Система права – это его внутреннее строение в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.
Признаки системы права:
· объективность (право обусловлено реально существующей системой общественных отношений и, с одной стороны отражает её, а с другой стороны, оказывает на неё регулирующее воздействие);
· единство и взаимосвязь норм (нормы права не могут функционировать изолированно, их регулирующая функция реализуется только во взаимосогласованности и общей целенаправленности);
· наличие структурных элементов нормы права, институты права, отрасли права).
«Клеточкой» права, его «молекулой», «кирпичиком» является норма права (юридическая норма).
Нормы права того или иного государства тесно связаны и образуют единую систему.
|
Норма права
Подотрасли права Институты
права
Отрасль права – относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.
Институт права – это комплекс правовых норм, являющихся частью отрасли права и регулирующих сегмент определенного вида общественных отношений.
Подотрасль состоит из институтов права, объединяющих нормы, предусматривающие правила поведения для определенного вида общественных отношений.
Институт состоит из субинститутов права, регулирующих разновидности отношений. Так, институт уголовного права делится на субинституты преступлений против жизни, против здоровья и т.д.
Публичное и частное право
Деление на частное и публичное проводили ещё римские юристы.
Публичное право- это область государственных дел, а частное право- область частных дел.
Публичное связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право «обслуживает» в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.
Существуют правовые отрасли, призванные обеспечивать, в первую очередь, общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное, уголовное, экологическое, административное, финансовое право, процессуальные отрасли и т.д.), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское, семейное, коммерческое право, трудовое и т.д.).
Публичное право – это нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Оно состоит из отраслей конституционного, административного, уголовного права и др.
Частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Это область свободы и частной инициативы, поэтому частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, трудового и семейного права.
Критерии разграничения | Публичное право | Частное право |
Интересы | Общественные и государственные | частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников |
Предмет регулирования | Неимущественные отношения | Имущественные и неимущественные отношения |
Метод регулирования | императивный | диспозитивный и рекомендательный |
Состав участников | Отношения государственных органов между собой или частных лиц с государством | Отношения частных лиц между собой, государственные органы могут выступать в этих отношениях равноправными участниками |
По критерию – направленность выделяют: материальное право и процессуальное право
Материальное – совокупность отраслей, в которых упор делается на установление прав и обязанностей граждан, организаций.
1. конституционное право закрепляет основы государственной власти, общественного строя, систему государственных органов и их полномочия. К.п. детальным образом регулирует деятельность и порядок формирования Законодательных органов власти; в ней отражен правовой статус граждан, комплекс прав и обязанностей. Конституция РФ.
2. административное право регулирует отношения по поводу организации и деятельности исполнительных органов власти (правительства, министерств, администраций областей, краев и др.). КоАП РФ (кодекс об адм. правонарушениях).
3. финансовое право регулирует доходы и расходы государства. Налоговое право. Бюджетный кодекс.
4. гражданское право регулирует имущественные (приобретение и использование собственности, создание и виды предприятий, виды договоров, ответственность за их неисполнение и т.п.). Гражданский кодекс.
5. трудовое право регулирует применение наемного труда на предприятиях и в организациях. Трудовой кодекс.
6. семейное право регулирует правовую сторону отношений между супругами, хотя все же большая часть отношений регулируется нормами морали, а также между родителями и детьми. Семейный кодекс РФ.
7. природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природным ресурсами. Земельный кодекс, закон о недрах, Водный кодекс, воздушный кодекс, Лесной кодекс.
8. экологическое право осуществляет защиту окружающей среды. Закон «Об охране окружающей среды».
9. уголовное право определяет, какие деяния являются преступлением, и устанавливает наказания за них. УК РФ.
Процессуальное право – совокупность отраслей права, основная задача которых – защита прав и свобод граждан (устанавливает процедуру применения права).
1. уголовно-процессуальное право – порядок назначения наказания. УПК РФ.
2. гражданско-процессуальное право – порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной стороной выступает гражданин. ГПК РФ.
3. арбитражно-процессуальное право – порядок рассмотрения споров между организациями. АПК РФ.
4. административно-процессуальное право - порядок управления обществом и применения наказания за его нарушение. КоАП.
5. конституционный процесс регулируется законом о Конституционном суде РФ. К.Суд рассматривает нормативные акты, противоречащие Конституции РФ.
Международное право – система норм, регулирующих отношения между государствами.
Институты
Группа норм, регулирующих отдельные стороны общественных отношений. Например, в гражданском праве существует институт собственности; в трудовом праве – институт приема на работу и увольнения, институт трудового договора, рабочего времени, дисциплины труда и др.
Нормы права
«Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции – немыслима, без санкции – бессильна».
Нормы различаются:
1. по характеру содержащихся в норме предписаний:
· управомочивающие – предоставляют определенные полномочия, говорят о допустимости тех или иных действий;
· обязывающие – предписывают совершать строго определенные правомерные действия;
· запрещающие – содержит запрет совершать те или иные противоправные деяния, т.е. устанавливают обязанность не совершать определенные действия.
2. по методу правого регулирования различают:
· императивные,
· рекомендательные,
· диспозиционные нормы.
Источники (формы) права – установленные государством официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права.
Различают виды источников права:
1. правовой обычай – наиболее древний источник права. Это правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений, ставшее юридической нормой вследствие его общего значения и длительного фактического применения. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение со стороны государства в качестве источника права. Дошедшие до нас законодательные памятники прошлого (законы Ману, Русская и Салическая правда) – это сборники правовых обычаев.
2. юридический прецедент (судебный или административный) ( от лат. – предшествующий), т.е. правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении аналогичных дел. Прецедент создается при отсутствии соответствующего нормативного правового акта. Распространенный в Средневековье, он постепенно теряет значение в Новое время, играя в настоящее время главную роль лишь в Англии и странах, где действует англосаксонская правовая система (система общего права). В России сейчас нет прецедентного права.
3. правовая доктрина – как и правовой обычай, является одним из наиболее древних источников права. Правовую доктрину могут составлять высказывания выдающихся представителей власти, ученых, судебные речи юристов. В настоящее время правовая доктрина в качестве источника права продолжает вступать в мусульманском мире.
4. священные книги. – в них изложены религиозные нормы мусульманского права.
5. нормативный правовой договор - юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя юридических обязательств.
6. международно-правовые акты. Ст. 15 Конституции: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы».
7. нормативно -правовой акт основной источник права в государствах Романо-германской правовой системы. Поскольку это документ публичный, он подлежит официальному опубликованию, должен быть изложен особым юридическим языком. Черты: общеобязательность, гарантированность санкций со стороны государства.
8. естественное право – это официально признанные государством и закрепленные государством прирожденные и неотчуждаемые (естественные) права человека.
Правовой акт (нормативно-правовой акт) – это государственный (официальный письменный) правовой документ, который содержит нормы права.
Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков:
1. содержит нормы права, т.е. общие правила поведения;
2. имеет государственный характер, т.к. исходит от государства (выражение государственной воли, чем отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов).
3. принимается с соблюдением определенной процедуры;
4. имеет признаки официального письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят;
5. обладает четкими временными, пространственными и субъективными пределами действия.
К нормативным правовым актам относятся: Конституция государства, иные законы, система подзаконных актов (постановления правительства, приказы, инструкции министерств, ведомств, решения местных органов власти);
Дата: 2019-05-28, просмотров: 238.