ДРВ и НФОЮВ: путь к национальному единству
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Итак, после августовской революции 1946 г. и изгнания японских и французских оккупантов на севере страны сформировалась Демократическая республика Вьетнам во главе с Хо Ши Мином.

q Хо Ши Мин - коммунистический лидер национально-освободительного движения вьетнамского народа; в 1946-54 гг. возглавлял вооружённую борьбу Вьетминя; с 1954 г. и до своей кончины руководил военными действиями СВ и Вьетконга против ЮВ и США

Настоящее имя этого выдающегося политического деятеля Вьетнама – Нгуен Ай Куок, однако весь мир знает его под псевдонимом «Хо Ши Мин», что на вьетском языке значит «умудренный». Свою борьбу за независимость Вьетнама он начал еще в 1919 г., когда жил во Франции, и на Версальской конференции вручил ее участникам меморандум с требованием предоставить независимость Вьетнаму. В 1924-25 гг. в Гуанчжоу основал революционную организацию коммунистического толка. За свою революционную деятельность в Европе в 1927-1929 гг. был заочно французскими колониальными властями приговорен к смертной казни. Неоднократно подвергался арестам, в 1931-34 и 1941-44 гг. находился сначала в английской, а после в чанкайшистской тюрьмах. В 1944 г. Хо Ши Мин вернулся во Вьетнам, возглавил Временное правительство, образованное после Августовской революции 1946 г. и заключил с французской стороной соглашения, ознаменовавшие независимость ДРВ. В 1951 г. Хо Ши Мин возглавил Партию трудящихся Вьетнама, а вскоре стал почетным председателем Льенвьета, который в 1954 г. добился подписания Женевских соглашений. В 1956 г. Хо Ши Мин был избран генеральным секретарем КПВ.

«Дядюшка Хо», как он сам просил себя называть, был настоящим любимцем своего народа. Хо Ши Мин действительно был «умудрен» своим жизненным опытом: он много путешествовал, свободно говорил на 5 языках, в том числе и на русском. Даже будучи президентом своей страны он жил более чем скромно. Его призывы к согражданам защитить отечество никого не оставляли равнодушными. А его слова стали настоящим гимном всей вьетнамской истории: «Слова Хо Ши Мина – ясные, западающие в сердце – о самом важном, о том, чем жил сегодня народ. Проникновенный голос президента звучал, как призыв кормчего, обращенный к друзьям, плывущим с ним на одном корабле, - призыв одолеть ураганный ветер и волны; и каждый черпал в нем для себя поддержку и веру»9. Хо Ши Мин умер в 1969 г., не дожив до победы. Но он был и остается главным героем своего народа. А вьетнамский народ, как мы помним, не забывает ни одного своего героя.

На юге же утвердился проамериканский режим, с которым боролся Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), поддерживаемый коммунистами Севера. И уже к 1963 г. силами НФОЮВ было разрушено 80 % «стратегических поселков», созданных по плану Стейли - Тейлора. В течение года НФОЮВ нанес американской армии ряд поражений в районах Апбак, Контум, Плейку, Локнинь и др. К июлю 1964 г. его силы контролировали уже ⅔ территории ЮВ. Тогда-то США и решили пойти ва-банк и напрямую вмешаться в дела Вьетнама. Поводом к открытой интервенции стал так называемый «тонкинский кризис». Как рассказывал сотрудник посольства СССР в Ханое Е. Глазунов, «известный тонкинский инцидент, имевший место в августе 1964 г., вызвал недоумение руководства ДРВ. В состоянии «удивления» вьетнамское руководство пробыло несколько месяцев. И только когда в феврале следующего года начались налеты на территорию ДРВ, все поняли, что прошлогодний эпизод в Тонкинском заливе и нынешние налеты американской авиации связаны между собой»10.

8 марта 1965 г. американские морские пехотинцы высадились в порту Дананг. Вашингтон планировал отрезать силы патриотов ЮВ от ДРВ, нанеся по территории последней ряд массированных ударов. Американская армия обрушила на ДРВ всю мощь своего сверхсовременного оружия. Но что могла противопоставить им северовьетнамская армия? Лишь малоэффективные зенитные орудия да пулеметы. Именно тогда Ханой и обратился за помощью к Москве.

О помощи Советского Союза ДРВ до сих пор ходят легенды. Некоторые специалисты, как например, вьетнамский генерал Чан Ван Куанг, утверждают, что помощь СССР ограничивалась поставками в СВ военной техники и проведением инструктажа по пользованию этой техникой. «В вопросы стратегического и дипломатического характера, - рассказывал Чан Ван Куанг, - а также в выработку плана ведения войны советские специалисты не вмешивались»11. И это действительно было так. Но американская сторона была уверена, что ее солдат под каждым деревом в джунглях поджидали русские снайперы. В свое время даже была знаменита военная песня о событиях тех лет – «Мой «Фантом», в которой американский летчик требует показать ему «того русского, что сбил его». Никаких русских американцам, разумеется, не демонстрировали, однако и эта версия не лишена оснований.

· В Вашингтоне не видели разницы между военной поддержкой США режима Зьема и оказанием Советским Союзом помощи ДРВ. Однажды Хо Ши Мину задали резонный вопрос: «Какая разница между помощью, которую вам оказывают братские страны, и помощью США Нго Динь Зьему?» Ответ был следующий: «Страны социализма сплочены и единодушны…. Что же касается американской помощи, то позвольте сослаться на одну японскую газету. «Американцы, оказывая помощь, стремятся продать оружие, сбыть завалявшиеся товары да нажить большие барыши, - писала эта газета, - причем предоставление этой помощи каждый раз сопровождается навязыванием политических и военных требований, выгодных США. Следовательно, займы помогают правящим кругам США проводить политику разжигания войны»12.

Как бы то ни было, СССР показал себя решительным союзником Вьетнама. В 1965 г. во Вьетнам прибыл председатель Совмина А.Н. Косыгин. На совместной советско-вьетнамской конференции было принято решение об оказании Вьетнаму материальной помощи, а также решение о создании Группы советских военных специалистов по разным типам войск. Любопытно, что советским офицерам порой даже не сообщали, куда их отправляют. Говорили лишь, что нужно «ехать в командировку в южную страну с тропическим климатом, где идут военные действия», но отечественные специалисты и без этих намеков понимали, что отправляются во Вьетнам - одну из «горячих точек» тех лет.

СССР и прежде оказывал военную помощь южновьетнамским партизанам трофейным немецким оружием. Но теперь, когда речь шла уже о прямом нападении американцев на независимую республику Вьетнам, было принято решение о привлечении к вьетнамскому конфликту высокотехнологичного советского вооружения. Так была открыта новая страница противостояния советского и американского оружия, которым характеризовался продолжительный отрезок истории, именуемый «холодной войной».

Обучение вьетнамцев осуществлялось по принципу «делай, как я»; это в первую очередь объяснялось сроками, в которые необходимо было подготовить вьетнамских специалистов. Но поначалу военные действия велись силами советских сокращенных расчетов, а вьетнамцы выполняли функции дублеров. Как отмечают участники Группы советских специалистов, этот факт поначалу отталкивал вьетнамцев – истовых борцов, делал их менее сговорчивыми. Вьетнамские воины жаждали боя и огорчались, если им не удавалось сбить ни одного вражеского «Фантома». Тем не менее, вьетнамцы быстро учились у советских товарищей и вскоре смогли заменить их на всех позициях. За годы эскалации, а после и «вьетнамизации» в небе над ДРВ был сбит 4181 американский самолет (включая бомбардировщики типа В-52 и др.). Через Вьетнам прошло почти 10 000 советских военных специалистов, а потери были ничтожно малы, во многом благодаря тому, что вьетнамские солдаты воевали самоотверженно и в пылу сражения не боялись прикрывать советских офицеров, даже ценой собственной жизни.

Отдельных слов заслуживают патриоты Северного и Южного Вьетнама, чей дух на начальном этапе войны планировали подорвать американские «крестоносцы демократии». Но на деле все получилось иначе. В Штатах люди, читавшие сводки «Нью-Йорк Таймс», приходили в ужас: «Всегда и везде наши солдаты ожидают, что следующий шаг может стать последним в их жизни, - писала «Таймс», - споткнувшись вдруг о какую-то проволоку, они могут провалиться в утыканную железными или бамбуковыми остриями волчью яму, и острия эти часто смазаны ядом. Стоит солдату задеть другую едва заметную проволоку, и с тетивы самострела сорвется стрела прямо ему в грудь. Наступив на торчащий из земли ржавый гвоздь, он может подорваться на мине. В кармане висящей на стене крестьянской рубахи может быть спрятана адская машина. Взрываются даже статуи на алтарях. Предметы, кажущиеся заманчивыми сувенирами, могут обернуться смертельным подарком…. Недавно около Дананга один сержант морской пехоты, человек весьма осторожный и смекалистый, сорвал висевший у дороги на краю поля плакат с антиамериканским лозунгом. Взрыв разнес его в клочья вместе с плакатом»13.

В таких инцидентах армия США потеряла больше человек, чем в условиях прямого столкновения с вооруженными силами Вьетнама. Американцы пытались уничтожить вьетконговские укрытия: они обстреливали их автоматной очередью, распыляли в них ядовитый газ и даже бомбили с многометровой высоты, но тщетно! Ловкие, увертливые вьетнамцы вновь и вновь подвергали американские взводы своим внезапным нападениям, шаг за шагом расставляли в джунглях хитроумные ловушки, а американцы каждый раз попадали в их сети и погибали, либо оставались калеками на всю жизнь. И хотя с одной стороны такой метод ведения боя выглядит негуманным, но вьетнамские патриоты не обладали широким выбором вооружений, да и американцы испытывали на вьетконговцах мощь всего оружия, бывшего в их распоряжении. Однако, несмотря на свое заметное отставание в этом компоненте, патриоты Вьетнама имели в подобных стычках весомое преимущество: они «прочитывали» ситуацию, предугадывали, что сделает противник в следующее мгновение, а противник даже не догадывался, что готовят ему вьетконговцы.

Патриоты Юга и Севера, хотя и находились по разные стороны от демаркационной линии, действовали, как единый организм. «Вьетнам – одна страна, вьетнамцы – один народ; реки могут высохнуть, горы разрушиться, но эта истина не изменится никогда», - говорил Хо Ши Мин14. Так и Народная армия Северного Вьетнама и Национальный фронт освобождения ЮВ хотя и кажутся разными силами, но на самом деле являлись единым целым. Посему, когда в СВ поступала военная и материальная помощь, ее так же необходимо было переправить сражающимся партизанам Юга за сотни километров через леса и горы, часто на собственных плечах и по полному бездорожью. Маршрут, по которому военные грузы шли на Юг, получил название «тропы Хо Ши Мина»15. По сути, «тропа Хо Ши Мина» не заканчивалась никогда; вьетнамцы могли столь быстро и незримо подбираться к американским позициям, что считалось, что «тропа Хо Ши Мина» проходит по всей территории страны.

Примерно в 70 км. к северо-западу от Сайгона находится легендарный район Кути – еще один оплот партизанского движения; он занимает 180 км2 по площади и в годы войны представлял собой огромную подземную крепость. Ходы в него были так хорошо замаскированы, что их невозможно было обнаружить даже стоя рядом. А если их и обнаруживали, то в эти узкие лазы едва ли мог протиснуться американский солдат, разве что самый субтильный. Миниатюрным же вьетнамцам это удавалось без помех; они в буквальном смысле сквозь землю проваливались на глазах у изумленных американцев! В бесконечных подземных переходах было предусмотрено все необходимое для пребывания, включая колодцы с пресной водой. Общая протяженность ходов и галерей простиралась на 250 км, благодаря чему здесь могли одновременно находиться 16 тысяч бойцов – целая дивизия. Располагались они на 3-х уровнях: 3, 6 и 8 метров. Самый нижний уровень спасал даже от артиллерийского огня и бомбардировок. Разветвленная сеть ходов и лазов позволяла партизанам беспрепятственно передвигаться по району и неожиданно появляться в тех местах, где противник меньше всего ожидал их увидеть. Американцы бросили все усилия на то, чтобы уничтожить Кути, ведь с Севера этот район окружен непроходимыми джунглями, по которым проходила «тропа Хо Ши Мина», на Юге рукой подать было до Сайгона, что представляло последнему реальную угрозу. Что только не предпринимали американцы для того, чтобы покончить с подземным городом: заливали водой, подвергали обстрелу и бомбардировкам, распыляли газ, но тщетно! Партизаны уходили на нижний уровень и там пережидали, пока земля впитает в себя отраву. В лазы побольше все же проникали американские солдаты; для тех из них, кто уцелел, воспоминания об этом стали кошмаром на всю жизнь. А ходы и галереи, которые американцам все же удалось взорвать, восстанавливались буквально за ночь. Тогда американцы выдворили из района все мирное население и превратили Кути в сплошную «зону смерти», установив по периметру блокпосты. Но это помогало только днем; ночью же вьетконговцы без труда «просачивались» через посты и наносили разящие удары. Такова была война по-вьетнамски...

В 1966-67 гг. силы Освобождения сорвали ряд операций ВС США в долине р. Меконг – одного из главных партизанских районов. В начале 1967 г. был открыт новый фронт в северной части страны, так что американское командование вынуждено было перебросить туда отборные части собственных и сайгонских войск, чем значительно ослабило фронт в южных провинциях. Они прочно удерживали в своих руках инициативу, нанося мощные удары по интервентам и марионеточной армии в разных частях ЮВ. По данным патриотов, потери американо-сайгонских войск в 1966-67 гг. составили 175 тыс. человек, 1,8 тыс. самолетов и вертолетов, до 4 тыс. танков и БТР и другой техники.

В период с 1969 по 1971 гг. наблюдался некоторый спад активности патриотов Юга, объяснявшийся деятельностью США, получившей название политики «умиротворения» и приведшей к определенным успехам. Но уже весной 1972 г. патриоты развернули генеральное наступление и нанесли американо-сайгонским войскам ряд поражений, освободив районы Куангчи, Локнинь и Анлок, к северо-западу от Сайгона на Центральном плато, а также смогли перерезать основные коммуникации противника. Руководство ДРВ тем временем пыталось вести трехсторонние переговоры с США и Республикой ЮВ. Но поскольку в результате наступления партизан на северо-западе подверглась угрозе политика «умиротворения Юга», Никсон в мае 1972 г. отдал приказ о морской блокаде побережья ДРВ и минировании ее портов с целью дезорганизовать тылы наступления патриотов. И Вашингтон добился своего: вмешательство США, воспринятое ДРВ как реамериканизация войны, помешало патриотам развить первоначальный успех наступления. К осени 1972 г. положение на фронтах стабилизировалось, отразив в целом определенное равновесие сил в ЮВ. И хотя военное преимущество и инициатива по-прежнему оставались в руках ДРВ и НФОЮВ, США в последний момент смогли стабилизировать свои позиции в ЮВ. А посему, судьба вьетнамского конфликта зависела лишь от исхода переговоров в Париже. 



Примечания к Части II .

 

Глава I. Вьетнам накануне войны

1. Кроме практически непрекращающейся борьбы вьетнамцев с китайскими агрессорами было и несколько других попыток завоевать Дайвьет: в частности, в 1369-1377 гг., воспользовавшись феодальными междоусобицами, его столицу Тханглонг дважды захватывал южный сосед – Тьямпа.

2. Вьетнам в борьбе, с 14-30

3. там же, с.32-33

4. Вьетнам в борьбе, с.43

5. там же, с.69

6. Вьетнам в борьбе, с.85-86

7. см. Приложения, таблица 2

8. Горячие точки холодной войны, фильм 1

9. Макнамара Р. Вглядываясь в прошлое…, с.339-340

10. Вьетнам в борьбе, с.95-96

11. Хо Ши Мин Избранные статьи…, с.659

12. история дипломатии, кн.1, с.341

 

Глава II. Два Вьетнама: Север и Юг в борьбе за независимость

1. Общеизвестный факт, что Нго Динь Зьема «Уинстоном Черчиллем Южной Азии» назвал Л. Джонсон во время своей поездки по Вьетнаму в 1961 году. Однако в отсутствие публики он все же признал, что Зьем ничем не заслужил такого имени. «Этот человек – ничтожество, - сказал Джонсон, - но другого-то у нас здесь нет» (Н.Н. Яковлев Силуэты Вашингтона, стр. 265).

2. Вьетнам в борьбе, с.101-102

3. там же, с.112-113

4. Вьетнам в борьбе, с.114

5. там же, с.115-116

6. Яковлев Н.Н. Силуэты…, с.266

7. Генерал Нгуен Кхань – один из тех, кто подготовил переворот против Зьема, - вскоре стал президентом Сайгонской республики.

8. Вьетнам в борьбе, с.113

9. Нгуен Динь Тхи В огне, с.481-482

10. Горячие точки холодной войны, фильм 1

11. там же

12. Хо Ши Мин Избранные статьи…, с.737-738

13. Нгуен Динь Тхи В огне, с.508

14. Хо Ши Мин О патриотизме и пролетарском интернационализме, с.114

15. «Тропа Хо Ши Мина» начиналась на севере Вьетнама: она шла от 17-ой параллели в соседний Лаос, затем, минуя зону перешейка между побережьем Тонкинского залива и Лаосом, подвергавшуюся сильным бомбардировкам 24 часа в сутки силами 7-ого тихоокеанского флота, «выныривала» из территории Лаоса и шла по территории Камбоджи, доходила до Сваеенга, а оттуда протянулась на 180 км. до Сайгона.



Часть III

“Умиротворение” Юга и триумф Севера

Глава I

“Формула Сан-Антонио” и переговоры в Париже

 Из истории мы помним, что некоторые войны длились целыми столетиями. В теории война может продолжаться сколь угодно долго, вплоть до полного взаимоуничтожения ее участников. Однако это было возможно, скорее, во времена «мрачного» Средневековья, XX век диктовал уже свои условия. Условия эти заключались в том, что, пережив 2 мировые войны, человечество больше не хотело допускать кровопролитных, затяжных войн, а напротив, стремилось решать проблемы мирным путем. Да и возможности воюющих сторон отнюдь не безграничны. Довольно скоро после начала войны во Вьетнаме в армии США проявились пугающие трудности: развал частей, мятежи (солдаты убивали все больше своих офицеров и сержантов), наркомания…и прочее…. Даже для находившихся во Вьетнаме, но не воевавших было очевидно, что с армией происходит что-то страшное. Для американцев подписание мирных соглашений в ряде отношений было настоятельно необходимым, чтобы выжить самим.1

Но то, что переговоры необходимы, стало ясно еще задолго до исчерпания Соединенными Штатами своего военно-стратегического потенциала в ЮВА. Уже в апреле 1965 г. президент Джонсон выступил с предложением о переговорах «без предварительных условий» с целью гарантировать независимость ЮВ. На самом же деле, Вашингтон стремился аннулировать Женевские соглашения, согласно которым вмешательство США в дела Вьетнама было неправомерным. По этой причине США проявили доброжелательность по отношению к ДРВ и готовность выслушать их позицию. Но в ответ на северовьетнамские «4 пункта», в которых были изложены требования ДРВ (вывод американских войск из ЮВ и прекращение их вмешательства в дела государства в любой форме), США ответили «14-ю пунктами Джонсона» в января 1966 г., в которых было заявлено о признании Женевских соглашений в качестве основы для переговоров. Однако вопрос о выводе американских войск был обойден, а прекращение бомбардировок ДРВ было поставлено в зависимость от исхода переговоров.2 Как мы увидим, именно эти 2 вопроса и будут в дальнейшем определять характер переговоров между США и ДРВ.

Новую попытку вступить с ДРВ в переговорный процесс Л. Джонсон предпринял накануне распоряжений по ограничению бомбардировок северовьетнамских территорий. Критики утверждали, что администрация Джонсона никогда не бралась по-настоящему за решение столь деликатной проблемы, как инициация мирных переговоров в то самое время, когда США вели на территории ЮВ пусть и ограниченную, но все же войну. Тем не менее, именно в этот период администрацией Джонсона были предприняты 3 попытки начать процесс переговоров. Речь идет о миссии канадца Роннинга в Ханое весной 1966 г. и двух проектах под кодовым названием «Ноготки», во второй половине 1966 г., и «Подсолнух», в начале 1967 г. «Именно эти 3 шага навстречу противнику в надежде вступить с ним в контакт могут служить иллюстрацией нашего общего подхода к достижению согласия во Вьетнаме. И они же объясняли причины наших неудач», - утверждал министр обороны США Р. Макнамара3. А неудачи сводились к тому, что стороны никак не могли сойтись во мнениях относительно бомбардировок. Именно эти споры и ставили под сомнение серьезность намерений США начать переговоры. Как бы то ни было, в марте Роннинг вернулся из Ханоя с посланием от северовьетнамского премьера Фам Ван Донга. В письме говорилось, что если американцы прекратят бомбардировки «ради общего блага и без всяких условий (имелась в виду формула «4-х нет»)», то СВ готов к разговору.4

Роннингу показалось, что Фам Ван Донг был искренен, и Ханой действительно желает вступить в переговоры. Но так не показалось Вашингтону. Администрация Джонсона уже придумала новый план действий, осталось только навязать его ДРВ, а для этого необходимы были посредники. И таковые нашлись.

Зимой 1967 г. состоялась встреча премьер-министра Великобритании Г. Вильсона и председателя Совмина СССР А.Н. Косыгина; на этой встрече и был рассмотрен новый план налаживания отношений – так называемая «формула Этап А – Этап Б». Суть данной формулы сводилась к следующему: США ограничивали, а вскоре и вовсе прекращали бомбардировки в ответ на снижение активности СВ на Юге и сокращение численности проникающих туда бойцов. Неизвестно, как бы отреагировал на эти требования СВ, но факт остается фактом: план «Этап А – Этап Б» так и остался на бумаге. Дело в том, что Америка отвела Косыгину слишком мало времени на то, чтобы донести этот план до Хо Ши Мина. Подождав, когда истечет лимит времени [а Косыгин, как и ожидалось, в него не уложился], США возобновили агрессивные действия в отношении Вьетнама. Переговоры были сорваны.  

Во Вьетнаме поначалу многие не понимали, что делают США и зачем им все это нужно. Но, конечно же, руководство ДРВ осознавало, что США «играют в переговоры», при этом, стараясь создать впечатление заинтересованности в разрешении конфликта. Так оно и было:

США и в самом деле не особо усердствовали в контактах с СВ, время от времени предпринимая ряд попыток создать видимость активной дипломатической деятельности. Одновременно Штаты разрабатывали новую стратегию в ЮВ; однако к успехам на фронте это не приводило: эскалация результатов не дала, сайгонцы по-прежнему не желали с оружием в руках защищать свое государство. США нужна была передышка. А посему…

Дипломатическое затишье длилось недолго, и скоро Соединенные Штаты возобновили попытки начать переговорный процесс. Уже во второй половине 1967 г. президент Л. Джонсон получил докладную Макнамары, в которой содержалась следующая информация:

Соединенные штаты готовы прекратить воздушные и морские бомбардировки СВ, если это незамедлительно приведет к конструктивным переговорам между представителями США и ДРВ. Мы надеемся, что… ДРВ не воспользуется сугубо в своих интересах прекращением или ограничением бомбардировок… разумеется, что любой подобный шаг со стороны ДРВ не будет содействовать нашему совместному продвижению к выработке совместного решения проблемы, а ведь это и является целью переговоров.6

Докладная записка написана максимально политкорректно; тем не менее из нее ясно видно, что США, при всем желании начать процесс переговоров, были готовы в любой момент возобновить бомбардировки СВ, а потому именно им должно принадлежать прерогатива в ведении переговоров с ДРВ. Подобное положение дел будет и в Париже, когда США, потерпев чувствительное поражение, тем не менее не постесняются диктовать свои условия. Но Парижским соглашениям предшествовал ряд других событий.

11 августа 1967 г. президент одобрил докладную, и в шт. Пенсильвания начался тщательный отбор персоналий, готовых выступить в роли посредников. Таковых оказалось две: левый социалист Р. Обрак, чья кандидатура многих не устраивала не только в связи с его партийной принадлежностью, но и из-за его дружеских отношений с Хо Ши Мином, а также профессор Э. Маркович. 19 августа в Париж для встречи с посредниками был отправлен Г. Киссинджер. Как писал после Р. Макнамара, французы постоянно твердили Киссинджеру и его помощнику Куперу, «как они могут убедить северовьетнамцев в серьезности намерений США начать переговоры, если как раз в эти дни их бомбардировки достигли рекордного уровня интенсивности». Французская сторона намекнула США о сокращении бомбардировок, что могло бы стать «сигналом для Ханоя, что их миссия всерьез воспринята Соединенными

Штатами»7. Киссинджер передал это сообщение в Вашингтон, и вскоре Джонсон отдал распоряжение об ограничении бомбардировок в радиусе 10 миль от Ханоя в период с 24 августа по 4 сентября, что должно было обеспечить безопасность посредников Обрака и Марковича.

Как бы абсурдно не звучало то, что в книге Макнамары «Вглядываясь в прошлое…» следует за описанием вышеперечисленных событий, стоит признать, что даже с США могла произойти подобная неприятность. В дело вмешался непредсказуемый участник – погода. Опустив ряд подробностей, в сухом остатке мы получим следующее: американская авиация, которая накануне запланированного перерыва должна была нанести последнюю серию ударов по СВ, не смогла сделать этого из-за облачной погоды и перенесла свой вылет на следующий день, в который и должна была состояться пауза в бомбардировках. Паузы не случилось, Обраку и Марковичу отказали в выдаче визы для въезда на территорию СВ, переговоры были сорваны.

Тем не менее, канал связи (который также называют «каналом Пенсильвания») был налажен и обе стороны оставили его открытым, а значит, и США, и ДРВ не исключали возможности начала переговорного процесса. Однако даже идя на компромисс, США не собирались отказываться от тактики ведения переговоров с позиции силы, а потому американские бомбардировщики продолжали активно поливать огнем северовьетнамские земли. ДРВ, как и планировали американские стратеги, расценивала такое поведение, как ультиматум и заявляла, что «вопрос о возобновлении деловых контактов может быть рассмотрен только после безоговорочного прекращения США бомбардировок и всех других военных акций против ДРВ»8.

Посчитав, что Обрак и Маркович сделали свое дело, а именно предоставили США возможность выявить «неуступчивость» ДРВ в ведении переговоров, ряд советников президента предложил закрыть канал «Пенсильвания». Остальные настаивали на сохранении канала, уверяя, что «хотя Ханой не готов в данный момент вести переговоры, но ради общественного мнения [США] необходимо в сложившейся обстановке учитывать любую появившуюся возможность».

Посему, 29 сентября 1967 г. Джонсон выступил с пространной речью в Сан-Антонио, шт. Техас, развив в ней положения проекта «Пенсильвания», который с тех пор известен, как «формула Сан-Антонио». Суть проекта заключалась в том, что «если США прекратят бомбардировки, то лишь в случае получения от другой стороны заверений в ее готовности к конструктивным и незамедлительным переговорам и при условии, что СВ не воспользуется паузой в своих военных целях, или, иначе говоря, не станет расширять проникновение его граждан в ЮВ и увеличивать поставки этой стране снаряжения»9.

И хотя Р. Макнамара счел, что по сравнению с другими заявлениями правительства США это был шаг вперед, на Ханой эта речь впечатления не произвела: СВ расценил такое предложение, как сугубо условное, основанное на скоропалительных решениях. Проект «Пенсильвания» и последовавшая за ним «формула Сан-Антонио» не дали никаких результатов. Тем не менее, это были уже достаточно серьезные дипломатические шаги по направлению к достижению компромисса. И как позже прозвучит в докладной Макнамары президенту Джонсону, «значение парижско-киссинджерского опыта состоит в том, что это единственный путь для начала диалога с СВ».10

Итак, свои силы во вьетнамском конфликте попробовали многие политики, и каждый в той или иной степени повлиял на ход событий. По итогам всей войны, руководя ВС США с 1961 по 1968 гг., репутацию «главного палача» заработал Р. Макнамара. Нация восприняла это, как должное (все-таки именно он был министром обороны), не разобравшись в том, заслужил ли он такое к себе отношение. Звание обратное по своему значению получил другой политический деятель – Г. Киссинджер, ставший «спасителем положения» - главным «переговорщиком». И вновь Нация вынесла вердикт, не разобравшись хорошенько: а чем занимался Генри К. до начала переговорного процесса?

q Г. Киссинджер - профессор Гарвардского университета; в 1973 г. в качестве советника по национальной безопасности при президенте Никсоне участвовал в переговорах о заключении мира в Париже.

Одним из главных упущений в карьере этого выдающегося политика, человека, который повлиял и до сих пор влияет на политику Соединенных Штатов, всегда считалось непризнание его при «дворе» братьев Кеннеди. Бойкий теоретик Киссинджер пришелся не по вкусу «Камелоту». К тому моменту уже выявился стиль кружка «интеллектуальной элиты», центром которого были супруги Кеннеди; в компании, где все друг друга знали, высоко ценился интеллект, который необходимо было вуалировать юмором, чтобы «не прослыть умником». Даже в таком высокообразованном обществе (вокруг Кеннеди собралось 15 профессоров!) дурным тоном было выделяться силой своего ума. А Киссинджер сразу взялся нудно наставлять их, как нужно вести политику. Пришлось Киссинджеру «оттачивать мастерство», пока он находился на задворках «Камелота»: поверхностное ознакомление с внешней политикой Кеннеди и, как результат, неадекватные рекомендации по ней надолго вычеркнули его из аппарата СНБ11.

Однако Генри К. такой поворот событий нисколько не смутил, хотя он и сожалел об упущенном шансе пробиться на «самый верх» - в администрацию президента, - с этими амбициозными планами ему пришлось на время расстаться. Уже будучи в опале он нашел политику

администрации президента «ребяческой», а когда Кеннеди не стало, заявил, что «утрата невелика» и что Кеннеди, мол, «вел страну к катастрофе». 12

Звездный час Киссинджера пробил в 1969 г., когда вместе с победой Никсона на выборах он в одно мгновенье взлетел вверх по политической лестнице и забрался в кресло помощника президента по национальной политике. А это значит, что ключи к политике США в отношениях с СССР, Китаем, Ближним Востоком и, разумеется, Вьетнамом оказались в руках одного человека – и этим человеком стал Г. Киссинджер. Любопытно, но сам Никсон когда-то заявил, что «… страна не нуждается в президенте для ведения внутренних дел» и что «президент нужен для внешней политики»13. Получается, что в данной ситуации, если верить Никсону, президент был не нужен вовсе. Киссинджер обладал властью, едва ли сравнимой с возможностями Банди, Шлезингера или Макнамары, вместе взятых (в отличие от предшественников, Никсон не стремился окружать себя толпами советников, имеющих подчас множество мнений по одному и тому же вопросу. Ему достаточно было узкого круга приближенных – Киссинджера, Хейга и Холдемана).

Как уже упоминалось, в период, когда Никсон взялся выводить войска из Вьетнама, Киссинджер решил начать вторжение на территорию Лаоса и Камбоджи, что прямо противоречило принятой доктрине. Однако президент поддержал начинание своего ближайшего советника, дав добро на проведение операции, закончившейся ничем. Эксперименты Никсонджера в Индокитае, будь то политика «умиротворения» или «психологическая война», результатов не дали, американское общество протестовало с каждым днем все активнее. Возможно, Киссинджер и Никсон были не прочь продолжить свои эксперименты, перекраивая доктрину вдоль и поперек, однако к 1973 г. они оказались прижатыми к стене: страна и армия нуждались в переговорах. По этой причине Киссинджер был делегирован в Париж. Нельзя, разумеется, утверждать, что Киссинджер заключал мир против своей воли, – это было совсем не так. Однако и называть его главным миротворцем во всей этой истории не стоит: США исчерпали все свои аргументы во вьетнамской войне, и других вариантов у них просто не было.

Одной из главных преград на пути процесса переговоров Киссинджер считал то обстоятельство, что Америке сложно перенести военные успехи в политическую плоскость. Из-за того, что США традиционно рассматривали военное могущество и [политическую] власть как дискретные, самостоятельные и следующие одно за другим явления, они вели войны или до безоговорочной капитуляции, что избавляло от необходимости устанавливать какую-либо связь между использованием силы и дипломатическими шагами, или же действовали так, как если бы после победы военные больше не играли никакой роли, а дипломатам вменялось в обязанность заполнить некий стратегический вакуум. Поэтому Соединенные Штаты в 1951 году остановили военные действия в Корее, как только начались переговоры, а в 1968-м прекратили бомбардировки во Вьетнаме в качестве платы за начало мирной конференции14. Однако теперь для США переговоры стали просто необходимы, и Генри К. нужно было забыть о прошлом и проявить все свои незаурядные дипломатические способности, ведь речь шла уже не о заполнении «стратегического вакуума». Киссинджеру поручено было завершить, наконец, эту «грязную» войну, и по возможности, с приемлемым для Америки результатом.

Американское правительство рассматривало переговорный процесс как средство достижения своей главной стратегической цели – сохранить в ЮВ проамериканский режим. Посему, США, как и прежде по каналу Обрак - Маркович, пытались вести переговоры с позиции силы, комбинируя дипломатические инициативы с дозированными военными акциями типа интервенций в Лаос и Камбоджу15. Посредством тонкой дипломатической игры Штаты пытались представить ДРВ как агрессора, дабы доказать, что их вмешательство и помощь сайгонскому режиму являются реакцией на «угрозу нападения с Севера». Позиция США в ходе переговоров вызвала негодование северовьетнамской стороны. Обе стороны игнорировали требования друг друга, настаивая каждая на своем мнении: Америка отвергла предложение ДРВ о создании в ЮВ коалиционного правительства и об отказе от поддержки режима Тхиеу, ДРВ отказывались от решения проблем ЮВ путем проведения выборов под эгидой сайгонской военной хунты.

Позиция Сайгона в этих спорах дополняла позицию США и характеризовалась подготовленной «марионеточным» президентом ЮВ Нгуен Ван Тхиеу формулой «4-х нет»:

1. никаких территориальных уступок коммунистам,

2. никакой коалиции с коммунистами,

3. никакого нейтрализма в коммунистическом духе,

4. никакой свободы для коммунистической идеологии и деятельности коммунистической партии в ЮВ.

Не стоит забывать, что происходили эти события еще в период ведения военных действий; стороны, разумеется, относились друг к другу с недоверием; к тому же, Соединенные Штаты не отказывались от своих надежд сохранить юг страны под своим контролем в рамках программы «вьетнамизации», хотя и старательно демонстрировали всю серьезность их подхода к переговорам (в частности, к лету 1971 г. они почти вдвое сократили свой экспедиционный корпус во Вьетнаме). Посему, на начальном этапе в Париже Киссинджер заполнял пресловутый «дипломатический вакуум», заводя переговоры в тупик, когда речь шла о выводе войск и о дальнейшей судьбе Сайгона, в надежде, что ситуация изменится. Но ничего не изменилось.

В 1972 г. дипломатические усилия ДРВ, подкрепленные победами на фронте, привели к выработке новой универсальной формулы по решению вьетнамской проблемы: ДРВ предлагала создать трехстороннее коалиционное правительство в ЮВ, в случае отказа США от поддержки режима Тхиеу; это могло бы ускорить процесс урегулирования в Индокитае, что было выгодно для США накануне выборов 1972 г. Однако вместо этого Соединенные Штаты сорвали подписание соглашений до переизбрания Никсона на пост президента, предприняв беспрецедентные бомбардировки СВ с целью добиться новых уступок.

Твердая позиция ДРВ, резкие протесты в мире и в самих Соединенных Штатах, отсутствие возможностей для наращивания военного давления на СВ вынудили в конце концов Киссинджера и Никсона вспомнить о необходимости «почетного ухода из Вьетнама» и пойти на возобновление переговоров и их завершение. В январе в Париже продолжилось совещание, на котором США представлял помощник президента Г. Киссинджер, а ДРВ – член политбюро ЦК ПТВ Ле Дык Тхо.

27 января 1973 г. в Париже было подписано Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, а 2 марта 1973 г. – Акт о международной конференции во Вьетнаме, в котором были выражены одобрение и поддержка Парижских соглашений. Прекращение огня во Вьетнаме и американо-вьетнамские переговоры позволили также достичь перемирия и в Лаосе, а с февраля 1973 г. начался процесс мирного политического урегулирования в этой стране.

Парижское соглашение означало прекращение империалистической агрессии против Вьетнама, фиксировало право вьетнамского народа на независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность; оно предусматривало прекращение военных действий и вывод американских войск из Вьетнама, а также призывало США в дальнейшем воздержаться от всякого вмешательства в дела Вьетнама. Что касается ЮВ, то соглашение подтверждало наличие 2 администраций, 2 армий, 2 зон контроля и 3 политических сил (в т.ч. и нейтралистскую «третью» силу). При условии строгого выполнения военно-политических положений, Парижское соглашение могло стать основой для справедливого решения внутренних проблем ЮВ и завершения национально-демократической революции мирными средствами. В этом смысле подписание соглашения в Париже стало исторической победой патриотов Вьетнама, поскольку оно изменило ситуацию в ЮВА и на Дальнем Востоке и засвидетельствовала поражение глобальной антикоммунистической стратегии США в этом регионе.



Глава II

Дата: 2019-05-28, просмотров: 296.