Обоснование концепции исследования.
В первой главе были рассмотрены применение современных культурные технологий, которые содержатся в библиотечных ресурсах, включая электронные. Опыт библиотек в массовой просветительской работе насчитывает не одно десятилетие, и прошел самые разнообразные трансформации, а потому не подлежит сомнению факт, что потенциал у библиотечных ресурсов огромен.
31 октября 2014 г. министром культуры РФ утвержден «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» [49], который отражает их значение, а также перспективы развития библиотеки как площадки для общения, места для просвещения, платформы для организации социально значимых мероприятий и других форм, не связанных с книгой напрямую, однако направленных на интеллектуальное развитие человека.
Л.С. Жарков в своей работе описывает, что понятие «организация» рассматривается ими не только как организация работы с книжным фондом (формирование, хранение, систематизация, выдача книг), но и как работа с читателем. Использование различных социально-культурных технологий современными библиотеками, естественно, порождают и новые модификации самих библиотек, которые отражаются в новых терминах и попытках заменить термин «библиотека» другими: «медиатека», «виртуальная библиотека», «электронная библиотека», «гибридная библиотека». Организация и управление деятельностью учреждений культуры достаточно подробно рассмотрены в работах И. М. Болотникова.
В концепции И. М. Сусловой описаны наиболее общие теоретические и методологические подходы к исследованию развития муниципальных библиотечных систем. Наряду с появлением новой терминологии создаются библиотеки нового типа: бизнес-библиотека, библиотека-клуб, библиотека-интернет-кафе, библиотека-театр и другие.
Концептуализация объекта и предмета исследования. Понятиями исследования выступают «посетители», «современные культурные технологии», «библиотека».
Посетители – совокупность поколений людей, посещающие какое-либо место с целью.
Современные культурные технологии – это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты организации.
Библиотека – информационный центр.
Операционализация концептуальных понятий объекта и предмета исследования.
Концептуальное понятие | Операциональное понятие (переменная) | Показатель | Индикатор |
Посетители | Социально-демографические характеристики | 1. Пол | · Мужской; · Женский. |
2. Возраст | · 18-34; · 35-54; · старше 55. | ||
3. Род занятий | · учащийся/студент; · работник; · предприниматель; · совмещение учебной и трудовой деятельности · безработный/временно неработающий; · пенсионер. | ||
4. Образование | · Среднее; · Среднее специальное; · Среднее профессиональное; · Высшее. | ||
Современные культурные технологии | Структура | 1. Виды современных культурных технологий | · Культуротворческие · Образовательные · Проектные · Информационные · Коммуникативные · Альтернативные |
2. Методы | · Информационные часы, обзоры, беседы; · Диспуты, конференции, круглые столы; · Выставки · Литературно-музыкальные вечера/композиции; · Пресс-клипинги; · литературное кафе; · Различные мастер-классы; · Заседания клубов по интересам; · Библионочь; · Интерактивные игры, конкурсы, викторины. | ||
Библиотека | 1. Частота посещения библиотеки | · Практический каждый день · Один раз в неделю · Несколько раз в месяц · Несколько раз в год | |
2. Цель посещения библиотеки | · Учебная; · Для расширения кругозора, познавательные интересы; · В профессиональных целях; · Воспользоваться интернетом; · Посещение культурно-досуговых мероприятий; · Как-то провести свободное время; · Другое. |
Эмпирическая модель исследования. Построение показателей исследования
Вопросы анкеты
Вопросы методической организации социологического исследования.
В данном исследовании была использована случайная выборка с пквотная выборка, так как данная выборка помогает разделить всю изучаемую совокупность на группы, сформированные по определенным критериям в соответствии с целью исследования.
Объем выборочной совокупности определялся, согласно, данной таблицы.
18-34 | 35-54 | 55 лет и старше | Всего | |
Генеральная совокупность | 191633 чел./ % | 157953 чел./ % | 141417 чел./ % | 491003 чел./ 100 % |
Выборочная совокупность | 400 чел. |
Приложение Б
Анкета
Здравствуйте!
Прошу Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы анкеты. Анкетирование проводится с целью применения современных культурных технологий в деятельности библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского.
Прочитайте вопросы и выберите вариант ответа, соответствующий Вашему мнению. Если в предложенном списке нет подходящего ответа, напишите свой вариант.
Гарантируется полная анонимность ответов, которые будут использованы в совокупности с ответами других респондентов.
Спасибо за участие в исследовании!
1. Являетесь ли Вы пользователем библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского?
ð Да
ð Нет
ð Посещаю, но редко
2. Если нет, то укажите причины:
ð Недостаток свободного времени
ð Нет потребности ходить в библиотеку
ð Библиотека находится далеко от моего дома
ð Не нравится ходить в библиотеку, даже на мастер-классы
ð В библиотеке мало новинок
ð Все, что мне надо, узнаю из Интернета, ТВ
3. Как часто вы посещаете библиотеку?
ð Практический каждый день
ð Один раз в неделю
ð Несколько раз в месяц
ð Несколько раз в год
4. Какова цель Вашего посещения библиотеки? (выберете не более 3-х вариантов ответов)
ð Учебная
ð Для расширения кругозора, познавательные интересы
ð В профессиональных целях
ð Воспользоваться интернетом
ð Посещение культурно-досуговых мероприятий
ð Как-то провести свободное время
ð Другое_________________________________________________
5. В библиотеки Вас привлекает: (Прошу Вас ответить в свободной форме)
ð Наличие редких книг
ð Наличие электронного каталога
ð Наличие ксерокса и возможность распечатать документ
ð Возможность общения с ровесниками
ð Индивидуальное, обособленное место для чтения, работы
ð Музыкальный кабинет
ð Доброжелательность библиотекаря
ð Наличие зон отдыха
ð В зале всегда тишина
ð Мероприятия, проходящие в библиотеки
ð Другое_________________________________________________
6. Какие мероприятия Вас интересуют, в каких из них Вы бы с удовольствием приняли участие? (Прошу Вас ответить в свободной форме)
ð Информационные часы, обзоры, беседы
ð Диспуты, конференции, круглые столы
ð Выставки
ð Литературно-музыкальные вечера/композиции
ð Пресс-клипинги, литературное кафе
ð Различные мастер-классы, встречи с интересными людьми
ð Заседания клубов по интересам
ð Библионочь
ð Интерактивные игры, конкурсы, викторины
ð Никакие
ð Другое_________________________________________________
7. Участвуете ли Вы лично в данных мероприятиях?
ð Да, с удовольствием
ð Иногда
ð Нет, посещаю библиотеку только из-за книг
ð Нет, не хватает времени посетить какое-либо мероприятие
ð Другое_________________________________________________
8. Как вы оцениваете общий уровень услуг, предлагаемых библиотекой?
ð Отличный
ð Хороший
ð Достаточный
ð Недостаточный
9. Пользуетесь ли Вы веб-страницами библиотеки?
ð Да
ð Иногда
ð Нет
10. Можно ли назвать данную библиотеку, «библиотекой для молодежи»?
ð Да, здесь можно найти все, что интересно молодежи
ð Да, в библиотеке много мероприятий для молодежи
ð Нет, так как нет хороших мероприятий для молодежи
ð Затрудняюсь ответить
ПАСПОРТИЧКА
Укажите Ваш пол:
мужской;
женский
Укажите Ваш возраст:
18-34 лет;
35-54 лет;
55 лет и старше
Ваше образование:
ð Окончил среднюю школу;
ð Окончил начальное профессиональное заведение (ПТУ, технический лицей);
ð Окончил среднее профессиональное заведение (техникум, колледж);
ð Окончил ВУЗ (институт, университет);
ð Неоконченное высшее образование
Укажите Ваш род занятий:
учащийся/студент;
работник/служащий;
предприниматель;
совмещение учебной и трудовой деятельности;
безработный/временно неработающий;
пенсионер;
Другое_____________________________________________
Спасибо Вам за участие в исследовании!
Актуальность проблемы исследования.
Велика роль библиотек в социально-культурной жизни России. В современных социально-экономических условиях библиотечная деятельность приобретает значение фундаментальной категории социума. Это, прежде всего, связано с тем, что библиотека - уникальный социальный институт, отличительными чертами которого являются востребованные сегодня в высокой степени адаптационный характер библиотечной деятельности, стабильность и общедоступность библиотек, создаваемые бесплатностью использования информационно-библиотечных ресурсов [].
Библиотекам отводится особая роль в формировании нового человека - человека XXI века. Библиотеки могут влиять на общественное сознание, культуру, представление людей о жизни, о самих себе, оказывая существенное влияние на формирование и развитие культурно-информационной среды. Библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения информационного общества. Совокупность этих факторов определяет, что библиотека вступает в стадию усложнения как собственно информационно-библиотечного обслуживания, так и функциональной направленности библиотечной деятельности. Рождаются новые направления и формы библиотечной деятельности, способствующие удовлетворению потребностей пользователей библиотек, усложняющихся под влиянием интеллектуализации социально-экономической жизни России.
Последнее десятилетие отмечено формированием таких важных направлений, как интеграция информационных ресурсов библиотек; становление библиотек в качестве региональных центров культуры и досуга; создание на базе библиотек информационных центров. Все вышеперечисленные технологии обусловливают огромное значение библиотек в социокультурном развитии каждого региона России.
В связи с этим возрастает роль современных культурных технологий в деятельности библиотек, с помощью которых отражается развитие библиотеки на взаимоотношениях ее с современным обществом.
Объектом исследования являются посетители иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского.
Предмет исследования - современные культурные технологии в деятельности иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского.
Цель исследования заключается (в изучении значимости современных культурных технологий в настоящее время в деятельности библиотеки,) а также проанализировать, как применяются и воздействуют современные культурные технологии на посетителей иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского.
Задачи исследования:
1. рассмотреть на практике развитие культурных технологий на примере иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского;
2. выявить место библиотеки в жизни населения:
3. проанализировать степень удовлетворенности читателей организацией работы библиотеки, качеством библиотечного обслуживания;
4. выявить воздействие современных культурных технологий на посещаемость иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского;
5. выяснить, что привлекает посетителей в иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского.
Теоретические основы исследования. Теоретической основой исследования выступают концепция социально-культурных технологи Л.С. Жаркова и терминологический подход И. М. Сусловой о создании библиотеки нового типа.
Эмпирические основы исследования. Источником получения основных эмпирических данных является исследование на тему «Применение современных культурных технологий в деятельности иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского на примере посетителей библиотеки», в рамках выпускной квалификационной работы.
Источником получения вспомогательных эмпирических данных являются статьи Качановой Е.Ю., Мосалыгиной Л.Ю., Ураловой А.Г.
Методы формирования выборочной совокупности. В данном исследовании используется случайная выборка с введением элементов неслучайности (квот).
Методом получения первичных эмпирических данных является метод анкетирования.
В качестве практических методов обработки, обобщения и анализа данных выступают методы математической статистики, заложенные в программы «Microsoft Excel», а также метод текстового изложения данных в редакторе «Microsoft Word».
Научная новизна исследования. Научная новизна данного исследования состоит в исследовании применение современных культурных технологий в деятельности иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского на 2019 год.
Практическая значимость темы исследования. Материалы данного исследования могут быть использованы для сравнения с будущими исследованиями по данной теме.
II. Теоретическая часть программы социологического исследования
Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.