Ирригационная теории возникновения государства
Ирригационная (водная, гидравлическая ) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).
Крестьянин-индивидуалист не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.
В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.
Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).
3. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Форма правления- организация верховной государственной власти и порядок ее образования.
Монархия– это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством, приобретая свою власть в порядке наследия.
-Абсолютная монархия- вся власть сосредоточена в руках монарха и отсутствие юридических ограничений его полномочий.
-Ограниченная монархия- законодательно ограниченная власть монарха почти во всех сферах гос.деятельности. «Монарх царствует но не правит» законодательная власть-парламент, исполнительная-правительством осуществляется.
Республика-форма правления , при которой верховная власть осуществляется представительными органами, избираемыми народом на определенный срок.
·Президентская республика- глава государства и исполнительной власти президент.
·Парламентская республика- роль президента не велика, он глава государства, но не правительства. Парламент главный.
Смешанная республика.
4. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
Форма государственного устройства – это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, характер их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти.
Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. (Великобритания, Испания, Италия)
Федеративное государство – добровольное объединение нескольких государств (обладающих политической свободой) в единое централизованное государство.(Сша,Россия, Германия, Канада)
Конфедерация - это союз суверенных государств, созданный для достижения их общих целей (военных, экономических) отсутствие единой правовой и судебной системы. СНГ,Евросоюз.
5. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА
Право- система санкционированных государством общих, обязательных, правил поведения, выражающих общую волю народа и выступающих в качестве государственного регулятора общественных отношений.
Признаки права:
Нормативность – состоит из отдельных норм;
Общеобязательность – правовые предписания обязательны для всех субъектов права, находящихся под юрисдикцией данного государства;
Формальная определенность – нормы содержатся, в официальных источниках;
Системность – право представляет собой систему норм, которые взаимосвязаны и взаимодействуют;
Стабильность – право должно быть стабильно, иначе оно теряет качество регулятора общественных отношений;
Динамизм – право должно развиваться, иначе оно превращается в тормоз развития общества;
Гарантированность – право создается или санкционируется, а также обеспечивается государством;
Волеустановленность – право явление волевое, так как, по своей сути, является нормативно выраженной общей волей людей
6. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА.
Теологическая теория –Полагается, что правовые нормы исходят от Бога. Понятие права связывалось со справедливостью, правосудием. Главным фактором, поддерживающим общественный порядок, было наказание. Фома Аквинский (13в) различал право и закон, определяя закон как установление разума, а право – как высшую справедливость. Согласно этому течению право представляет собой отражение божественного разума в общественном порядке.
Естественно-правовая теория утверждает, что право – результат соглашения людей. В обществе вместе с позитивным правом, созданным гос-вом, существует естественное право, свойственное человеку от природы. Под естественным правом понимаются равные ко всем законы природы, следовательно, гос-ные законы также должны быть одинаково справедливы ко всем. Сторонники: Г. Гроций, Б. Спиноза.
Историческая теория находится в оппозиции к естественно-правовой. Право по этой теории не является изобретением людей, оно возникает естественно и постепенно и присуще только данному народу, законодатель лишь фиксирует сложившееся право в нормативно-правовых актах. Право не обладает универсальностью и не может быть перенесено в другое общество. Сторонники: Ф. Савиньи, Г. Гуго.19век.
Марксистская теория полагает, что право возникает одновременно с возникновением гос-тва и имеет одинаковые с гос-вом причины возникновения и развития: разделение труда, появление частной собственности, раскол общества на классы. Право стало инструментом гос-тва, классовым регулятором общественных отношений. Основной функцией права полагалось принуждение, подчинение воле господствующего класса. Сторонники: К. Маркс, Ф. Энгельс.
Психологическая теория считает, что источником формирования права являются внутренние переживания людей. У каждого народа существует интуитивное право, которое развивается постепенно и не зависит от воли извне. В создании права решающую роль играют правосознание и правовая культура народа. Сторонник: Л.И. Петражицкий, З.Фрейд.
7. ИСТОЧНИКИ ПРАВА.
Источник права – это внешние официально- документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.
-Правовой обычай - это санкционированный государством обычай, приобретающий в силу этого общеобязательное значение.
-Нормативно-правовой акт – государственный правовой акт(официальный письменный документ), который содержит норму права. Подразделяется на закон и подзаконный акт.
-Юридический прецедент- это правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое является общеобязательным примером решения последующих аналогичных дел.
-Нормативно-правовой договор - это добровольное соглашение двух и более сторон, содержащее нормы права. как правило, совместный акт-документ, содержащий нормы права, являющийся результатом добровольного, взаимосогласованного волеизъявления правотворческих органов (субъектов правотворчества).
8. ВИДЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ.
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию общества и характеризующих уровень развития той или иной страны, т. е, правовая система - комплексная категория.
Правовая система романо-германского типа ( Германия, Франция, Италия, Россия, Украина ) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.
Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.
В странах, образующих «семью религиозного права» (мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности, а не права (их идея).
В странах, образующих «семью традиционного права» (Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции. Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»).
9. КОНСТИТУЦИЯ РФ
Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы(введение) и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)
Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
10. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
Государственные органы -это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.
Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:
-наделены государственно-властными полномочиями;
-образуются и действуют в установленном государством порядке;
-уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;
-являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.
Президент
Органы судебной власти
Виды рабочего времени.
1. Нормальный тип продолжительности - 8 часов в день, 40 часов в неделю. Ст 91
2. Сокращенное рабочее время – предусмотрено для определенной группы работников
Для работников до 16 лет норма- не больше 24 часов
Для 16-18 лет норма- не более 36 часов.
До 18 лет учащихся в школе не должен превышать 12 и 18 часов.
Для работников являющихся инвалидами 1 и 2 группы норма-не более 35 часов
Для работников с вредными или опасными условиями труда норма-36 часов
Для женщин работающих в сельской местности норма-36 часов
Для педагогических работников норма 36 часов
Для мед работников норма 39 часов
3. Неполное рабочее время. Устанавливается по соглашению сторон, оплачиваются пропорционально отработанному времени. Не влечет никаких изменений в правах и обязанностях
Относится к следующим категориям : беременные, одного из родителей имеющего ребенка возрасте 14 лет или инвалида в возрасте 18 лет; любого лица, осуществлявшего уход за больным членом семьи.
В возрасте от 15-16 лет норма 5 часов
В возрасте от 16-18 лет нома-7 часов
Учащиеся от 14-16 лет норма 2.5 часа
От 16-18 лет норма 3.5 часа
Тяжелые работы при 36 часовой рабочей недели норма 8 часов
При 30 часовой недели норма 6 часов.
4. Работа, накануне выходных и праздничных дней. Уменьшается на один час, при 6-денвной рабочей неделе, последний рабочий день не может быть больше 5 часов!
5. Ночное время. С 22:00 вечера до 6:00 утра. ( не допускаются беременные ,инвалиды, учащиеся не достигнутые 18 лет)
6. Сверхурочные работы устанавливаются по инициативе работодателя с письменного согласия работника. В год не может быть больше 120 часов и 4 часа в 2 дня. Оплачиваются: первые два часа не менее чем в полуторном размере, последующие в двойном.
7. Ненормированное рабочее время. Также эпизодическое привлечение работника по инициативе работодателя с письменного согласия работника. Оплата – не менее 3 календарных дней к отпуску.
Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели, работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
21. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВРЕМЕНИ ОТДЫХА.
Время отдыха – время, в течении которого работник не выполняет свои трудовые права и обязанности, а использует по собственному усмотрению.
Виды времени отдыха:
1. Перерывы в течении рабочего дня (обеденные перерывы, не меньше 30 мин и не больше 2 часов) обеденное время не входит в рабочее время
2. Перерывы для обогревания (применяется к определенным группам работников) работа на улице, каждый час обогрев 15 мин, данный вид входит в рабочее время.
3. Ежедневные перерывы (после работы)
4. Еженедельные перерывы (выходные, общий-воскресенье)
5. Выходные праздничные дни (закрепленные в Т.К.)
6. Отпуск
- основной (28 календарных дней, предоставляется по истечению 6 месяцев с момента начала работы)
- дополнительный (предоставляется определенным категориям: пенсионеры, врачи, инвалиды, педагоги, военные)
Денежной компенсацией можно заменить только доп. отпуск. Основной отпуск нужно отгулять. Можно перенести отпуск, но не более 2 раз подряд.
22. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА. ДИСЦИЛИНАРНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ. ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ.
Дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Дисциплинарная ответственность - ответственность за ненадлежащие выполнение либо невыполнение работником своих трудовых прав и обязанностей.
Д.О. наступает за совершенные дисциплинарные проступки.
Есть 3 вида дисциплинарных взысканий:
- замечание
- выговор
- увольнение
Дисциплинарные взыскание заноситься в личное дело и накладывается на работника на 1 год.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее 2 лет со дня его совершения. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение 3 рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
23. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОТВЕТСВЕННОСТЬ. ВИДЫ.
Материальная ответственность – ущерб, причинённый работнику, либо работодателю.
Есть 2 вида материальной ответственности:
- Материальная ответственность работодателя перед работодателем:
1. Ущерб, причинённый незаконным увольнением, отстранением, переводом, а также не восстановлением работника на прежнее место работы по решению суда, в том числе невыдача трудовой книжки.
2. Ущерб, причинённый за задержку выплаты заработной платы.
3. Ущерб, причиненный на личное имущество работника.
4. Возмещение морального вреда.
Моральный вред – физические и нравственные страдания, которые несет работник под действием работодателя.
- Материальная ответственность работника
1. Полная ответственность – в полной стоимости вреда
2. Ограниченная – в размере среднемесячной з/п
Упущенная выгода не взыскается. Материальная ответственность взыскается по 20% от заработной платы ежемесячно. Предела мат ответственности не существует, М.О. идет в течении 2 лет после ухода с работы.
24. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.
Трудовые споры – неурегулированные разногласия между работником или работодателем.
Виды трудовых споров:
1. Индивидуальные – неурегулированные разногласия между конкретным работником и работодателем.
Рассматриваются данные споры в 2 органах: 1. Комиссия по трудовым спорам. 2. Суд
2. Коллективные – неурегулированные разногласия между коллективом работников и работодателем.
25. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ГРАЖАНСКОГО ПРАВА.
Гражданское право- это отрасль права регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право упорядочивает большую часть общественных отношений.
Объекты гражданского прав (имущество; работа и услуги; информация; нематериальные блага. результаты интеллектуальной деятельности.)
Принципы гражданского права:
1. Принцип равенства для всех субъектов гражданского права – ни один субъект гражданского права не обладает каким либо преимуществами перед другими субъектами.
2. Принцип неприкосновенности собственности- никто не может быть лишен своего имущества не иначе как по решению суда.(у человека есть все права на владение, пользование и распоряжением принадлежащим имуществом)
3. Принцип свободы договора- субъекты свободны в заключении договора(выбор вида договоров и условий ,на которых он будет заключен)
4. Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела- органы гос.власти и местного самоуправления, любые иные лица не имеют права вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность с требованиями законодательства.( не вправе указывать сколько продукции производить, например)
5. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав- субъекты свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
6. Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты- государство решение задач в области гражданско-правовых отношений: восстановить положение, существовавшее до нарушения права, а при невозможности этого - компенсировать причиненный вред. Восстановление нарушенных прав обеспечивается системой защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих. Защита и восстановление нарушенных прав осуществляется либо в административном порядке, либо судом, арбитражным или третейским судом. Принцип судебной защиты нарушенного права предусматривает защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом в соответствии с нормами о подведомственности. Он закреплен в ст. 46 Конституции РФ 1993 г., согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
7. Принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования- « разрешено все то, что не запрещен законом» то есть субъекты гп могут совершать любые действия, не запрещенные законом(заниматься любой предпринимательской деятельностью)
26. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБТЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.
Для участия в гражданских отношения люди должны обладать правоспособностью и дееспособностью
Правоспособность гражданина-способность иметь гражданские права и нести обязанности.(обладают все граждане независимо от возраста и возникают в момент рождения и прекращаются со смертью) имеют право: иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской деятельностью; избирать место жительства и тд.( по решению суда может быть ограничена правоспособность например на свободное передвижение гражданина или право заниматься определенной деятельностью)
Дееспособность гражданина- способность своими действиями приобретать гражданские права и обязанности и нести за них ответственность. Обладать дееспособностью значит лично совершать различные юр.действия: заключать договоры, нести ответственность за свои действия.
· Полная дееспособность- означает способность приобретать и осуществлять любые допустимые законом права и принимать на себя любые обязанности. Наступает с 18 лет ,исключение: законом разрешено вступление в брак до 18 лет, тогда наступает полная дееспособность; (эмансипация)так же несовершеннолетний в 16 лет может быть признан полностью дееспособным органами попечительства с разрешения родителей или суда, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
· Частичная дееспособность- право приобретать и осуществлять лишь некоторые права и обязанности. Малолетние от 6-14 лет могут совершать мелкие бытовые сделки; от 14-18 лет могут самостоятельно распоряжаться своими доходами (заработок, стипендия), вносить вклады в кредитные учреждения и совершать любые другие сделки.
· Ограниченная дееспособность- ограничение дееспособности возможно по решению суда: злоупотребление алкогольными наркотическими средствами и ставит свою семью в тяжелое материальное положение, и может совершать только мелкие бытовые сделки. ; полное лишение дееспособности наступает при психических заболеваниях, не может совершать даже мелких сделок, все сделки от его имени совершает опекун.
Опека устанавливается над малолетними недееспособными , а попечители над лицами имеющими частичную или ограниченную дееспособность.
27. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮР. ЛИЦА.
Юридическое лицо- организация, которая имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права , нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде.
Признаки юр.лица:
· Организационное единство- наличие внутренней структуры и органы управления и обладает определенными правами и обязанностями. Закрепляется ОЕ юр. Лица в его уставе, учредительном договоре.
· Имущественная обособленность- заключается в наличии у него определенного имущества, что выражается в самостоятельном балансе или смете, в которых отражается стоимость имущества( банковский счет) уставной капитал, формируемый при создании юр. Лица
· Самостоятельная имущественная ответственность- по статье 56 юр.лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом; учреждение согласно ст 120 отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами.
· Вступление в гражданском обороте от своего имени- наименование юр.лица должно обязательно содержать указание на его организационно правовую форму. Наименование некоммерческих организаций а так же банки инвестиционные фонды должны содержать указание на характер деятельности юр.лица. наименование указывается в его учредительном документе. Коммерческое юр.лицо должно иметь фирменное название его надо зарегать.
Структура судебной системы
В настоящее время в Российской Федерации существует чётко структурированная система судов. Можно их разделить на две большие ветви — суды общей юрисдикции и конституционные суды.
Конституционные суды
Конституционный суд — это самый главный суд в нашей стране. Точнее, один из самых главных. Только Конституционный суд РФ может официально толковать Конституцию страны, кроме того, он разбирает споры о разграничении компетенции органов и проверяет на соответствие Конституции нормативные акты. Ещё в его функциях: предъявление официальных обвинений главе государства за государственную измену или иное тяжкое преступление.
Конституционные (уставные) суды субъектов — они могут быть, а могут и не быть, это зависит от самого субъекта федерации. У автономных республик они называются конституционными, у остальных субъектов (поскольку у них не конституции, а Уставы), соответственно, уставные. Их функции схожи с Конституционным судом, но ограничиваются территорией субъекта.
Суды общей юрисдикции
Верховный суд — Верховный суд является последней инстанцией по всем уголовным, гражданским и административным делам. По первой инстанции рассматривает очень ограниченный круг дел. Состоит из 4 коллегий — гражданской, уголовной, административной и Военной коллегии.
Верховный суд субъекта (республиканский, краевой, областной суд) — верховный суд субъекта рассматривает всё то, что не вправе рассматривать нижестоящие суды. Чаще всего его используют как апелляционную инстанцию для обжалования нижестоящих судов. По первой инстанции суды субъектов рассматривают очень ограниченное количество дел. В частности, они рассматривают уголовные дела в отношении депутатов Федерального Собрания, а также дела, содержащие государственную тайну. Именно на этом уровне функционирует суд присяжных.
Районный (городской) суд — подведомственность гражданских и уголовных дел этим судам определяется соответствующими законами. Но если говорить обобщённо, то районные суды рассматривают имущественные споры свыше 50 000 рублей, неимущественные споры, обжалования органов власти, а также большинство уголовных дел.
Мировые судьи — мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Мировые суды формируются субъектами федерации самостоятельно. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.[1] При этом на территории РФ сейчас нет ни одного субъекта, который доверил бы формирование мировых судов гражданам.
Мировые суды рассматривают имущественные споры до 50 000 рублей, некоторые категории неимущественных споров (вроде разводов, если нет спора об имуществе), мелкоуголовные дела, а также занимаются рассмотрением дел о привлечении к административной ответственной. Их решения можно обжаловать в федеральный суд.
Ирригационная теории возникновения государства
Ирригационная (водная, гидравлическая ) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).
Крестьянин-индивидуалист не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.
В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.
Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).
3. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Форма правления- организация верховной государственной власти и порядок ее образования.
Монархия– это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством, приобретая свою власть в порядке наследия.
-Абсолютная монархия- вся власть сосредоточена в руках монарха и отсутствие юридических ограничений его полномочий.
-Ограниченная монархия- законодательно ограниченная власть монарха почти во всех сферах гос.деятельности. «Монарх царствует но не правит» законодательная власть-парламент, исполнительная-правительством осуществляется.
Республика-форма правления , при которой верховная власть осуществляется представительными органами, избираемыми народом на определенный срок.
·Президентская республика- глава государства и исполнительной власти президент.
·Парламентская республика- роль президента не велика, он глава государства, но не правительства. Парламент главный.
Смешанная республика.
4. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
Форма государственного устройства – это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, характер их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти.
Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. (Великобритания, Испания, Италия)
Федеративное государство – добровольное объединение нескольких государств (обладающих политической свободой) в единое централизованное государство.(Сша,Россия, Германия, Канада)
Конфедерация - это союз суверенных государств, созданный для достижения их общих целей (военных, экономических) отсутствие единой правовой и судебной системы. СНГ,Евросоюз.
5. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА
Право- система санкционированных государством общих, обязательных, правил поведения, выражающих общую волю народа и выступающих в качестве государственного регулятора общественных отношений.
Признаки права:
Нормативность – состоит из отдельных норм;
Общеобязательность – правовые предписания обязательны для всех субъектов права, находящихся под юрисдикцией данного государства;
Формальная определенность – нормы содержатся, в официальных источниках;
Системность – право представляет собой систему норм, которые взаимосвязаны и взаимодействуют;
Стабильность – право должно быть стабильно, иначе оно теряет качество регулятора общественных отношений;
Динамизм – право должно развиваться, иначе оно превращается в тормоз развития общества;
Гарантированность – право создается или санкционируется, а также обеспечивается государством;
Волеустановленность – право явление волевое, так как, по своей сути, является нормативно выраженной общей волей людей
6. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА.
Теологическая теория –Полагается, что правовые нормы исходят от Бога. Понятие права связывалось со справедливостью, правосудием. Главным фактором, поддерживающим общественный порядок, было наказание. Фома Аквинский (13в) различал право и закон, определяя закон как установление разума, а право – как высшую справедливость. Согласно этому течению право представляет собой отражение божественного разума в общественном порядке.
Естественно-правовая теория утверждает, что право – результат соглашения людей. В обществе вместе с позитивным правом, созданным гос-вом, существует естественное право, свойственное человеку от природы. Под естественным правом понимаются равные ко всем законы природы, следовательно, гос-ные законы также должны быть одинаково справедливы ко всем. Сторонники: Г. Гроций, Б. Спиноза.
Историческая теория находится в оппозиции к естественно-правовой. Право по этой теории не является изобретением людей, оно возникает естественно и постепенно и присуще только данному народу, законодатель лишь фиксирует сложившееся право в нормативно-правовых актах. Право не обладает универсальностью и не может быть перенесено в другое общество. Сторонники: Ф. Савиньи, Г. Гуго.19век.
Марксистская теория полагает, что право возникает одновременно с возникновением гос-тва и имеет одинаковые с гос-вом причины возникновения и развития: разделение труда, появление частной собственности, раскол общества на классы. Право стало инструментом гос-тва, классовым регулятором общественных отношений. Основной функцией права полагалось принуждение, подчинение воле господствующего класса. Сторонники: К. Маркс, Ф. Энгельс.
Психологическая теория считает, что источником формирования права являются внутренние переживания людей. У каждого народа существует интуитивное право, которое развивается постепенно и не зависит от воли извне. В создании права решающую роль играют правосознание и правовая культура народа. Сторонник: Л.И. Петражицкий, З.Фрейд.
7. ИСТОЧНИКИ ПРАВА.
Источник права – это внешние официально- документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.
-Правовой обычай - это санкционированный государством обычай, приобретающий в силу этого общеобязательное значение.
-Нормативно-правовой акт – государственный правовой акт(официальный письменный документ), который содержит норму права. Подразделяется на закон и подзаконный акт.
-Юридический прецедент- это правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое является общеобязательным примером решения последующих аналогичных дел.
-Нормативно-правовой договор - это добровольное соглашение двух и более сторон, содержащее нормы права. как правило, совместный акт-документ, содержащий нормы права, являющийся результатом добровольного, взаимосогласованного волеизъявления правотворческих органов (субъектов правотворчества).
8. ВИДЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ.
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию общества и характеризующих уровень развития той или иной страны, т. е, правовая система - комплексная категория.
Правовая система романо-германского типа ( Германия, Франция, Италия, Россия, Украина ) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.
Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.
В странах, образующих «семью религиозного права» (мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности, а не права (их идея).
В странах, образующих «семью традиционного права» (Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции. Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»).
9. КОНСТИТУЦИЯ РФ
Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы(введение) и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)
Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
10. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
Государственные органы -это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.
Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:
-наделены государственно-властными полномочиями;
-образуются и действуют в установленном государством порядке;
-уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;
-являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.
Президент
Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.