На Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии «Алаш». На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание. Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание ( голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции. На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда».
3. Деятельность Ы. Алтынсарина в развитии системы образования в Казахстане.
Благодаря усилиям Алтынсарина, образование в казахской степи получило широкое распространение. По его инициативе и на собранные им средства в 1884 году волостные школы открылись в Торгае, Илецкой защите, Иргизе, Николаевске, Актюбинске, а в 1887 году И. Алтынсарин добился открытия первой женской школы в Иргизе. И. Алтынсарину принадлежит огромная заслуга в деле создания учебников на казахском языке, алфавита и письменности на основе русской графики. Кроме того, Алтынсарин участвовал в разработке учебников русского языка для казахских школ. В число написанных и изданных И. Алтыисариным книг входят: «Казахская хрестоматия» в двух частях (1879), «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879), и «Мактубат» («Хрестоматия»), относящаяся к 1889 году. Литературное наследие И. Алтынсарина включает в себя переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им. Тематика его произведений разнообразна. И. Алтынсарина по праву называют основоположником казахской детской литературы.
Билет №23
Петербургский договор 1881 года.
Петербургский договор 1881 года для жителей Илийского края предусматривал выбор китайского или русского подданства.
Определите изменения, произошедшие в Казахстане в результате НЭПа.
Основой изменений служили более толерантная по отношению к различным формам собственности политика и осознание невозможности дальнейшего игнорирования товарно-денежных отношений. Начало перехода связано с 10-м съездом Компартии (март 1921 г.). Именно на нём было принято решение о переходе от продразвёрстки к продналогу (фиксированный налог). Помимо изменений в налоговой политике были предприняты действенные акции в ряде других фрагментов экономических отношений: финансах, кредитах, трудовом законодательстве и т.д. Кардинальные меры сразу же сказались на состоянии народного хозяйства. Вскоре обозначилась тенденция к его восстановлению.
Отметьте на контурной карте территорию улусаДжучи. Назовите государства, образовавшиеся после распада улуса.
Улус Джучи распался на два государства – Кок Орда и Ак Орда, из которых последняя была в вассальной зависимости от первой.
Билет №24
Национально - освободительное движение под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова.
Причины восстания:
· Обострение земельного вопроса.
· Самоуправство феодалов на местах.
· Противоречие интересов народа и политики хана Жангира.
· Налоговые тяготы.
· Строительство новых русских крепостей.
Движущие силы
· Казахские шаруа
· Представители старшин и биев
· Руководители восстания
Цели восстания
· Ограничение власти хана Жангира
· Улучшение положения шаруа
· Изменение земельной колониальной политики царского правительства
Основные даты
· 1841 г - открыта первая светская школа с русским и татарским языками обучения.
· 1833-1836гг – формирование главных предпосылок восстания.
· Начало и конец 1837 г –период развития восстания.
· Декабрь 1837г- июль1838 г - ослабление сил восставших и их поражение.
Причины поражения
· Раздробленность восстания. Повстанческие отряды были разобщены.
· Слабость вооружения.
· Слабость организации, стихийность восстания.
· Часть участников проявили колебания, ограничились борьбой против своих непосредственных противников.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 798.