Начало экономических реформ
|
Первый этап экономических реформ в республике охватывает период 1991-1994 гг. — с момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Своеобразие первого этапа экономической реформы состоит в том, что Казахстан оставался в рублевой зоне. Макроэкономическая политика определялась Госбанком РФ и Министерством финансов РФ, которые проводили денежно-кредитную политику, исходя из интересов России. Поэтому Казахстан полностью зависел от изменений социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации и, в связи с этим, проводимые реформы характеризовались половинчатостью, следовали в фарватере российской политики. Наличие в это время нескольких обменных курсов, разная покупательная способность наличных и безналичных рублей, усилили инфляционные процессы, возродили бартер, который стал практически основным видом межреспубликанской торговли. этот период были достигнуты определенные успехи в деле перестройки финансовой системы страны с учетом требований рыночной экономики. Все специализированные банки были преобразованы в акционерные, а Национальный банк наделен рядом функций центрального банка страны, но основная функция -регулирование объема денежной массы и эмиссия денег — сохранялась за Центральным банком РФ.На первом этапе экономической реформы в центре внимания оказались вопросы создания институтов рыночной экономики, которые отсутствовали в стране. Особое внимание было уделено проблеме демонополизации экономики и созданию конкурентной среды, формированию нормативно-правовых и законодательных основ рыночной системы ведения хозяйства.Ключевым компонентом радикальной реформы было преобразование государственной собственности на основе ее приватизации для создания критической массы частной собственности, что сделало бы процесс реформирования общества необратимым.
|
Денежная реформа
| УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 "О введении национальной валюты Республики Казахстан " было положено начало денежной реформы.
Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю:
1. Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики Казахстан - тенге.
3. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.»
Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН « О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы ор-ганизации денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных зна-ков, организацию и регулирование денежного обращения.
Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей».
Специфическая острота кризиса состоит в том, что, во-первых, он оказывает сдерживающее воздействие на покупательное развитие национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей решения проблемы неплатежей в республике.
|
Трудности при провидении реформ
| На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность. Чтобы преодолеть их и знать достойное место в человеческом обществе, необходимо было решать задачи: реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создания социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; проведения приватизации собственности, либерализации цен, продуманной инвестиционной политики; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки.
|