Придание и поддержание правильной позы тела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Помогая ребенку с двигательными нарушениями овладевать навыками коммуникации, необходимо помнить, что важнейшим условием для этого является выбор правильных поз, позволяющих стабилизировать положение тела ребенка.

Стабильная поза позволяет ребенку не думать о том, как он сидит или стоит, не тратить силы на поддержание позы, а только сосредоточиться на общении, наблюдении и обучении. Выбор позы определяется возрастом ребенка, характером двигательных нарушений, наличием деформаций и стадией развития ребенка. Выбранная поза не должна провоцировать неконтролируемых патологических движений, усугублять нарушения мышечного тонуса. Удобной для ребенка может быть поза как сидя, так и стоя, полулежа на спине. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и безопасно, легко мог смотреть в лицо взрослому и двигать руками.

Предлагаемая ребенку поза должна быть симметричной и обеспечивать ему устойчивость, то есть позволять ему сохранять положение тела в пространстве, преодолевая силу тяжести, равномерно распределять вес тела, сохранять стабильность в плечевом и тазовом поясе, обеспечивая свободу движения рук.

Для придания подобной позы хорошо подходит такое вспомогательное оборудование, как специальные кресла, стульчики с ремнями для закрепления ребенка в различных частях тела, его ножек, стояки (вертикализаторы), которые позволяют поставить малыша на ноги и закрепить его. Если нет специального оборудования, взрослый человек может, придавая позу ребенку, обеспечивать ее сохранение (работать, как специальное оборудование) при помощи своего тела, рук, ног. Он может сидеть сзади ребенка, удерживая спинку и ножки малыша. Для маленьких детей можно сшить специальные укладки (матики, углы, корзинки, трубы), наполнив их пенопропиленовыми шариками. Если ребенка уложить в такой укладке, шарики очень удобно и надежно поддерживают тело ребенка.

Подбором поз для обеспечения обучения Максима навыкам общения занимался физический терапевт. Для Максима были выбраны следующие позы:

- стоя в вертикализаторе со столиком с небольшим наклоном вперед;

- сидя в специальном стуле с креплением туловища и ног.

Во время индивидуальных развивающих занятий физический терапевт обеспечивал Максиму придание и поддержание правильной позы. Логопед мог в это время общаться с мальчиком и мамой. Постепенно физический терапевт обучил маму навыкам придания Максиму правильных поз, и она сама начала это делать.

 

Установление контакта.

Коммуникация – это ведение людьми диалога. Начало диалога – это установление визуального, тактильного или звукового контакта между людьми.

Наиболее частой формой контакта является визуальный контакт. Для ребенка самый интересный объект для рассматривания это лицо взрослого. Поэтому, когда ребенок находится в удобной и правильной позе, важно привлечь внимание ребенка к лицу взрослого человека. Для этого можно просто, глядя на ребенка, разговаривать с ним, можно совершать мимические движения, звать ребенка, издавать звуки.

Когда вы разговариваете с ребенком, он должен иметь возможность видеть вас. Если ему трудно двигать головой, вы сами можете передвинуться в такое положение, чтобы он вас видел. Это облегчит ваше общение.

Если малышу интереснее смотреть на какой-либо предмет, можно, приблизив предмет к своему лицу, перевести внимание ребенка на лицо. Если ребенок уже большой, можно привлечь его внимание чем-то необычным, например мыльными пузырями или игрушкой с сюрпризом. Можно проследить за взглядом ребенка и присоединиться к нему, рассматривая вместе что-либо.

Для установления контакта можно использовать тактильные ощущения, нужно мягким движением дотронуться до предплечья ребенка и позвать его.

В любом случае, нужно очень внимательно наблюдать за ребенком и вычленить именно то, что заставляет ребенка обратить на вас внимание, что ему очень нравится, приятно. Нужно искать взгляд ребенка и стремиться остановить его на вашем лице, глазах, губах. Нужно пытаться удерживать этот взгляд на своем лице посредством мимики, голоса, чего-то необычного, типа очков, яркой помады, рамки, из которой вы выглядываете.

Логопед , начав общаться с Максимом, увидел, что мальчик направлен на общение с другими людьми. Он активно интересовался тем, что ему показывали и говорили, смотрел в лицо собеседнику, правда, из-за слабости мышц шеи Максим мог поднимать и удерживать голову непродолжительное время. Поэтому не нужно было искать специальных способов, чтобы привлечь внимание ребенка. Достаточно было просто придать мальчику правильное положение тела.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 161.