Английская пропаганда в США и германская диверсия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В отношении пропаганды в США англичане, безусловно, имели преимущества перед немцами. Лондон был больше связан с культурными центрами США и оказывал па них большее влияние, чем Берлин. До войны американские газеты имели очень мало собственных корреспондентов в Европе; они широко пользовались обширной информацией английских телеграфных агентств.

В первых числах августа 1914 г. англичане перерезали германский океанский кабель и присоединили его к английскому. С тех пор телеграфные сообщения между Германией и Америкой должны были проходить через Лондон. Лондонская цензура получила возможность контролировать телеграфную информацию, посланную из Берлина в США. Сложившиеся таким образом условия сами собой сильно затрудняли германскую пропаганду за океаном. Б то же время действия немецких полчищ в Европе и их диверсантов в Америке доставляли богатый материал для антигерманской агитации в США.

Тяжелое впечатление произвело в США германское вторжение в Бельгию. В 1916 г. новый взрыв гнева вызвало в США сообщение об отправке 300 тыс. бельгийцев на принудительные работы в Германию.

Еще лучшим материалом для возбуждения общественного мнения против Германии служила диверсионная деятельность немецких шпионов в Америке. В начале 1915 г. на передовые линии союзников начали поступать большие партии американских снарядов. Эти снаряды отличались от европейских тем, что они изготовлялись не из чугуна, а из стали. Они имели большую силу взрыва и производили большие опустошения, чем немецкие снаряды. В Берлине решили использовать все средства для того, чтобы приостановить ноток снарядов из США. Германский посол в Вашингтоне организовал специальную компанию с официальной вывеской американской корпорации, которая скупала заводы и оборудование, принимала большие заказы для того, чтобы, не выполняя их, сорвать снабжение союзников боеприпасами. В марте 1915 г. из Берлина в Нью-Йорк приехал с фальшивым паспортом швейцарца Гаше офицер германского морского штаба, капитан Ринтелен. Через несколько недель таким же способом отправился из Германии в США военный инженер Фей. Ринтелен обещал перед отъездом своему начальству: "Я скуплю все, что смогу, и уничтожу все остальное". Вскоре после прибытия Ринтелена и Фея в Нью-Йорк на кораблях, отправлявшихся с военным снаряжением в Европу, начали таинственно вспыхивать пожары.

В Нью-Йорке Ринтелен связался с германским шпионом, бывшим артиллерийским офицером - химиком Шеле, который прожил больше 20 лет в США. Шеле изобрел портативный автоматически зажигающийся свинцовый снаряд величиной с сигару. "Сигара" была разделена внутри на две части медным диском. Обе части наполнялись разными кислотами, которые при смешении бесшумно воспламенялись. Время, протекавшее до соприкосновения жидкостей, зависело от толщины медного диска. Таким образом можно было заранее рассчитать момент автоматического зажигания "сигары". Фей изобрел бомбу, которая незаметно прикреплялась к рулю парохода и в открытом море выводила корабли из строя.

Интернированный в нью-йоркском порту германский пароход "Фридрих Великий" прекратился в фабрику свинцовых "сигар", а интернированные немецкие матросы, работавшие грузчиками в доках и завербованные Ринтеленом, проносили в карманах "сигары" и затем раскладывали на кораблях, возивших снаряды и различного рода военное снаряжение в Европу. В мае 1915 г. участились пожары в открытом море и взрывы на пороховых заводах США. Это совпало но времени с большим германо-австрийским наступлением на восточном фронте. Русская артиллерия терпела большой недостаток в снарядах. Снаряды были заказаны в Америке. Но транспорты боеприпасов, отправлявшиеся из США в Архангельск, часто задерживались в дороге и не всегда прибывали к месту назначения.

В декабре 1915 г. были высланы из Америки германские военный и морской атташе фон Папен и Бой-Эд. Постепенно полиции удалось выловить крупных диверсантов, но далеко не всех. Всего за время войны было арестовано и осуждено 67 германских агентов в США.

С начала 1915 г., до вступления США в войну, диверсионные акты были совершены на 47 кораблях, отплывших из США в Европу. Количество намеченных жертв было гораздо больше. Но завербованные грузчики, часто не выполнив диверсионного задания, бросали свинцовые "сигары" в море. За это же время в результате взрывов были полностью или частично уничтожены 43 завода и несколько крупных военных складов в США. Большая часть диверсий падает на 1915 г. Но самые крупные взрывы происходили уже после отъезда Ринтелена из США, высылки фон Папена и Бой-Эда, ареста Фея и других видных немецких шпионов.

Большое возмущение в США вызвали также действия германских подводных лодок. В феврале 1915 г. Германия объявила военной зоной воды, окружающие Британские острова, и предупредила, что всякое торговое судно, встреченное в этой зоне, будет потоплено. Немецкие подводные лодки получили лицемерную инструкцию но возможности "щадить" определенную категорию нейтральных судов, с оговоркой, что "если, несмотря на соблюдение должной осторожности, произойдет ошибка, командир лодки не будет нести ответственности"[2].

1 мая 1915г. от Нью-Йорка отчалил пассажирский корабль "Лузитания". "Лузитания" считалась самым мощным и комфортабельным пароходом Атлантики. Ее называли "плавающим отелем", "королевой морей". Она была рассчитана на 3 тыс. человек пассажиров н экипажа. В военное время "Лузитания" плавала с большой недогрузкой. Когда она совершала последний рейс, на ее борту числилось 1959 человек. 7 мая, когда "Лузитания" проходила мимо южного берега Ирландии, немецкая подводная лодка U-20 выпустила в нее торпеду. Раздался взрыв. Через 18 минут от "королевы морей" остались на поверхности воды лишь уцелевшие спасательные лодки. Лодок на "Лузитании" было на 2 тыс. человек. Но катастрофа произошла так внезапно и корабль потонул так быстро, что использовать имеющиеся спасательные средства не удалось.

Некоторые лодки, переполненные женщинами и детьми, разбились при спуске, другие, не успевшие отплыть от тонувшего гиганта, были увлечены в пучину. Только 764 человека удалось спасти. 1195 человек погибли, среди них 286 женщин, 95 детей. Пассажиров - граждан США на борту "Лузитании" было 159, из них 124 погибли.

Среди погибших оказались известные в Америке писатели, публицисты и театральные деятели. 8 мая ряд американских газет озаглавил сообщения о гибели "Лузитании" словами: "Обдуманное убийство". Газеты н журналы поместили портреты утонувших женщин и детей.

"Лузитания" - самая крупная, но не единственная жертва мирного населения США в подводной воине. Американские граждане тонули и на других кораблях, пущенных на дно германскими торпедами. Вильсон несколько раз отправлял угрожающие протесты в Берлин.

Новое обострение американо-германских отношений произошло весной 1916 г. в связи с гибелью американцев на торпедированном пароходе "Сэссекс". Госдепартамент послал ноту, в которой угрожал разорвать отношения с Германией, а посол в Берлине Джерард пустил слух о своем отъезде. Но и тогда разрыва не произошло, но вероятность его осталась, что оказывало определенное сдерживающее влияние на поведение Германии. "Мы должны были понять, – писал позже немецкий адмирал А. фон Тирпиц, – что политика Вильсона была вымогательской"[3].

Не желая разрыва дипломатических отношений с Америкой, Германия спустя год после гибели "Лузитании" отказалась временно от неограниченной подводной воины: она обещала не топить без предупреждения невоенные корабли. Но к тому времени возмущение, вызванное в США германской подводной блокадой, уже охватило широкие слои населения.

Опытные проанглийские агитаторы в США, не отрицая, что британская блокада тоже является незаконной, вместе с тем указывали на разницу, существующую между действиями английских военных кораблей и германских подводных лодок: англичане конфискуют грузы, а немцы убивают стариков, женщин и детей.

Пиратские и диверсионные акты немцев, как и пропаганда англичан, не решили вопросов войны и мира в Америке. Но они подготовили общественное мнение США к вступлению в войну на стороне союзников.

Американские журналы организовали в 1915-1916 гг. анкетные опросы и помещали диаграммы, иллюстрирующие рост антигерманских настроений в США. Исследователей было много. Но никто из них не мог сказать, кто является в большей степени виновником них настроений - руководитель английской пропаганды в Америке Паркер или командир германской подводной лодки U-20 Швигер.

Однако в деловом мире и правительстве США были сильные элементы, не желавшие победы Антанты. Большая группа финансовых магнатов (Рокфеллеры, Гугенгеймы и др.) стояла на стороне немцев, связанная с ними давними экономическими интересами. Она решительно выступила против английской блокады и домогалась у правительства Вильсона суровых мер по отношению к Англии, которая, нацелив блокаду против Германии, использовала ее также для ослабления американских конкурентов. Не случайно первыми жертвами блокады оказались пароходы с нефтью, медью и хлопком из США[4].

Таким образом, в годы "нейтралитета" в разной степени и в различных масштабах противоречия США с Германией и Англией значительно возросли и обострились. Решение этих противоречий в условиях "нейтралитета", т.е. косвенного участия в войне, затруднялось, откладывалось, увеличивая их взрывную силу.

Участие США в войне

Вступление в войну

Дата: 2019-05-28, просмотров: 296.