную характеристику в связи с необходимостью их учета и контроля.

Материальные ресурсы могут поступать на предприятия от поставщиков, от подотчетных лиц и от собственного производства.

Движение производственных запасов оформляется первичными документами. Ниже перечислены пять основных этапов движения ТМЦ и соответствующие первичные документы их оформления.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 225.