Актуальность проблемы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обоснование концепции исследования.

В первой главе были рассмотрены применение современных культурные технологий, которые содержатся в библиотечных ресурсах, включая электронные. Опыт библиотек в массовой просветительской работе насчитывает не одно десятилетие, и прошел самые разнообразные трансформации, а потому не подлежит сомнению факт, что потенциал у библиотечных ресурсов огромен.

31 октября 2014 г. министром культуры РФ утвержден «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» [49], который отражает их значение, а также перспективы развития библиотеки как площадки для общения, места для просвещения, платформы для организации социально значимых мероприятий и других форм, не связанных с книгой напрямую, однако направленных на интеллектуальное развитие человека.

Л.С. Жарков в своей работе описывает, что понятие «организация» рассматри­вается ими не только как организация работы с книжным фондом (формирование, хранение, систематизация, выдача книг), но и как работа с читателем. Использование различных социально-культурных технологий современными библиотеками, естественно, порождают и новые модификации самих библиотек, которые отражаются в новых терминах и попытках заменить термин «библиотека» другими: «медиатека», «виртуальная библиотека», «электронная библиотека», «гибридная библиотека». Организация и управление деятельностью учреждений культуры достаточно подробно рассмотрены в работах И. М. Болотникова.

В концепции И. М. Сусловой описаны наиболее общие теоретические и методологические подходы к исследованию развития муниципальных библиотечных систем.  Наряду с появлением новой терминологии создаются библиотеки нового типа: бизнес-библиотека, библиотека-клуб, библиотека-интернет-кафе, библиотека-театр и другие.

Концептуализация объекта и предмета исследования. Понятиями исследования выступают «посетители», «современные культурные технологии», «библиотека».

Посетители – совокупность поколений людей, посещающие какое-либо место с целью.

Современные культурные технологии – это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты организации.

Библиотека – информационный центр.

Операционализация концептуальных понятий объекта и предмета исследования.

Концептуальное понятие Операциональное понятие (переменная) Показатель Индикатор
Посетители Социально-демографические характеристики 1. Пол · Мужской; · Женский.
    2. Возраст · 18-34; · 35-54; · старше 55.
    3. Род занятий · учащийся/студент; · работник; · предприниматель; · совмещение учебной и трудовой деятельности · безработный/временно неработающий; · пенсионер.
    4. Образование · Среднее; · Среднее специальное; · Среднее профессиональное; · Высшее.
Современные культурные технологии Структура 1. Виды современных культурных технологий · Культуротворческие · Образовательные · Проектные · Информационные · Коммуникативные · Альтернативные
    2. Методы · Информационные часы, обзоры, беседы; · Диспуты, конференции, круглые столы; · Выставки · Литературно-музыкальные вечера/композиции; · Пресс-клипинги; · литературное кафе; · Различные мастер-классы; · Заседания клубов по интересам; · Библионочь; · Интерактивные игры, конкурсы, викторины.
Библиотека   1. Частота посещения библиотеки · Практический каждый день · Один раз в неделю · Несколько раз в месяц · Несколько раз в год
    2. Цель посещения библиотеки · Учебная; · Для расширения кругозора, познавательные интересы; · В профессиональных целях; · Воспользоваться интернетом; · Посещение культурно-досуговых мероприятий; · Как-то провести свободное время; · Другое.

Эмпирическая модель исследования. Построение показателей исследования

Вопросы анкеты

1. Являетесь ли Вы пользователем библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского? Вопрос о фактах поведения респондента. Прямой, закрытый, основной вопрос. ’ Да ’ Нет ’ Посещаю, но редко Порядковая шкала 2. Как часто вы посещаете библиотеку? Вопрос о фактах поведения респондента (прямой, закрытый, основной) ’ Практический каждый день; ’ Один раз в неделю; ’ Несколько раз в месяц; ’ Несколько раз в год Порядковая шкала 3. Какова цель Вашего посещения библиотеки? (выберете не более 3-х вариантов ответов) Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, полузакрытый, основной) ’ Учебная; ’ Для расширения кругозора, познавательные интересы; ’ В профессиональных целях; ’ Воспользоваться интернетом; ’ Посещение культурно-досуговых мероприятий; ’ Как-то провести свободное время; ’ Другое Номинальная шкала 4. В библиотеки Вас привлекает: (Прошу Вас ответить в свободной форме) Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, закрытый, основной вопрос) ’ Наличие редких книг; ’ Наличие электронного каталога; ’ Наличие ксерокса и возможность распечатать документ; ’ Возможность общения с ровесниками; ’ Индивидуальное, обособленное место для чтения, работы; ’ Музыкальный кабинет; ’ Доброжелательность библиотекаря; ’ Наличие зон отдыха; ’ В зале всегда тишина; ’ Мероприятия, проходящие в библиотеки; ’ Другое Номинальная шкала 5. Какие мероприятия Вас интересуют, в каких из них Вы бы с удовольствием приняли участие? (Прошу Вас ответить в свободной форме) Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, полузакрытый, основной) ’ Информационные часы, обзоры, беседы; ’ Диспуты, конференции, круглые столы; ’ Выставки; ’ Литературно-музыкальные вечера/композиции; ’ Пресс-клипинги, литературное кафе; ’ Различные мастер-классы, встречи с интересными людьми; ’ Заседания клубов по интересам; ’ Библионочь; ’ Интерактивные игры, конкурсы, викторины; ’ Никакие; ’ Другое Номинальная шкала 6. Участвуете ли Вы лично в данных мероприятиях? Вопрос о фактах поведения респондента (прямой, закрытый, основной) ’ Да, с удовольствием; ’ Иногда; ’ Нет, посещаю библиотеку только из-за книг; ’ Нет, не хватает времени посетить какое-либо мероприятие; ’ Другое Порядковая шкала 7. Как вы оцениваете общий уровень услуг, предлагаемых библиотекой? Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, закрытый, основной) ’ Отличный; ’ Хороший; ’ Достаточный; ’ Недостаточный Порядковая шкала 8. П ользуетесь ли Вы веб-страницами библиотеки? Вопрос о фактах поведения респондента (прямой, закрытый, основной) ’ Да; ’ Иногда; ’ Нет Порядковая шкала 9. Можно ли назвать данную библиотеку, «библиотекой для молодежи»? Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, закрытый, основной) ’ Да, здесь можно найти все, что интересно молодежи; ’ Да, в библиотеке много мероприятий для молодежи; ’ Нет, так как нет хороших мероприятий для молодежи; ’ Затрудняюсь ответить Порядковая шкала

Вопросы методической организации социологического исследования.

В данном исследовании была использована случайная выборка с пквотная выборка, так как данная выборка помогает разделить всю изучаемую совокупность на группы, сформированные по определенным критериям в соответствии с целью исследования.

Объем выборочной совокупности определялся, согласно, данной таблицы.

 

    18-34   35-54   55 лет и старше   Всего
Генеральная совокупность 191633 чел./ % 157953 чел./ % 141417 чел./ % 491003 чел./ 100 %
Выборочная совокупность       400 чел.

 

Приложение Б

Анкета

Здравствуйте!

Прошу Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы анкеты. Анкетирование проводится с целью применения современных культурных технологий в деятельности библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского.  

Прочитайте вопросы и выберите вариант ответа, соответствующий Вашему мнению. Если в предложенном списке нет подходящего ответа, напишите свой вариант.

Гарантируется полная анонимность ответов, которые будут использованы в совокупности с ответами других респондентов.

Спасибо за участие в исследовании!

1. Являетесь ли Вы пользователем библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского?

ð Да

ð Нет

ð Посещаю, но редко

2. Если нет, то укажите причины:

ð Недостаток свободного времени

ð Нет потребности ходить в библиотеку

ð Библиотека находится далеко от моего дома

ð Не нравится ходить в библиотеку, даже на мастер-классы

ð В библиотеке мало новинок

ð Все, что мне надо, узнаю из Интернета, ТВ

3. Как часто вы посещаете библиотеку?

ð Практический каждый день

ð Один раз в неделю

ð Несколько раз в месяц

ð Несколько раз в год

4.  Какова цель Вашего посещения библиотеки? (выберете не более 3-х вариантов ответов)

ð Учебная

ð Для расширения кругозора, познавательные интересы

ð В профессиональных целях

ð Воспользоваться интернетом

ð Посещение культурно-досуговых мероприятий

ð Как-то провести свободное время

ð Другое_________________________________________________

5. В библиотеки Вас привлекает: (Прошу Вас ответить в свободной форме)

ð Наличие редких книг

ð Наличие электронного каталога

ð Наличие ксерокса и возможность распечатать документ

ð Возможность общения с ровесниками

ð Индивидуальное, обособленное место для чтения, работы

ð Музыкальный кабинет

ð Доброжелательность библиотекаря

ð Наличие зон отдыха

ð В зале всегда тишина

ð Мероприятия, проходящие в библиотеки

ð Другое_________________________________________________

6. Какие мероприятия Вас интересуют, в каких из них Вы бы с удовольствием приняли участие? (Прошу Вас ответить в свободной форме)

ð Информационные часы, обзоры, беседы

ð Диспуты, конференции, круглые столы

ð Выставки

ð Литературно-музыкальные вечера/композиции

ð Пресс-клипинги, литературное кафе

ð Различные мастер-классы, встречи с интересными людьми

ð Заседания клубов по интересам

ð Библионочь

ð Интерактивные игры, конкурсы, викторины

ð Никакие

ð Другое_________________________________________________

7. Участвуете ли Вы лично в данных мероприятиях?

ð Да, с удовольствием

ð Иногда

ð Нет, посещаю библиотеку только из-за книг

ð Нет, не хватает времени посетить какое-либо мероприятие

ð Другое_________________________________________________

8. Как вы оцениваете общий уровень услуг, предлагаемых библиотекой? 

ð Отличный

ð Хороший

ð Достаточный

ð Недостаточный

9. Пользуетесь ли Вы веб-страницами библиотеки?

ð Да

ð Иногда

ð Нет

10. Можно ли назвать данную библиотеку, «библиотекой для молодежи»?

ð Да, здесь можно найти все, что интересно молодежи

ð Да, в библиотеке много мероприятий для молодежи

ð Нет, так как нет хороших мероприятий для молодежи

ð Затрудняюсь ответить

ПАСПОРТИЧКА

Укажите Ваш пол:

’ мужской;

’ женский

Укажите Ваш возраст:

’ 18-34 лет;

’ 35-54 лет;

’ 55 лет и старше

Ваше образование:

ð Окончил среднюю школу;

ð Окончил начальное профессиональное заведение (ПТУ, технический лицей);

ð Окончил среднее профессиональное заведение (техникум, колледж);

ð Окончил ВУЗ (институт, университет);

ð Неоконченное высшее образование

Укажите Ваш род занятий:

’ учащийся/студент;

’ работник/служащий;

’ предприниматель;

’ совмещение учебной и трудовой деятельности;

’ безработный/временно неработающий;

’ пенсионер;

’ Другое_____________________________________________

Спасибо Вам за участие в исследовании!

 

 

Актуальность проблемы исследования.

Велика роль библиотек в социально-культурной жизни России. В современных социально-экономических условиях библиотечная деятельность приобретает значение фундаментальной категории социума. Это, прежде всего, связано с тем, что библиотека - уникальный социальный институт, отличительными чертами которого являются востребованные сегодня в высокой степени адаптационный характер библиотечной деятельности, стабильность и общедоступность библиотек, создаваемые бесплатностью использования информационно-библиотечных ресурсов [].

Библиотекам отводится особая роль в формировании нового человека - человека XXI века. Библиотеки могут влиять на общественное сознание, культуру, представление людей о жизни, о самих себе, оказывая существенное влияние на формирование и развитие культурно-информационной среды. Библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения информационного общества. Совокупность этих факторов определяет, что библиотека вступает в стадию усложнения как собственно информационно-библиотечного обслуживания, так и функциональной направленности библиотечной деятельности. Рождаются новые направления и формы библиотечной деятельности, способствующие удовлетворению потребностей пользователей библиотек, усложняющихся под влиянием интеллектуализации социально-экономической жизни России.

Последнее десятилетие отмечено формированием таких важных направлений, как интеграция информационных ресурсов библиотек; становление библиотек в качестве региональных центров культуры и досуга; создание на базе библиотек информационных центров. Все вышеперечисленные технологии обусловливают огромное значение библиотек в социокультурном развитии каждого региона России.

В связи с этим возрастает роль современных культурных технологий в деятельности библиотек, с помощью которых отражается развитие библиотеки на взаимоотношениях ее с современным обществом.

Объектом исследования являются посетители иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского.

Предмет исследования - современные культурные технологии в деятельности иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского.

Цель исследования заключается (в изучении значимости современных культурных технологий в настоящее время в деятельности библиотеки,) а также проанализировать, как применяются и воздействуют современные культурные технологии на посетителей иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского.

Задачи исследования:

1. рассмотреть на практике развитие культурных технологий на примере иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского;

2. выявить место библиотеки в жизни населения:

3. проанализировать степень удовлетворенности читателей организацией работы библиотеки, качеством библиотечного обслуживания;

4. выявить воздействие современных культурных технологий на посещаемость иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского;

5. выяснить, что привлекает посетителей в иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского.

Теоретические основы исследования. Теоретической основой исследования выступают концепция социально-культурных технологи Л.С. Жаркова и терминологический подход И. М. Сусловой о создании библиотеки нового типа.

Эмпирические основы исследования. Источником получения основных эмпирических данных является исследование на тему «Применение современных культурных технологий в деятельности иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского на примере посетителей библиотеки», в рамках выпускной квалификационной работы.

Источником получения вспомогательных эмпирических данных являются статьи Качановой Е.Ю., Мосалыгиной Л.Ю., Ураловой А.Г.

Методы формирования выборочной совокупности. В данном исследовании используется случайная выборка с введением элементов неслучайности (квот).

Методом получения первичных эмпирических данных является метод анкетирования.

В качестве практических методов обработки, обобщения и анализа данных выступают методы математической статистики, заложенные в программы «Microsoft Excel», а также метод текстового изложения данных в редакторе «Microsoft Word».

Научная новизна исследования. Научная новизна данного исследования состоит в исследовании применение современных культурных технологий в деятельности иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского на 2019 год.

Практическая значимость темы исследования. Материалы данного исследования могут быть использованы для сравнения с будущими исследованиями по данной теме.

 

II. Теоретическая часть программы социологического исследования

Дата: 2019-05-28, просмотров: 163.