· Принцип всеобщности заключается в возможности граждан избирать и быть избранными по достижении определенного возраста независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и убеждений, а так же, как правило, независимо от имущественного и должностного положения. Этому принципу не противоречит установление в законодательстве запретов на участие в выборах для психически нездоровых лиц и лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
· Однако всеобщее избирательное право, в особенности пассивное, ограничено рядом дополнительных условий или цензов (ценз – правила, ограничивающие допущение лица к участию в выборах), связанных не только с возрастом, но и с гражданством, рождением, проживанием и другими факторами. Право участвовать в выборах предоставляется исключительно гражданам страны, но не лицам без гражданства, имеющим вид на жительство (ценз гражданства), в некоторых случаях пассивным избирательным правом обладают только граждане по рождению (ценз происхождения). Независимо от характера выборов для реализации права быть избранным требуется проживать в течение определенного времени в местности, где проводятся выборы (ценз оседлости).
· Принцип свободных выборов, означающий добровольное, без государственного принуждения, участие граждан в выборах. Им предоставляется возможность самостоятельно принимать решение - использовать или не использовать свое активное или пассивное избирательное право на выборах. Если в выборах приняло участие небольшое число граждан, могут возникнуть сомнения в признании выборов состоявшимися и в легитимности сформированных органов власти. Законодательство каждой страны эти вопросы решает по-разному, в зависимости от сложившихся традиций и характера избирательных кампаний: выборы могут признаваться состоявшимися вне зависимости от числа граждан, принявших в них участие, или только тогда, когда в них принял участие оговоренный в законе минимум избирателей.
· Принцип равного избирательного права, то есть равенство граждан на выборах, реализуется с помощью норм-гарантий, как правило, двумя способами. Во-первых, наделением каждого избирателя только одним голосом (применение принципа «один человек - один голос»). Во-вторых, равное избирательное право обеспечивается образованием на выборах примерно равных по численности избирателей избирательных округов, для достижения равного веса голосов избирателей и равной нормы представительства.
· Прямое избирательное право - право граждан непосредственно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В отличие от прямого косвенное избирательное право предполагает многоступенчатые выборы (состоящие из двух и более ступеней), при которых граждане сначала избирают промежуточные органы (коллегии, муниципальные и иные образования, которые иногда являются нижестоящими по отношению к избираемому), а затем уже эти органы избирают выборный орган.
· Принцип тайного голосования отвергает контроль за волеизъявлением избирателей, предполагает создание условий для свободы выбора, что достигается рядом организационных гарантий и правил, установленных законодательством о выборах.
· Из недавно закрепленных принципов следует выделить принцип периодичности проведения выборов и принцип конкурентности. Первый из них устанавливает максимальный срок полномочий любого органа государственной власти, органа местного самоуправления и соответственно срок, через который должны пройти очередные основные выборы. Второй из названных принципов закрепляет, что невозможно проведение выборов без конкуренции партий, кандидатов, программ, позиций. Альтернатива выбора избирателями должна иметь место при проведении выборов всех уровней.
Уровни выборов. Избирательное законодательство Российской Федерации определяет следующие уровни выборов органов государственной власти: федеральные выборы, региональные выборы.
· Федеральные выборы - выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
· Региональные выборы - выборы в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, иные государственные органы и на выборные должности в субъектах Российской Федерации, предусмотренные их конституциями, уставами и проводимые на основе федеральных законов и в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Виды выборов. В избирательном законодательстве юридически определены следующие основные виды выборов: очередные выборы (иногда их называют основные); досрочные выборы; выборы в порядке ротации части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти; выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы); повторные выборы в случаях, предусмотренных законодательством о выборах.
Права избирателей:
1. Быть включенным в список для голосования по месту проживания (если нет, можно подать заявление в избирательную комиссию);
2. Беспрепятственного доступа к избирательному списку (удостовериться в правильности);
3. Участвовать в формировании избирательных комиссий;
4. Участвовать в качестве наблюдателей;
5. Выдвижения кандидатов;
6. Вести агитацию за участие в выборах, за или против любого кандидата;
7. Принимать участие в формировании избирательных фондов;
8. Требовать обеспечения возможности участия в голосовании вне помещения избирательного участка;
9. Обращаться с жалобами на действия (бездействие государственных органов);
Избирательный процесс:
Состоит из нескольких этапов (стадии избирательного процесса):
· назначение выборов (дата выборов);
· определение избирательных округов и образование избирательных участков, формирование необходимых избирательных комиссий, составление списков избирателей (все, кто имеет право участвовать в выборах, автоматически включаются в эти списки);
· выдвижение и регистрацию кандидатов (списков кандидатов);
· предвыборную агитацию;
· голосование;
· установление итогов голосования и определение результатов выборов.
Помимо этого, действующее избирательное законодательство предусматривает факультативные стадии избирательного процесса: повторное голосование, повторные выборы, дополнительные выборы, информационное и финансовое обеспечение выборов, которое осуществляется на всех названных выше стадиях.
Для проведения выборов создаются избирательные комиссии. Порядок их работы определяется специальными нормативными актами. Работа избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно. Центризбирком действует постоянно. Руководит выборами Президента, депутатов Государственной Думы, проведением референдума. В её состав входит 15 человек – юристов с высшим образованием (5 назначаются ГД РФ, 5- Советом Федерации, 5 – Президентом РФ). ЦИК не только помогает другим комиссиям, но и контролирует их. Она распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах. При этом проводится в жизнь принцип равенства всех участников предвыборного марафона.
Важным этапом является выдвижение и регистрация кандидатов. Этим правом обладают избиратели и сами граждане. Необходимо собрать подписи в поддержку кандидата. Кандидаты регистрируются избирательной комиссией. Со дня регистрации кандидата начинается предвыборная агитация. Она может осуществляться через СМИ, посредством организации встреч, дискуссий, дебатов, шествий, демонстраций.
Кандидат имеет право на бесплатное эфирное время по каналам государственного, муниципального теле-радио-вещания. Можно сверх того пользоваться услугами СМИ и за плату. Агитируя, кандидат не имеет права нарушать закон: призывать к захвату власти, войне, разжигать национальную рознь и т.п. закон запрещает размещать рекламную продукцию на памятниках, зданиях, представляющих архитектурную историческую ценность. Запрещается распространять анонимные материалы. Предоставляется одинаковый объем бесплатного эфирного времени и бесплатные печатные площади равные. При покупке дополнительного времени или площадей, тоже соблюдается равенство: цены, место равное в газете, приемлемое время для выхода в эфир.
Предвыборная агитация прекращается за один день до выборов. Голосование проводится в выходной день. Избирателю, который по уважительной причине будет отсутствовать по месту жительства в день выборов и не сможет придти в избирательный участок, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Избирательные урны доставляются к тем, кто не может сам придти на избирательный участок по личному заявлению.
Нельзя голосовать за другого человека. Неправильно заполненные бланки признаются недействительными. Подсчет голосов осуществляется членами избирательной комиссии. Он начинается сразу после окончания времени голосования. Такое правило введено для того, чтобы не допустить фальсификацию. После подсчета составляется протокол, который передается в вышестоящую комиссию. Когда информация доходит до ЦИК, результаты подводятся и объявляются результаты выборов. Устанавливается общественный контроль за подсчетом голосов.
Эффективность выборов зависит от следующих факторов:
- экономических (владение собственностью, уровень зарплаты и материального благополучия, обеспечение занятости, рациональная организация производства);
- социальных (наличие состоятельного «среднего класса», оседлость, устойчивость семейных отношений, уважение к своему труду, социальная стабильность);
- духовных (наличие у граждан таких качеств как политическая зрелость, образованность, осознание исторически национальной общности, патриотизм, уважение законов);
- психологических (чувство коллективизма, сопричастности с делами общества, активная жизненная позиция);
- политических (развитость гражданского общества, многопартийность, устоявшаяся правовая база, традиции).
Развитие избирательной системы РФ:
· отменен минимальный порог явки избирателей в день голосования для признания выборов состоявшимися;
· исключена из избирательных бюллетеней графа «Против всех»;
· восстановлены одномандатные округа при выборах депутатов в Государственную Думу;
· установлена смешанная (мажоритарно-пропорциональная) система при выборах депутатов в Государственную Думу.
· внесены изменения в установленный процентный барьер для прохождения партий в ГД: 5% - барьер для формирования фракции в нижней палате парламента; 5% - 1 депутатское место за представителем партии в парламенте, от 6-7% голосов избирателей – 2 мандата;
· главы субъектов РФ избираются;
· в выборные органы местного самоуправления может быть избран гражданин, достигший 18 лет.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.