Мобилизация людских и материальных ресурсов для военных целей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мобилизация людских и материальных ресурсов для войны в Европе оказалась для США необычной задачей. Страна с ее малочисленной армией была совершенно не подготовлена к большой сухопутной войне. Армия не имела ни обученных резервов, ни резервного командного состава, ни запасов вооружения не только для артиллерии, по даже для пехоты.

Но, используя богатейшие возможности страны, американцы быстро создали и наладили военную машину, соответствовавшую масштабам США. В 1917 г. производство стали в США было почти удвоено по сравнению с 1914 г. и превысило 45 млн. т, что составляло больше половины мирового производства этого основного для военной промышленности металла.

В течение 3 месяцев 200 тыс. рабочих построили 16 военных городков. Военный городок был рассчитан на 40-50 тыс. призывников. В каждом городке стояло 1000-1200 одно- и двухэтажных длинных деревянных зданий. Городки были снабжены госпиталями и магазинами, тиранит и спортивными площадками, электрическим освещением, водопроводом и канализацией. Каждый городок издавал свою газету. В военных городках разместили 721 тыс. коек. Кроме того, на юге, где климатические условия позволяют круглый год жить в палатках, было разбито 16 военных лагерей на 700 тыс. человек.

Своевременное выполнение военных заказов затруднялось в связи с недостатком топлива. Из-за нехватки топлива в конце 1917 г. 37 пароходов, нагруженных амуницией, застряли в нью-йоркском порту. В январе 1918 г. был издан приказ о закрытии на 5 дней фабрик и заводов, расположенных к востоку от Миссисипи, за исключением тех предприятий, которые производили амуницию. Впоследствии было запрещено работать на гражданских заводах по понедельникам в течение 9 недель. Временно в промышленности, исключая военную, была установлена пятидневная рабочая неделя. В северо-восточных штатах 4 вечера, а в других частях страны 2 вечера в неделю города н поселки не освещались.

Железные дороги США, принадлежавшие частным компаниям, были также поставлены под правительственный контроль. Министр финансов Макаду был назначен генеральным директором железных дорог. Макаду сократил пассажирское движение до минимума, разделил грузы на различные категории, обеспечив в первую очередь перевозку военных грузов.

Больше всего правительство опасалось рабочих волнений. Хотя через три дня после объявления войны, 9 апреля 1917 г., председатель Американской федерации труда Гомперс заверял, что в военное время рабочие бастовать не будут, 1917 г. по количеству забастовок и числу участников в стачках превысил отличавшийся многочисленными конфликтами в промышленности 1916 г. По числу этих конфликтов 1917 г. побил рекорд в истории США. Лишь в 1918 г. удалось добиться снижения числа забастовок.

В начале 1918 г. был создан Военный совет труда. Совет возглавлялся представителями предпринимателей и Американской федерации труда. Он наметил 4 правила, которые должны были обеспечить мир в промышленности:

1) право рабочих на союзы и на коллективные договоры;

2) право предпринимателей на ассоциации;

3) предприниматели не должны мешать законной деятельности профсоюзов;

4) рабочие не должны пользоваться методами, принуждающими кого-либо вступать в союз или заставляющими капиталистов заключать коллективные договоры.

Четвертое правило фактически аннулировало первое и третье.

Энергичную деятельность развернуло военно-продовольственное ведомство. С ним связана карьера Герберта Гувера - впоследствии президента США. Этот делец международного класса, зарекомендовавший себя при оказании продовольственной помощи Бельгии как незаурядный организатор, не решил еще тогда, к какой партии примкнуть - к демократической или республиканской. Перед Гувером стояла задача создания большого продовольственного фонда для бесперебойного снабжения не только солдат США, по и армий союзников. 2 июня 1917 г. Гувер доложил, что из будущего угрожая союзники закупят в Америке (преимущественно в США) 970 млн. бушелей зерна (весь урожай пшеницы США в 1917 г. равнялся 637 млн. бушелей).

В США выдвинули лозунг: "Продовольствие выиграет войну". Правительство предлагало своим гражданам потреблять больше кукурузы и меньше пшеницы, экономить жиры и сахар. В январе 1918 г. Гувер издал распоряжение об изъятии из потребления пшеничного хлеба но понедельникам и средам, мяса - по вторникам, а свинины - по четвергом и субботам. В феврале была запрещена на 10 недель продажа куриного мяса. В мае было предложено ограничить потребление мяса 2 фунтами на человека в неделю. Потребление сахара Гувер предлагал ограничить 2 фунтами на душу населения в месяц. Затем были изданы специальные правила для столовых: подавать хлеб к столу только после первого блюда, готовить не больше одного мясного блюда и т. д. Пекарни должны были печь хлеб, содержащий более 20 % примеси.

Посевная площадь пшеницы увеличилась с 45 млн. акров в 1917 г. до 59 млн. акров в 1919 г. Сбор пшеницы составлял соответственно 638 и 968 млн. бушелей. С июля 1917 г. до июля 1918 г. США вывезли в страны Антанты хлеба на 81 млн. бушелей больше, а мяса и жиров на 422 млн. кг больше, чем с июля 1916 г. до июля 1917 г.

Кампания за экономию продовольствия содействовала принятию "сухого" закона в виде 18-го добавления к Конституции США. Впоследствии, на протяжении 20-х годов, борьба вокруг "сухого" закона занимала большое место в общественно-политической жизни страны. Принятие 18-го добавления к конституции стало возможным благодаря войне, хотя религиозные и общественные антиалкогольные организации были с давних времен сильны в Америке.

К началу мировой войны потребление алкоголя было запрещено в 14 штатах. Еще в 1913 г. конгресс принял акт, запрещающий перевозку крепких напитков из "мокрых" штатов в "сухие". После вступления США в войну около 3/4 всех штатов считались уже "сухими". Правда, 12 штатов, оставшихся "мокрыми", представляли собой индустриальные районы н насчитывали больше половины населения страны. Но методисты, возглавлявшие антиалкогольную кампанию, стали выдвигать такие патриотические аргументы, перед которыми насовали сомневающиеся в целесообразности "сухого" закона. Главный аргумент о преступности превращения хлеба в алкоголь в то время, когда правительство требует от всех граждан максимальной экономии продовольствия, подкреплялся еще тем обстоятельством, что большинство пивоваренных и спиртных заведений в США принадлежало немцам. Быстрое распространение автотранспорта н рост несчастных случаев часто из-за нетрезвого состояния водителей машин также стали вескими аргументами в пользу "сухого" закона. Наконец, солидные промышленные концерны, заинтересованные в резком повышении производительности труда своих рабочих в связи с колоссальными военными заказами, начали финансировать кампанию за запрещение потребления алкоголя. Поэтому наличие "сухого" законы в большинстве штатов позволило конгрессу без особых трудностей перейти к борьбе с алкоголизмом в общенациональном масштабе, который вошел в силу в январе 1919 г.

Государственные расходы федерального правительства выросли с 734 млн. долл. в 1916 г. до 12698 млн. долл. в 1918 г. и до 18 млрд. 523 млн. долл. в 1919 г. Дефицит составлял 853 млн. долл. в 1917 г., 9033 млн. в 1918 г. и 13 млрд. 370 млн. долл. в 1919 г. За эти годы правительство США предоставило иностранным государствам займы почти на 10 млрд. долл. Для покрытия бюджетного дефицита было заключено 5 внутренних займов на сумму, превышающую 21 млрд. долл. Первые четыре были названы "займами свободы", а пятый – "займом победы". Займы распределялись формально в добровольном порядке. Фактически принимались принудительные меры воздействия па граждан, не желающих подписаться на заем, например "общественный суд", так называемый суд "кенгуру" (наружные двери квартир мазали позорным желтым цветом) н другие подобные меры.

Из всех ведомств, созданных правительством Вильсона в 1917-1918 гг., наибольшую активность проявлял Комитет общественной информации, который руководил пропагандой войны в Америке. Этот комитет образовался через неделю после объявления США войны Германии. Английского писателя Г. Паркера сменил американский журналист Джордж Крил. Он завербовал в свой комитет мастеров устного н печатного слова, писателей и профессоров, художников н карикатуристов, артистов и памфлетистов. Крил создал специальный отдел кино, который организовал показ патриотических фильмов в 17 тыс. кинотеатров США.

75 тыс. ораторов, названных "четырехминутными людьми", выступали от имени Комитета общественной информации перед началом спектаклей в театрах и кино, перед богослужением в церквах, перед занятиями в колледжах и университетах, перед собраниями рабочих на заводах, служащих в городах, фермеров в деревнях, не оставляя в стороне негритянских издольщиков-кроперов на южных плантациях и индейцев в резервациях. Там, где собиралась небольшая группа людей, непременно появлялся "четырехминутный человек". В мае 1917 г. Крил начал издавать ежедневную газету "Официальный бюллетень США", который задавал той всей прессе страны - 16 тыс. американских газет. Все эти газеты снабжались Комитетом общественной информации бюллетенями военного командования, рассказами и карикатурами о войне. Пропагандистскую литературу комитета получали 17 тыс. профсоюзных организаций, 15 тыс. предпринимателей, 32 тыс. банков, 60 тыс. универмагов, 56 тыс. почтовых отделений, 9 тыс. библиотек и 125 тыс. лиц духовного звания .

Крил распределял десятки миллионов листовок, документов, памфлетов, брошюр под заголовками: "Почему мы воюем", "Завоевания и культура" и т. д. Брошюра под названием "Как Америка вступила в войну" только на одном английском языке вышла тиражом в 5,5 млн. экземпляров. Потом эта брошюра еще печаталась большим тиражом на итальянском, испанском, польском, шведском, чешском и других языках.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 285.