Философия Платона и Аристотеля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Истоки и особенности развития русской философии до XIX века (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, просветители). Славянофилы и западники. Философские идеи русских революционных демократов.

15. Религиозно-идеалистическая философия в России начала XX века (В. Соловьев, С. Франк, С. Булгаков, Н. Бердяев).

16. Экзистенциализм: истоки, сущность и разновидности.

 Экзистенциализм, или философия существования, – одно из направлений современной философии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. – П. Сартр, А. Камю и др. В нем традиционно различают религиозное и атеистическое направления.

Экзистенциализм стремится понять бытие как нечто непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, рационализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него. Только тогда оно становится бытием человека. Для преодоления психологизма в таком понимании бытия в экзистенциализме бытие наполняется понятием трансцендентного переживания. Следовательно, это не переживание отдельного существа, а экзистенция (существование). Экзистенция трансцендирует бытие его конечностью, т. е. смертностью. Таким образом, трансцендирование – это выход за пределы существования человека.

В рамках разных направлений трансцендирование понимается по-разному. С точки зрения религиозного экзистенциализма трансцендентное – это Бог, для М. Хайдеггера трансцендентность – это реальность, но ее невозможно осмыслить рационально.

В центре философии экзистенциализма лежит понятие свободы. Для данного философского направления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Экзистенциализм провозглашает гуманистически-натуралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его раскрепощении, в развитии его «сущностных» сил.

Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцендентальность, т. е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разными представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности. Г. Марсель и К. Ясперс утверждают, что свободу можно обрести лишь в Боге. Для Ж. – П. Сартра, у которого трансцендентальность есть ничто, т. е. нигилистическое понятие, свобода есть отрицательность по отношению к бытию. Эту отрицательность он называет эмпирической данностью. Человек свободен в том смысле, что он сам желает, намеревается, проецирует свое бытие и себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности. А ее сущность в идеале – в полной независимости от того, что есть. Но в этом случае свобода становится формой проявления крайнего индивидуализма.

Свобода в философии экзистенциализма предстает своеобразным бременем, которое вынужден нести человек, если он является личностью. Бременем является и выбор. Человек может отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать, как все, но этот отказ происходит вместе с отказом от себя как от личности.

Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это ложное, а не подлинное бытие. Мнимым является и человеческое общение. Оно лишь подчеркивает одиночество каждого.

 

Эстетические ценности.

Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идёт прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считают высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей. Одна из наиболее древних – гедонизм. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека.

Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников.

Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И.Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.

В 20в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как Ф. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел и др. бурные социальные потрясения, появления возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания.

Свобода и ответственность личности.

Важнейшим условием жизни человека, ее стержнем, основанием активности является свобода. Человек находит и проявляет свою свободу в выборе. По Сартру, свобода человека абсолютна (безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор). Свобода при этом оказывается тяжелым бременем, которое вынужден нести человек, если он выбрал себя как личность. Но человек может и отказаться от этого выбора, тогда он перестает быть самим собой и становится «как все». При этом он погружается в мир обезличенности, анонимности, где ничего не решает и не несёт какой-либо ответственности. Человек превращается в «винтик» в общественном механизме.

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Ответственность – категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Человек ответственен за всё, что он совершает. («Всё, что со мной происходит, моё»). Единственное, за что человек не может отвечать это его собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться своей свободой, особенно при экзистенцианальном (судьбоносном) выборе.

24. сознание как философская проблема. Сознание и самосознание

Одной из важнейших проблем философии является анализ сознания как специфической формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Сознание является частью психики, в которой происходят не только сознательные, но и подсознательные (бессознательные) процессы. В случае бессознательного субъект не дает себе отчета о содержании и природе происходящих процессов. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. Иногда выделяют и надсознательное – это творчество на базе сознания.

«Ядром» сознания является знание. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается в условиях общественной жизни. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием. Однако оно обусловлено не только социально. В содержание сознания входят мысли и о природе (а также о людях как природных и общественных существах). Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы. Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. По своей форме сознание не выходит за пределы психологических процессов.Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Важно понимать, что образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть «субъективно-объективный» образ объективного мира.

Итак, сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Функции сознания — это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия.

· получение знания о природе, обществе и человеке.

· Отражательная функция сознания (отражение действительности).

· Творческая функция сознания- активное воздействие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Творческое сознание является моментом перехода от отражения к практике.

· является оценка явлений действительности. Оценка производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать — это значит подходить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми.

Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения.

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

Критерии научного знания

Одним из важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Научная систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности. Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки.

Вначале люди придерживалась кумулятивной модели развития научных знаний (накопление знаний). Предполагается, что отброшенные теории были приняты по ошибке или из-за предрассудков. Но с течением времени широкомасштабные сдвиги стали происходить во многих науках. На смену пришла новая концепция "режимов" научного развития: периодов "нормальной науки" и научных революций. В периоды нормальной науки ученые работают в рамках признанной "парадигмы". Научное сообщество всеми силами старается как можно дольше навязывать природе свои правила, игнорируя любые противоречия, но наступает момент, когда подобная деятельность перестает приносить ожидаемый результат. Начинается научная революция. Она означает коренные, качественные изменения в крнцептуальном содержании теорий, учений и научных дисциплин. К числу таких потрясений можно отнести открытие делимости атома, создание теории относительности Эйнштейна, молекулярно-кинетической теории газов Больцмана, успехи квантовой физики. Происходит полиферация идей - создание множества конкурирующих теорий, отличающихся разной степенью достоверности или проработанности. Какая из этих теорий займет место парадигмы, зависит от мнения научного сообщества.

Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли. Поэтому можно говорить о частнонаучных и общенаучных революциях. Например, дарвиновская революция по своему значению вышла далеко за пределы биологии. Она коренным образом изменила наши представления о месте человека в Природе. Новые методы исследования могут приводить к далеко идущим последствиям: к смене проблем, к смене стандартов научной работы, к появлению новых областей знаний. В этом случае их внедрение означает научную революцию (например, изобретение микроскопа).

Современные ученые, размышляя о специфике развития науки, подчеркивают, что она прежде всего отличается своей рациональностью, представляет собой развертывание рационального способа освоения мира. С рациональностью в первую очередь следует связать образ мыслей и действий, обладающий разумностью, целесообразностью, ясностью, отчетливостью.

Говоря об открытии рациональности, имеют в виду способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно. В этом смысле открытие рациональности приписывают античности. Важно, что на протяжении истории, рациональность вещей и утверждений менялась: что было рациональным вчера, сегодня могло занять противоположную сторону. Понятие рациональности могли менять научные революции.

28. Понятие техники. Техника и технологии, их роль в современном обществе. Технократизм и технофобия.

Техника есть совокупность артефактов (искусственно сделанных объектов), создаваемых в качестве орудийных средств материального производства и обслуживания духовных, бытовых и других непроизводственных потребностей общества.

Технологией называется совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Ясно, что эффективное использование техники требует ее включения в технологические цепи. Технология выступает как развитие техники, достижение ею стадии системности.

Первоначально, на этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь. На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. На третьем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером. На первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, реализуемая посредством технологии. Происходит объединение науки и технологии, следствием которого является научно-технологический прогресс, называемый часто научно-технологической революцией.

Философия техники - философская дисциплина, исследующая природу, специфику, характеристики технического знания, эволюцию техники как сферы человеческой деятельности, а также роль и влияние техники как одного из важнейших факторов развития человеческого общества. Значение техники стало в должной степени изучаться лишь последние 100 лет. Первые фундаментальные работы по философии техники появились в конце XIX в. Энергично же философия техники стала развиваться с 60-х— 70-х годов двадцатого столетия.

Проблемное поле философии техники включает в себя широкий круг вопросов: уточнение самого понятия техники, изучение ее исторического развития, рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой, поиски новой концепции взаимодействия человека и природы, нового «технического поведения» в современном мире, вопросы этики в индустриальном мире — методологию техники.

С позиций философии техническая деятельность направлена не только на постижение действительности, но и на ее преобразование в соответствии с нуждами человечества. Техника стремится господствовать над природой, сделать ее свободно доступной для осуществления человеческих целей, а это требует знания и понимания процессов, происходящих в природе.

Многие исследователи в области философии техники всерьез заинтересованы такими проблемами, как социальные последствия технического развития, этические проблемы и особенности современной «технотронной эры», формирование системы ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе, техническое образование и воспитание. Эти проблемы затрагивают интересы всего человечества. Причем опасность заключается не только в необратимых изменениях природной среды: прямое следствие этих процессов — изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентаций и т.д.

Сегодня в рамках философии техники проблема технократии стоит очень остро. Критики технократии убеждены, что философия может убедить общество в неприемлемости технократической перспективы прогресса. Технократизм - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. Если техника - движущая сила развития всего общества, то вполне закономерным представляется, что люди, связанные с техникой, обладающие научно-техническими знаниями и компетенцией, определяющие научно-технический прогресс и развитие производства, могут и должны взять политическую власть в свои руки.

Важной проблемой является и технофобия. Технофобия — понятие, выражающее страх перед техникой, которая отчуждена от человека и воспринимается им в качестве угрозы его бытию. Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии. Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как "вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека.

На протяжении веков научная и техническая деятельность считалась морально нейтральной (в силу непредсказуемости последствий того или иного открытия, изобретения). Сегодня один из центральных вопросов — ответственность ученого и инженера. Отмечается, что сегодня, как никогда прежде, необходимо больше разумной меры в обращении с техникой, окружающей средой и т.д. Современная философия техники видит в качестве своих первоочередных задач обращение человека к пониманию меры ответственности в техническом и индустриальном мире.

29. Влияние информации и информационно-компьютерных систем на трансформацию современного общества. Теории техногенной цивилизации, постиндустриального общества, информационного общества.

Информация - это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Данные - диалектическая составная часть информации. Они представляют собой зарегистрированные сигналы. В соответствии с методом регистрации данные могут хранится и транспортироваться на носителях различных видов. Самым распространенным носителем данных, хотя и не самым экономичным, по-видимому, является бумага. В структуре возможных операций с данными можно выделить следующие основные: сбор данных, их формализация, фильтрация, сортировка, группировка, архивация, защита, транспортировка, преобразование.

Конституция РФ официально признает право граждан на информацию и этим вводит законодательство России в систему международных норм, признающих это право естественным и политическим одновременно.

В результате тысячелетий эволюции первобытных обществ на исторической арене появляются первые информационные "машины", известные нам под названием "государство". Расщепив себя на функционально самостоятельные части и связав их в целое под названием "государственная машина", человечество вступило в эпоху систематического и целенаправленного накопления, обработки и сворачивания информации.

Кибернетический подход позволяет взглянуть на государство, как на сложную информационную машину, пронизанную обратными связями. Тысячи лет функционирование "государственной машины" строилось на социальном неравенстве. В этом жестком раскладе личность изначально ограничена в свободе выбора. Информационное поле индивидуума очерчено границами его полномочий на лестнице социального неравенства.

Сейчас ситуация изменилась принципиально. Компьютерная индустрия подарила людям то, что не могла дать ни одна социальная революция. Массовый высокоэффективный компьютер уже сегодня способен заменить человека в структуре государственной информационной машины, взяв на себя те рутинные функции обработки информации, для которых тысячелетия весьма непродуктивно и притом с воспроизводством социальной напряженности использовался человек. По мере исчерпания природных ресурсов и развития информационной инфраструктуры прогрессивное значение частной собственности будет уменьшаться. Переход к новой компьютерной парадигме и новым способам производства компьютеров и программ составит новую фазу компьютерной революции.

Нормальное развитие информации ведет к полной открытости или, другими словами, полной информационной прозрачности общества. Это становится особенно важно сейчас, когда информационная инфраструктура погружается в глобальную компьютерную среду.

Новый тип развития - техногенная цивилизация - начал формироваться в XIV-XVI столетиях в европейском регионе в эпохи великих духовных революций Ренессанса, Реформации и начала эпохи Просвещения, а сейчас распространен по всему миру. Она включает представление о человеке как о творце, предназначение которого - преобразование окружающего мира и подчинение его своей власти. В ней в качестве ценностного приоритета утверждается идеал свободной личности, способной входить в различные социальные группы. Техногенная же цивилизация устремлена в грядущее, для нее "золотой век" человечества в будущем. Таким образом, современный мир можно отнести именно к такому виду цивилизации.

Как известно, можно выделить 3 стадии глобальной цивилизации: аграрную, индустриальную, постиндустриальную. Постиндустриальное общестово - современная стадия социально-экономического развития, на которую вступили индустриально развитые страны в последней четверти XX века. Это историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Основной чертой постиндустриального общества является формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством «знаний и информации». Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного труда. Информатизация пронизывает все сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство.

Другая важная черта постиндустриального общества - усиление роли и значения человеческого фактора. Постиндустриальное общество, хотя и продвинуло вперед решение многих острейших проблем индустриализма, не смогло преодолеть ряд его противоречий (устойчиво высокий уровень безработицы, демографические проблемы, связанные со старением населения и усилением нагрузки на трудоспособное население, и др.).

Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Хорошо это или плохо, но она, пишет автор, представляет собой силу, которая не просто трансформирует жизнь целых сообществ, но способствует перестройке самого «контекста отношений между людьми»

Философия Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 до н. э.) Платон характеризует бытие как вечное, неизменное, недоступное чувствительному восприятию и постигаемое только разумом, бытие множественно. Бытие у Платона есть вид, идея, сущность. Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей - идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. Для объяснения многообразия существующего мира Платон вводит понятие материи. Материя это первичный материал, то из чего делают все чувственно-существующие вещи, материя может принять любую форму. Внесенное Платоном новшество о множественности бытия - идей поставило перед ним задачу объяснения связи между миму, объяснения единства самого мира идей. Чтобы решить этот вопрос, Платон обращается к понятию единого, единое само по себе не есть бытие. Оно выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей Единое выше всякого существования и всякой множественности. Единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря которому, все имеет свое бытие. Космология Платона. Здесь Платон развивает учение о творении божества Космоса из первобытного Хаоса. Творец мира был добр и пожелал устроить чтобы было хорошо, застав все в нестройном и беспорядочном движении, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что последний всячески лучше первого. Космос, промышлением божьим, получил бытие как одушевленное и поистине одаренное умом. Платон был убежден, что небесные тела - это видимые боги, обладающие телом и душой Теория познания Платон считал, что человек как телесное существо смертен. Душа же его бессмертна. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей. Это по силам только мудрецам философам. Философия стремится постигнуть самое существенное , наиболее общее во всем, что существует, самое важное в человеческой и для человеческой жизни. Мудрость заключается в постижении непреходящей действительности, царства идей, в рассмотрении с этих сверхчувствительных позиций всех природных вещей и человеческих дел. Истинным знанием обладает душа, которая состоит и трех частей: 1)разумной, 2)пылкой (волевой), 3)чувственной. Учение Платона впервые ставит вопрос об отношении бытия и мышления материально-чувственного и идеально-сущностного мира. И Платон решает это вопрос однозначно, утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами.

Аристотель (384-322 до н. э.) Впервые провел разграничение наук. Теоретические: метафизика, физика, математика, Практические: этика, экономика, политика, Творческие: пооэтика, риторика. Учение о душе Душа является формой по отношению к материи. Душа присуща лишь живому существу. Душа - это проявл. активности живительной силы, Разумной душой облад. только человек. Разум составляет основное начало этой души, он не зависит от тела, он бессмертен и на-ходится в тесной связи с вселенным разумом, Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия. Учение о человеке Главное отличие чел. от жив. основывается на способности человека к интел-лектуальной жизни. Только человек способен к восп-ю таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Аристотель разделяет добродетель на два вида: диапоэтические, интеллектуальные и этические. Диапоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические-благодаря привычке.
Философия скептицизма. Стоицизм.

 

6. Особенности средневековой философии. Проблема универсалий.

Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V-XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.

Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

Основными принципами средневековой философии были: креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; теодицея– как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла; символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.

Другой важной проблемой схоластики была проблема универсалий, т.е. общих понятий (от лат. universalis – общий). Обладают ли они самостоятельным бытием или же они всего лишь имена для обозначения единичных вещей? Говоря иначе, в этом споре предпринималась попытка выяснить онтологический статус объектов общих понятий.

Спор об универсалиях восходил ещё к спору Платона и Аристотеля, а происходил главным образом в X-XIV вв. Эта проблема была связана с догматом о Святой Троице. Если Бог един в трех лицах, то существует ли он реально и в каком виде?

Первые схоласты нашли её в переведённом Боэцием введении одного из крупнейших неоплатоников Порфирия. Здесь знаменитый философ указывал три трудных вопроса, которые сам отказывается решить

 

           1. роды и виды существуют ли в реальности или же только в мысли

           2. если допустить, что они существуют реально, то телесны они или бестелесны

           3. и существуют ли они отдельно от чувственных вещей или же в самих вещах?

 

Проблемы в философии средневековья:

Проблема души и и тела. Отношение к природе. Человек образ божий. Проблема самосознания.

 

7. Основные философские идеи эпохи Возрождения.

Возрождения (или Ренессанса). В этот период (ХV - XVI вв.) на фоне распада феодальных отношений в Западной Европе во всех областях культурной и общественной жизни происходят процессы освобождения от диктата церкви, следуют открытия в науке и технике, возникают новые научные дисциплины (анатомия, физиология и др.), появляются первые печатные книги, происходит расцвет искусства.

Философию этого времени отличают ярко выраженный антропоцентризм и гуманизм. Гуманизм – это идейное течение, признающее ценность и значимость человеческой личности, право человека на творчество, свободу и счастье. Телесные потребности, чувственные удовольствия признаются естественными, земная жизнь со всеми ее благами начинает цениться не меньше небесной. Видные представители гуманизма – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский и др.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания является пантеизм – религиозно-философское учение, отождествляющее Бога и природу, растворяющее Бога в природе. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих идее о сотворении мира Богом из ничего. Первым пантеистическим философом эпохи Возрождения исследователи считают Николая Кузанского. Кузанский сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. Величайшим открытием эпохи Возрождения явилась гелиоцентрическая система мира польского астронома Николая Коперника, сменившая существовавшую до того геоцентрическую систему. Согласно учению Коперника, во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи; во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира (этим объяснялась смена времен года); в-третьих, Космос бесконечен.

Философские аспекты теории Н.Коперника развил итальянский мыслитель Джордано Бруно. Он отказался от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представлялось как абсолютный центр мира. По мнению Бруно, таких миров во Вселенной бесчисленное множество, и они населены живыми и разумными существами, которые могут значительно отличаться от земных. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и по приговору инквизиции сожжён на костре.

 

8. Рационалистическая философия XVII-XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Классический рационализм исходил из идеи естественного. Научное (объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника знания и критерия его истинности.

Декарт – подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Для Декарта, очевидно, что истинность исходных положений метафизики будет гарантировать истинность человеческих знаний вообще. Проблема заключается в том, как найти такое положение, истинность которого самоочевидна. В своих поисках встал на позиции скептицизма, или сомнения во всем. Любое утверждение о мире, Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: «мыслю, следовательно, существую». Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. Рационализм Декарта утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. В своей рационалистской методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям.

Спиноза. В отличие от дуалистической философии Декарта, философия Спинозы носит монистический характер, являясь учением о единой всеобъемлющей субстанции, которая есть все, как и все есть субстанция. В основе онтологии Спинозы лежит положение о тождестве бога и природы. Природу он рассматривал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, являющуюся причиной самой себя. Многообразные единичные вещи являются проявлениями субстанции. Субстанция предстает как порождающая природа, противопоставленная бесконечности единичных вещей. Субстанция обладает бесконечным количеством неотъемлемых свойств, составляющих ее сущность, но человеческому уму доступны только два: протяженность и мышление.

Лейбниц. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций - монад, находящихся между собой в гармонии; существующий мир создан богом как «наилучший из всех возможных миров».

Согласно Лейбницу, субстанция как исходное начало всего сущего должна обладать абсолютной простотой и неделимостью, а потому не может быть сложной, т.к. сложная субстанция зависела бы от простых; субстанция не может быть и протяженной и по причине бесконечной делимости пространства.

Монады – и есть простые неделимые субстанции, которые обладают духовной природой. Каждая монада - некий замкнутый мир, отражает при этом в себе весь мировой порядок. Находящимися в деятельном состоянии, монады имеют собственную определенность, отличающую их друг от друга. Три вида монад по степени их развития:

1- монады низшей степени развития обладают пассивной способностью восприятия, образуют физические тела - предметы неживой природы.

2- Монады – души, обладают ощущениями и представлениями, составляют растительный и животный мир.

3- Монады – духи, наделены сознанием, определяют природу человека.

 

9. Английская философия XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк Д. Беркли, Д. Юм)

 Основы английского эмпиризма, как уже говорилось, были сформулированы Ф. Бэконом. Дальнейшая их систематизация и развитие были осуществлены Т. Гоббсом и Дж. Локком.

Гоббс. Развивая материалистическое учение о природе, английский ученый и философ Томас Гоббс (1588 – 1679) был секретарем у Ф. Бэкона. Его общефилософские взгляды базируются на чисто механистическом принципе, согласно которому реальны только тела, а их атрибуты – величина, движение и свойства – субъективны. Теория познания строилась им на принципах сенсуализма (выводит все знания из ощущений). Гоббс отрицал свободу воли, придерживаясь жесткого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Учение о теле, учение о человеке, учение о гражданине – вот предмет философии Гоббса.

Гоббса считал, что если бы духовные субстанции и существовали, они бы были непознаваемы. Он не допускал существования бестелесных духов, но в тоже время придерживался идеи, согласно которой Бог существует. Бог – это источник начальной энергии мироздания, первопричина всего сущего.

С позиций материализма Гоббс разрабатывал учение о познании. Источником познания являются внешние чувства. Все операции познания исчерпываются, согласно его учению, операциями чувств и воображения. Тела, воздействуя на органы чувств, образуют идеи, мышление же есть сложение, исчисление идей. Каждая идея обозначается словом, именем, но общие имена, такие как «субстанция», не имеют телесного аналога и требуют критического отношения.

Гоббс разработал оригинальное учение о государстве и праве. Он предпринял попытку разложить государство как сложное целое на его основные элементы, а последние он сводил к простым законам природы. В результате философ приходит к мысли о необходимости различать два состояния человеческого общества: естественное и гражданское.

Локк. Предпринятая Гоббсом систематизация эмпиризма получила развитие у английского мыслителя Джона Локка (1632 – 1704). Локк – материалист, в том числе и в теории познания. Он был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного – чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры – знание. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, – основной тезис Локка. Считая опыт единственным источником всех идей, Локк различает два его вида: внешний и внутренний. Внешний опыт дает нам представление о первичных качествах (форма, протяженность), принадлежащих самим вещам, и качествах вторичных (вкус, цвет), принадлежащих познающему субъекту. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления.

Локк выводит все идеи из чувственного опыта. Разум сам не может производить идеи, и лишь опыт, воспитание, образование дают ему материал. Разум – это сочетание простых идей. Простые идеи складываются в сложные, особая разновидность которых – абстрактные идеи. Локк не отрицает идею субстанции, но считает, что мы не можем иметь о ней ясные и отчетливые представления.

Локк различает по степени ясности и отчетливости три вида познания: исходное – дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение; высший вид – интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу. А по степени точности: достоверное и вероятное знание.

Беркли. Идеи Локка получили своеобразную интерпретацию в философии его соотечественника Джорджа Беркли (1684 – 1753). Он исходит из того, что ощущения – основа познания, идеи – это ощущения или результаты воздействия разума на ощущения. При этом нет принципиальной разницы между первичными и вторичными качествами. Все качества (идеи) – наши ощущения, которые не имеют внешней причины и существуют лишь в познающем разуме. Вещи – это сочетания ощущений в уме. Нам известны, таким образом, лишь ощущения, которые дает опыт. Отсюда характерный вывод: существовать, значит, быть воспринимаемым.

Беркли радикальнее Локка в критике абстрактных идей, особенно идей материальной субстанции. Понятие материи, по его мнению, ничего не означает и вредно, так как выдумано для оправдания безбожия. Но сам Беркли непоследователен, так как не отрицает субстанции духовной. Дух, разум, «Я» человека – предпосылка познания, так как идеи не существуют вне духа. Ясность идей Беркли обосновывает ссылкой на Бога как причину связанности восприятий. Наши ощущения могут рассматриваться как знаки Бога.

Юм. Несколько иную концепцию развивал английский философ Дэвид Юм (1711 – 1776). На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «Не знаю». Ведь человек не в силах выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя. Он исследует природу человека в связи с анализом природы познания. Юм подчеркивает первичность впечатлений чувственного опыта по отношению к порождаемым на их основе идеям. Идеи, таким образом, не порождены непосредственным опытом, но они не основаны и на какой-либо рациональной необходимости. Сочетание идей основано лишь на психологической ассоциации. Соответственно Юм подвергает сомнению все общие абстрактные понятия, в частности идеи и материальной, и духовной субстанций. Разумное «Я» для него есть просто сочетание впечатлений и идей. Среди важнейших отношений, играющих ключевую роль в познании, он выделяет отношения причинности. Согласно Юму, связь причины и следствия не носит необходимый характер, на ней нельзя основывать выводы, так как, делая заключение от причины к следствию, мы рассуждаем «по привычке».

Юм отрицает рациональную основу познания. Определенно мы можем знать, считает он, только непосредственные впечатления чувственного опыта. Таким образом, в теории познания Юм – агностик. Он считал, что основой возникновения религии является чувство страха. Идеи Юма сыграли большую роль в дальнейшем развитии западноевропейской философии.

 

10. Философия И. Канта, ее роль в развитии философской мысли

Иммануил Кант (1724–1804) является родоначальником немецкой классической философии. Все его творчество делится на два периода: докритический, в котором он занимается в основном проблемами естествознания и проводит идею о развитии в природе, и критический, в котором главной его задачей являлось исследование возможностей познающего разума. В критическом периоде наиболее важными произведениями Канта являются «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Гносеологические взгляды Канта включают в себя анализ трех ступеней познания. В работе «Критика практического разума» Кант утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Вместе с тем органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутреннее содержание остается недоступным познающему разуму. Так на первой ступени познания уже возникает понятие «вещи в себе».

Вторую ступень познания Кант анализирует в работе «Критика способности суждения». Он проводит мысль о том, что абстрактное мышление, оперируя общими понятиями, прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов, следовательно, и здесь эта сущность остается непознаваемой, ибо общие понятия, по мнению философа, возникают до опыта, априорно, и не имеют связи с объективным миром.

Третью ступень познания Кант рассматривает в книге «Критика чистого разума» (эта книга произвела революцию в философии). В ней мыслитель анализирует высший философский разум и утверждает, что и в этом случае разум запутывается в неразрешимых противоречиях, которые исключают возможность познания сущности вещей. Эти противоречия Кант называл «антиномиями», включающими в себя взаимоисключающие суждения, каждое из которых может быть доказано как истинное. Кант привел 4 примера таких антиномий (каждое из которых содержит тезис и антитезис):

1) «Мир имеет начало во времени и ограничен только в пространстве» (тезис); «Мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве. Он бесконечен в пространстве и во времени» (антитезис);

2) каждая сложная субстанция и состоит, и не состоит из простых частей;

3) существуют два рода причинности – один соответствует законам природы, другой – свободе (тезис); существует одна причинность, соответствующая законам природы (антитезис);

4) существует и не существует абсолютно необходимое существо.

Таким образом, Кант явился представителем агностицизма.

Кант родился, прожил всю свою жизнь и умер в Кенигсберге. После окончания Кенигсбергского университета Кант некоторое время работал домашним учителем в домах прусских аристократов. Позднее он вернулся в университет, чтобы занять должность приват-доцента, а позже – профессора логики и метафизики.

Кант продолжал писать и исправлять свои теории вплоть до своей смерти в возрасте 80 лет, в самом начале нового века. И хотя он никогда не покидал своего родного Кенигсберга, его разум преодолел пространство и время и оставил неизгладимый след в мышлении своей цивилизации.

11. Объективный идеализм и диалектика Г. Гегеля

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников.

Основной заслугой Гегеля является разработанные им:

- теория объективного идеализма;

- всеобщий философский метод – диалектика.

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права».

В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно.

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

· субъективный дух – душа, сознание отдельного человека;

· объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское обще­ство, государство;

· абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и со­творенного им окружающего мира.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий ме­ханизм: существует определенный тезис, данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз образуется тезис все более и более высокого уровня. По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не пред­меты и явления материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической.

 

11. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Фейербах Людвиг (1804—1872) — немецкий философ-материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Характерная черта материализма Фейербаха — антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии».

Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке.

Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является, по Фейербаху, научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Эта сущность, по Фейербаху -прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида

Основой антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.

По Фейербаху, не мышление, и даже не природа, а именно человек — центр всей методологии. Поэтому, с его точки зрения, не только искусство и религия, но также и философия, логика, методология, наука и т.п. — все это проявление и раскрытие подлинной человеческой сущности.

В теории познания Фейербах продолжал линию материалистического сенсуализма, полагая, что единственным источником нашего познания являются ощущения.

С точки зрения диалектического содержания в истории материализма Л. Фейербаху явно не повезло. Дело в том, что его материализм однозначно оценивается как сугубо и исключительно метафизический.

Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике он подверг идеалистический характер гегелевской диалектики Основное содержание и смысл философии Фейербаха - отстаивание материализма. В теории познания он отстаивал точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступая против агностицизма. Религия рассматривается Фейербахом как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как «бессознательное самосознание» человека. Причины такого удвоения Фейербах видит в в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Принципы морали Фейербах выводит из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижение которого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим людям.

 

12. Марксистская философия: исторические условия формирования, основные идеи, этапы развития.

Марксизмэто диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Существенным отличием этой теории от всех предшествующих учений в философии является то, что это практическая философия для применения в реальной политике. Если раньше философия пыталась только исследовать, понять и объяснить мир, то марксизм пытается сделать то же самое, но с единственной и главной целью – изменить мир.

Изменение мира понимается марксизмом как процесс политический, связанный с насильственными, принудительными действиями в социальной сфере. Таким образом, критерием истины в марксизме является не практика бытия, как в традиционной философии, а именно революционная практика, которая своими успехами в политических реалиях истории должна подтверждать теоретические выкладки марксизма.

Сама же эта революционная практика должна по марксизму осуществляться деятельностью масс, а именно пролетариатом, интересы, которого эта философия закладывала в главный смысл главной своей цели – изменения мира.

В начале Карл Маркс и Фридрих Энгельс мировоззренчески находились на позициях гегелевской диалектики. Затем, после их встречи в 1844 году, они совместно разработали новое мировоззрение, где диалектика сочетается с материализмом.

Разработанный ими диалектический материализм рассматривает мир и все существующее в нем как материю в её многообразных проявлениях. В мире существует только материя, материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Диалектический материализм утверждает первичность материи и вторичность сознания. Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познавать мир и находить объективную истину.

С позиций диалектического материализма Маркс и Энгельс объясняли не только природу, но и историю общества. С их точки зрения в развитии общества определяющими факторами являются не потусторонние силы, не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения.

Вся человеческая история, исключая её первую ступень – первобытное общество, и высшую её ступень – коммунизм, является историей борьбы классов. Смысл истории состоит в том, что восторжествует новая, справедливая общественно-экономическая формация, коммунизм, и на этом исторические изменения общества закончатся. Это произойдет уже в обозримом будущем, когда капитализм сменится коммунизмом в результате пролетарской революции, которая установит диктатуру пролетариата сначала в развитых капиталистических странах, а затем и во всем мире.

Но это будет означать конец лишь предыстории человечества, поскольку начало его подлинной истории после победы коммунизма только начинается, так как содержание истории будет состоять в переходе от классового общества к бесклассовому, к процветающему обществу имущественного равенства всех людей.

Однако в диалектико-материалистической философии историческая практика понимается не как закономерный, но пассивный результат необходимых процессов экономических отношений. Фундаментальная идея марксизма в отношении исторической практики заключается в том, что она первична по отношению ко всему духовному миру, и к культуре, то есть обладает активностью в формировании результатов истории за счет целенаправленной деятельности людей и, таким образом, требует активной жизненной позиции каждого человека.

Создатели марксизма считали, что их философское учение будет изменяться, уточняться и обогащаться в ходе развития науки и появления новых факторов исторической практики.

В конце 19 в начале 20 века в теоретическое развитие марксизма внесли свой вклад последователи Маркса и Энгельса: Бабель, Каутский, Лафарг, Бернштейн, Плеханов и др. В основном они занимались популяризацией марксизма для его распространения и пропаганды в целях подготовки пролетарской революции в экономически развитых странах Европы.

Существенный вклад в дальнейшее развитие диалектико-материалистической философии уже в новых исторических условиях внес В.И. Ленин, отбросивший устаревшие положения марксизма, которые уже не имели силу в изменившемся мире. В этот период марксизм принял форму марксизма-ленинизма, который развил далее материалистическое понимание истории в форме учения исторического материализма.

Основные положения исторического материализма выглядят следующим образом:

1. Необходимым условием существования людей является производство материальных благ. Следовательно, материальное производство есть основа всей человеческой деятельности.

2. Материальное производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме. Общественная форма, в которой осуществляется процесс материального производства – это есть система производственных отношений.

3. Существует не один, а несколько типов производственных отношений. Таким образом, в истории существует несколько типов или форм общественного производства.

4. И поэтому с новой силой встает вопрос: почему в одну эпоху господствует одна система экономических отношений, в другую – другая, в третью – третья?

5. Ответ: характер производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил общества. Таким образом, в основе смены систем производственных отношений, а, тем самым, и способов производства, лежит развитие производительных сил.

Марксизм подразделяет все исторические формы человеческой цивилизации на пять общественно-экономических формаций:

первобытнообщинная,

рабовладельческая,

феодальная,

капиталистическая,

коммунистическая (включает две фазы – социализм и коммунизм).

При этом переходы человечества от формации к формации в марксизме считаются этапами общественного прогресса.

Общественный прогресс – это поступательное движение человечества к высшей цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. Прогресс в его чисто логическом смысле – это развитие от низшего квысшему. Но встает вопрос о критериях, на основании которых можно было бы однозначно трактовать один тип общества, как более прогрессивный, по отношению к другому.

Поскольку проблемы человека являются центральными, то критерии прогресса должны охватывать все сферы жизни человека, включая не только прогресс окружающей его действительности, но и прогресс в развитии самого человека.

А поскольку основой любого развития является развитие способа производства, то критериями прогресса можно считать факты развития науки и техники, способствующие оптимизации и автоматизации производства, то есть критерии научно-технического прогресса (НТП).

И поскольку результатами НТП являются положительные сдвиги в темпах роста экономики, то экономические показатели также являются критериями общественного прогресса.

Но все вышеперечисленные критерии не должны заслонять главную проблему – повышение уровня жизни трудящихся, рост народного благосостояния и улучшение общего качества жизни, то есть, должны переходить в критерии социального прогресса.

Кроме того, в перечень критериев должны входить положительные изменения духовности человека, повышения его морального уровня, постоянного самосовершенствования, то есть, критерии духовного прогресса.

 

 

13. Философия неоидеализма. Философия жизни.

Артур Шопенгауэр даже в среде известных и значимых философов персона неоднозначная и выделяющаяся, разумеется, выделяющаяся своими взглядами. Мыслитель опередил философские настроения своего времени более чем на век вперёд, этим в многом объясняется его ограниченная известность. До старости, даже создав свои основные труды и сформулировав свои философские взгляды, Шопенгауэр оставался весьма ограниченно известен лишь в определённых кругах, но заслуженное признание он всё-таки получил, а вернее, его труды на поприще науки.

В этой статье я постараюсь изложить философию Артура Шопенгауэра кратко, несмотря на широту его взглядов и творческую плодовитость. Лично для меня этот философ близок не столько его концептуальными взглядами, сколько персональным мировосприятием, стилем жизни и бытия, но это личные детали. Труды этого мыслителя оказали влияние на многих выдающихся философов, а Ф.В.Ницше называл его вождём трагического недовольства и выказывал солидарность с взглядами Шопенгауэра.

Философия Артура Шопенгауэра, прозванная философией пессимизма, в многом сходилась в незримом диспуте с господствующей в его время классической философией, в которой утверждались неудержимый и неограниченный прогресс, подкрепляемый успехами в науке и технике. В то же время философия мизантропа Шопенгауэра критиковала жизнелюбие и утверждала ироничность борьбы за существование с неизбежным поражением в виде смерти. То есть, иррационализм в философии Шопенгауэра выступал с критикой германской классической философии и её объективного идеализма. Плодами этой интеллектуальной борьбы стало утверждение в иррационалистической философии Шопенгауэра трёх постулатов в понимании мира:

· Сталкивание мистической интуиции познания и классической теории познания. Шопенгауэр утверждал, что только искусство, где творец лишён воли, способно быть настоящим зеркалом, истинно отражающим действительность, то есть, мудрость не продукт некоей образованности, полученной абстрактным изучением и думанием, а достижение конкретного мышления;

· Опровержение теорий прогресса и утверждений, что мир рационально и стройно сконструирован, а его движение в всех смыслах есть воплощение этого разумного замысла. Философия Артура Шопенгауэра с истинно мизантропической точки зрения подвергала критике рациональность устройства мира, а тем более специальное и изначально вольготное место, отведённое в этом мире человеку. Мыслитель полагал существование человека прежде всего как мучение;

· На основании предыдущих двух постулатов логичным выглядит рассмотрение иррационалистической философией Шопенгауэра экзистенции как критерия и методологии в миропонимании.


Проблема человека в взглядах мыслителя заключается в том, что человек не какой-то абстрактный объект познания, а включённое в мир существо, существо страдающее, борющееся, телесное и объективное. А также от этих всех объективных факторов весьма зависящее.

Другое проявление иррационализма в философии Шопенгауэра состояло в рассмотрении мудрости, где она представлялась как интуитивное познание, свободное от власти воли; отказ от волевого акта в познании и давал необходимую безвольную интуицию, необходимую для исследования мира. Такая безвольная интуиция могла лучше всего воплощаться в искусстве: лишь достигший гениальности в искусстве разум, являющийся воплощением безвольного созерцания, может быть истинным зеркалом вселенной.

 

14 и 15 пропускаем это пиздец !



Дата: 2019-05-28, просмотров: 327.