Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дата: 28.02.2019

Время проведения: 10:00

Проводила: Писаренко А.Л.

Цель: Определить доминирования познавательного или игрового мотива ребенка.

                                                   Ход исследования

Ребенка Песню Василису приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ей в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает её к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемую, что ей в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на стол игрушками или дослушать сказку?

Сказка «ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

– Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку

– Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! – говорит заяц.

– Нет, не одолеешь! – стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

– Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

– Давай, – согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)

……………………………………………………………………………………….

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным

ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то

не холодно. А то катается по снегу и поет: Греет, горит – солнышко ярко!

Уставать стал мороз, думает: «до чего ж крепкий заяц!» а сам еще

сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни

трещат. А зайцу все нипочем – то на гору бегом, то с горы кувырком, то по

Совсем из силы мороз выбился, а заяц и не думает замерзать.

– Разве тебя, косой, заморозишь, ловок да прыток ты больно!

Подарил мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят

Вывод: У Василисы слабая познавательная потребность так как она предпочла поиграть. Но и игра, как правило, носит манипулятивный

характер: то за одно возьмётся, то за другое.

 

 

Методика 8

Определения самооценки дошкольника

Дата: 28.02.2019

Время проведения: 16:00

Проводила: Писаренко А.Л.

Цель: Изучить теоретическую и практическую значимость самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей.

 

Ход исследования

Ребенку Булановой Анне (4 года) предлагаются шесть вертикальных отрезков одинаковой длины, где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Просят отметить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уровням соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность – «счастье» и частные самооценки – «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».

После выполнения этого задания ребенок отмечает условным

обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое

место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие

значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил

себя или дают более высокую оценку, – ребенок защищен психологически.

 

Вывод: Для Булановой Анны благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням. После этого задания Анна обозначила кружочком свое место по уровням с позиции мамы. По мнению ребенка мама оценивает её так же, как она оценила себя – это значит что ребенок защищён психологически.

 

 

Методика 9

Социометрическая проба «День рождения»

Дата: 01.03.2019

Время проведения: 10:00

Проводила: Писаренко А.Л.

Цель: Провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым.

 

Ход исследования

Тест проводится индивидуально С Песней Василисой в форме игры.

Инструкция к проведению. «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола

расположены маленькие кружочки – это что? Конечно, стулья. Выбери стул,

на который ты сядешь. Давай твой стул отметим – снежинкой?  Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны? (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.) Ребенок называет имена людей, игрушки, животных... Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребенок. После четвертого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать, или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ ребенка дает нам возможность предположить его потребности в общении.)

Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о

необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь еще кого-то посадить,

то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».

 

Анализ результатов. У Песни Василисы присутствует потребность в общении: желает общаться в широком кругу – использовала  все

«стульчики»; Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником». Значимость социальных окружений: преобладает группа (семья).

 

Методика 10 «Времена года»

Уровень развития мышления

Дата: 01.03.2019

Время проведения: 16:00

Проводила: Писаренко А.Л.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 323.