Возникновение философии — это закономерный результат становления и развития человека. Поскольку объектом философского осмысления действительности является отношение "человек-мир", вся история развития философской мысли представляет собой процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности. Конечно, на различных этапах истории решение вопросов о сущности мира и человека, об их взаимоотношениях наполняется конкретным содержанием. Однако общей особенностью этой проблемы было стремление выяснить, что представляет собой мир по своей природе, какое место в нем занимает человек, какова его роль в мире.
Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Философскийподходкчеловеку всегда предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных историческисуществовавших форм его бытия.
Философия выявляет:
· место человека в мире и его отношение к миру,
· анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности,
· каково в нем соотношение биологического и социального,
· что такое человек как личность,
· какова структура личности,
· в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.
Известно, что в различные исторические эпохи эта проблема высвечивалась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления.
В античной философии человек рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе.
В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Специфика человеческого отношения к миру в этот период обусловлена стремлением не только познать собственную сущность, но и приобщиться к высшей сущности – Богу.
Философия Нового Времени видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор пользуемся и интересуемся тонкими наблюдениями над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческих помыслом и деяний. Естествознание смогло создать прекрасные образцы исследований природы человека. Но ещё большей заслугой этого времени было признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.
Философия XIX – начала ХХ в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других – к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях (Г.Гегеля, например), целостного учения о человеке ещё не было. Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной.
Сущность человека есть совокупность общественных отношений. Сущность человека распологается «во вне» человека, в обществе, «совокупности всех общественных отношений». Это истолкование природы человека как всецело общественной имеет ряд следствий. 1)изучая конкретные общественные отношения, мы изучаем тем самым «живых личностей».(Ленин). «)общество развивается неизмеримо быстрее, чем природа, человек никакой мерой не ограничен и находится в непрерывном процессе становления (Маркс). 3)радикально изменив общественные отношения, можно кардинально преобразовать природу человека, создать принципиально новых людей.
Из иного понимания природы человека исходит психоанализ. Согласно классической парадигме Нового времени человек есть сознательное существо, абсолютно прозрачное для самого себя. В любое время человек может выяснить источник, механизмы, побудительные мотивы своих решений и действий. Классический психоанализ, созданный З.Фрейдом, открыл, что сознание и психику человека нельзя отождествлять и что такое отождествление есть не более чем иллюзия интроспекции, самонаблюдения человека. Согласно психоанализу, не внешние раздражения, а влечения, исходящие изнутри, определяют по большей части направленность человеческого развития и являются его двигателем.
Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропросоциогенеза таится вопрос о соотношений биологического и социального в человек, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов.
В качестве предметного существа человек есть, прежде всего, природное существо, живой чувственный предмет с руками, ногами, глазами, зубами, предметным образом относящимся к предметному миру. П качестве предметного природного существа он обладает природными силами, свои проявления жизни он осуществляет на других природных предметах и, в свою очередь, является страдающим существом, предметом проявления сил других предметов. Предметность есть единственная форма существования жизни. Непредметное существо – недействительное, продукт абстракции.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.