Научное познание - процесс получения научного знания. наука - итог познания мира. Это система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.
Основное назначение - решению трех задач: описанию объектов и процессов, их объяснению и, наконец, предсказанию, прогнозу поведения объектов в будущем.
В структуре научного познания необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.
На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.
Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности (главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня), но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты (например, материальная точка).
Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований.
Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.
Существует несколько методов научного познания. Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические.
Рассмотрим эмпирические методы.
· Наблюдение
· Эксперимент
· Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части.
Индукция - метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению.
Критерии научного знания
Одним из важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Научная систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности. Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки.
Вначале люди придерживалась кумулятивной модели развития научных знаний (накопление знаний). Предполагается, что отброшенные теории были приняты по ошибке или из-за предрассудков. Но с течением времени широкомасштабные сдвиги стали происходить во многих науках. На смену пришла новая концепция "режимов" научного развития: периодов "нормальной науки" и научных революций. В периоды нормальной науки ученые работают в рамках признанной "парадигмы". Научное сообщество всеми силами старается как можно дольше навязывать природе свои правила, игнорируя любые противоречия, но наступает момент, когда подобная деятельность перестает приносить ожидаемый результат. Начинается научная революция. Она означает коренные, качественные изменения в крнцептуальном содержании теорий, учений и научных дисциплин. К числу таких потрясений можно отнести открытие делимости атома, создание теории относительности Эйнштейна, молекулярно-кинетической теории газов Больцмана, успехи квантовой физики. Происходит полиферация идей - создание множества конкурирующих теорий, отличающихся разной степенью достоверности или проработанности. Какая из этих теорий займет место парадигмы, зависит от мнения научного сообщества.
Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли. Поэтому можно говорить о частнонаучных и общенаучных революциях. Например, дарвиновская революция по своему значению вышла далеко за пределы биологии. Она коренным образом изменила наши представления о месте человека в Природе. Новые методы исследования могут приводить к далеко идущим последствиям: к смене проблем, к смене стандартов научной работы, к появлению новых областей знаний. В этом случае их внедрение означает научную революцию (например, изобретение микроскопа).
Современные ученые, размышляя о специфике развития науки, подчеркивают, что она прежде всего отличается своей рациональностью, представляет собой развертывание рационального способа освоения мира. С рациональностью в первую очередь следует связать образ мыслей и действий, обладающий разумностью, целесообразностью, ясностью, отчетливостью.
Говоря об открытии рациональности, имеют в виду способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно. В этом смысле открытие рациональности приписывают античности. Важно, что на протяжении истории, рациональность вещей и утверждений менялась: что было рациональным вчера, сегодня могло занять противоположную сторону. Понятие рациональности могли менять научные революции.
28. Понятие техники. Техника и технологии, их роль в современном обществе. Технократизм и технофобия.
Техника есть совокупность артефактов (искусственно сделанных объектов), создаваемых в качестве орудийных средств материального производства и обслуживания духовных, бытовых и других непроизводственных потребностей общества.
Технологией называется совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Ясно, что эффективное использование техники требует ее включения в технологические цепи. Технология выступает как развитие техники, достижение ею стадии системности.
Первоначально, на этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь. На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. На третьем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером. На первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, реализуемая посредством технологии. Происходит объединение науки и технологии, следствием которого является научно-технологический прогресс, называемый часто научно-технологической революцией.
Философия техники - философская дисциплина, исследующая природу, специфику, характеристики технического знания, эволюцию техники как сферы человеческой деятельности, а также роль и влияние техники как одного из важнейших факторов развития человеческого общества. Значение техники стало в должной степени изучаться лишь последние 100 лет. Первые фундаментальные работы по философии техники появились в конце XIX в. Энергично же философия техники стала развиваться с 60-х— 70-х годов двадцатого столетия.
Проблемное поле философии техники включает в себя широкий круг вопросов: уточнение самого понятия техники, изучение ее исторического развития, рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой, поиски новой концепции взаимодействия человека и природы, нового «технического поведения» в современном мире, вопросы этики в индустриальном мире — методологию техники.
С позиций философии техническая деятельность направлена не только на постижение действительности, но и на ее преобразование в соответствии с нуждами человечества. Техника стремится господствовать над природой, сделать ее свободно доступной для осуществления человеческих целей, а это требует знания и понимания процессов, происходящих в природе.
Многие исследователи в области философии техники всерьез заинтересованы такими проблемами, как социальные последствия технического развития, этические проблемы и особенности современной «технотронной эры», формирование системы ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе, техническое образование и воспитание. Эти проблемы затрагивают интересы всего человечества. Причем опасность заключается не только в необратимых изменениях природной среды: прямое следствие этих процессов — изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентаций и т.д.
Сегодня в рамках философии техники проблема технократии стоит очень остро. Критики технократии убеждены, что философия может убедить общество в неприемлемости технократической перспективы прогресса. Технократизм - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. Если техника - движущая сила развития всего общества, то вполне закономерным представляется, что люди, связанные с техникой, обладающие научно-техническими знаниями и компетенцией, определяющие научно-технический прогресс и развитие производства, могут и должны взять политическую власть в свои руки.
Важной проблемой является и технофобия. Технофобия — понятие, выражающее страх перед техникой, которая отчуждена от человека и воспринимается им в качестве угрозы его бытию. Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии. Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как "вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека.
На протяжении веков научная и техническая деятельность считалась морально нейтральной (в силу непредсказуемости последствий того или иного открытия, изобретения). Сегодня один из центральных вопросов — ответственность ученого и инженера. Отмечается, что сегодня, как никогда прежде, необходимо больше разумной меры в обращении с техникой, окружающей средой и т.д. Современная философия техники видит в качестве своих первоочередных задач обращение человека к пониманию меры ответственности в техническом и индустриальном мире.
29. Влияние информации и информационно-компьютерных систем на трансформацию современного общества. Теории техногенной цивилизации, постиндустриального общества, информационного общества.
Информация - это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.
Данные - диалектическая составная часть информации. Они представляют собой зарегистрированные сигналы. В соответствии с методом регистрации данные могут хранится и транспортироваться на носителях различных видов. Самым распространенным носителем данных, хотя и не самым экономичным, по-видимому, является бумага. В структуре возможных операций с данными можно выделить следующие основные: сбор данных, их формализация, фильтрация, сортировка, группировка, архивация, защита, транспортировка, преобразование.
Конституция РФ официально признает право граждан на информацию и этим вводит законодательство России в систему международных норм, признающих это право естественным и политическим одновременно.
В результате тысячелетий эволюции первобытных обществ на исторической арене появляются первые информационные "машины", известные нам под названием "государство". Расщепив себя на функционально самостоятельные части и связав их в целое под названием "государственная машина", человечество вступило в эпоху систематического и целенаправленного накопления, обработки и сворачивания информации.
Кибернетический подход позволяет взглянуть на государство, как на сложную информационную машину, пронизанную обратными связями. Тысячи лет функционирование "государственной машины" строилось на социальном неравенстве. В этом жестком раскладе личность изначально ограничена в свободе выбора. Информационное поле индивидуума очерчено границами его полномочий на лестнице социального неравенства.
Сейчас ситуация изменилась принципиально. Компьютерная индустрия подарила людям то, что не могла дать ни одна социальная революция. Массовый высокоэффективный компьютер уже сегодня способен заменить человека в структуре государственной информационной машины, взяв на себя те рутинные функции обработки информации, для которых тысячелетия весьма непродуктивно и притом с воспроизводством социальной напряженности использовался человек. По мере исчерпания природных ресурсов и развития информационной инфраструктуры прогрессивное значение частной собственности будет уменьшаться. Переход к новой компьютерной парадигме и новым способам производства компьютеров и программ составит новую фазу компьютерной революции.
Нормальное развитие информации ведет к полной открытости или, другими словами, полной информационной прозрачности общества. Это становится особенно важно сейчас, когда информационная инфраструктура погружается в глобальную компьютерную среду.
Новый тип развития - техногенная цивилизация - начал формироваться в XIV-XVI столетиях в европейском регионе в эпохи великих духовных революций Ренессанса, Реформации и начала эпохи Просвещения, а сейчас распространен по всему миру. Она включает представление о человеке как о творце, предназначение которого - преобразование окружающего мира и подчинение его своей власти. В ней в качестве ценностного приоритета утверждается идеал свободной личности, способной входить в различные социальные группы. Техногенная же цивилизация устремлена в грядущее, для нее "золотой век" человечества в будущем. Таким образом, современный мир можно отнести именно к такому виду цивилизации.
Как известно, можно выделить 3 стадии глобальной цивилизации: аграрную, индустриальную, постиндустриальную. Постиндустриальное общестово - современная стадия социально-экономического развития, на которую вступили индустриально развитые страны в последней четверти XX века. Это историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Основной чертой постиндустриального общества является формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством «знаний и информации». Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного труда. Информатизация пронизывает все сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство.
Другая важная черта постиндустриального общества - усиление роли и значения человеческого фактора. Постиндустриальное общество, хотя и продвинуло вперед решение многих острейших проблем индустриализма, не смогло преодолеть ряд его противоречий (устойчиво высокий уровень безработицы, демографические проблемы, связанные со старением населения и усилением нагрузки на трудоспособное население, и др.).
Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Хорошо это или плохо, но она, пишет автор, представляет собой силу, которая не просто трансформирует жизнь целых сообществ, но способствует перестройке самого «контекста отношений между людьми»
Дата: 2019-05-28, просмотров: 235.