Маломыжев О.Л.. Экспертиза топливно-смазочных материалов, автозапчастей и автопринадлежностей. учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2013. – 39с.
Пособие соответствует требованиям ФГОС подготовки бакалавров по направлению 190600.62 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Профили "Автомобили и автомобильное хозяйство" и "Автосервис"
Рассмотрены методы и средства экспертизы топливно-смазочных материалов, автозапчастей и автопринадлежностей в автотранспортных предприятиях.
Предназначено для студентов 4 курса института Авиамашиностроения и транспорта, изучающих дисциплину "Управление качеством технического обслуживания и ремонта автомобилей в автотранспортном предприятии"
ISBN © Маломыжев О.Л., 2013
© Иркутский государственный
технический университет, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .3
1. Физико-химические свойства бензинов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Физико-химические свойства дизельных топлив. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
3. Физико-химические свойства моторных масел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
4. Соответствие ТСМ нормам ТУ и ГОСТ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
5. Задачи экспертизы топливно-смазочных материалов (ТСМ) . . . . . . . . . . . .8
6. Объекты, предоставляемые для проведения экспертизы
нефтепродуктов и топливно-смазочных материалов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
7. Правовая база, на которую опирается экспертиза
топливно-смазочных материалов (ТСМ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
8. Анализ внешнеэкономической деятельности РФ в сфере
оборота запасных частей и автопринадлежностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
9. Проблемы современного рынка автомобильных запчастей
и автопринадлежностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 15
10. Идентификация автомобильных запчастей и автопринадлежностей.. . . .17
11. Отбор проб и образцов для технической экспертизы. . .. . . . . . . . . . . . . . .20
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
ВВЕДЕНИЕ
Современный бакалавр техники и технологий по направлению 190600.62 – Эксплуатация транспортных и транспортно-технологических машин и комплексов профилей "Автомобили и автомобильное хозяйство" и "Автосервис" должен знать не только конструкцию автомобилей, технологию и организацию технического обслуживания и ремонта автомобилей, но и уметь разрабатывать научно-обоснованные методы поддержания автомобилей в технически исправном состоянии. Для этого он должен знать физико-химические свойства топлив, смазочных материалов, классификацию, закономерности их изменения в процессе эксплуатации, методы экспертизы ТСМ, автозапчастей и автопринадлежностей
Современные темпы роста экономики и развития промышленного производства ведут к интенсификации использования техники и ужесточают требования к повышению её надежности и долговечности с минимизацией затрат на эксплуатационные расходы. Практика показывает, что ресурс силовых агрегатов автомобилей зачастую значительно меньше номинального ресурса, установленного заводом - изготовителем. Одной из причин этого является отсутствие эффективных методов экспертизы ТСМ, автозапчастей и автопринадлежностей.
1. Физико-химические свойства бензинов
Требования к качеству вырабатываемых бензинов, обусловленные техническими возможностями отечественной нефтепереработки, накладывают ограничения на показатели фракционного и углеводородного состава, содержание серы и различных антидетонаторов.
Физико-химическими свойствами бензинов, влияющими на смесеобразование, являются плотность, вязкость, поверхностное натяжение и испаряемость.
Плотность - отношение массы вещества к его объему. Плотность бензинов (от 720 до 760 кг/м3 при температуре 20 °С) наряду с поверхностным натяжением оказывает влияние на качество распыления топлива во впускном трубопроводе и цилиндрах двигателя вплоть до перехода его в парообразное состояние. Чем меньше плотность бензина, тем более мелкую структуру будет иметь распыленное топливо, что обеспечит лучшее перемешивание его с воздухом. Это, в свою очередь, улучшит полноту сгорания, т. е. повысит экономичность двигателя.
Плотность различных марок бензина примерно одинакова и определяется с помощью ареометра. Методы определения плотности нефтепродуктов определяет ГОСТ 3900—85. Ареометр погружают в стеклянный сосуд, заполненный бензином. По глубине погружения (верхняя шкала) определяют значение плотности, а по нижней шкале устанавливают температуру, при которой определялась плотность.
Вязкость — свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению одной части относительно другой. Различают динамическую ц и кинематическую v вязкости. За единицу динамической вязкости принята вязкость такой жидкости, которая оказывает сопротивление силой в 1н, вызванным взаимным сдвигом двух слоев этой жидкости.
С понижением температуры вязкость нефтяных топлив и их плотность повышаются. При понижении температуры уменьшится объемный расход бензина через жиклеры карбюратора, но при этом увеличится его массовый расход. Таким образом, влияние изменения вязкости и плотности бензина на работу жиклера противоположно, но в итоге при понижении температуры расход топлива через жиклеры уменьшится, что приведет к обеднению смеси.
Кинематическая вязкость измеряется в мм2/с, при температуре 20°С вязкость бензина составляет от 0,5—0,7 мм2/с. С понижением температуры вязкость бензина повышается.
Поверхностное натяжение равно работе образования единицы площади (1м2) поверхности жидкости при постоянной температуре и измеряется в Н/м. Для всех бензинов поверхностное натяжение одинаково и при температуре 20°С равно 20—24 Н/м.
Испаряемость - это способность вещества к переходу из жидкого состояния в газообразное. От испаряемости зависит надежность поступления бензина из топливного бака в карбюратор и скорость образования топливно-воздушной смеси. Поэтому бензины должны обладать определенной испаряемостью, обеспечивающей легкий пуск двигателя, быстрый его прогрев, полное сгорание после прогрева, невозможность образования паровых пробок в топливной системе. Испаряемость бензина оценивается фракционным составом.
2. Физико-химические свойства дизельных топлив
Чтобы удовлетворить требованиям оптимального смесеобразования и полного сгорания топлива с малой задержкой самовоспламенения, дизельное топливо должно обладать определенными физико-химическими свойствами. К основным физико-химическими свойствам дизельного топлива относятся:
Воспламеняемость
Протекание процесса сгорания в цилиндре дизеля сильно зависит от химического состава и физических свойств топлива. К примеру, чем меньше период задержки самовоспламенения, тем благоприятнее процесс сгорания, устойчивее и мягче работа дизеля. Уменьшение периода задержки самовоспламенения зависит от быстроты окисления углеводородов во время так называемых предпламенных реакций, предшествующих фазе быстрого горения.
Склонности ДТ к воспламенению и жесткость работы дизеля оценивается цетановым числом (ЦЧ). Для его определения по длительности периода задержки воспламенения пользуются установкой с одноцилиндровым двигателем. Сущность определения воспламеняемости ДТ по методу совпадения вспышек заключается в сравнении испытываемого образца топлива с эталонными топливами, воспламеняемость которых известна. В качестве эталонов приняты два углеводорода. Первый - цетан С16Н34 - нормальный углеводород парафинового ряда, имеет очень небольшой период задержки воспламенения и обеспечивает мягкую работу двигателя. Его ЦЧ принимается за 100 ед. Вторым углеводородом является а-метилнафталин С10Н17СНЗ ароматического ряда, который очень трудно окисляется и воспламеняется, имеет большой период задержки воспламенения, вызывает жесткую работу дизеля. Условно его цетановое число принято за 0 ед. Если ЦЧ дизельного топлива ниже 40 ед., то запустить холодный двигатель не только зимой, но и в летнее время трудно.
Нормальный пуск и мягкая работа дизелей в летнее время обеспечивается топливом с ЦЧ около 45 ед., а в зимнее - 50 ед. Более высокие значения ЦЧ для дизелей существующих конструкций не нужны, так как это повышение уже не сказывается заметно на улучшении рабочего процесса. При большом цетановом числе (более 60) топливо сгорает сразу же после впрыска в камеру, плохо смешивается с воздухом, в результате ухудшается экономичность двигателя и возрастает дымность отработавших газов.
Низкотемпературные свойства
При охлаждении топлив, парафиновые углеводороды нормального строения выпадают в виде кристаллов различной формы. Топливо мутнеет, возникает опасность забивки фильтров кристаллами углеводородов. Температура, при которой возникает это явление, получила название температуры помутнения или начала кристаллизации. При дальнейшем снижении температуры выделившиеся кристаллы образуют сетчатые, каркасные структуры, топливо теряет подвижность т.е. застывает. Эту температуру называют температурой застывания. По температурам помутнения и застывания топлива судят о возможностях его использования при низких температурах. Показатель этот настолько важен, что по его величине товарные топлива делят на марки летнее, зимнее, арктическое.
Бензиновые и керосиновые фракции нефти и продуктов их переработки, как правило, имеют низкие температуры застывания. В дизельных и более тяжелых фракциях содержится много высокоплавких парафиновых углеводородов, и улучшение низкотемпературных свойств этих фракций является одной из важнейших задач нефтеперерабатывающей промышленности.
Испаряемость
Испаряемость дизельного топлива зависит от фракционного состава топлива. Фракционный состав дизельного топлива влияет на полноту сгорания, условия распыления, дымность выхлопа, степень нагарообразования. При высоком содержании легких фракций увеличивается давление сгорания, двигатель работает более жестко. В то же время утяжеление ухудшает условия распыления, уменьшает скорость образования рабочей смеси, приводи к повышенному дымлению и снижению экономичности двигателя. Оптимальный фракционный состав диктуется конструктивными особенностями дизелей и условиями их эксплуатации. Для дизельных топлив контролируют температуры перегонки 50 и 96% объемных фракций.
Содержание легких углеводородов
Содержание легких углеводородов в топливе, оценивается по температуре вспышки. Это наименьшая температура, при которой пары над поверхностью горючего вещества вспыхивают при контакте с открытым источником огня и с ненасыщенным паром.
Для каждой горючей жидкости можно определить давление насыщенных паров. С повышением температуры оно растёт, таким образом, количество горючего вещества на единицу объёма воздуха над жидкостью также растет с ростом температуры. При достижении температуры вспышки содержание горючего вещества в воздухе становится достаточным для поддержания горения. Достижение равновесия между паром и жидкостью требует, однако, некоторого времени, определяемого скоростью образования паров. При температуре вспышки скорость образования паров - ниже, чем скорость их горения, поэтому устойчивое горение возможно лишь при достижении температуры воспламенения.
3. Физико – химические свойства моторных масел
Моторные масла обладают набором физико-химических свойств, которые характеризуют его эксплуатационное назначение.
Вязкостно-температурные свойства имеют многостороннее эксплуатационное значение. От вязкости в значительной мере зависит режим смазки пар трения, отвод тепла от рабочих поверхностей и уплотнения зазоров, величина энергетических потерь в двигателе, его эксплуатационные качества, быстрота запуска двигателя, прокачивание масла по системе смазки, охлаждение трущихся деталей и их очистка от загрязнений.
Моюще-диспергирующие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя, поддерживать продукты окисления и загрязнения во взвешенном состоянии. Чем выше моюще - диспергирующие свойства масла, тем больше нерастворимых веществ (продуктов старения) может удерживаться в работающем масле без выпадения в осадок, тем меньше лакообразных отложений и нагаров образуется на горячих деталях, тем выше может быть допустимая температура деталей (степень форсирования двигателя).
Антиокислительные свойства в значительной степени определяют стойкость масла к старению. Условия работы моторных масел в двигателях настолько жестки, что предотвратить их окисление полностью не представляется возможным. Соответствующей очисткой базовых масел от нежелательных соединений, присутствующих в сырье, использованием синтетических базовых компонентов, а также введением эффективных антиокислительных присадок, можно значительно затормозить процессы окисления масла, которые приводят к росту его вязкости и коррозионности, склонности к образованию отложений, загрязнению масляных фильтров и другим неблагоприятным последствиям (затруднение холодного пуска, ухудшение прокачиваемости и т.д.).
Противоизносные свойства моторного масла способствуют препятствованию износу узлов трения, образованию на трущихся поверхностях прочной плёнки, исключающей непосредственный контакт трущихся деталей. Противоизносные свойства масел зависят от их вязкости и вязкостно-температурной характеристики, смазывающей способности, чистоты масла.
Антикоррозионные свойства моторных масел зависят от состава базовых компонентов, концентрации антикоррозионных, антиокислительных присадок и деактиваторов металлов. В процессе старения коррозионность моторных масел возрастает. Более склонны к увеличению коррозионности масла из малосернистой нефти с высоким содержанием парафиновых углеводородов, образующих в процессах окисления агрессивные органические кислоты, которые взаимодействуют с цветными металлами и их сплавами.
4. Соответствие ТСМ нормам ТУ и ГОСТ
На автомобильные бензины действует несколько ГОСТов и технических условий, в которых задаются марки бензинов и показатели качества, которым должны соответствовать бензины. Основными, действующими ГОСТами являются:
1. ГОСТ Р 51105 - 97 Топлива для ДВС – неэтилированные бензины, введен с 2000 года, предусматривает бензины:
Нормаль – 80, Регуляр - 92, Премиум – 95, Супер - 98
Концентрация свинца допускается до 0,01 мг/литр во всех марках бензинов, марганца в Регуляр - 92 до 18 мг/литр в Нормаль - 80 до 50 мг/литр, в бензинах Премиум -95 и Супер - 98 марганец не допускается.
2. ГОСТ Р 51312 – 99 БЕНЗИНЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ,
введен с 2000 года, предусматривает бензины:
АИ – 80, АИ – 92, АИ – 95, АИ – 98
3. ТУ–38.001165–97 Бензины автомобильные экспортные, предусматривает три марки бензина:
А-80, А-92, А-96
Все три марки бензина, могут выпускать двух видов - этилированные и неэтилированные, содержание свинца допускается не более 0,15 мг/литр в этилированных бензинах и 0,013 мг/литр в неэтилированных.
Содержание серы в бензинах, выпускаемых по всем ГОСТ и ТУ допускается не более 0,1% в АИ - 80, а в остальных – 0,05%. Содержание бензола допускается 5% по объему, за рубежом бензол в бензинах не допускается.
Все законодательные инициативы, жестко регламентирующие экологические показатели топлив, в итоге направлены на снижение токсичности отработанных газов транспортных средств.
Хотя на токсичность отработанных газов автомобиля влияют и другие факторы, такие как организация дорожного движения, техническое состояние автомобиля, качество смазочных материалов и т.п., в государственном масштабе решающими, безусловно, являются конструкция двигателя и качество применяемых топлив.
Основными стандартами, регламентирующими состав нефтяного дизельного топлива, в России являются ГОСТ 305-82 (с дополнениями и уточнениями).
По ГОСТ 305-82 "Топливо дизельное. Технические условия" Имеются следующие сорта топлива:
Л (летнее), используемое при температурах окружающего воздуха 00С и выше;
3 (зимнее), используемое при температурах окружающего воздуха -200С и выше или -30°С и выше;
А (зимнее, арктическое), используемое при температурах окружающего воздуха -50°С и выше.
Все зимние сорта топлив имеют повышенное содержание углеводородов легких фракций, что облегчает запуск двигателя при низких температурах. Пример отечественных сортов дизельного топлива:
|
Л - 0,2 - 40, высший сорт ГОСТ 305-82;
3 - 0,2 минус 35, высший сорт ГОСТ 305-82;
3 - 0,2 минус 35, первый сорт ГОСТ 305-82;
3 - 0,2 минус 45, высший сорт ГОСТ 305-82;
3 - 0,2 минус 45, первый сорт ГОСТ 305-82;
А - 0,2 , высший сорт ГОСТ 305-82;
Цифра 0,2 соответствует массовой доле серы в составе топлива в процентах; цифра 40 соответствует температуре вспышки топлива в °С;
Цифры - минус 35 и минус 45 соответствуют отрицательным температурам застывания топлива.
Физико-химические показатели моторного масла), прописаны ГОСТом 8581-78 «Масла моторные для автотракторных дизелей». Настоящий стандарт устанавливает требования к моторным маслам для автотракторных дизелей, изготавливаемым для потребностей экономики страны и экспорта. Обязательные требования к качеству продукции: масло должно изготавливаться в соответствии с требованиями данного стандарта по технологическому регламенту, утверждённому в установленном порядке.
5. Задачи экспертизы топливно-смазочных материалов (ТСМ)
Задачи экспертизы нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов (ГСМ) ставятся в соответствии с предметом исследования. В каждом отдельном случае задачи определяются ситуативной потребностью лиц, назначающих экспертизу. Решение специалистом поставленных задач является основной составной частью его работы по производству экспертизы. Результат этих действий заносится в экспертное заключение.
Стандартными задачами осуществления исследования являются:
§ Идентификация обнаруженного вещества. Определение, относится ли вещество к группе нефтепродуктов или горюче-смазочных материалов. Установление вида вещества, его рецептуры, области применения и основного назначения.
· Определение принадлежности обнаруженного вещества к группе легковоспламеняющихся жидкостей. Установление химического состава вещества.
6. Объекты, предоставляемые для проведения экспертизы
Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.