1. С этого момента из Закона № 44-ФЗ исключаются любые упоминания о плане закупок, а в ЕИС больше не будет «ступенчатого» контроля за соответствием информации («план-график проверяется на соответствие плану закупок, извещение — на соответствие плану-графику, условия проекта контракта — на соответствие протоколу, составленному в ходе закупки» и т. д.). Планы-графики, извещения, протоколы и условия проектов контрактов будут проверяться по двум параметрам:
· соответствие информации об идентификационных кодах закупок;
· непревышение объема финансового обеспечения для осуществления закупок.
2. Аналогичным образом изменяется и содержание контроля, осуществляемого Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами в соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Указанные контрольные органы будут осуществлять контроль за:
1) непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика;
2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в сведениях и документах, не подлежащих формированию и размещению в ЕИС.
***
Как было показано выше, некоторые нововведения вызывают вопросы с точки зрения их юридической техники и заставляют предполагать появление в скором времени противоречивой правоприменительной практики. Однако по большей части изменения следует оценить положительно, поскольку они сделают работу специалистов в сфере закупок проще и осмысленней.
Гурин Олег Юрьевич, главный редактор журнала ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
[1] Федеральный закон от 01.04.2019 № 50-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”».
[2] Федеральный закон от 01.05.2019 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 56-1 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”», Федеральный закон от 01.05.2019 № 70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”», Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”».
[3] См. ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 № 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”».
[4] См. ч. 2.2 ст. 56, ч. 3.1 ст. 56.1 Закона № 44-ФЗ.
[5] См. п. 9 Приложения № 2 к ПП РФ от 04.02.2015 № 99.
[6] См. ч. 3 ст. 56.1 и ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ.
[7] См. обновленные редакции ч. 5, 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
[8] См. обновленную редакцию ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Заказчикам необходимо учитывать произошедшие изменения, например, при составлении контракта на оказание услуг ОСАГО.
[9] См. обновленную редакцию ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
[10] Изменения в части контроля в сфере закупок вступают в силу поэтапно: некоторые уже 12 мая, другие — с 1 июля 2019 г., а остальные только с 1 апреля 2020 г. Поэтому в данной статье они распределены по соответствующим разделам.
[11] Ст. 106 Закона № 44-ФЗ дополнена новой ч. 5.1.
[12] См. новую редакцию ч. 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ.
[13] В т. ч. сведения об их учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участников закупок — юридических лиц.
[14] Ч. 11 ст. 105 Закона № 44-ФЗ дополнена новым п. 5.
[15] См. ч. 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ в ред. Федерального закона от 01.04.2019 № 50-ФЗ.
[16] Ст. 99 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 1.1, 1.2.
[17] Ст. 99 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 3.1.
[18] См. новую редакцию п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
[19] Если не установлено иное. См. ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.
[20] См. новую редакцию ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
[21] Ст. 83.2 дополнена ч. 2.1.
[22] См. новую редакцию ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
[23] См. обновленные редакции ч. 1, 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ. До этого изменения регулятором высказывалось мнение о неприменимости антидемпинговых мер к закупкам «без объема», т. к. в данном случае снижение НМЦК не происходит в принципе (см. письма Минэкономразвития России от 26.09.2016 № Д28и-2531, от 26.07.2016 № Д28и-1889).
[24] См. обновленные редакции ст. 28, 29 Закона № 44-ФЗ.
[25] См. новую редакцию п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ.
[26] Ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ.
[27] См. ч. 1 ст. 66 Закона № 44-ФЗ в новой редакции.
[28] См. ч. 8.2 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.
[29] См. п. 6 ч. 11 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.
[30] См. новую редакцию п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ.
[31] См. ч. 3, 3.1 ГрК РФ.
[32] Случаи заключения контракта жизненного цикла установлены Правительством РФ в ПП РФ от 28.11.2013 № 1087, принятом на основании ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
[33] Порядок и основания для заключения таких контрактов определены Правительством РФ в ПП РФ от 12.05.2017 № 563, принятом на основании ч. 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
[34] Ст. 67 дополнена ч. 10.
[35] См. новую редакцию ч. 3 ст. 68 Закона № 44-ФЗ.
[36] См. обновленную редакцию ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
[37] См. новую редакцию ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.
[38] Правопреемство в данном случае не учитывается.
[39] Ст. 96 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 8.1.
[40] Правила начисления пени — такие же, как и в общем случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по контракту (см. ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
[41] См. новую редакцию ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
[42] См. новую редакцию ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. Обратите внимание, что право поставщика на изменение способа обеспечения исполнения контракта больше не привязано к наличию исполненных обязательств по контракту.
[43] См. ч. 7.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.
[44] «В порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом». Эта ремарка законодателя позволяет предположить, что в случае нарушения поставщиком сроков исполнения своих обязательств он не сможет претендовать на уменьшение размера обеспечения исполнения контракта.
[45] См. обновленную редакцию п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
[46] См. обновленные редакции п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.
[47] Последнее предложение ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в новой редакции.
[48] См., в частности, ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ в новой редакции.
[49] См. новую редакцию ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.
[50] Ст. 94 Закона № 44-ФЗ дополнена новой ч. 7.1.
[51] За все время ее действия никто так и не понял, зачем нужно было различать «исполнение участником закупки в течение одного года до даты подачи заявки трех и более контрактов без применения к нему неустоек» и «исполнение участником закупки в течение трех лет до даты подачи заявки трех и более контрактов без применения к нему неустоек».
[52] Ст. 37 дополнена ч. 13, где сформулирован соответствующий запрет.
[53] Согласно ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ обеспечение заявки устанавливается «при условии, что НМЦК превышает 5 млн руб., если Правительством РФ не установлено иное»; в ПП РФ от 12.04.2018 № 439 Правительство РФ «установило иное», определив минимальный ценовой порог, при котором заказчики обязаны требовать обеспечение заявки, равным 1 млн руб. Из-за этого размер обеспечения заявки в случае, когда НМЦК составляет от 1 млн руб. до 5 млн руб., приходилось определять «по аналогии права» (см. письма Минфина России от 23.05.2018 № 24-02-05/34911, от 02.10.2018 № 24-08-06/70718).
[54] См. ч. 20 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в новой редакции.
[55] См. ч. 2, 3, 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ в новой редакции.
[56] П. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ дополнен подп. «в», а в подп. «б», устанавливающем общее правило для изменения условий контракта при увеличении или уменьшении объема обязательств по контракту в пределах 10 %, предусмотрено соответствующее исключение.
[57] Ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ дополнена новым п. 8.
[58] В этом случае продление срока возможно лишь «при отсутствии неуплаченных подрядчиком неустоек (штрафов, пеней) и при условии предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта». К сожалению, в данном случае законодатель не конкретизировал размер и порядок предоставления обеспечения, что создает пространство для споров по этому поводу.
[59] Ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ дополнена новым п. 9.
[60] Отметим, что закон не дает правовых оснований для истребования банковской гарантии, перекрывающей новый срок исполнения контракта, вместо первоначальной банковской гарантии, срок действия которой мог закончиться до окончания «продленного» срока исполнения обязательств.
[61] См. обновленную редакцию ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
[62] См. п. 6 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ в новой редакции.
[63] См. п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ в новой редакции. Фактически эта информация и сейчас вносится в реестр контрактов, поэтому в данном случае можно говорить не об изменении, а об уточнении соответствующей нормы.
[64] См. новую редакцию ч. 2 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.
[65] Ст. 95 Закона № 44-ФЗ дополнена новой ч. 17.1. К сожалению, законодатель ничего не говорит в этой норме о возможности уменьшить размер обеспечения исполнения контракта, предоставляемого новым поставщиком, пропорционально размеру обязательств, принятых и оплаченных заказчиком в рамках расторгнутого контракта.
[66] См. новую редакцию ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
[67] На это прямо указывает новая редакция ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
[68] См. новую редакцию ч. 4.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.
[69] См. новую редакцию п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
[70] Соответственно, с указанного момента утратят силу ст. 17 и 21 Закона № 44-ФЗ; новые правила планирования закупок будут изложены в обновленной ст. 16 Закона № 44-ФЗ.
[71] В настоящее время п. 5 ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ требует указывать «дату начала закупки», тогда как «сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок» указываются в плане закупок (см. п. 5 ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).
[72] См. ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.
[73] В п. 7 ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ используется более сложная терминология, однако фактически ее смысл сводится к ссылке на случаи, когда допустимо проведение конкурсов с ограниченным участием (см. Приложение № 2 к ПП РФ от 04.02.2015 № 99).
[74] Напомним, что в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р) предлагалось «объединение плана закупок и плана-графика закупок в единый электронный документ, предполагающий поэтапную … детализацию содержащейся в нем информации о планируемых закупках, с формированием полноценного описания объекта закупки, проекта контракта, обоснованной НМЦК … за 3 месяца до начала такой закупки», что звучало довольно пугающе.
[75] С 01.10.2019 утрачивает силу ч. 7 ст. 18 Закона № 44-ФЗ, на основании которой Правительством РФ было принято указанное постановление.
[76] См. новую редакцию ч. 1 ст. 18 Закона № 44-ФЗ.
[77] За исключением такого основания, как «реализация федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, решений, поручений Правительства РФ, законов субъектов РФ, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете» (п. 3 ч. 6 ст. 17 Закона № 44-ФЗ). Обновленная ст. 16 Закона № 44-ФЗ аналогичного основания для внесения изменений в план-график не содержит.
[78] Ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ.
[79] Ст. 42 Закона № 44-ФЗ дополнена п. 12.
[80] См. обновленную редакцию п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.