Среди казахов было очень развито поклонение культу огня. Огню приписывалось сверхъестественное свойство и магическая сила, которые использовались в обряде очищения от «нечистой силы», оказании покровительства или защиты и т. д. Так, обряд совершался при перекочевке с зимовки на джайлау. У казахов сохранилось такое поверье, что на зимних стойбищах водятся «нечистые силы» , и чтобы очиститься от них они разводят два больших костра, между которыми пропускают людей и скот.
Считалось, что огонь был покровителем жилищ, домашним святилищем, поэтому у казахов невеста при вступлении в новое семейство должна была поклониться огню в большом доме. Мать жениха приносила жертву огню, налив в него масло. Точно так же при рождении ребенка приносят огню жертву. Огнем очищали дома и колыбели младенцев, тем самым изгоняя злых духов и болезни. Все эти обряды сохранились и по сей день, и в некоторых семьях в обязательном порядке исполняются. Такие обряды сохранились и в моей семье, когда брат привел невесту в нашу семью, бабушка одела на голову невестки белый платок, разожгла костер и дала в руки невестки чашку с маслом, чтобы она поклонилась костру и налила масло в костер. Также и брачное ложе брата и невестки она очищала огнем, чтобы у них все было хорошо, чтобы «нечистые силы» обходили стороной и сберечь от сглаза.
3. Заполните таблицу:
Развитие культуры Казахстана в 1920-1930-ые годы
Билет № 28
1.Историческое значение образования Казахского ханства.
Во-первых, прекратилось разделение власти в стране между разными ханствами, племена, роды вошли в состав казахского народа.
Во-вторых, создание централизованной национальной политико-административной системы управления способствовало сплочению казахского народа, организации совместной защиты этнической территории Казахского государства.
В-третьих, созданное Казахское государство не только укрепилось, но и расширило границы своей территории.
В-четвертых, были установлены прочные связи с соседними государствами.
В-пятых, бурное социально-экономическое и культурное развитие ханства способствовало широкому расцвету традиций и обычаев, распространению исламской религии среди казахского народа.
Образование Казахского ханства и его укрепление способствовали прекращению феодальных междоусобиц и распрей внутри страны. Был наложен запрет на межплеменные раздоры, восстановлены традиции пользования пастбищами и земельными угодьями. В ханстве воцарились мир и спокойствие, начался процесс единения народа. Усиление ханской власти создало необходимые условия для использования кочевыми скотоводами пастбищ по традиционно сложившимся сезонным маршрутам кочевок. Кочевники получили возможность беспрепятственно кочевать на жайляу и зимовки. Мирная жизнь способствовала и хозяйственно-экономическому подъему. Таким образом Казахское ханство окончательно сформировалось, выросла его экономическая и военная мощь, повысился его международный авторитет.
2.В чем проявилось, непоследовательность действий хана Нуралы во время Крестьянской войны под руководством Е.Пугачева.
Хан Нуралы, видя возрастающее участие своих подданных в восстании, остерегался потерять расположение Петербурга и поэтому придерживался двойственной позиции. Он стремился использовать восстание для возвращения отобранных Россией земель. Одновременно хан старался держать в повиновении те казахские роды, которые активно участвовали в нем, чтобы в случае проявления гнева правительства оправдать свои действия. Постепенное ослабление восстания, приближение карательных отрядов к районам постоянных кочевок казахов ускорили отход большей части местных феодалов от первоначальных позиций. Остерегаясь ответных действий Пугачева, хан Нуралы и его брат Айшуак перекочевали ближе к военным линиям. Впоследствии хан Нуралы, оправдываясь перед царским правительством за свои непоследовательные действия, объяснял причины участия своих подданных в войне массовым выходом их из его подчинения.
Заполните таблицу:
Развитие системы образования Казахстана в 1920-1930-ые годы
2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, школы-коммукы, школы-интернаты, рабфаки. Медресе, мектебы и русско-казахские школы преобразовывались в советские. Так, к концу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - око-ло 10%.
Одним из важнейших компонентов системы образования в 1920-1930-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководящая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. В мае 1926 г. Совнарком республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». Школы постепенно стали переводиться с одногодичной и двухгодичной систем образования на трехгодичную и четырехгодичную, стали открываться специальные школы для девушек-казашек, начал вводиться всеобуч в оседлых районах, а с 1931 г. - и в районах с кочевым населением.
В 1930 году было введено обязательное всеобщее начальное образование, в 1931 году - обязательное всеобщее семилетнее образование, а также обучение неграмотного трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. К 1935 году обучением в Казахстане уже было охвачено 91% детей школьного возраста, однако лишь треть из них училась в семилетних и средних школах.
Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. За счет значительного увеличения правительством Казахстана ассигнований на дело народного образования стали открываться интернаты и общежития, выдаваться стипендии, школьники бесплатно снабжались учебниками, учебными пособиями, обувью, одеждой, обеспечивались транспортом и т. д. Открываемые школы отвечали многонациональному составу населения. В республике открывались школы не только казахские, но и русские, татарские, узбекские, уйгурские, немецкие, эстонские и т. д. В некоторых школах обучение велось на двух языках - русском и узбекском, казахском и татарском, казахском и русском, русском и немецком. В годы войны республика приняла 149 детских домов и 19 тыс. детей, эвакуированных из западных регионов СССР, увеличилось количество детских учреждений.
Билет № 29
Дата: 2019-05-28, просмотров: 1551.