Амелина 16. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными клиническими признаками дизартрии являются: ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата, нарушения голосообразования и дыхания. Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы

Корковая дизартрия у детей представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, т.к. прежде всего, нарушается произношение сложных по звуко- слоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, возникают замены. Особенно трудно сочетания согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие заикание. Но у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматическом строе речи. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому.

Подкорковая дизартрия или экстрапирамидная- возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга.

Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие насильственных и непроизвольных движений в области артикуляционной и мимической мускулатуры, не контролируемые ребенком. При этом движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте. С данной формой дизартрией старший дошкольник может правильно произносить отдельные звуки, слова и короткие фразы (в игре, в беседе с близкими), а через мгновение он не в состоянии произнести ни звука, так как появляется артикуляционный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается. В том числе иногда наблюдаются выкрики, которые не контролируются ребенком "прорываются" гортанные звуки. Могут произноситься слова и фразы чрезмерно быстро или, наоборот, монотонно, с большими паузами между словами. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движений при произнесении звуков, а также из-за нарушения тембра и силы голоса.

Характерной особенностью подкорковой дизартрии выступает нарушение просодики (темп, ритм, интонация). Речь ребенка монотонная, смазанная, немодулированная, однообразная, голос с носовым оттенком, наблюдается затухание голоса, переходящее в бормотание. У таких детей чаще всего страдает слух на высокие тона (нейросенсорная тугоухость), что осложняет речевой дефект.

Мозжечковая дизартрия возникает при поражении мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС, а также лобно-мозжечковых путей.

Мозжечковая дизартрия выделяется тем, что речь является скандированной "рубленой" речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. Присутствует пониженный тонус в области мышц языка и губ. Язык тонкий распластанный, малоподвижный, отмечены трудности удержания артикуляционных укладов и слабости их ощущений (не может долго удерживать нужную артикуляционную позу). Движения языка не точные, наблюдается тремор языка (дрожание), а мягкое небо провисает и паритично. Нарушена координация движений, напоминает походку "пьяного" человека, страдает ориентация в пространстве. У таких детей подчерк размашистый.

Бульбарная, которая проявляется при заболевании продолговатого мозга. При бульбарной формой дизартрии разрушается расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого) (одностороннее поражение).

 Структура дефекта паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. У детей с данным дефектом нарушено глотание твердой и жидкой пищи, затруднен акт жевания. Недостаточная подвижность голосовых связок, мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. Парез мышц мягкого неба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают назальный оттенок. Также наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается тонус мышц (атония). Паретичное состояние мышц языка является причиной искажения звукопроизношения. Речь часто бывает невнятная, нечеткая, замедленная. При этом отсутствуют звонкие звуки, так как они оглушаются в результате пареза голосовых связок. Помимо всего сего остального нарушаются произношение губных звуков по типу приближение их к единственному глухому щелевому губно-губному звуку, смычные согласные приближаются к щелевому, переднеязычные - к единственному глухому плоскощелевому звуку

Псевдобульбарная дизартрия. Она является следствием перенесенного во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов (двустороннее поражение). По тяжелым проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи значительно выше.

Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют контур слова, т.е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произношением двусложных, трехсложных слов; четырехсложные слова нередко воспроизводятся отраженно.

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 236.