Известно, что игра – это основное занятие в жизни ребенка. Маленькие дети используют игрушки и предметы из своего окружения, чтобы выполнить некоторую деятельность, которая мотивируется их интересами, естественным любопытством и доминирует в повседневной детской жизни. Игра с игрушками и предметами помогает детям понять их особенности и то, как они работают. Желание детей взаимодействовать с другими людьми, которые разделяют их интересы, служит их социальному развитию.
Игра позволяет ребенку постоянно и много учиться, она дает ему возможность научиться тому, как надо учиться, ведь в игре ребенок может сделать любое количество проб и ошибок, и у него есть время поразмышлять над тем, что у него получилось. В игре ребенок может тренировать свои старые навыки и развивать новые. Она помогает ребенку развивать понимание себя, других людей и вещей вокруг него. В игре, которую ребенок выбрал сам, он чувствует себя самоопределяющим и компетентным. Игра сама по себе приносит ребенку удовольствие и удовлетворение и, в конечном счете, способствует развитию ребенка во всех областях.
Обычно маленький ребенок большую часть дня проводит в свободной игре, самостоятельно отыскивая возможности для этого. Как правило домашняя обстановка и понимающие родители способствуют этому: они покупают игрушки и разнообразные игровые материалы, предоставляют ребенку для игры разные предметы, позволяют ему играть с тем, что он нашел сам, играют вместе с ребенком, придумывая разные забавы. Можно видеть, как дети осваивают дом. Для игры используется все: посуда, продукты, одежда и обувь, коробки, корзины, пакеты, мебель, подушки и одеяла. Задача окружающих взрослых – создание оптимальных условий для экспериментальной и исследовательской деятельности ребенка, обеспечение интересной и безопасной среды, поддержание интереса и инициативы ребенка. Кроме того, всем детям нужна некоторая поддержка и стимуляция со стороны взрослых, чтобы ребенок научился играть.
Инвалидность, нарушения развития и задержки в развитии детей могут влиять на развитие игры ребенка. Влияние может затрагивать различные аспекты игры: способность ребенка инициировать игру с взрослым или принять его приглашение поиграть, возможность дотянуться до игрового материала, манипулировать им и т.д. Как будет развиваться игра ребенка с нарушениями зависит от множества факторов: тип нарушения развития (двигательное, сенсорное, познавательное, множественное), степень нарушения, собственный опыт ребенка, физическая среда, в которой он живет, социальное окружение и т.д.
В данной статье представлены:
- вопросы значения и развития игры у детей раннего возраста с тяжелыми двигательными нарушениями;
- приемы и способы, которыми могут пользоваться родители и профессионалы, чтобы способствовать развитию игровых навыков у детей с двигательными нарушениями;
- некоторые идеи по подбору и адаптации игрушек для этих детей.
Краткая характеристика детей с тяжелыми двигательными нарушениями:
- они испытывают трудности в самостоятельном передвижении (ползание, ходьба), изменении и поддержании положения тела (лежа, сидя, стоя);
- они испытывают трудности в нахождении и прослеживании предметов в окружающей среде из-за плохого контроля за движениями головы;
- отсутствующие или бедные движения руками не позволяют детям указывать на что-либо, дотягиваться, брать и отпускать предметы, манипулировать ими;
- часто у этих детей двигательные нарушения сочетаются с нарушением общения, и в силу трудностей в использовании активной речи, они не могут обратиться к взрослому или сверстнику с просьбой или с предложением поиграть, им трудно участвовать в предложенной активности, поскольку их ответы не всегда понятны для окружающих;
- отсутствие игрового опыта влияет на то, что эти дети не могут выбрать или не знают, чем они хотят заняться, не могут сами поиграть, придумать свою игру.
Из-за их неспособности двигаться дети с двигательными нарушениями кажутся более пассивными, в течение дня они вынужденно проводят много часов праздного времени, вне какого-либо занятия или игры. Доступным для них остается наблюдение за родителями, пассивное участие в разговорах с взрослыми. Слишком часто родители и профессионалы недооценивают ценность игры для детей со столь тяжелыми нарушениями. Недостаточные возможности детей активно участвовать в игре подвергают опасности их интеллектуальное и социальное развитие наряду с их эмоциональным благополучием и счастьем. При этом обучение этих детей навыкам игры, создание условий для игры и просто игра с ними, улучшает их развитие и качество жизни.
В своей практике мы встречаем семьи с разным отношением к необходимости и возможности ребенка с двигательными нарушениями играть. Ниже описаны наиболее часто встречающиеся ситуации:
1. Родители не знают, насколько важна и нужна их ребенку игровая деятельность. Они сосредоточены на лечении и уходе за ребенком, что само по себе занимает очень много времени и требует много сил. Общение с ребенком сводится к монологу со стороны родителей, игра, как особая активность не существует. Родители не покупают ребенку игрушек, полагая, что, если он сам не может с ними играть, они ему не нужны. Досуг ребенка проходит перед телевизором, иногда родители читают ребенку книжки, разговаривают с ним. Ребенок слушает родителей, наблюдает за ними, «участвует» в повседневных процедурах, но не играет, а соответственно в его жизни очень мало удовольствия, развлечения, радости от игры. Не имея возможности проявить инициативу, самостоятельно исследовать окружающий мир, экспериментировать, ребенок начинает отставать в познавательном развитии. Ребенку практически не доступны ситуации успеха, когда он сам что-то создал.
2. Родители хотят играть с ребенком, играют с ним, но им не хватает знаний о том, как и в какие игры, может играть ребенок, они занижают уровень способностей ребенка к игре. Часто можно видеть, как полуторагодовалому ребенку для игры предлагают самые простые погремушки, которыми он может размахивать и трясти, совершая простейшие манипуляции. Родители недооценивают интеллектуальный уровень развития ребенка и его способность отвечать, у мамы в общении с ребенком преобладает монолог, она практически не оставляет ребенку места для ответа. Игры на взаимодействие с 2-3-х летними детьми сводятся к играм типа «ку-ку», щекотания живота, «сорока». Родители не знают, что игра у детей с нарушениями может выглядеть иначе, чем у детей, не имеющих нарушений.
3. В некоторых семьях можно наблюдать, как родители, научившись играть с ребенком в отдельные типы игр, никогда не играют в другие игры, полагая, что они не доступны ребенку (типология игр представлена ниже). Например, если у ребенка есть трудности с произвольными движениями руками, родители не предлагают ему игры, направленные на решение проблем: вкладыши, кубики, разрезные картинки, паззлы, конструкторы и строители. При этом существует способ игры, когда ребенок руководит руками родителя, используя простейшие «указания»: указательный взгляд, жест, словесные указания. Если ребенок затрудняется в произнесении звуков и слов, родители могут решить, что ребенок в принципе не может задать вопрос или ответить на него и не может быть партнером в играх на взаимодействие. Недоумение у родителей вызывает предложение организовать исследовательскую деятельность ребенка: «ведь он не может или может плохо двигать руками». Все «игры» сводятся к рассматриванию картинок и слушанию книжек.
4. Довольно часто родители могут недооценивать способности ребенка инициировать игру и быть партнером по игре. Они никогда не спрашивают, во что ребенок хотел бы поиграть, не поддерживают попыток ребенка начать игру.
К счастью, с соответствующими адаптацией игрового поведения родителей, игрушек и игровой среды многие дети с двигательными нарушениями могут участвовать в столь значимой для них деятельности, как игра.
Здесь важно остановиться на понятии игры, которое мы используем в своей работе с детьми раннего возраста и которое в некоторой степени отличается от принятых в России представлений. Исследователи всего мира пытались определить игру, использовали разнообразные характеристики, сейчас многие из них руководствуются современным определением, в соответствии с которым игра соответствует следующим критериям:
1. Игра доставляет детям удовольствие. Игра – это время наслаждения, играя, дети учатся развлекаться.
2. Игра ребенка спонтанна и произвольна. Чтобы играть, ребенок должен иметь внутреннюю мотивацию. Мотивация может наблюдаться в инициативе ребенка. Ребенку принадлежит инициатива и он свободен в своем выборе: играть или не играть, он сам выбирает, во что и как он хочет играть, где он будет это делать, как долго, ребенок также свободен в своем решении закончить игру. Кроме того, ребенок сам решает, включать ли в свою игру других игроков, в том числе взрослых.
Игра, прежде всего, выражение свободы. То, что ребенок хочет делать сам является противоположностью тому, что он обязан делать. Игра всегда сопровождается чувством «Да, это - то, что я хочу делать прямо сейчас». Играя, ребенок сам направляет свои собственные действия, его активность «самонаправлена», другими словами, ребенок свободен манипулировать предметами любыми способами, какими пожелает. Ребенок исследует незнакомые материалы, экспериментирует с ними, открывает их специфические свойства.
При этом игра всегда имеет некоторую структуру и правила (придуманные ребенком или заданные извне), и все играющие свободно принимают их и, если правила меняются, тогда все играющие должны согласиться на их изменения. В социальной игре (игра, вовлекающая более чем одного игрока), один игрок может быть в течение некоторого периода лидером, но только при желании всех остальных. Каждое правило, которое лидер предлагает, должно быть одобрено, по крайней мере, молчаливо, всеми другими игроками.
Очень важная свобода в игре - свобода ее закончить. Человек, которого принуждают играть, или который чувствует принуждение к игре, и который не может по своему желанию игру закончить, не игрок, а жертва. Если это положение относительно игры игнорируется или взрослые пробуют взять под свой контроль детскую игру и дети чувствуют себя неспособными уйти или не согласиться с предложенными правилами, они отказываются от игры. Когда ребенок чувствует себя принужденным, исчезает дух игры. Дети с радостью играют с взрослыми и дают им роль ведущего, если они сами свободно выбрали или согласились на эту игру. Для детей, которые не сделали такой выбор, игра может быть похожей на наказание.
3. Игра не направлена на достижение каких-либо целей. Игра - это деятельность, течение которой более ценно, чем ее результат. Все внимание ребенка во время игры сосредоточено на процессе, на том «что я делаю». Игра - деятельность, проводимая, прежде всего ради нее самой. Игра часто имеет цели, но эти цели являются внутренней частью игры, а не единственной причиной для игры. Например, конструктивная игра всегда направлена на создание объекта, который ребенок имеет в памяти. Но первичная цель в такой игре - создание объекта, а не имение объекта. Дети, делающие песочный замок, вряд ли были бы счастливы, если бы взрослый пришел и сказал: «Я могу сделать для вас замок». Это испортило бы их забаву. Процесс создания замка, а не замок сам по себе мотивирует их к строительству.
Важная причина тому, что игра – лучшее время творчества и научения - то, что во время игры мышление сосредоточено на процессе. Конечная цель игры воспринимается, как вторичная, и это объясняет отсутствие страха неудачи. Играющий ребенок чувствует себя легко и свободно, чтобы пробовать учиться чему-либо, искать новые источники информации и экспериментировать с новыми способами создания вещей в не стрессовой ситуации.
4. Игра подразумевает интерес и активную вовлеченность ребенка в процесс. Можно сказать, что ребенок заинтересован игрой, если он исследует, рассматривает, изучает, задает вопросы о том, что он видит или с чем играет. Признаками интереса может быть любопытство, настойчивость, удовольствие от процесса игры. Ферре Лаверс использует понятие «включенность», как показатель активности ребенка в игре. Включенность:
- проявляется в сосредоточенности и концентрации внимания ребенка, его настойчивости в осуществлении деятельности, в продолжительности его игры;
- характеризуется мотивацией, увлечённостью, чувствительностью к стимуляции, интенсивностью как физической, так и умственной деятельности и глубоким удовлетворением, сопровождающимся приливом энергии;
- обуславливается исследовательским порывом и индивидуальными познавательными потребностями ребёнка;
- подталкивает ребенка продолжать интересующую его деятельность и настаивать на её продолжении.
5. В игре ребенок использует представления (то есть, используя одну вещь, представляет другую). Игра включает фантазию ребенка и не обязательно точно отражает реальную жизнь. Например, дети раннего возраста используют разные емкости, как столовую посуду, а палки могут быть ложками, фонариками, большой морской камень – Винни-Пухом и т.д.
Выделяют следующие типы игр (для детей раннего возраста):
Манипулятивные игры предполагают способность ребенка выполнять различные действия руками (брать, держать, перекладывать из руки в руку, бросать, собирать, сыпать, нанизывать, вкладывать, открывать, закрывать, оставлять следы, надевать и пр.)
Исследовательские игры направлены на экспериментирование и понимание чего-то нового о вещах в мире вокруг ребенка (водичка льется, песок сыпется, краска рисует, тесто мнется и рвется и пр.)
Игры, направленные на решение проблем – игры, когда ребенок внимательно думает, чтобы найти решение, например, над паззлом, разрезной картинкой, вкладышами геометрических фигур и др.
Во время двигательных игр дети совершают различные движения (ползают, ходят, бегают, прыгают, перелезают, скатываются и т.д.).
В играх на взаимодействие всегда участвует более одного человека. В раннем возрасте чаще всего это мама и ребенок и между ними организуется двухсторонний процесс, во время которого партнеры по игре совместно что-либо делают. Это игры типа пряток, «сорока», поочередного выполнения одинаковых действий, игр на коленях и пр.
В играх понарошку ребенок использует воображение, чтобы представить, что один предмет может выполнять роль другого, например, коробка – эта машина, палочка – это ложка, а сам он водитель или доктор.
Для развития ребенка все типы игр одинаково важны, каждый тип игры вносит свой вклад в развитие ребенка. Все типы игр взаимосвязаны между собой и развитие каждой зависит от развития другой.
Итак, игра – это внутренне мотивированная, добровольная деятельность ребенка. Играя, ребенок знакомится с окружающим, учится новому, делится своим опытом с другими. Удовольствие придумывания и продуктивного делания в игре важнее для ребенка, нежели конечный результат игры. Знания, речевые, социальные, двигательные умения ребенка развиваются, реализуются и разнообразятся с помощью игр (Hughes, 1999). Вслед за Марией Монтессори многие исследователи детской игры называют подобную игру «свободной и самостоятельной».
Нужно признать, что у ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями редко можно наблюдать свободную самостоятельную игру. Почему? В силу целого комплекса причин:
1. Не созданы условия для игры – ребенок находится в неудобной позе, возможно он неудобно или неустойчиво сидит/лежит/стоит; нет игрушек, соответствующих интересам ребенка и подходящих ему по уровню его игрового развития; нет партнера по игре, который в данной ситуации крайне нужен ребенку; все игрушки расположены вне зоны досягаемости ребенка, сам он не может до них дотянуться и т.д.
2. Трудности в движении руками делают затруднительной или невозможной свободную манипулятивную игру, а вслед за ней и самостоятельное экспериментирование с предметами, решение проблем практическим путем.
3. Проблемы с использованием речи накладывают ограничения на возможности ребенка выразить желание поиграть или отказаться от игры, руководить игрой или предложить свои правила, а также на игры-взаимодействия, требующие ответной реакции, на игры-притворство.
4. У ребенка слишком мал или отсутствует игровой опыт.
5. Ограниченность социальных контактов не позволяет ребенку наблюдать за игрой других детей, а взрослые могут не знать, что наблюдая, ребенок тоже учится и частично участвует в игре.
6. Сами взрослые не играют в детские игры специально для ребенка, привлекая его в игру насколько возможно, не верят в то, что их ребенок может быть активным и инициативным.
Как же помочь ребенку развить игровые навыки и наслаждаться этим процессом? Как правило, работа специалистов службы ранней помощи ведется одновременно в трех направлениях.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.