Балина 28. Принципы логопедической работы с детьми с ДЦП и дизартрией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основы логопедической коррекции дизартрии у детей с ДЦП были заложены в 40-х годах XX столетия

Дизартрия у ребенка с церебральным параличом — это сложный синдром дезинтеграции акта произношения, обу­словленный нарушением регуляции речедвижений при орга­ническом поражении центральной нервной системы. Симпто­матика дизартрии определяется локализацией патологического очага, а также ходом процессов, характерных для дефицитарного психического развития: появлением вторичных дефектов, компенсаторных и псевдокомпенсаторных систем, наличием асинхроний.

Ядром речевой патологии при дизартрии является иска­женное развитие фонетико-фонематической системы. В связи с этим основные усилия логопедов должны быть направлены на коррекцию этой стороны речи.

Основные принципы логопедической работы:

1. Логопедическая работа направлена не только на коррек­цию произношения, но и на развитие всей психической дея­тельности ребенка. В то же время основным содержанием ра­боты является формирование фонетико-фонематической сис­темы, в то время как коррекция и развитие других психиче­ских процессов имеют прикладное значение.

2. Формирование фонетико-фонематической системы долж­но быть органично связано с развитием всех компонентов речи. Нужно учесть, что произношение не является исключительно моторным актом, это процесс реализации языковой программы, в которой фонетические элементы тесно связаны между собой и с другими компонентами языка. Усилия логопеда всегда должны быть в первую очередь направлены на формирование и развитие лингвистических способностей ребенка: сначала в импрессивном плане, а затем в экспрессивном.

3. На протяжении всего курса логопедических занятий осу­ществляется формирование и развитие мотивации к совер­шенствованию звучания своей речи. По мере развития ребенка меняется его отношение к себе и окружающим, меняется его система ценностей. Это необходимо учитывать не только для успешного проведения занятий, но и для того, чтобы резуль­таты работы были необратимыми.

Первоначально нужно создавать положительную мотива­цию просто по отношению к логопедическим занятиям. Для этого следует ориентироваться прежде всего на систему отно­шений ребенка с окружающим миром, определить ведущую деятельность, преобладающую форму общения. Если у ребен­ка доминирующим является эмоционально-личностное обще­ние, то, помимо ласкового обращения, возможно, стимулом явится угощение в конце занятия. Если ребенок предпочитает ситуативно-деловое общение, необходимо проводить занятия в максимально игровой форме, поощряя небольшими подар­ками — например картинками. Постепенно ребенка нужно увлекать идеей совершенствования своей речи, обращать его внимание на приятно звучащую речь артистов и окружающих людей. В процессе общения нужно мягко подводить ребенка к мысли о том, что красивая речь позволяет достигать успехов в общении, хотя она и не является основным средством за­воевания людских симпатий.

4. Развитие фонематической системы необходимо вести с опережением по отношению к развитию фонетической систе­мы. При нормальном развитии ребенок овладевает произно­шением, ориентируясь преимущественно на слуховое воспри­ятие, именно оно является индикатором достижения конеч­ного результата в артикуляционной функциональной системе. При дизартрии роль слухового контроля возрастает, так как вследствие нарушений тонуса артикуляционной мускулатуры в оральной области происходит индивидуализированная ком­пенсация двигательной недостаточности. При этом ребенок должен ориентироваться на конечный результат — воспроиз­водимый акустический эффект. В связи с этим необходимо развивать слуховое восприятие и формировать осознанную на­правленность на достижение необходимого акустического эф­фекта у детей с дизартрией.

5. Необходимо формировать заново всю фонетическую систему, начиная с просодических компонентов. Формирова­ние артикуляции осуществляется как формирование функци­ональной системы. Главной особенностью функциональных систем является их направленность на конечный результат. Известно, что сходный акустический эффект может достигать­ся с помощью различного набора речедвижений. В связи с этим не всегда оправдана принятая в традиционной логопедии установка на первичное формирование изолированной «иде­альной» артикуляции звука с помощью упражнений. Многие артикуляционные упражнения непосильны для детей с диз­артрией. При их выполнении требуются значительно более сложные движения языка, чем в процессе произношения. Как правило, артикуляционные упражнения предполагают боль­шую амплитуду движений органов артикуляции, в то время как при речи она минимальна, иначе не достигалась бы необ­ходимая их скорость.

6. При формировании артикуляционного праксиса нужно помнить о том, что это — иерархически организованный навык. В связи с этим необходимо сначала вырабатывать по­дачу воздушной струи соответственно способу артикуляции, далее при необходимости подключать к воздушной струе голосоподачу и затем добавлять элементы артикуляции в после­довательности прохождения воздушной струи, т.е. сзади впе­ред. Нужно обращать внимание ребенка на особенности звучания обычного ротового выдоха при раз­ной конфигурации ротового отверстия, на особенности звуча­ния при различной подаче голоса, особенности звучания при различных изменениях конфигурации артикуляционного ап­парата.

И. А. Смирнова

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 224.