ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
(название практики)
Экономика
направленность (профиль) Экономика предприятий и организаций
(код и наименование направления подготовки с указанием направленности (наименования магистерской программы))
высшее образование – бакалавриат
(уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат / высшее образование – специалитет, магистратура / высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации)
Бакалавр
квалификация
Очная
форма обучения
2015
год набора
Составители: Беспалова Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, заведующий кафедрой экономики и управления; Скотаренко Оксана Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления | Утверждена на заседании кафедры экономики и управления Факультета математики, экономики и информационных технологий (протокол № 1 от 01 сентября 2015 г.) Переутверждена на заседании кафедры экономики и управления Факультета математики, экономики и информационных технологий (протокол № 8 от 01 марта 2016 г.) (протокол № 7 от 28 апреля 2017 г.) (протокол № 7 от 12 апреля 2018 г.) Зав. кафедрой _________________ Беспалова С.В. подпись Ф.И.О. |
ВИД, ТИП, ФОРМЫ И СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ.
Вид практики – производственная;
Тип практики - преддипломная;
Способ - стационарная; выездная;
Форма проведения – непрерывно.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ.
Цель проведения производственной практики являются: углубление, систематизация, обобщение и закрепление теоретических знаний и умений, приобретенных обучающимися при освоении основной образовательной программы, выполнение конкретных трудовых действий в организации, сфера деятельности которой соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) Экономика предприятий и организаций, сбор материала, необходимого для выполнения выпускной квалификационной работы.
К задачам освоения практики относятся:
- сбор, анализ и обработка информации, необходимой для научно-исследовательской работы, в том числе выпускной квалификационной работы;
- закрепление и углубление знаний, полученных в ходе теоретического курса обучения;
- проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта согласно предметной области за последние 3 года;
- выработка навыков принятия обоснованных организационно-управленческих решений в профессиональной деятельности;
- выработка навыков самостоятельного анализа результатов проделанной работы;
- формирование у будущих специалистов соответствующих профессиональных качеств, навыков решения профессиональных задач в практической деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРАКТИКЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
В результате прохождения данной практики у обучающегося формируются следующие компетенции.
Компетенция | Формулировка компетенции | Содержание компетенции |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | знать: - основы экономических знаний в различных сферах деятельности; уметь: -применять основы экономических знаний в различных сферах деятельности; владеть: - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности. |
ОК-6 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности | знать: - основы правовых знаний в различных сферах деятельности; уметь: -применять основы правовых знаний в различных сферах деятельности; владеть: - способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности. |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | знать: -основы системы информационной и библиографической культуры; -основы информационно-коммуникационных технологий; -основные требования информационной безопасности при решении задач профессиональной деятельности; уметь: - выполнить поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ библиографического и информационного материала, необходимого для проведения конкретных экономических расчетов, используя информационно-коммуникационные технологии; - решать стандартные задачи профессиональной деятельности с учетом основных требований информационной безопасности; владеть: - навыками решения профессиональных задач в практической деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности. |
ОПК-2 | способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач | знать: -процесс сбора и анализа финансово-экономической, статистической и бухгалтерской информации; -возможности обработки собранной информации при помощи информационных технологий; уметь: - осуществить сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач; владеть: - приемами сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач. |
ОПК-3 | способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы | знать: - инструментальные средства, необходимые для обработки экономических данных; - методы анализа экономических данных; уметь: - выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с задачей профессиональной деятельности; - анализировать результаты расчетов экономических данных; - делать обоснованные выводы на основе проведенных экономических расчетов; владеть: - навыками обработки экономических данных. |
ОПК-4 | способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность | знать: -технологию принятия организационно-управленческих решений; -ответственность, которую несут при принятии организационно-управленческих решений; уметь: -находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности; владеть: - навыками принятия обоснованных организационно-управленческих решений в профессиональной деятельности. |
ПК-1 | способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | знать: - основные экономические и социально-экономические показатели, применяемые для характеристики деятельности хозяйствующих субъектов; уметь: -проводить сбор и анализ исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; владеть: -методикой расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов. |
ПК-2 | способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов | знать: -действующую нормативно-правовую базу; - основные типовые методики расчета экономических и социально-экономических показателей; -основные показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; уметь: - проводить обоснование правильности выбора типовой методики для расчета экономических и социально-экономических показателей; -рассчитывать экономические и социально-экономические показатели и оценивать эффективность деятельности хозяйствующих субъектов; владеть: -навыками использования действующей нормативно-правовой базы; -навыками расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов. |
ПК-3 | способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами | знать: - основные стандарты, действующие в организациях; - основы планирования; уметь: - анализировать экономические разделы планов; -использовать информацию, необходимую для составления различных разделов планов; -обосновывать расчёты, представленные в отдельных разделах плана; владеть: - методами экономических расчетов для составления планов, согласно стандартам, принятым в организации. |
ПК-4 | способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты | знать: -- систему экономических процессов и явлений; -основные теоретические и эконометрические модели; уметь: - анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; владеть: - навыками построения стандартных эконометрических моделей. |
ПК-5 | способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений | знать: - систему бухгалтерской, финансовой и иной информации; - состав и содержание форм отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.; -методы анализа отчетности предприятия; уметь: - анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий; - делать обоснованные выводы по результатам анализа информации, содержащейся в отчетности предприятия и использовать их для принятия управленческих решений; владеть: - навыками анализа отчетности предприятий; - методами принятия управленческих решений по результатам проведенного анализа финансовой бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий. |
ПК-6 | способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей | знать: - основные понятия, используемые в отечественной и зарубежной статистике; - структуру социально-экономических показателей; уметь: - анализировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях; - выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; владеть: - способностями интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики. |
ПК-7 | способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет | знать: - основные источники информации при подготовке информационного обзора и/или аналитического отчета; уметь: -собирать и анализировать данные из источников информации; владеть: -навыками подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета по проведенным информационным исследованиям. |
ПК-8 | способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии | знать: - современные технические средства и информационные технологии в сфере экономики; уметь: -использовать современные технические средства и информационные технологии, применяемые для решения аналитических и исследовательских задач; владеть: -навыками использования информационных технологий при решении профессиональных задач. |
ПК-9 | способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта | знать: - цель, задачи и методы создания малой группы; - структуру экономического проекта и основные экономические показатели, используемые при расчете и подготовке экономического проекта; уметь: - использовать малую группу работников при разработке экономического проекта; владеть: - способностью организовывать деятельность малой группы. |
ПК-10 | способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии | знать: - современные технические средства и информационные технологии, используемые при решении коммуникативных задач; уметь: - пользоваться современными техническими средствами и информационными технологиями при решении коммуникативных задач; владеть: - техническими средствами и информационными технологиями при решении коммуникативных задач. |
ПК-11 | способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий | знать: - основные варианты управленческих решений; - критерии оценки показателей социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий; уметь: - анализировать риски и возможные социально-экономические последствия; -выделять, формулировать и аргументировать варианты управленческих решений; владеть: -навыками разработки и обоснования предложений по совершенствованию управленческих решений. |
УКАЗАНИЕ МЕСТА ПРАКТИКИ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Производственная практика, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности относится к блоку 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) Экономика предприятий и организаций.
Практика базируется на освоении следующих дисциплин: «Статистика», «Экономика фирмы», «Бухгалтерский учет и анализ», «Финансы», «Бухгалтерский (финансовый) учет», «Информационные системы и технологии в экономике», «Внешнеэкономическая деятельность предприятия», «Экономический анализ», «Внутрифирменное планирование», «Основы бизнес-планирования», «Управление денежными потоками предприятия и бюджетирование», «Управление имуществом предприятия», «Деньги, кредит, банки», «Финансовый менеджмент», «Анализ финансовой отчетности».
В свою очередь, производственная практика, преддипломная практика представляет собой методологическую базу для подготовки к защите и защиту выпускной квалификационной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ЭТАПАМ (РАЗДЕЛАМ).
Этап, раздел практики | Формируемая компетенция | Содержание |
Организационный | ОК-3, ОК-6; ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 | 1. Организационное собрание (установочная конференция): - разъяснение целей, задач, содержания и порядка прохождения практики. - инструктаж по технике безопасности. - согласование индивидуального задания прохождения практики. |
Основной | ОК-3, ОК-6; ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 | 1. Проведение анализа нормативно-правовой базы: составление перечня документов, на основании которых действует хозяйствующий субъект. 2. Раскрытие общей характеристики хозяйствующего субъекта: составление «Паспорта предприятия», аналитической таблицы «Динамика технико-экономических показателей деятельности хозяйствующего субъекта», составление аналитической справки. 3. Ознакомление с организационной структурой хозяйствующего субъекта, функциями его структурных подразделений и их взаимодействием: составление схемы организационной структуры хозяйствующего субъекта и аналитической справки с описанием функций, распределением задач и полномочий, выполняемых структурным подразделением, в котором обучающийся проходил практику. 4. Горизонтальный и вертикальный анализ форм финансовой отчетности: составьте аналитические таблицы и аналитические справки. 5. Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта согласно предметной области: составьте аналитические таблицы, постройте графики динамики показателей, составьте аналитическую справку. 6. Проведение анализа факторов, влияющих на изменение показателей финансово-хозяйственной деятельности согласно предметной области, и разработка предложений по их улучшению: составьте аналитическую справку. |
Заключительный | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 | 1. Формирование отчетной документации по практике. 2. Презентация. 3. Итоговая конференция по защите отчета по практике. |
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ.
Практика проводится в форме непрерывной, предполагающей выполнение обязанностей дублеров (стажеров) специалистов различных уровней управления (руководителя организации или ее структурных подразделений, экономиста, бухгалтера, финансиста и т.п.).
Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.
Практика может проводиться в структурных подразделениях организации.
В качестве базы практики могут быть выбраны предприятия и организации любых размеров (крупные, средние, малые), разных форм собственности (государственные, частные, смешанные), организационно-правовых форм (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.), различных сфер деятельности (производство, торговля, выполнение работ, оказание услуг). Кроме того, базами практики могут быть государственные учреждения и ведомства, министерства, отраслевые и академические НИИ, проектные институты, учебные заведения, в том числе МАГУ.
8. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ.
По окончании практики обучающиеся должны предоставить групповому руководителю не позднее даты итоговой конференции всю необходимую отчетную документацию, которая оформляется в папку, в соответствии со следующим перечнем:
1. Титульный лист
2. Индивидуальное задание
3. Рабочий график (план) практики
4. Дневник практики
5. Отчет обучающегося
6. Учетная карточка обучающегося
7. Выполненные и надлежащим образом оформленные материалы, указанные в индивидуальном задании (в отдельных файлах).
Образцы отчетной документации находятся в Положении о практике обучающихся, осваивающих профессиональные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры): http://www.masu.edu.ru/files/umu/doc/polozhenie-o-praktike.pdf..
В случае нарушения сроков представления отчетной документации обучающимся и / или некачественного ее оформления руководитель практики от группы имеет право снизить итоговую оценку за практику данному обучающемуся и прописать обоснование в учетной карточке обучающегося.
В последний день практики (итоговая конференция) по результатам прохождения практики и защиты отчета обучающемуся выставляется зачет с оценкой (дифференцированный зачет) с занесением в учебную ведомость успеваемости и зачетную книжку обучающегося.
ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ.
Не предусмотрено.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ.
Для обеспечения образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация дисциплины может осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических требований, исходя из индивидуальных возможностей и по личному заявлению обучающегося.
Приложение 1 к программе практики
Экономика
Форма обучения – очная
Год набора - 2015
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Общие сведения
1. | Кафедра | Экономики и управления |
2. | Код и направление подготовки | 38.03.01 Экономика |
3. | Направленность (профиль) | Экономика предприятий и организаций |
4. | Курс, семестр | 4 курс, 8 семестр |
5 | Вид и тип практики; способ и формы её проведения | Вид практики – производственная; Тип практики - преддипломная; Способ - стационарная ; выездная; Форма проведения – непрерывно. |
6 | Форма обучения | очная |
7 | Год набора | 2015 |
2.Методические рекомендации по организации работы студентов во время прохождения практики.
2.1. Организационное собрание (установочная конференция), инструктаж по технике безопасности, согласование индивидуального задания прохождения практики.
Проводится для решения следующих задач:
− ознакомление обучающихся с окончательным распределением по базам практики и назначение ответственных из числа обучающихся на каждой базе практики;
− информирование о целях и задачах практики (в соответствии с программой практики), ее продолжительности;
− представление руководителя практики от кафедры и от организации;
− разъяснение рекомендаций по выполнению заданий практики, требований по ведению дневника практики, оформлению отчета обучающегося по итогам практики и порядка подведения итогов практики (защита, оценка);
− ознакомление с требованиями трудовой дисциплины во время прохождения практики;
− общие указания по соблюдению правил техники безопасности и действующих правил внутреннего трудового распорядка в организации (учреждении, предприятии, структурном подразделении ФГБОУ ВО «МАГУ»).
2.2. Проведение анализа нормативно-правовой базы.
Обучающийся составляет перечень нормативно-правовых документов, на основании которых действует хозяйствующий субъект, выбранный в качестве базы практики. Рекомендуется подготовить список с нормативно-правовыми документами в следующей последовательности:
- кодексы и федеральные законы;
- постановления правительства РФ;
- приказы профильных министерств РФ;
- государственные стандарты;
- региональные постановления, приказы и распоряжения.
Сделайте выводы о соответствии применяемых нормативно-правовых документов действующей нормативно-правовой базе.
2.3. Раскрытие общей характеристики хозяйствующего субъекта включает в себя следующую информацию:
- полное и сокращенное наименование хозяйствующего субъекта;
- свидетельство о регистрации юридического лица;
- юридический и почтовый адрес;
- реквизиты субъекта;
- цели и задачи хозяйствующего субъекта;
- виды деятельности хозяйствующего субъекта;
- размер уставного капитала;
- среднесписочная численность работников за отчетный год;
- масштаб деятельности хозяйствующего субъекта;
- методы управления в организации;
- анализ технико-экономических показателей.
Данная информация должна быть представлена в табличном виде «Паспорт предприятия».
Паспорт предприятия
Полное наименование | |
Сокращенное наименование | |
Свидетельство о государственной регистрации | |
Юридический/почтовый адрес | |
Реквизиты: ОГРН ИНН КПП ОКПО ОКТМО | |
Цели и задачи хозяйствующего субъекта | |
Виды деятельности хозяйствующего субъекта (с указанием кодов ОКВЭД) | |
Размер уставного капитала | |
Среднесписочная численность работников | |
Масштаб деятельности хозяйствующего субъекта | |
Методы управления в организации |
Результаты анализа технико-экономических показателей оформляются в следующей таблице:
Приложение 2 к программе практики
Экономика
Форма обучения – очная
Год набора - 2015
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Общие сведения
1. | Кафедра | Экономики и управления |
2. | Код и направление подготовки | 38.03.01 Экономика |
3. | Направленность (профиль) | Экономика предприятий и организаций |
4. | Курс, семестр | 4 курс, 8 семестр |
5 | Вид и тип практики; способ и формы её проведения | Вид практики – производственная; Тип практики - преддипломная; Способ - стационарная ; выездная; Форма проведения – непрерывно. |
6 | Форма обучения | очная |
7 | Год набора | 2015 |
Перечень компетенций.
ОК-3 - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
ОК-6 - способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности |
ОПК-1 - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ОПК-2 - способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач |
ОПК-3 - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы |
ОПК-4 - способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность |
ПК-1 - способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов |
ПК-2 - способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов |
ПК-3 - способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами |
ПК-4 - способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты |
ПК-5 – способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений |
ПК-6 - способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей |
ПК-7 – способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет |
ПК-8 – способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии |
ПК-9 - способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта |
ПК-10 - способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии |
ПК-11 – способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий |
Формируемая компетенция
Формы контроля (отчетности)
Решение:
При осуществлении инноваций в условиях экономического кризиса предпочтительными выглядят стратегии наступления и защиты, которые заключаются в следующем:
1. Стратегия наступления предполагает развитие предприятием собственной деловой активности в слаборазвитых и новых сферах. Основными методами такой диверсификации могут быть следующие:
- создание внутри фирмы новых подразделений, сориентированных на новые продукты;
- приобретение перспективных фирм, специализирующихся в избранной новой отрасли.
При этом, однако, необходимо учитывать, что такие новации обычно встречают сопротивление со стороны руководителей высшего и среднего звена, которые, как правило, склонны к традиционному производству и сегментам рынка. Если не удается переломить такое сопротивление, то в качестве альтернативы можно избрать так называемую «стратегию защиты» (стратегию выживания).
2. Стратегия защиты заключается в следующем:
- на ранней стадии развития нового направления (вида) деятельности (продукта) высшее руководство фирмы внимательно отслеживает этот процесс, моделирует ситуацию и строит прогнозы;
- в стадии созревания нового направления деятельности руководство фирмы принимает решение либо развернуть подготовку к расширению производства, либо создать совместное предприятие с фирмой-авангардистом, либо купить эту высокодоходную фирму.
Эффективность осуществления изменений, направленных на преодоление кризисного состояния предприятия, в значительной степени зависит от восприимчивости ее организационной структуры к таким новациям. В этом контексте перестройка организационной структуры должна быть сориентирована на решение следующих трех задач:
1) повысить организационное качество аппарата в осуществлении изменений;
2) улучшить восприимчивость фирмы к запланированным новациям;
3) обеспечить прогрессирующее функционирование фирмы в новом организационно-структурном качестве.
Основные действия руководства, способствующие постоянному внедрению инноваций:
1. Выделение типа инноваций, способствующего развитию бизнеса
компании и помогающего в достижении стратегических задач. Когда руководство требует существенных инноваций, например в области анализа потребительского спроса, предоставления услуг или улучшения качества обслуживания, то следует сообщить своим сотрудникам, какого рода инноваций от них ждут. Иначе сотрудники, скорее всего, выдадут незначительные и уже известные идеи.
2. Включение инноваций в официальную повестку регулярных заседаний руководства. Такой подход используют ведущие инновационные компании. Это посылает сотрудникам важный сигнал о значимости инноваций для руководства.
3. Определение целевых показателей и системы оценки инноваций. Руководству следует продумать два вида критериев оценки: финансовые (например, процент общего дохода компании, поступающий от новых продуктов) и поведенческие. Кроме того, руководство может задать параметры оценки, позволяющие изменить негативные укоренившиеся привычки вроде нежелания использовать идеи других источников.
Ситуационное задание 2.
Исходные данные: Проведите структурно-динамический анализ дебиторской задолженности организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Задание: Составьте аналитические таблицы и сделайте выводы.
Решение:
Состояние расчетной дисциплины характеризуется динамикой и структурой дебиторской задолженности.
Анализ состава и структуры дебиторской задолженности представлен в таблице 1.
Таблица 1
Очная форма обучения
(код, направление, профиль/магистерская программа, форма обучения)
Экономики и управления
Объем практики (в ЗЕТ) / продолжительность
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
(код, наименование)
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4);
способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);
способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);
способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11)
Код формируемой компетенции | Содержание задания | Количество мероприятий | Максимальное количество баллов | Срок проведения/ предоставления |
Организационный этап | ||||
ОК-3, ОК-6; ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 | Организационное собрание (установочная конференция) | 1 | 2 | 1/6 первой недели |
Основной этап | ||||
ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 | Проведение анализа нормативно-правовой базы | 1 | 3 | 5/6 первой недели |
Раскрытие общей характеристики хозяйствующего субъекта | 1 | 5 | 5/6 первой недели | |
Ознакомление с организационной структурой хозяйствующего субъекта, функциями его структурных подразделений и их взаимодействием | 1 | 5 | 5/6 первой недели | |
Горизонтальный и вертикальный анализ форм финансовой отчетности | 1 | 5 | 5/6 первой недели | |
Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта согласно предметной области | 1 | 10 | 4/6 второй недели | |
Проведение анализа факторов, влияющих на изменение показателей финансово-хозяйственной деятельности согласно предметной области, и разработка предложений по их улучшению | 1 | 10 | 4/6 второй недели | |
Всего: | 40 | |||
Заключительный этап | ||||
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 | Формирование отчетной документации по практике | 1 | 30 | 2/6 второй недели |
Презентация | 1 | 10 | 2/6 второй недели | |
Итоговая конференция по защите отчета по практике (решение ситуационных задач) | 1 | 20 | 2/6 второй недели | |
Всего: | 60 | |||
Итого: | 100 |
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
(название практики)
Экономика
направленность (профиль) Экономика предприятий и организаций
(код и наименование направления подготовки с указанием направленности (наименования магистерской программы))
высшее образование – бакалавриат
(уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат / высшее образование – специалитет, магистратура / высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации)
Бакалавр
квалификация
Очная
форма обучения
2015
год набора
Составители: Беспалова Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, заведующий кафедрой экономики и управления; Скотаренко Оксана Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления | Утверждена на заседании кафедры экономики и управления Факультета математики, экономики и информационных технологий (протокол № 1 от 01 сентября 2015 г.) Переутверждена на заседании кафедры экономики и управления Факультета математики, экономики и информационных технологий (протокол № 8 от 01 марта 2016 г.) (протокол № 7 от 28 апреля 2017 г.) (протокол № 7 от 12 апреля 2018 г.) Зав. кафедрой _________________ Беспалова С.В. подпись Ф.И.О. |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.