Наиболее радикальными в системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития профессиональных заболеваний,, считаются инженерно-технические, к числу которых относятся:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- внедрение новых технологий, полностью прекращающих или существенно снижающих влияние неблагоприятных производственных факторов на организм работающих;

- широкая автоматизация вредных производственных процессов, исключающая непосредственное участие человека;

- герметизация наиболее опасных этапов производства;

- снижение уровня вредных факторов, воздействующих на работающих, до регламентируемых современными санитарными нормами ПДУ и ПДК.

К числу существенных мероприятий по предупреждению возможного развития профессиональной патологии относится качественное проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников вредных производств.

В настоящее время НИИ гигиены и профпатологии разрабатываются новые методики, позволяющие диагностировать на доклиническом уровне, начальные признаки профзаболеваний и определить группы риска, совершенствуются наиболее информативные диагностические критерии, поскольку лечебно-оздоровительные мероприятия оказываются наиболее эффективными именно в этих группах, а такие на самых начальных этапах развития профессиональных заболеваний.

Стратегической целью реализации концепции создания системы обеспечения безопасной среды обитания и охраны здоровья населения является обеспечение социальных гарантии, экологизация производства, экологически обоснованного размещения производственных сил, создание национальной системы безопасности и охраны здоровья населения, в основу которой положен тотальный санитарно- гигиенический мониторинг состояния адаптации.

§ 2.2.3. Структура государственной санэпидслужбы, её задачи и функции

Структура и функции госсанэпидслужбы за длительный период ее существования изменялись параллельно с изменениями экономики и социальной сферы.

Процесс создания специализированных учреждений санэпидслужбы начался в 1922 году с издания Декрета Совета Народных комиссаров РСФСР "О санитарных органах республики". Спустя пять лет, в 1927 году, было принято постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР, утвердивших "Положение о санитарных органах республики".

В соответствии с этими документами к 1941 году число санитарно- эпидемиологических станций в СССР достигло 1900.

Основными задачами этих учреждений являлись:

1. санитарная охрана населенных мест, воздуха, почвы, жилищ, мест общего пользования, продуктов питания;

2. организация мер по борьбе с заразными болезнями;

3. охрана здоровья детей и подростков;

4. участие в санитарной охране труда, физической культуры и др.

В 1933 году произошло разделение функций санэпидслужбы — образована Всесоюзная государственная санитарная инспекция при сохранении СЭС: на инспекцию был возложен исключительно предупредительный санитарный надзор (1. Участие в комиссиях по отведению участков под строительство. 2. Контроль за строительством новых объектов. 3. Прием их в эксплуатацию.), на СЭС — осуществление всего комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории своей деятельности.

В 1956-1957 гг. в большинстве сельских районов была произведена реорганизация санэпидслужбы — ликвидация самостоятельных СЭС и создание вместо них санэпидотделов в составе районных больниц. Ожидаемого улучшения профилактической работы не произошло, санэпидслужба понесла организационные и кадровые потери.

В связи с этим в 1963 году было принято постановление Совета Министров СССР "О государственном санитарном надзоре СССР". Этим документом были восстановлены прежняя структура и функции государственной санитарной службы, создана основа для ее дальнейшего развития.

Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, происходившие в стране в конце 80-х — начале 90-х гг., определили необходимость совершенствования организационного построения и законодательного закрепления места санэпидслужбы в системе здравоохранения. Итогом этой работы стало принятие в 1991 году Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Этим законом впервые в отечественной истории на законодательном уровне было введено регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

В настоящее время все мероприятия по обеспечению санитарно- гигиенического благополучия регламентируются новым федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", принятым Государственной Думой 12 марта 1999 года.

Работу по обеспечению санитарно-гигиенического благополучия возглавляет Департамент Госсанэпиднадзора в составе Минздрава РФ, которому подчинены центры Госсанэпиднадзора в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях и округах, краях, областях, районах, на водном и воздушном транспорте, научно- исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля, высшие и средние специальные учреждения и др.

Одним из важнейших направлений деятельности госсанэпидслужбы является текущая и профилактическая дезинфекция. Реализация этой функции осуществляется государственными унитарными предприятиями дезинфекционного профиля.

В профилактике возникновения и распространения особо опасных инфекционных заболеваний ведущая роль принадлежит противочумным станциям и институтам. Сеть противочумных станций, дислокация которых соответствуют ареалам инфекционных заболеваний, насчитывает 11 учреждений. Руководство ими осуществляет противочумный центр.

Научное обеспечение деятельности госсанэпидслужбы осуществляют 30 научно- исследовательских институтов гигиенического эпидемиологического профиля, 5 из которых — противочумные.

Функции госсанэпидслужбы:

• наблюдение, оценка, прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека — социально-гигиенический мониторинг;

• установление причинно-следственных связей между состояниями здоровья и средой обитания человека;

• принятие в пределах своей компетенции решений по проведению гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий;

• контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, санитарных норм, правил, гигиенических нормативов;

• введение государственного учета инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений и др. заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов внешней среды.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 222.