Методы и формы познавательной деятельности учащихся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительная записка

Воспитание подрастающего поколения – одна из ключевых целей современной идеологии общества.

      Цель воспитательной системы школы – обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся, то есть создание условий для разностороннего (духовного и физического) развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.

    Данная образовательная программа носит культурологическую направленность, так как реализуется на базе музея образовательного учреждения, направлена на изучение историко-культурных традиций и духовного наследия, а также на развитие культуры межличностного общения. Программа создана для обеспечения духовно-нравственного становления подрастающего поколения, для знакомства детей с музейным пространством, всестороннего развития личности ребенка и его жизненного определения. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры.       Программа предназначена для учащихся 5-11 классов и разработана на 1 год.

Патриотическое воспитание через музейную педагогику имеет преимущество – развивает творческие компетенции, а также создаёт у школьников осознание своей сопричастности не только к семье, но и общностям более высоких порядков. Это чувство сопричастности – основа истинного патриотизма.

Музейная педагогика обладает широкими возможностями для формирования гражданско-патриотической позиции у воспитанников, посещающих музей или работающих в его Активе.

Музей является источником полноценной информации, где ребенок имеет возможность самостоятельно обследовать многие вещи, что благотворно влияет на формирование понимания и осознания окружающего мира. Развитие ребенка в таком направлении значительно расширяет его кругозор и углубляет его представления о мире. У учащихся формируется представление о том, почему музейные предметы называют источником наших знаний, по каким причинам ценят и бережно собирают даже самые ветхие и невыразительные предметы старины.

Цель:

· формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры;

· создание условий, способствующих привитию музейной культуры посредством исторических знаний в разных областях;

· формирование лидерских качеств, развитие творческих способностей, личности воспитанника;

· формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных социальных условиях;

· профессиональная ориентация подростков.

Требования к уровню подготовки обучающихся

· Программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, а на активное участие их самих в процессе ее приобретения.

· В основе реализации программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему своего народа. Программа призвана расширить кругозор по истории страны и родного города, обучить навыкам работы с разнообразными историческими и музейными источниками. Значительное место в программе занимает изучение материалов музейного фонда, музейных экспозиций, литературы, предполагается сотрудничество с музеями города.

 

Ожидаемые результаты

Знакомство и усвоение понятий музееведения, развитие внимания, восприятия, наблюдательности, творческого подхода, формирование широкого кругозора, овладение практическими навыками экскурсовода. Формирование у учащихся культурных, духовных, нравственных ценностей, имеющих национальное и общечеловеческое значение. Развитие творческо-практической деятельности, воспитание у детей социально-значимых качеств, при работе в коллективе.

 

Содержание программы

Программа обучения включает в себя:

  • изучение основ музееведения;
  • знакомство с историей музейного предмета;
  • знакомство с понятием «фонд музея» и изучение его на практике;
  • изучение основ экспозиционной деятельности и правил оформления экспозиции;
  • знакомство с музейным краеведением;
  • изучение значения военной истории в музееведение;
  • знакомство с семейной историей как с объектом музееведения;
  • знакомство с основами экскурсионной работы как с одной из основных форм работы музея;
  • изучение краеведения в исследовательской деятельности музея;
  • знакомство с районами Челябинска как с объектом исследовательской деятельности;
  • изучение музея школы для создания исследовательских работ и представления их на конкурсах.

К концу первого года обучения работы экскурсовода учащиеся должны уметь:

  • выявлять интересные события, явления, объекты в повседневной жизни;
  • собирать информацию из разных источников различными методами и работать с ней;
  • извлекать из музейного предмета информацию для исследования;
  • общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести экскурсию;
  • правильно создавать экспозиции, выставки.

 

Формы занятий: лекции, семинары, практические работы, экскурсии,  игры

Формы работы: групповые, индивидуальные.

Методы и приемы:

• словесные (лекции, семинары, беседы);

• наглядные;

• анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;

• практические (создание выставки, текста экскурсии, экспозиционного оборудования, текстов исследования и т.д.);

• «проблемный»;

• диалоговый;

• игровой;

• практические работы;

Неделя

Тема занятия и содержание

Количество часов

всего теория практика

Год обучения (5-7 классы)

Раздел 1. Введение

8 6 2

1

Музеи как средство культурного обогащения народов

2 2 0

Школьный музей – хранитель памяти

2 1 1

Индивидуальная работа

0,5    

2

Знакомство с музеем и терминологией

2 2 0

Основы музейного дела

2 1 1

Индивидуальная работа

0,5    

 

Индивидуальная работа

0,5    

4

Историческая ценность фотоматериалов

2 1 1

Подготовка к конкурсу исследовательских работ «История одного экспоната»

2 1 1

Индивидуальная работа

0,5    

5

Изучение методов поиска и сбора предметов

2 2 0

Биографические очерки и воспоминания героев экспозиции

2 1 1

Индивидуальная работа

0,5    

Раздел 3. Фонды музея

12 6 6

6

Коллекционирование как форма пополнения музейного фонда

2 1 1

Основной фонд: вещественные, письменные источники

2 1 1

Индивидуальная работа

0,5    

7

Библиотека музея

2 1 1

Работа с фондами музея для подготовки проектов к юбилею школы

2 1 1

Индивидуальная работа

0,5    

8

Инвентарная книга

2 1 1

Правила описания музейного предмета

2 1 1

Индивидуальная работа

0,5    

Индивидуальная работа

0,5    

10

Проектирование выставки к юбилею школы

2 1 1

Познавательная игра «Мы создаём экспозицию»

2 0 2

Индивидуальная работа

0,5    

11

Изготовление макета «А эта наш любимый школьный двор»

2 0 2

Макет в музее

2 0 2

Индивидуальная работа

0,5

Индивидуальная работа

0,5    

13

Краеведение: изучение родного края в целях проектирования исследовательских работ

2 1 1

Изучение археологических находок на территории Южного Урала

2 2 0

Индивидуальная работа

0,5    

14

Геология. Природные богатства Урала

2 2 0

Краеведческая викторина «История моего города»

2 0 2

Индивидуальная работа

0,5    

Индивидуальная работа

0,5    

Раздел 7. Семейная история

4 2 2

16

Ономастика и генеалогия - вспомогательные исторические дисциплины для изучения семейной истории

2 1 1

Опрос самого старшего члена семьи

2 1 1

Индивидуальная работа

0,5    

Индивидуальная работа

0,5    

II полугодие

Индивидуальная работа

0,5

   

19

Правила написания исследовательской работы на тему истории и краеведения

2

2 0

Подготовка исследовательских работ для участия в Городской конференции «Интеллектуалы XXI века»

2

1 1

Индивидуальная работа

0,5

   

20

Культура речи на защите исследовательских работ

2

2 0

Культура речи экскурсовода

2

0 2

Индивидуальная работа

0,5

   

21

Повторение истории ВЛКСМ перед посещением музея гимназии № 76

2

0 2

Посещение музея разведки и боевой славы им Н. И. Кузнецова МАОУ «Гимназии № 76»

2

0 2

Индивидуальная работа

0,5

   

22

Подготовка к городской краеведческой игре «Знай и люби Челябинск». Разработка экскурсий

2

0 2

Изучение основ вёрстки сайта в конструкторе WIX в рамках подготовки к городской краеведческой игре «Знай и люби Челябинск»

2

0 2

Индивидуальная работа

0,5

   

23

Изучение культуры народов, проживающих на Южном Урале

2

0 2

Знакомство с этнографическими материалами в школьном музее

2

0 2

Индивидуальная работа

0,5

   

Индивидуальная работа

0,5

   

25

История возникновения районов Челябинска

2

2 0

Виртуальная экскурсия в музей Калининского района МАОУ «СОШ № 154»

2

1 1

Индивидуальная работа

0,5

   

26

Центральный район – центр культурной жизни Челябинска.

2

2 0

Изучение памятников центрального района

2

1 1

Индивидуальная работа

0,5

   

27

Экскурсия по металлургическому району

2

0 2

Оформление портфолио для тематических экскурсий

2

1 1

Индивидуальная работа

0,5

   

28

Знаменитые учителя школы № 61 г. Челябинска

2

2 0

Изучение музейных предметов – коллекций Б.И. Малахова, Г.С. Гариной, Н.Л. Уфимцевой

2

1 1

Индивидуальная работа

0,5

   

Индивидуальная работа

0,5

   

30

Виртуальная экскурсия в музей Боевой славы МАОУ «СОШ № 84»

2

1 1

Виртуальная экскурсия в музей «Русский мир» лицея № 97

2

1 1

Индивидуальная работа

0,5

   

31

Оформление экспозиции «Поют дочери Отчизны»

2

1 1

Интерактивное занятие в Историко-краеведческого музея Центра детского творчества Металлургического района г. Челябинска

2

1 1

Индивидуальная работа

0,5

   

32

Подготовка к конкурсу видео «Расскажите о войне»

2

0 2

Подготовка материалов к экспедиции «Я познаю Россию»

2

0 2

Индивидуальная работа

0,5

   

33

Виртуальная экскурсия в музей истории 96 отдельной Шуменской танковой бригады имени Челябинского комсомола МБОУ «СОШ № 62»

2

1 1

Подготовка к Региональному конкурсу исследовательских работ и проектов «Памятники. Реликвии. Шедевры (Путешествие по Уралу)»

2

1 1

Индивидуальная работа

0,5

   

34

Изучение материалов о ветеранах Великой Отечественной войны

2

1 1

Изучение методов написания сочинений «Герои ВОВ»

2

1 1

Индивидуальная работа

0,5

   

35

Экспедиция по металлургическому району с целью комплектования фонда школьного музея

2

0 2

Оформление документации по собранным предметам

2

0 2

Индивидуальная работа

0,5

   

36

Изучение роли школьного музея в сохранение культурного и природного наследия Челябинска.

2

0 2

Подготовка к конкурсу «Интеллектуалы XXI в.»

2

0 2

Индивидуальная работа

0,5

   

37

Экскурсия – расширение кругозора. Методика ведения экскурсии

2

0 2

Повторение изученного материала. Викторина

2

0 2

Индивидуальная работа

0,5

   

Недели

148

66 82              

 


 


Список литературы

1. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.

2. Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.

3. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.

4. Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 1999.

5. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.

6. Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 .- Барнаул, 1999. С 199-203.

7. Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 –летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 1999.С 123-126.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 2003.

9. Сборник нормативных документов: специальные (коррекционные) образовательные учреждения// Сост. Исаков П.Ю., Грибова О.Е.- М., 1999.

10. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.

11. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.

12. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.

15. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001

16. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

17. Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга.// Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 1990.С 101-103.

18. Ясман З.Д. Музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды ГИМ. Вып.104-М., 1999.

19. Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности «Школа музееведения» МОУ «СОШ № 81 г. Северск». Автор Никиенко А.А.

20.Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» МБОУ «Лицей № 159 г. Казань». Автор Аскарова Ж.Ф.

 

 

Пояснительная записка

Воспитание подрастающего поколения – одна из ключевых целей современной идеологии общества.

      Цель воспитательной системы школы – обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся, то есть создание условий для разностороннего (духовного и физического) развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.

    Данная образовательная программа носит культурологическую направленность, так как реализуется на базе музея образовательного учреждения, направлена на изучение историко-культурных традиций и духовного наследия, а также на развитие культуры межличностного общения. Программа создана для обеспечения духовно-нравственного становления подрастающего поколения, для знакомства детей с музейным пространством, всестороннего развития личности ребенка и его жизненного определения. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры.       Программа предназначена для учащихся 5-11 классов и разработана на 1 год.

Патриотическое воспитание через музейную педагогику имеет преимущество – развивает творческие компетенции, а также создаёт у школьников осознание своей сопричастности не только к семье, но и общностям более высоких порядков. Это чувство сопричастности – основа истинного патриотизма.

Музейная педагогика обладает широкими возможностями для формирования гражданско-патриотической позиции у воспитанников, посещающих музей или работающих в его Активе.

Музей является источником полноценной информации, где ребенок имеет возможность самостоятельно обследовать многие вещи, что благотворно влияет на формирование понимания и осознания окружающего мира. Развитие ребенка в таком направлении значительно расширяет его кругозор и углубляет его представления о мире. У учащихся формируется представление о том, почему музейные предметы называют источником наших знаний, по каким причинам ценят и бережно собирают даже самые ветхие и невыразительные предметы старины.

Цель:

· формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры;

· создание условий, способствующих привитию музейной культуры посредством исторических знаний в разных областях;

· формирование лидерских качеств, развитие творческих способностей, личности воспитанника;

· формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных социальных условиях;

· профессиональная ориентация подростков.

Требования к уровню подготовки обучающихся

· Программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, а на активное участие их самих в процессе ее приобретения.

· В основе реализации программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему своего народа. Программа призвана расширить кругозор по истории страны и родного города, обучить навыкам работы с разнообразными историческими и музейными источниками. Значительное место в программе занимает изучение материалов музейного фонда, музейных экспозиций, литературы, предполагается сотрудничество с музеями города.

 

Методы и формы познавательной деятельности учащихся

Музейщиком  может быть учащийся, заинтересованный работой в музее, стремящийся к новым знаниям. Изучение истории родного края, музееведение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками.

Основными методами преподавания являются:

· словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;

· демонстрационный – использование наглядных схем и карт на занятиях;

· частично-поисковый – метод работы с дополнительной литературой;

· метод упражнения – вопросы по пройденным темам, отработка и сдача экскурсий;

· наглядный – посещение экспозиций, выставок музеев, просмотр альбомов, книг, буклетов и фотографий из фонда музея;

· исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Основные формы работы:

коллективные занятия: анкетирование, тренинги, КТД (коллективно-творческое дело), лекции, экскурсии, практикумы, сценическая работа, викторины, конкурсы;                            

индивидуальные занятия с педагогом: обсуждение конкретной темы, репетиции;        

самостоятельные занятия: работа с книгой и источниками; составление отзыва, плана, конспекта, выступления, экскурсии; работа над проектом, исследованием.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.