Пояснительная записка
Воспитание подрастающего поколения – одна из ключевых целей современной идеологии общества.
Цель воспитательной системы школы – обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся, то есть создание условий для разностороннего (духовного и физического) развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.
Данная образовательная программа носит культурологическую направленность, так как реализуется на базе музея образовательного учреждения, направлена на изучение историко-культурных традиций и духовного наследия, а также на развитие культуры межличностного общения. Программа создана для обеспечения духовно-нравственного становления подрастающего поколения, для знакомства детей с музейным пространством, всестороннего развития личности ребенка и его жизненного определения. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. Программа предназначена для учащихся 5-11 классов и разработана на 1 год.
Патриотическое воспитание через музейную педагогику имеет преимущество – развивает творческие компетенции, а также создаёт у школьников осознание своей сопричастности не только к семье, но и общностям более высоких порядков. Это чувство сопричастности – основа истинного патриотизма.
Музейная педагогика обладает широкими возможностями для формирования гражданско-патриотической позиции у воспитанников, посещающих музей или работающих в его Активе.
Музей является источником полноценной информации, где ребенок имеет возможность самостоятельно обследовать многие вещи, что благотворно влияет на формирование понимания и осознания окружающего мира. Развитие ребенка в таком направлении значительно расширяет его кругозор и углубляет его представления о мире. У учащихся формируется представление о том, почему музейные предметы называют источником наших знаний, по каким причинам ценят и бережно собирают даже самые ветхие и невыразительные предметы старины.
Цель:
· формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры;
· создание условий, способствующих привитию музейной культуры посредством исторических знаний в разных областях;
· формирование лидерских качеств, развитие творческих способностей, личности воспитанника;
· формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных социальных условиях;
· профессиональная ориентация подростков.
Требования к уровню подготовки обучающихся
· Программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, а на активное участие их самих в процессе ее приобретения.
· В основе реализации программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему своего народа. Программа призвана расширить кругозор по истории страны и родного города, обучить навыкам работы с разнообразными историческими и музейными источниками. Значительное место в программе занимает изучение материалов музейного фонда, музейных экспозиций, литературы, предполагается сотрудничество с музеями города.
Ожидаемые результаты
Знакомство и усвоение понятий музееведения, развитие внимания, восприятия, наблюдательности, творческого подхода, формирование широкого кругозора, овладение практическими навыками экскурсовода. Формирование у учащихся культурных, духовных, нравственных ценностей, имеющих национальное и общечеловеческое значение. Развитие творческо-практической деятельности, воспитание у детей социально-значимых качеств, при работе в коллективе.
Содержание программы
Программа обучения включает в себя:
К концу первого года обучения работы экскурсовода учащиеся должны уметь:
Формы занятий: лекции, семинары, практические работы, экскурсии, игры
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Методы и приемы:
• словесные (лекции, семинары, беседы);
• наглядные;
• анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
• практические (создание выставки, текста экскурсии, экспозиционного оборудования, текстов исследования и т.д.);
• «проблемный»;
• диалоговый;
• игровой;
• практические работы;
Неделя
Тема занятия и содержание
Количество часов
Год обучения (5-7 классы)
Раздел 1. Введение
1
Музеи как средство культурного обогащения народов
Школьный музей – хранитель памяти
Индивидуальная работа
2
Знакомство с музеем и терминологией
Основы музейного дела
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
4
Историческая ценность фотоматериалов
Подготовка к конкурсу исследовательских работ «История одного экспоната»
Индивидуальная работа
5
Изучение методов поиска и сбора предметов
Биографические очерки и воспоминания героев экспозиции
Индивидуальная работа
Раздел 3. Фонды музея
6
Коллекционирование как форма пополнения музейного фонда
Основной фонд: вещественные, письменные источники
Индивидуальная работа
7
Библиотека музея
Работа с фондами музея для подготовки проектов к юбилею школы
Индивидуальная работа
8
Инвентарная книга
Правила описания музейного предмета
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
10
Проектирование выставки к юбилею школы
Познавательная игра «Мы создаём экспозицию»
Индивидуальная работа
11
Изготовление макета «А эта наш любимый школьный двор»
Макет в музее
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
13
Краеведение: изучение родного края в целях проектирования исследовательских работ
Изучение археологических находок на территории Южного Урала
Индивидуальная работа
14
Геология. Природные богатства Урала
Краеведческая викторина «История моего города»
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Раздел 7. Семейная история
16
Ономастика и генеалогия - вспомогательные исторические дисциплины для изучения семейной истории
Опрос самого старшего члена семьи
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
II полугодие
Индивидуальная работа
0,5
19
Правила написания исследовательской работы на тему истории и краеведения
2
Подготовка исследовательских работ для участия в Городской конференции «Интеллектуалы XXI века»
2
Индивидуальная работа
0,5
20
Культура речи на защите исследовательских работ
2
Культура речи экскурсовода
2
Индивидуальная работа
0,5
21
Повторение истории ВЛКСМ перед посещением музея гимназии № 76
2
Посещение музея разведки и боевой славы им Н. И. Кузнецова МАОУ «Гимназии № 76»
2
Индивидуальная работа
0,5
22
Подготовка к городской краеведческой игре «Знай и люби Челябинск». Разработка экскурсий
2
Изучение основ вёрстки сайта в конструкторе WIX в рамках подготовки к городской краеведческой игре «Знай и люби Челябинск»
2
Индивидуальная работа
0,5
23
Изучение культуры народов, проживающих на Южном Урале
2
Знакомство с этнографическими материалами в школьном музее
2
Индивидуальная работа
0,5
Индивидуальная работа
0,5
25
История возникновения районов Челябинска
2
Виртуальная экскурсия в музей Калининского района МАОУ «СОШ № 154»
2
Индивидуальная работа
0,5
26
Центральный район – центр культурной жизни Челябинска.
2
Изучение памятников центрального района
2
Индивидуальная работа
0,5
27
Экскурсия по металлургическому району
2
Оформление портфолио для тематических экскурсий
2
Индивидуальная работа
0,5
28
Знаменитые учителя школы № 61 г. Челябинска
2
Изучение музейных предметов – коллекций Б.И. Малахова, Г.С. Гариной, Н.Л. Уфимцевой
2
Индивидуальная работа
0,5
Индивидуальная работа
0,5
30
Виртуальная экскурсия в музей Боевой славы МАОУ «СОШ № 84»
2
Виртуальная экскурсия в музей «Русский мир» лицея № 97
2
Индивидуальная работа
0,5
31
Оформление экспозиции «Поют дочери Отчизны»
2
Интерактивное занятие в Историко-краеведческого музея Центра детского творчества Металлургического района г. Челябинска
2
Индивидуальная работа
0,5
32
Подготовка к конкурсу видео «Расскажите о войне»
2
Подготовка материалов к экспедиции «Я познаю Россию»
2
Индивидуальная работа
0,5
33
Виртуальная экскурсия в музей истории 96 отдельной Шуменской танковой бригады имени Челябинского комсомола МБОУ «СОШ № 62»
2
Подготовка к Региональному конкурсу исследовательских работ и проектов «Памятники. Реликвии. Шедевры (Путешествие по Уралу)»
2
Индивидуальная работа
0,5
34
Изучение материалов о ветеранах Великой Отечественной войны
2
Изучение методов написания сочинений «Герои ВОВ»
2
Индивидуальная работа
0,5
35
Экспедиция по металлургическому району с целью комплектования фонда школьного музея
2
Оформление документации по собранным предметам
2
Индивидуальная работа
0,5
36
Изучение роли школьного музея в сохранение культурного и природного наследия Челябинска.
2
Подготовка к конкурсу «Интеллектуалы XXI в.»
2
Индивидуальная работа
0,5
37
Экскурсия – расширение кругозора. Методика ведения экскурсии
2
Повторение изученного материала. Викторина
2
Индивидуальная работа
0,5
Недели
148
Список литературы
1. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
2. Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
3. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
4. Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 1999.
5. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
6. Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 .- Барнаул, 1999. С 199-203.
7. Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 –летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 1999.С 123-126.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 2003.
9. Сборник нормативных документов: специальные (коррекционные) образовательные учреждения// Сост. Исаков П.Ю., Грибова О.Е.- М., 1999.
10. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.
11. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.
12. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.
15. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001
16. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
17. Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга.// Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 1990.С 101-103.
18. Ясман З.Д. Музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды ГИМ. Вып.104-М., 1999.
19. Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности «Школа музееведения» МОУ «СОШ № 81 г. Северск». Автор Никиенко А.А.
20.Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» МБОУ «Лицей № 159 г. Казань». Автор Аскарова Ж.Ф.
Пояснительная записка
Воспитание подрастающего поколения – одна из ключевых целей современной идеологии общества.
Цель воспитательной системы школы – обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся, то есть создание условий для разностороннего (духовного и физического) развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.
Данная образовательная программа носит культурологическую направленность, так как реализуется на базе музея образовательного учреждения, направлена на изучение историко-культурных традиций и духовного наследия, а также на развитие культуры межличностного общения. Программа создана для обеспечения духовно-нравственного становления подрастающего поколения, для знакомства детей с музейным пространством, всестороннего развития личности ребенка и его жизненного определения. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. Программа предназначена для учащихся 5-11 классов и разработана на 1 год.
Патриотическое воспитание через музейную педагогику имеет преимущество – развивает творческие компетенции, а также создаёт у школьников осознание своей сопричастности не только к семье, но и общностям более высоких порядков. Это чувство сопричастности – основа истинного патриотизма.
Музейная педагогика обладает широкими возможностями для формирования гражданско-патриотической позиции у воспитанников, посещающих музей или работающих в его Активе.
Музей является источником полноценной информации, где ребенок имеет возможность самостоятельно обследовать многие вещи, что благотворно влияет на формирование понимания и осознания окружающего мира. Развитие ребенка в таком направлении значительно расширяет его кругозор и углубляет его представления о мире. У учащихся формируется представление о том, почему музейные предметы называют источником наших знаний, по каким причинам ценят и бережно собирают даже самые ветхие и невыразительные предметы старины.
Цель:
· формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры;
· создание условий, способствующих привитию музейной культуры посредством исторических знаний в разных областях;
· формирование лидерских качеств, развитие творческих способностей, личности воспитанника;
· формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных социальных условиях;
· профессиональная ориентация подростков.
Требования к уровню подготовки обучающихся
· Программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, а на активное участие их самих в процессе ее приобретения.
· В основе реализации программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему своего народа. Программа призвана расширить кругозор по истории страны и родного города, обучить навыкам работы с разнообразными историческими и музейными источниками. Значительное место в программе занимает изучение материалов музейного фонда, музейных экспозиций, литературы, предполагается сотрудничество с музеями города.
Методы и формы познавательной деятельности учащихся
Музейщиком может быть учащийся, заинтересованный работой в музее, стремящийся к новым знаниям. Изучение истории родного края, музееведение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками.
Основными методами преподавания являются:
· словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
· демонстрационный – использование наглядных схем и карт на занятиях;
· частично-поисковый – метод работы с дополнительной литературой;
· метод упражнения – вопросы по пройденным темам, отработка и сдача экскурсий;
· наглядный – посещение экспозиций, выставок музеев, просмотр альбомов, книг, буклетов и фотографий из фонда музея;
· исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Основные формы работы:
коллективные занятия: анкетирование, тренинги, КТД (коллективно-творческое дело), лекции, экскурсии, практикумы, сценическая работа, викторины, конкурсы;
индивидуальные занятия с педагогом: обсуждение конкретной темы, репетиции;
самостоятельные занятия: работа с книгой и источниками; составление отзыва, плана, конспекта, выступления, экскурсии; работа над проектом, исследованием.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 210.