Изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задания по психологии

Студентка: Писаренко Анна Леонидовна

Факультет: Дошкольного и начального образования

Отделение: заочное, 3 курс 1 группа

Место прохождения практики: ГУО «Ясли-сад №5 г.Чечерска»

Методист: Злобина С.П.

Заведующий: Терещенко Н.И.

Срок сдачи задания на кафедру практической психологии и дефектологии                                                                                .            

Методика 1 «Цветовой тест отношений»

Изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Дата: 25.02.2019

Время проведения: 10:00

Проводила: Писаренко А.Л.

Цель: Изучить эмоциональное отношение дошкольника к нравственным нормам

 

Ход исследования

Для проведения нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально с Песней Василисой (4 года). Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.
"Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сама выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые? "
Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.
Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

- Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
- Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
- Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
- Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
- Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
- Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
- Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
- Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Ответы ребенка:

Добрый - желтый и красный цвета.
Злой - черный цвет.

Честный - желтый, фиолетовый и красный цвета.
Лживый - черный цвет.

Щедрый - красный и фиолетовый цвета.
Жадный - красный и черный цвета.
Трудолюбивый - фиолетовый и желтый цвета.
Ленивый - коричневый, серый, синий цвет.

 

Методика 2 «Что здесь лишнее?»
















Исследование процессов образно-логического мышления

Дата: 25.02.2019

Время проведения: 16:00

Проводила: Писаренко А.Л.

Цель: Исследовать процесс образно-логического мышления.

Ход исследования

Исследование проводилось индивидуально с Булановой Анной. (4 года). В методике ребенку предлагалась серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов – ребенок решил поставленную задачу меньше чем за 1 минуту и правильно объяснив почему они являются лишними.

8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин

6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.

Ответ ребенка: Буланова Анна справилась с заданием за 1, 30 и правильно объяснила что и почему на картинке является лишним. Вывод: 9 баллов.

 

 

Методика 3 « Опосредованное запоминание »






Ход исследования

При помощи ребенка разложить на стык картинки. Уточнить, знакомы ли они ему. Затем дать ребенку инструкцию: «Сейчас тебе нужно будет запомнить слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы было легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из картинок, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти картинку, которая сможет тебе напомнить это слово» (пожар, труд, дождь, ошибка, горе). Первым дается слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работать, то инструкция дается повторно (в уточненном варианте). «Тебе надо запомнить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая картинка сможет тебе напомнить «пожар». Если ребенок не сможет сделать выбор, то ему дается урок на примере слова «пожар». Экспериментатор берет картинку заводских труб, и поясняет: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и напомнит потом слово «пожар», потому что при пожаре всегда идет дым». Затем последовательно даются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор картинки дается до 1 минуты, и если не смог, то дается следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается. Время фиксируется. На проведение эксперимента отводится 10-12 минут.

Оценка:
а) понимание ребенком инструкции;
б) способность к нахождению опосредующих символов;
в) содержательность объяснения выбора;
г) продуктивность опосредования в целях запоминания.

Ответ ребенка: В начале исследования Песня Василиса  затруднялась с нахождением опосредующих картинок, но после примера справился с заданием за 7 минут.

 

Методика 4 « Моя семья »





Ход исследования

Для проведения теста был выбран ребенок Буланова Анна (4 лет). Ребенку даётся лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросить ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложить ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

Ответы ребенка: Анна при рисовании своей семьи рассказала что они совместно с мамой и папой очень любят ездить к бабушке в деревню, особенно летом когда в огороде у бабушке растут вкусные ягоды.

Вывод: Анна с удовольствием принялась рисовать свою семью (маму, папу и бабушку). Все фигуры расположены на одном уровне взявшись за руки. При окрашивании Анна выбирала яркие цвета. Что говорит о благополучии в семье.

 

Методика 5 « Кактус »

Ход исследования

Исследование проводилось индивидуально с Песней Василисой (4 года). «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Беседа:

  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
  4. У кактуса есть соседи?
  5. Какие растения его соседи?
  6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Ответы ребенка:

1. Домашний.

2. Нет.

3. Да.

4. Да.

5. Все растения которые есть на подоконнике.

6. Станет больше.

 

Вывод: Смотря на рисунок Песни Василисы можно выявить у ребенка такие состояния эмоциональной сферы как: Агрессия - наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.

Оптимизм - использование ярких цветов. Стремление к домашней защите -  наличие цветочного горшка.

Методика 6

Изучение мотивов поведения в ситуации выбора .

Дата: 27.02.2019

Время проведения: 16:00

Проводила: Писаренко А.Л.

Цель: Выявление у ребенка преобладания личной или общественной направленности

 

                                          Ход исследования

Исследование состоит из двух серий. Перед первой серией необходимо

подобрать несколько игрушек, интересных для  дошкольника, и

продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для других людей

деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бумаги разной длины).

Для второй серии необходимо приготовить мел, нарисовать на бумаге

два круга диаметром не менее 50 см с расстоянием между ними 20 см; над

первым кругом нарисовать одного человека, над вторым – трех.

Первая серия. Испытуемых ставят в конфликтную ситуацию – они

должны сделать выбор: заняться малопривлекательным делом или поиграть с

интересными игрушками. Эксперимент проводится индивидуально, с Песней Василисой.

Вторая серия. Участвуют те же дети. Проводится соревнование на точность попадания мячом в цель. Дается инструкция: «Каждый член команды может бросить мяч 5 раз. Если он бросит мяч в левый круг (над которым нарисован один человек), то очки идут в его пользу, если в правый – в пользу команды; если мяч не попадает в цель, можно, по желанию, вычитать очки или из личных, или из командных». Перед каждым броском экспериментатор спрашивает ребенка, в какой круг он бросит мяч.

 

Вывод: Ребенок сделал выбор в пользу малопривлекательного дела и бросала мяч в «командный» круг, т.е. у неё уже имеется преобладание общественной направленности мотивации. В противном случае следует говорить о преобладании личной направленности мотивации.

 

Методика 7

Методика 8

Определения самооценки дошкольника

Дата: 28.02.2019

Время проведения: 16:00

Проводила: Писаренко А.Л.

Цель: Изучить теоретическую и практическую значимость самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей.

 

Ход исследования

Ребенку Булановой Анне (4 года) предлагаются шесть вертикальных отрезков одинаковой длины, где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Просят отметить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уровням соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность – «счастье» и частные самооценки – «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».

После выполнения этого задания ребенок отмечает условным

обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое

место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие

значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил

себя или дают более высокую оценку, – ребенок защищен психологически.

 

Вывод: Для Булановой Анны благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням. После этого задания Анна обозначила кружочком свое место по уровням с позиции мамы. По мнению ребенка мама оценивает её так же, как она оценила себя – это значит что ребенок защищён психологически.

 

 

Методика 9

Ход исследования

Тест проводится индивидуально С Песней Василисой в форме игры.

Инструкция к проведению. «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола

расположены маленькие кружочки – это что? Конечно, стулья. Выбери стул,

на который ты сядешь. Давай твой стул отметим – снежинкой?  Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны? (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.) Ребенок называет имена людей, игрушки, животных... Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребенок. После четвертого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать, или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ ребенка дает нам возможность предположить его потребности в общении.)

Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о

необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь еще кого-то посадить,

то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».

 

Анализ результатов. У Песни Василисы присутствует потребность в общении: желает общаться в широком кругу – использовала  все

«стульчики»; Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником». Значимость социальных окружений: преобладает группа (семья).

 

Методика 10 «Времена года»

Уровень развития мышления

Дата: 01.03.2019

Время проведения: 16:00

Проводила: Писаренко А.Л.

Ход исследования

 «Внимательно посмотри на этот рисунок и скажи, какое время года изображено на каждой из его частей, объясни, почему ты считаешь именно так. Если все понятно, начинай!»

За 2 минуты ребенок Буланова Анна должена не только назвать определенное время года, но и обосновать свое мнение, объяснить, почему она так считает, указать признаки, которые по её мнению свидетельствуют о том, что на рисунке изображено именно это время года, а не другое.

Вывод : Буланова Анна правильно назвала и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех рисунках, вместе взятых.

Итог 9 баллов -  уровень развития мышления высокий.

 

Задания по психологии

Студентка: Писаренко Анна Леонидовна

Факультет: Дошкольного и начального образования

Отделение: заочное, 3 курс 1 группа

Место прохождения практики: ГУО «Ясли-сад №5 г.Чечерска»

Методист: Злобина С.П.

Заведующий: Терещенко Н.И.

Срок сдачи задания на кафедру практической психологии и дефектологии                                                                                .            

Методика 1 «Цветовой тест отношений»

Изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Дата: 25.02.2019

Время проведения: 10:00

Проводила: Писаренко А.Л.

Цель: Изучить эмоциональное отношение дошкольника к нравственным нормам

 

Ход исследования

Для проведения нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально с Песней Василисой (4 года). Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.
"Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сама выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые? "
Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.
Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

- Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
- Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
- Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
- Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
- Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
- Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
- Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
- Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Ответы ребенка:

Добрый - желтый и красный цвета.
Злой - черный цвет.

Честный - желтый, фиолетовый и красный цвета.
Лживый - черный цвет.

Щедрый - красный и фиолетовый цвета.
Жадный - красный и черный цвета.
Трудолюбивый - фиолетовый и желтый цвета.
Ленивый - коричневый, серый, синий цвет.

 

Методика 2 «Что здесь лишнее?»
















Дата: 2019-05-28, просмотров: 186.